12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Светлана Ивановна331

Классный час

по профилактике вредных привычек у учащихся начальных классов

на тему:

«Вредным привычкам - «НЕТ!

Цель – профилактика табакокурения у младших школьников.


Задачи занятия:

- формирование у детей представления о здоровье как ценности;

- расширение знаний о вредном воздействии табачного дыма;

- обучение детей способам сопротивления негативному давлению со стороны окружающих;

- формирование у детей навыков адекватного взаимодействия в проблемных ситуациях.


Принцип возрастного соответствия – содержание, формы и методы работы соответствуют возрастным возможностям детей.

Принцип опережающих воздействий – формирование устойчивости к негативному воздействию одурманивающих веществ должно осуществляться заблаговременно, предваряя реальное приобщение ребенка к ним. Этим объясняется выбор возрастной целевой группы – учащиеся младших классов.

Принцип альтернативности означает, что основная задача ранней профилактики не столько предотвратить реальные пробы одурманивающих веществ, сколько сформировать у ребенка полезные навыки поведения; показать, что можно сделать свою жизнь интересной и без помощи каких-либо химических веществ. Реализация этого принципа осуществляется, прежде всего, в практической части занятия, когда ребенок не просто отказывается от вредных предложений, а выбирает более интересные и полезные занятия.

Деятельность, связанная с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, не является актуальной и значимой для младшего школьника. Поэтому опорной точкой в формировании культуры здоровья является создание ситуации интереса, игры. На занятии дети проигрывают реальные жизненные ситуации, а когда возникнет необходимость, это поможет им сделать правильный выбор.

Очень многое в предупреждении вредных привычек зависит от ситуации, сложившейся в семье. Ребенок должен чувствовать любовь и поддержку родителей, должен быть уверен, что они готовы помочь в трудных ситуациях. С этой целью я провела анкетирование среди родителей, с целью выявления их отношения к курению, а также курят ли они в присутствии детей.

После анкетирования были проведены родительское собрание «Семья без табака за или против» на котором были озвучены результаты анкетирования, мы с родителями говорили о том, что наши дети особенно подвержены влиянию пагубных привычек, что зачастую родители являются не только положительным примером для своих детей. Родители получили рекомендации по профилактике табакокурения у младших школьников.






Содержание занятия



Вводная часть

-Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем занятии мы поговорим о здоровье, о том, что помогает его сохранять и что ему вредит.

Посмотрите на доску. Кто к нам пришел?

t1681324159aa.png

Это «Болейка» и «Неболейка» (учитель обращает внимание детей на изображения двух мальчиков)

На кого вы хотите быть похожими?

t1681324159ab.png

А почему?

Верно, мы хотим быть похожими на «Неболейку», потому что он аккуратный, чистый, причесанный, веселый, сильный, здоровый... А «Болейка» неопрятный, лохматый, хилый, слабый, грустный…

Как вы думаете, что нужно делать для того, чтобы быть похожими на «Неболейку»?

Верно, нужно заниматься спортом, делать утреннюю гимнастику, следить за одеждой, закаляться, много времени проводить на воздухе, умываться, чистить зубы, правильно питаться, соблюдать режим дня, вовремя учить уроки. Все это полезные привычки, которые составляют здоровый образ жизни.

t1681324159ac.png

Кто из вас ведет здоровый образ жизни?

А как называются привычки, которые не приносят нам пользы, а, наоборот, вредят здоровью?

t1681324159ad.png

Верно, такие привычки называются вредными. Какие вредные привычки вы знаете?

Правильно, к вредным привычкам относятся: есть много конфет, потому что будут болеть зубы; долго смотреть телевизор и играть в компьютерные игры, потому что ухудшится зрение; курить, потому что это приносит большой вред всему организму. Как вы думаете, кто из наших героев может вести подобный образ жизни? Да, это «Болейка».

Сегодня мы поговорим подробнее о такой вредной привычке, как курение.


Теоретическая часть: информация о воздействии табака на здоровье и поведение человека

- Когда человек курит, то в его организм попадает более 1000 вредных веществ, а самое вредное из них – это яд никотин. Если к клюву птицы поднести палочку, всего лишь смоченную никотином, то она умрет. Собака может умереть от половины капли никотина. Для человека составляют опасность 2-3 капли никотина, столько содержится в 20 сигаретах. Если человек за раз выкурит столько, то может даже расплатиться жизнью.

Вы, наверное, уже знаете, что курение сокращает жизнь. Если человек курит в день 1-9 сигарет, то сокращает свою жизнь на 4-5 лет, если 10-19, то на 5-6 лет. Курение является причиной многих заболеваний. Одно из них – рак легких - это очень тяжелая болезнь.

Сейчас нередко курят не только взрослые, но и дети. Курение сильно сказывается на сердце, что в свою очередь приводит к быстрой утомляемости, невнимательности, плохому сну, неуспеваемости в школе.

Также курение сказывается на росте. Рост замедляется, ребенок растет хилым, слабым, вялым. Постоянное курение вызывает привычку, т.е. человеку уже трудно бросить курить.

t1681324159ae.pngt1681324159af.png

Заядлого курильщика муха крылом перешибет

Как вы понимаете значение этой пословицы?

- А сейчас я предлагаю вам собрать еще две пословицы по принципу пазлов

1-ая пословица: «Табачное зелье – утеха в безделье».


- Как вы понимаете эту пословицу?.

2-ая пословица: «Труд деньги собирает, а курение их по ветру пускает».

- О чем эта пословица?

Вы знаете: курить – здоровью вредить.

Итак, ребята, мы выяснили, что вредные привычки отрицательно влияют на здоровье людей. Давайте повторим, какие органы больше всего подвержены губительному влиянию вредных веществ.


t1681324159ag.png

Работа с динамическим пособием. По мере ответов детей учитель прикрепляет к силуэту человека изображения органов, вырезанных из красной бумаги: мозг, сердце, легкие, печень, желудок


Учитель помещает на доску знак «Не курить»

t1681324159ah.png



- Ребята, вам знаком этот знак? Что он обозначает? Где вы с ним встречались?

Правильно, такой знак можно увидеть в кинозале, в театре, в магазине, в транспорте, в больнице…. Одним словом, в общественных местах.

А почему нельзя курить в общественных местах? Потому что люди, которые находятся в одном помещении с курящим, дышат дымом. Это приносит большой вред окружающим. При курении в организм человека попадает ¼ часть от всех ядовитых веществ. Половина же вместе с выдыхаемым дымом поступают в воздух. А им дышат окружающие. Получается, что некурящие «курят». Следовательно, они получают такой же вред от табачного дыма, как и курящие.

Мы выяснили, что вредные привычки вредят здоровью человека. И все же очень многие наши знакомые, родственники курят. Почему же они это делают? Когда-то они попробовали в первый раз закурить, а за первым – второй, третий и так у них сформировалась привычка. Отсюда следует, если в первый раз не откажешься, потом это сделать труднее, почти невозможно.


Практическая часть

Тренировочные упражнения: «диалог с товарищем»

- Если вам предлагают сигарету, то ваш ответ должен быть «Нет!». Сейчас мы потренируемся, как нужно правильно отказываться от таких предложений.

Хоровое чтение различных вариантов ответов по карточкам, расположенным на доске:

Нет! Мне этого не нужно, я хочу быть здоровым!

Нет! Я не хочу подражать тем, кто не бережет свое здоровье!

Нет! Я не буду и тебе не советую!

Нет! Я спешу в шахматный кружок. Хочешь, пойдем со мной.

Нет! Вредные привычки не приводят к добру!

Нет! Лучше пойдем ко мне. Вчера мой старший брат принес новые интересные компьютерные игры. Поиграем.

Нет! У меня есть более интересные занятия!

Нет! Я не буду, пойдем лучше со мной на каток.

Нет! Мама меня просила сходить в магазин. Пошли со мной. Может твоей маме тоже нужно что-нибудь купить.

Нет! Лучше пойдем ко мне смотреть футбол. Сегодня финал!

Нет! У меня есть новые пазлы! Пойдем собирать!

Нет! Пойдем лучше погуляем с моей собакой!



- А сейчас я предлагаю вам игру, которая научит вас правильно вести себя сложных ситуациях, отстаивать свое мнение и не поддаваться на уговоры сверстников. Желающих прошу к столу. Один из вас будет играть «Болейку» (на него повязывается шарф), а другой «Неболейку» (на него надевается спортивная кепка и дается футбольный мяч).

На столе разложены карточки с вариантами предложений. «Болейка» берет одну и громко читает. «Неболейка» выбирает понравившиеся вариант на доске и отвечает товарищу.

Потом ученики меняются ролями, игра продолжается.

Варианты предложений









Варианты ответов

Хочешь, чтобы у тебя было хорошее настроение? Попробуй покурить!

Нет! Мне этого не нужно, я хочу быть здоровым!

Нет! Пойдем лучше погуляем с моей собакой!

Хочешь сигаретку?

Никто не заметит!

Нет! Я не буду и тебе не советую!

Давай закурим! От одной сигареты ничего не будет.

Нет! Вредные привычки не приводят к добру!

Давай покурим! Или ты трусишь?

Нет! У меня есть новые пазлы. Пойдем собирать!

Пошли покурим. Или тебе слабо?

Нет! У меня есть более интересные занятия!

Давай покурим! После одной сигареты к курению не привыкнешь.

Нет! Я не хочу подражать тем, кто не бережет свое здоровье!

Нет! Я спешу в шахматный кружок. Хочешь, пойдем со мной.

Почему ты не куришь? Боишься, что мама отругает?

Нет, я не буду! Пойдем лучше со мной на каток.

Нет! Мама меня просила сходить в магазин, пошли со мной. Может, твоей маме тоже нужно что-нибудь купить.

У нас во дворе многие курят, ничего с ними не случилось. Попробуй и ты!

Нет! Лучше пойдем ко мне смотреть футбол. Сегодня финал!

Нет! Лучше пойдем ко мне. Вчера мой старший брат принес новые интересные компьютерные игры, поиграем.



Проблемные ситуационные задачи

- Сейчас я расскажу вам истории, которые произошли с такими же ребятами, как и вы. Сможете ли вы помочь героям в сложной ситуации, дать правильный совет?

Первая история:

«Взрослые веселились и не обращали на Полину с Женей внимания. Им стало скучно. На столе лежала пачка сигарет. Женя предложила Полине: «Давай попробуем! Может и нам станет весело…»

- Как Полине поступить дальше? Что ответить Жене?

Вторая история:

«Когда Володя вышел из школы, к нему подошли знакомые ребята из старших классов: Коля и Саша. Коля достал сигареты, они с Сашей закурили и предложили Володе. Володя отказался, но ребята начали настаивать: «Ты что маменькин сынок? Боишься?»

- Как поступить Володе? Что ответить?

Третья история:

«Олег с братом всегда хотели быть во всем похожи на папу, они подражали ему даже в мелочах. Но у папы была вредная привычка – он курил. Однажды, когда папы не было дома, мальчики нашли на столе пачку сигарет, и брат предложил Олегу попробовать»

Как должен поступить Олег? Что ответить брату?

Варианты ответов дети выбирают на доске и хором читают.


- Молодцы! Вы справились с заданием, и теперь я уверенна, что в подобной ситуации вы не растеряетесь и сделаете правильный выбор!


Ребята, а какие чувства вы испытываете при разговоре с родителями? (следует помочь ребенку сформулировать ответ на этот вопрос: уверенность, комфорт, заинтересованность, растерянность, обиду, страх…) Как бы вы ответили им в такой ситуации?


Заключительная часть

А в завершении нашего занятия мы соберем с вами «Цветок здоровья».

У меня - разноцветные листочки, на которых написано много интересных и полезных занятий, но среди них есть и вредные привычки. (Заниматься спортом, есть много сладкого, делать утреннюю гимнастику, много смотреть телевизор, следить за одеждой, закаляться, долго играть в компьютерные игры, много времени проводить на воздухе, курить, умываться, чистить зубы, употреблять спиртные напитки, правильно питаться, соблюдать режим дня, вовремя учить уроки, заниматься музыкой, рисовать, читать книги, помогать маме)

Каждый из вас выбирает понравившийся листочек и, прочитав, решает, прикреплять ли его к «Цветок здоровья» или же удалить.


t1681324159ai.png

Дети прокомментируют свой выбор.

Молодцы! Вы все сделали правильный выбор, поэтому у нас получилось такое яркое, крепкое, здоровое дерево.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.