Разработка интегрированного урока по ОБЖ и физической культуре на тему «Вредные привычки, уносящие здоровье. Профилактика вредных привычек» (8 класс)

3
0
Материал опубликован 6 July 2017 в группе

МОУ ИРМО «Усть-Кудинская СОШ»

Разработка интегрированного урока по ОБЖ и физической культуре по теме:

60 минут о самом главном: «Вредные привычки, уносящие здоровье. Профилактика вредных привычек.

 

 

Учитель ОБЖ, Маркина Р.Ф.,

высшая квалификационная категория,

учитель физической культуры Озолс И.А,

молодой специалист.

 

Цели урока: Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни.

Задачи урока:

Образовательная: дать  понятие о вредных  привычках и их последствиях, обеспечить учащихся необходимой информацией для формирования негативного отношения к вредным привычкам, позволяющей сохранять и укреплять здоровье.

Активизация познавательной деятельности обучающихся на основе  коллективного способа обучения; усвоение знаний, умений, навыков через самостоятельный поиск информации; развитие способностей аналитического творческого мышления в условиях активных методов обучения, в частности, деловой игры.

Развивающая: формировать способность конструктивного взаимодействия с членами группы по достижению общей цели; развивать способность применения полученных знаний, а также знаний, которые еще предстоит получить при участии в деловой игре: «60 минут о самом главном»

Воспитывающая: стимулировать интерес учащихся к проблемам своего здоровья, и через активные методы обучения, предусматривающие решение одной или ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Методы и приемы:

1. словесные  методы: беседа, слово учителя, дебаты;

2. метод мотивации к общению (создание эмоциональных ситуаций) и стимулирования интереса к учению;

3. создание ситуации успеха.

Оборудование и дополнительные материалы:

Учебник ОБЖ 8 класс, А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.: «Просвещение», 2014 год.

Плакаты «Органы дыхания», макет сердца, нарисованное  хранилище тревог, самоклеящиеся листочки, ситуации в смс-сообщениях, анаграммы, видеоряд, модели здорового человека (школьника)…

Видеоролик: для изготовления прибора используются пластиковая бутылка с крышкой (из-под моющего средства), резиновая трубка длиной 5см, ватные шарики, пластилин, сигарета (лучше без фильтра), спички.

Видеоролики  социальной рекламы «Задумайся» (1 мин),  о курительных смесях и …

План  урока:

  1. Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Этап Инициация, 3-4 мин. Создание позитивного настроения и рабочей обстановки.

Метод: «Мой круг».

Этап Целеполагание, 3мин. Определение цели и содержания занятия обучающимися посредством включения ассоциативного мышления.

Метод: Видеоряд.

Этап Выяснение ожиданий и опасений, 3 мин. Инициация процесса рефлексии.

Метод «Хранилище забот и переживаний».

  1. Фаза 2 «Работа над темой»
  2. Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

 

Ход урока:

1.         Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Этап: инициация, 3-4 мин.

Создание позитивного настроения и рабочей обстановки.

 (Заставка, 60 минут)

Маркина РФ

Уважаемые гости, нашей студии! Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте!

60 минут - интересное дискуссионное шоу, в которой мы ведущие, Римма Маркина и Ирина Озолс, вместе с приглашенными гостями будем обсуждать главную тему дня: вредные привычки, уносящие здоровье! Профилактика вредных привычек.

 Сегодня,  в нашей студии будут выступать известные деятели, эксперты по актуальной проблематике, в зале присутствует аудитория, которая будет наблюдать за процессом обсуждения и задавать вопросы. Так же зрители по ту сторону экрана могут задавать нам свои смс-вопросы.

Озолс ИА.

Различные точки зрения на обговариваемый вопрос, неоднозначная и бурная реакция зрителей в зале - все это вы сможете понаблюдать в нашей студии, которая транслируется без монтажа и в живую.

Выявить скрытые мотивы, понять причины и сделать выводы. У нас есть ровно 60 минут, чтобы обсудить главную тему дня. (Заставка, 60 минут)

Метод «Создай свой круг»

Цель: выявление общих интересов, создание возможных групп по интересам,  расширение профессиональных контактов, установление личностных взаимоотношений.

Количество участников: 20-30.

Продолжительность проведения: 3-4 минут

Проведение: Очень простое и легкое упражнение, не требующее никакой предварительной работы. Можно проводить в начале или в середине  занятия в качестве небольшого перерыва для встряски участников.

Все участники становятся в большой круг или сидят на своих местах. Допустим, ведущий начинает, делая шаг вперед и выходя в центр круга, или просто встаёт со словами: «Я люблю танцевать». К нему в центр круга выходят те участники, либо сидящие поднимают руку вверх, которые тоже любят танцевать. Они приветствуют друг друга (координаты и номера телефонов можно записать попозже, когда будет кофе-брейк). Участники могут предложить самые разные темы, привязанные к общей теме занятия, а могут быть совершенно спонтанными, например:

- Я каждый день утром делаю зарядку

- У меня трое детей

- Я хочу найти новую работу

-Я каждый день выпиваю 2 литра воды

-Я прыгала с парашютом

-Я каждый день обливаюсь холодной водой

- У меня 3 раза в неделю тренировки по фитнесу

-Я умею радоваться без алкоголя

 

Этап: целеполагание, 3мин.

Определение цели и содержания занятия обучающимися посредством включения ассоциативного мышления.

Метод: Раздели на две группы или альтернативный  метод: Видеоряд, (лента времени)

https://learningapps.org/3453127 - упражнение раздели на две группы вредные и полезные привычки.

 

Этап Выяснение ожиданий и опасений, 3 мин.

Инициация процесса рефлексии.

Метод «Хранилище забот и переживаний».
Цель: Обратить внимание на опасения  и ожидания участников, принять их и частично проработать.
Материалы: Для каждого участника пять самоклеящихся листочков. 
Время: 3-4 минут. 
Структура работы:
         

Порой проходит достаточно много времени, прежде чем мы полностью включаемся в происходящее. Возможно, мы еще вспоминаем о том, где были до прихода сюда, или мысленно уже перенеслись в будущее. Наверное, у каждого есть мысли, отвлекающие его от обучения и ограничивающие его внимание. Предлагаю участникам задать организационные вопросы, на которые мы, как ведущие, можем сразу дать ответ, например: «Как долго будет длиться встреча? Полезна ли она будет для меня? Изменится ли мое отношение к моему здоровью? Что важнее духовное или физическое здоровье?» и т.д.

Работа нашего занятия пройдет легче и спокойнее, если попытаться хотя бы на время избавиться от посторонних мыслей, переживаний, опасений и снять тревогу.
 Предлагаю участникам написать о своих тревогах, опасениях, заботах и ожиданиях на листочках. Позднее мы их положим в «хранилище» и желающие смогут забрать их после встречи. По ходу нашей дискуссии некоторые опасения могут «развеяться», а ожидания оправдаться и исчезнуть из хранилища. Это символическое действие поможет нам на время встречи освободиться от забот. («Хранилищем» может быть плакатный лист (имитация облачного  хранилища, так и подписать хранилище опасений и ожиданий или хранилище тревог и переживаний) или специальная доска,  куда крепятся записки.)

Во многих случаях эта техника действительно эффективно «разгружает» участников. Если вы решите создать такое «хранилище», нужно заранее сообщить участникам, будете ли вы читать записки (они могут дать вам важную информацию о группе). Если же участники начинают семинар бодрыми и оживленными, то это упражнение можно не проводить. 

 

2.         Фаза 2 «Работа над темой».

Интерактивная лекция 6-7 минут.

Озолс Ирина Александровна

Природа создала человека для долгой и счастливой жизни. Академик Н. М. Амосов (1913—2002) утверждал, что органы и системы человека могут выполнять нагрузки и выдерживать напряжение, примерно в 10 раз большие, чем те, с которыми ему  приходится сталкиваться в повседневной жизни.

Маркина РФ

Чрезвычайно велика общая информационная емкость человеческого мозга. Он состоит из 30 млрд нервных клеток. Ученые подсчитали, что, если бы человек мог полностью использовать свою память, ему удалось бы запомнить содержание 100 тыс. статей Большой советской энциклопедии, кроме того, усвоить программы трех институтов и свободно владеть шестью иностранными языками. Однако, как считают психологи, человек использует возможности своей памяти в течение жизни лишь на 30—40%.

Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Духовное здоровье – это здоровье нашего разума, а физическое – здоровье нашего тела. Составляющие здоровья должны гармонично развиваться. Здоровье человека – бесценный дар природы. Разрушить здоровье можно, а купить нельзя.

 

Задание: расставьте показатели по блокам.

три блока показателей, которые характеризуют уровень здоровья.

Объективные показатели

 (температура тела, кровяное давление, частота пульса, процент содержания гемоглобина и число лейкоцитов в крови, содержание сахара и многие другие). Субъективные показатели

(самочувствие, настроение, наличие аппетита, сон и др.).

Первые два блока показателей здоровья определяют только качественную сторону состояния здоровья, т. е. состояние организма без нагрузки, и не учитывают его количественную сторону.

Третий блок показателей здоровья — это «количество здоровья», которое измеряется предельными возможностями организма переносить внешние нагрузки (физические, умственные, голод, холод, стресс и др.) без изменений состояния, т. е. без остаточных последствий.

 

Давайте рассмотрим  модель здорового человека. Чтобы быть здоровым, необходимо вести здоровый образ жизни, в который входят элементы, а вот какие давайте посмотрим все вместе. На доске нарисован макет школьника, желающие выходят и наклеивают элементы ЗОЖ или убирают лишние, которые не являются полезными.

(Дети дома готовят сами модели и представляют их на уроке. Допустим это цветок с записями на листочках, любые другие геометрические фигуры и тд)

Макет школьника и к нему крепим шары с надписями: соблюдение режима дня;

рациональное питание;

закаливание;

занятия физической культурой и спортом;

хорошие взаимоотношения с окружающими людьми.

 

 

- Какие факторы влияют на состояние здоровья человека? Перечислить на слайде.

Считается, что состояние физического здоровья человека напрямую зависит от фактора наследственности. Генетическая предрасположенность к определённым заболеваниям приводит к конституционной ослабленности конкретных органов, что со временем и становится причиной развития патологий.

Следующим, не менее важным фактором является образ жизни человека, наличие вредных привычек, уровень осведомленности о факторах, наносящих вред здоровью человека. Многие заболевания человек провоцирует у себя сам, пренебрегая правилами здорового образа жизни и поддаваясь искушениям и соблазнам.

 В связи с этим чётко прослеживается тесная связь между понятиями духовное и физическое здоровье.

Действительно, всё, о чём вы сейчас сказали, в той или иной мере оказывает влияние на состояние здоровья человека.

Проработка содержания темы. Активизация новых знаний (работа по теме урока)

 Маркина РФ

Каждый день можно видеть, в какой ужасной действительности мы живем. Что разрушает здоровье? Окурки, пивные банки, шприцы в подъездах, над которыми дрожат обезумевшие парни и девушки.

В настоящее время курение и употребление алкоголя глубоко вошло в быт многих людей, стало повседневным явлением. В среднем в мире курит около 50 % мужчин и 25 % женщин. По данным ВОЗ - 3 миллиона человек в год убивает табак в настоящее время, а в 2020 году от курения погибнут около 10 миллионов человек в возрасте от 30 до 40 лет.

 Алкоголизм ежегодно уносит около 6 млн. человеческих жизней (это аварии на дорогах, отравления алкоголем, заболевания связанные с употреблением алкоголя и многое другое). Продолжительность жизни курильщика сокращается на 10 лет в среднем, а алкоголика – на 15.

От наркотиков в год умирает 100 тысяч человек (продолжительность жизни наркомана 4-5лет). Согласитесь, ужасающие цифры, а ведь эти люди могли прожить дольше. Прочтите эту статистику и подумайте

Поэтому, остается актуальной проблема отказа от вредных привычек. К тому же еще одна проблема: по статистке к окончанию школы среди выпускников практически нет здоровых детей. Задумайтесь об этом!

-Какой можно сделать вывод?

Конечно. 50% процентов факторов, влияющих на наше здоровье – вредные привычки, которые изначально являются причиной многих бед и губят  жизни миллионов людей…

Видеоролик  социальной рекламы «Задумайся» (1 мин)

Маркина РФ

Все знают об этом зле, но не все воспринимают информацию о вредных привычках всерьёз, а последствия их очень серьёзны и губительны для организма человека, особенно подрастающего.

Для того чтобы неприятие к данным порокам укрепилось в вас, я предлагаю вам стать  участниками студии: «60 минут о самом главном» по проблемам  формирования негативного отношения к вредным привычкам:  алкоголизму,  табакокурению, наркотической зависимости, компьютерной зависимости и др.

 Видео «Правда о курительных смесях», о курильщиках, курительных смесях, вейп и др.

Сегодня у нас в гостях представители – разработчики национальной стратегии по борьбе против табака Цецхладзе Даниэль, Коровктина Анастасия, Тихонова Алина.

Маркина Р.Ф.: значительный ущерб, наносимый жизни и здоровью граждан, развитие ситуации с распространением потребления табака, курительных смесей в Российской Федерации, являются существенным основанием для принятия Стратегии. В чём заключается миссия данной стратегии?

Цецхладзе Даниэль:

Миссия - защита нынешнего и будущего поколений россиян от разрушительных последствий для здоровья человека от табака. Выполнение данной миссии означает формирование общества, в котором граждане защищены от потерь многих лет продуктивной жизни, материального ущерба в результате потерь заработной платы, сокращения производительности труда и расходов на лечение заболеваний, связанных с потреблением табака.

Маркина Р.Ф.: какую зависимость вызывает курение табака? Что поражает табачный дым?

Коровкина Анастасия, (плакат «Органы дыхания», « макет сердца»):

 Курение табака является одной из наиболее распространенных вредных привычек. С течением времени она вызывает физическую и психическую зависимость курильщика.
 Прежде всего, от табачного дыма страдает легочная система, разрушаются механизмы защиты легких, и развивается хроническое заболевание — бронхит курильщика.

Содержащиеся в табачном дыме радиоактивные вещества иногда способны вызвать образование раковых опухолей. Табачный дым вредно влияет не только на курящего, но и на тех, кто находится рядом с ним.

Тихонова Алина, (плакат «Органы дыхания», « макет сердца»). Что вы скажите о пассивных курильщиках?

Если в семье курят оба родителя, то дети вдыхают такое количество никотина, которое получали бы, если бы сами выкуривали по 80 сигарет в год.
Жены курильщиков живут на 4 года меньше, чем жены некурящих мужчин.

Некурящему достаточно 1 час провести в накуренном помещении, чтобы в его организм попали все вредные вещества в количестве, которое содержится в одной выкуренной сигарете.

Смс-письмо №1

Однажды, в  школьном  лагере, во время одного из походов товарищ предложил мне попробовать закурить сигарету. Сам при этом демонстративно закурил, начал рассказывать, как это легко и просто, что он ощущает приятное состояние от сигарет, говорил, что никто не узнает; родители далеко, воспитатели заняты другими заботами.

Как поступил бы ты в такой ситуации?

Маркина Р.Ф.

- Назовите органы, на которые курение оказывает немедленное воздействие.

- Каким образом табачный дым действует на эти органы? (на слайдах фото: легкие человека, пальцы рук желтеют, зубы теряют белизну и чернеют, а можно сделать макет лёгкие здорового  человека и курильщика)

Врач-кардиолог высшей категории Городской клинической больницы №1 города Иркутска, Отделение сосудистой хирургии  - Кубышкина Кристина.

Кристина, скажите, как влияют табачные яды на сердце? Макет сердца.

Сердце – важнейшая мышца организма, перекачивающая кровь и доставляющая ее по всем органам и тканям. Табачные яды заставляют сердце биться чаще, чем положено в норме. Если сердце нормально тренированного человека бьется с частотой 70 ударов в минуту, сердце курящего вынуждено делать на 5-10 ударов в минуту больше, а в сутки – на 12-15 тысяч сокращений больше. А значит, сердце курящего  изнашивается намного быстрее, больше подвержено различным заболеваниям, поэтому курильщики живут меньше, чем некурящие. У курящих сосуды сужены и сердцу труднее проталкивать кровь через них, из-за чего ему приходится выполнять дополнительную работу.

У некурящих легочная ткань эластичная, светлая. В легких происходит насыщение крови кислородом, поэтому они являются одним из важнейших органов.

(Фото сердце курильщика и здорового человека)

 

(Если позволяет время урока, занятия) СМС-сообщение: Мой папа умер от сердечного приступа 2 года назад. Причины тому были разные, но, основная  – курение. Я сам не курю, но курят мои друзья, которые знали моего отца, любили его и видели, что с ним стало. Конечно, я всё равно буду дружить с ними, даже если они будут продолжать курить, только вот всякий раз, когда они закуривают сигарету, я злюсь и расстраиваюсь. Как мне их убедить и сказать всё, что я думаю без  нравоучительства?

 

Демонстрация опыта. Эксперименты, которые могут изменить мир. Опыт сделать заранее и снять на видео или просто показать результаты эксперимента. Группа исследователей-экспериментаторов «Самоделкины: бери и делай», Шилякин Владислав, Дздзя Дмитрий и Мокрецов Игорь: (кратко рассказать об опыте)

 - Сейчас вы увидите, что происходит с легкими при курении. Бутылка - это макет легкого. Как проводим опыт: возьмем сигарету без фильтра, а вместо фильтра возьмем вату. Поджигаем сигарету. Учитель руками сжимает и разжимает бутылку, поясняя, что это “вдох-выдох” макета. Прозрачная бутылка позволяет просматривать дым изнутри. Опыт проводится до тех пор, пока не выгорит вся сигарета, а затем ее потушить.

Озолс ИА

- Как выглядит ватный шарик после эксперимента? Как выглядят стенки бутылки?

- Вы когда - нибудь общались с курящим человеком «со стажем»? Какие изменения в его организме, внешности вы замечали?

Представьте, подобно тому, как сигаретный дым проходит через вату, он проходит и через легкие курящего человека.

Закурил человек, затянулся и выдохнул табачный дым. Что же произошло?  

Шулятьева Алёна:

Температура тлеющего табака составляет около 3000С, при затяжках доходит до 11000С, но это на другом конце сигареты, а на  входе температура табачного дыма порядка 50-600С. Вроде бы не много, но если учесть, что средняя температура тела человека 36,60 С, то 600С создает повышенное температурное воздействие на 230С, что можно отнести к экстремальному.

Такому же тепловому воздействию, да еще сопутствующему химическому подвергаются зубы, язык, слизистая оболочка полости рта, глотки, гортани, дыхательных путей. Среди больных раком полости рта выявлено 90% курящих.

Зверев Максим:

Мы увидели воздействие лишь 1 сигареты на «легкие», курильщик выкуривает много сигарет и его легкие выглядят значительно чернее.  Жизненная емкость легких у курящих меньше более чем на 20% объема легких у  некурящих, вентиляция их снижена. Табачный дым снижает проходимость бронхов. По данным французских ученых курильщики в 15-20 раз чаще страдают злокачественными опухолями органов дыхания.

(Если позволяет время урока, занятия)Смс-письмо №3

Я и мой друг имеем серьёзные намерения. Мы даже пару раз говорили о том, чтобы пожениться. Нам повезло в том, что наши мнения во многом совпадают.   Но когда мы заговорили о детях, мы чуть не поспорили. Дело в том, что мы оба курим. Я знаю, что это может нанести вред мне и будущему ребёнку, поэтому я решила бросить, мой друг меня целиком поддерживает. Однако он считает, что его курение не принесёт вреда никому.

Прав ли он? Как  ты считаешь?

Курительные смеси, электронные сигареты, вейп, курение пара, фото и видео: взрыв во рту и тд.

Обсуждение. Представитель ГУ МВД России по Иркутской области Отдел по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (38.mvd.ru) – Мирхисенов Дмитрий. Действительно, что наркоманы  обрекают себя на пожизненное кислородное голодание?

Наркоман уже никогда не сможет дышать досыта. Он обрекает себя на пожизненное кислородное голодание (гипоксию).

 Наркоманы также чаще всего умирают от остановки дыхания при случайной передозировке наркотиков. Смерть наступает уже через 5 минут после внутривенного введения наркотика. Помощь обычно не могут и не успевают оказать.

Маркина РФ:

Вы знаете о том, что  05. 12. 2013 года вступил в силу Федеральный закон Федеральный закон от 07.06.2013 № 120-ФЗ  «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ». Это значит, что школьников проверяют на употребление наркотиков. Как проводят тестирование на наркотические вещества?

Мирхисенов Дмитрий:

Тестирование проводят по слюне. Результаты готовы сразу: одна полоска - чисто, две - значит употреблял. Что именно и как долго, станет известно через неделю, когда подозрительные тесты проверят в лаборатории. Тогда тому, кто попался, как минимум, не избежать разговора с родителями.

Как вы относитесь к принятию этого закона? Вопрос студии.

Ответы учеников.

 Врач-кардиолог высшей категории Городской клинической больницы №1 города Иркутска, Отделение сосудистой хирургии  - Кубышкина Кристина Владимировна.

Кристина Владимировна как влияют наркотики на сердечнососудистую систему? Получают ли они удовлетворение от пищи? Какой у них цвет кожи?

Функции всех клеток слабеют, они и весь организм дряхлеют, как в глубокой старости. Наркоман уже не может развить достаточно больших усилий, справляться с привычным объемом работы. Старческие изменения в юном возрасте никак не добавляют радостей в жизни.

 Русаков Данил

У наркоманов уменьшаются все вкусовые и обонятельные ощущения. Они уже не могут в полной мере получать удовольствия от пищи. Обычно наркоманы имеют дефицит веса. Наркотики вызывают спазм гладкомышечных сфинктеров кишечника. В результате этого задерживается переход каловых масс из одного отдела в другой. Возникают запоры на 5-10 дней. Каловые массы задерживаются в кишечнике на 10 дней. Процессы гниения и разложения в кишечнике все время продолжаются. Образующиеся токсины всасываются в кровь и разносятся по всему организму, повреждают клетки, вызывают их старение и гибель. У наркоманов всегда плохой цвет и запах кожи.

В палатах с наркоманами стоит неприятный специфический запах.
Главный врач Областного перинатального центра - Протопопов Владислав Юрьевич. Владислав Юрьевич, какое влияние наркотики оказывают  на репродуктивную систему? 

У наркоманов обычно не бывает детей, часто рождаются дети с уродствами.

Наркоманы очень часто заражаются гепатитом и ВИЧ.
Наркоманы живут в среднем 5 лет — меньше чем больные ВИЧ-инфекцией и раком.

Трагедия наркоманов заключается в том, что они добровольно попали в рабскую зависимость от наркотических веществ, может быть, потому, что в первый раз постеснялись отказаться от пробы наркотика. Воспитайте в себе твердость при отказе попробовать наркотическое вещество, кто бы вам его не предлагал.

О вреде об алкоголя.

Обсуждение. Рогачкова Елизавета сотрудник автономной некоммерческой организации медицинского реабилитационного центра г. Ангарска «Перекресток семи дорог».

Елизавета, много ли пациентов в вашем центре? Как происходит лечение добровольно или принудительно?

Алкоголиком может стать каждый при систематическом употреблении спиртных напитков, в том числе и пива. Ознакомимся с тем, что способен сделать алкоголь с нашим организмом.

Мозг. Алкоголь замедляет циркуляцию крови в сосудах мозга, приводя к постоянному кислородному голоданию его клеток, в результате чего наступает ослабление памяти и медленная психическая деградация.

Кишечник. Постоянное воздействие алкоголя на стенку тонкого кишечника приводит к изменению структуры клеток, и они теряют способность полноценно всасывать питательные вещества и минеральные компоненты, что заканчивается истощением организма алкоголика.

Матющенко Кирилл

Печень. Учитывая, что 95% всего поступающего в организм алкоголя обезвреживается в печени, ясно, что этот орган страдает от алкоголя больше всего: возникает воспалительный процесс (гепатит), а затем и рубцовое перерождение (цирроз). Печень перестает выполнять свою функцию по обеззараживанию токсических продуктов обмена, выработке белков крови и другие важные функции, что приводит к неизбежной смерти больного.

Поджелудочная железа. Больные, страдающие алкоголизмом, в 10 раз больше подвержены вероятности заболеть диабетом.

Кожа. Пьющий человек почти всегда выглядит старше своих лет: его кожа очень скоро теряет свою эластичность и стареет раньше времени.

Маркина РФ:

Лучший способ борьбы с вредными соблазнами – никогда не брать в рот сигарету, не употреблять алкогольные напитки, не пробовать психоактивные и наркотические вещества. Или немедленно последовать примеру людей, бросивших и отказавшихся от вредных привычек. Как сказал великий китайский мудрец Лао То: “Тот, кто может победить другого – силен, тот, кто может победить самого себя – поистине могуществен!”

Любая положительная деятельность может быть толчком к отказу от вредных привычек. Для того, чтобы быть здоровым, счастливым и веселым, лучше заниматься любимым делом: тренировать свое тело, петь, рисовать, вышивать, слушать пение птиц, ходить в походы, на концерты, посещать театры, читать книги, дружить...

Что вы можете предложить? (лучше ничего не делать, чем пить и курить).

Мы предлагаем пойти в спортзал и показать как мы преодолеваем…

 

Переход в спортзал:

ОРУ в ходьбе:

- Руки в стороны на носках

- Руки за голову на пятках

-Руки на пояс на внешней стороне стопы

-Руки на пояс высокое поднимание колена

ОРУ в беге:

-Захлёстом голени

-С высоким подниманием бедра

-С выносом прямых ног вперёд

-Приставным правым (левым) боком

-Подскоки

ОРУ на месте:

№ упр Содержание упражнения    Дозировка     Организационно-методические указания

I          И.п.- о.с.

1-2 - правую назад на носок, руки вверх - наружу, прогнуться.

3 - 4 - и.п.

5 - 8 - то же с левой. 6 - 8 раз          В положении «руки вверх» смотреть на руки.

II         И.п.- о.с.

1-шаг левой правую назад, руки в стороны.

2 - и.п.

3- шаг правой левую назад, руки вверх, смотреть вверх.

4-и.п.  6 - 8 раз          Отвести прямую ногу максимально назад.

III       И.п. - стойка ноги врозь, руки вверх.

1- наклон вправо.

2- наклон влево.       6 - 8 раз          Наклоны выполнять на каждый счет. Поднимая руки вверх, смотреть на руки.

IV       И.п. - стойка ноги врозь, руки на пояс.

1 - поворот туловища направо, правую руку в сторону ладонью вверх.

2 - и.п.

3 - 4 -то же в другую сторону.        6 - 8 раз          Руку держать на уровне плеча, при повороте смотреть на руку.

V         И.п. - стойка ноги врозь, руки к плечам.

1 - поворот туловища налево, руки в стороны.

2 - и.п.

3 - наклон касаясь.

4 - и.п.

5-8 - тоже в другую сторону.          10 -12 раз       В наклоне касаться руками пола, ноги удерживать прямыми.

VI       И.п. - руки назад в замок.

1,2,3, -пружинящие наклоны, руки назад.

4 - и.п.            10 -12 раз       В наклоне руки отводить максимально назад.

VII      И.п. - широкая стойка, ноги врозь, руки на поясе.

1 - наклон касаясь правой.

2 - наклон касаясь левой.

3 - приставляя левую, присед, руки вперед.

4 - и.п.

5- 8 - то же, приставляя правую.    6 - 8 раз          При наклоне не сгибать ноги в коленном суставе. Присед выполнять сначала на носках, а в конце упражнения на полной ступне.

VIII    И.п. - широкая стойка ноги

врозь, руки в стороны; 1- присед на правой, руки вперед; 2 –и.п.; 3 – присед на левой, руки за голову; 4- и.п.            6 - 8 раз          Сгибая одну ногу, другую не сгибать, спину держать прямо.

IX       И.п. - упор присев на правой,

левую в сторону. Смена положений ног. 6 - 8 раз          Смену ног выполнять прыжком и на каждый счет. Таз высоко не поднимать.

X         И.п. - о.с.

1- прыжком стойка ноги врозь, руки вверх, хлопок.

2- прыжком и.п.       10 - 12 раз      Разучить упражнение:

- по разделениям,

- медленно со счетом.

Прыжки выполнять максимально высоко. Постепенно увеличивать темп выполнения.

XI       Ходьба на месте       10-15 сек.       В ходьбе спину держать прямо, высоко поднимать ногу.

XII      И.п. – стойка ноги врозь

1-4- подняться на носки, руки вверх, вдох.

5-8- вернуться в и.п., выдох.          10 -12 раз       Темп выполнения медленный. В положении руки вверх смотреть на руки.

Восстановить дыхание.

 

Полоса препятствия (Делимся на две команды)

Комплекс упражнений с гимнастической палкой для формирования правильной осанки

I.         И.п. Палка сзади на уровне плеч, хват за оба кона.

1.         поворот головы вправо

2.         И.п

3.         поворот головы влево

4.         И.п.

 

II.        И.п. . Палка сзади на уровне плеч, хват за оба кона.

1.         поднять палку вверх и опустить до локтей.

2.         поднять палку вверх и опустить до копчика

3.         от копчика до паха

III.      И.п палка впереди (Вращения)

1.         правую руку вверх, левую вниз

2.         левую руку вверх, правую вниз

IV.      И.п Палка стоя на полу, упереться руками, прогнуться в спине.

1.         спускаемся вниз перебирая руками по палке.

2.         поднимаемся вверх.

V.        Палка в правой руке сзади на левом плече, левая рука сверху на палке.

1.         правую руку теним вперёд (левая натягивается)

2.         левую руку выводим  вперёд (правая натягивается)

 

VI.      И.п Палка сзади  по центру, правая рука снизу, левая  сверху

1.         натягиваем левую руку вверх, задержать в этом положении

2.         правую руку теним вниз натягивается левое плечо

Для укрепления связок, суставов, мышцы спины

VII.    

1.         Нижнее положение хват по середине, сжимаем палку на  6с/

2.         Верхнее положение хват по середине, сжимаем палку на 6с.

3.         Среднее положение (руки согнуты в локтях), сжимаем палку на 6 с

4.         Палку за спину, хват по середине, сжимаем палку на 6 с

VIII.  

1.         Нижнее положение хват по середине, растягиваем палку на  6с/

2.         Верхнее положение хват по середине, растягиваем палку на 6с.

3.         Среднее положение (руки согнуты в локтях), растягиваем ем палку на 6 с

4.         Палку за спину, хват по середине, растягиваем палку на 6 с

 

Преодоление полосы препятствий

Домашнее задание: запись в электронном дневнике.

1        уровень - спросите у ваших родных и близких о вредных привычках и как они с ними борятся?

2        Уровень:

А) разработайте комплекс упражнений для правильной осанки.

Б) разработать ряд наиболее значимых жизненных ориентиров, которые будут способствовать  формированию ЗОЖ, например:

§  четко сформулированную цель жизни и обладание психологической устойчивостью в различных жизненных ситуациях; знание форм своего поведения, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья;

§  стремление быть хозяином своей жизни, верить в то, что правильный образ жизни даст положительные результаты;

§  выработать у себя правильное отношение к жизни, воспринимать каждый день как маленькую жизнь, ежедневно получать от жизни хотя бы маленькие радости;

§  развить в себе чувство самоуважения, осознание того, что вы не зря живете, что все задачи, стоящие перед вами, вы в состоянии решить и знаете, как это сделать; постоянно соблюдать режим двигательной активности (удел человека — вечно двигаться; нет никаких средств, которые бы заменили движение);

§  соблюдать гигиену и правила питания; соблюдать режим труда и отдыха;

§  быть оптимистом, двигаясь по пути укрепления здоровья;

§  ставить перед собой достижимые цели, не драматизировать неудачи, помнить, что совершенство в принципе недостижимая вещь;

§  радоваться успехам, так как во всех человеческих начинаниях успех порождает успех.

По желанию:

1.      Анаграмма. – Слово или словосочетание, образованное перестановкой букв или слогов другого слова. Необходимо сложить слова, обозначающие последствия воздействия алкоголя на организм человека. [2]:  ФАРКТИН (инфаркт), ДЫОКША (одышка), РИЦЗОР (цирроз), ЯРНАЯН МРЕСТЬ (ранняя смерть).

2.      Игра “буриме”. Группам предлагаются готовые рифмы, из которых должно вырасти стихотворение.

3.      _____________________ годы

4.      _____________________ пьешь

5.      _____________________ невзгоды

6.      _____________________ пропадешь

 

3.Упражнение «Мой выбор»: https://learningapps.org/257350

 

Итог урока

Цель урока – содействие формированию ЗОЖ – достигнута. Поднимите руки, кто готов задуматься о выборе здорового образа жизни, об отказе от соблазна. Давайте подведем итог. Какие вы сделали выводы из урока?

Замечательно! И еще. Есть такая фраза: “Ум и руки – на пользу обществу!”

Вам, молодым, предначертано судьбой жить в XXI веке, да и не только жить, а еще и творить, вершить полезные, добрые, вечные дела.

Впереди ожидает Вас

           Дружба и свет любимых глаз,

           Шум и радость жизни,

           И служение нашей Родине - Отчизне.

           Новых звезд и открытий блеск,

           А не вредных соблазнов треск.

Вредные привычки, это порождение варварства, мёртвой хваткой держат человечество со времён седой старины и собирают с него чудовищную дань, пожирая молодость, подрывая силы, подавляя энергию, губя лучший цвет рода людского. Я думаю,  что  знания, полученные на сегодняшнем уроке, помогут вам избежать этой участи.

Рефлексия

Перед тем, как покинуть класс, сыграйте в биатлон (зимний вид спорта) подойдите к мишени и сделайте свой «выстрел» маркером, дайте оценку:

На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.

1) теме урока;

2) работе учителя

3) своей работе;

4) работе своих одноклассников;

5) разным видам деятельности.

Чем более вы удовлетворены, тем ближе к центру вы ставите точку.

А мы с вами прощаемся. Теперь вам есть над, чем задуматься и, может что-то изменить в своей жизни. Берегите себя и близких!

 

 

 

Список литературы.

1.      Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» составлена на основе программы для общеобразова­тельных учреждений: Основы безопасности жизнедеятель­ности: 5-11 классы/ А.Т. Смирнов, Л.П. Анастасов, Б.О. Хренников и др.; Под общ. ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2011 – 112 с.

2.      Учебник для общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности: 8 класс», Смирнов А.Т., Хренников Б.О. М.: Просвещение, 2015 год.

  1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Система заданий 5 – 9 классы. /Под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – М.: Просвещение, 2013 год.
  2. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Система заданий 5 – 9 классы. /Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – М:, Просвещение, 2013.

 

Источники:

  1. Диск: videouroki.net, 8 класс.
  2. http://www.1tv.ru/news/health/24764
  3. Упражнение «Мой выбор»: https://learningapps.org/257350

4.      https://learningapps.org/3453127 - упражнение раздели на две группы вредные и полезные привычки.

 

 

Конспект АМО-урока (занятия)

Организационная информация

Команда, разрабатывающая АМО-урок (занятие)

Маркина Р.Ф., Озолс И.А.

Предмет

ОБЖ и физическая культура

Класс,  профиль класса/группа, количество человек

8 класс, 24 человека

Продолжительность урока (занятия)

60 минут

Методическая информация

Тема урока /занятия

 

«60 минут о самом главном: Вредные привычки, уносящие здоровье»

Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)

Данный урок можно использовать в 8 классе по любому УМК (Смирнов, Хренников)

Классификация урока/занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями)

Данный урок проводится в соответствии с рабочей программой по ОБЖ 8 класса.

Психолого – педагогическая   характеристика особенностей класса /коллектива/группы

(раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива,  наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать;  объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива).

Отличительной возрастной особенностью восьмиклассников  является усиление интереса  друг  к другу со стороны мальчиков и девочек, что необходимо учитывать при организации работы в группах. В этом возрасте начинает проявляться «чувство взрослости», которое проявляется в стремлении сделать что-то значимое, социально поощряемое, в отстаивании собственной точки зрения, соблюдении принципов справедливости. Поэтому в данный возрастной период удачным будет применение как коллективных, так и индивидуальных форм работы (возможно в группах сменного состава), что позволит создать условия для формирования широкого спектра способностей, выделению круга устойчивых интересов, развитию навыков личностного общения в группе сверстников и способов их взаимопонимания.

Ориентируясь на средние статистические данные можно предположить, что в классе  дети делятся по типу восприятия учебного материала: 40% - визуалы, 25% -аудиалы, 20% -кинестетики, 15%  обладают смешанным типом восприятия. Поэтому  в данный урок были включены различные формы подачи учебного материала: иллюстративные, видео, экспериментальные задания, эмоциональное «живое» слово учителя и др., игровые ситуации – деловая игра, экспериментальная деятельность с реальным оборудованием или компьютерный эксперимент.

 В целом обучающиеся весьма разнородны с точки зрения своих индивидуальных особенностей: памяти, уровня работоспособности, темпа деятельности и темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними различных форм и методов работы.

Часть класса – дети со средним или низким уровнем способностей, невысокой мотивацией, отличающиеся слабой организованностью. Чтобы включить этих детей в работу на уроке будут использованы нетрадиционные формы организации их деятельности, мотивирование посредством  создания ситуации успеха. Вовлечение обучающихся в деятельностный процесс, создание комфортной психологической обстановки, обеспечение благоприятных эмоциональных условий (ситуации даже маленького успеха)  будет способствовать повышению мотивации к изучению ОБЖ и последующему расположению для соблюдения здорового образа жизни и отказу от вредных привычек.

Цели урока/ занятия

 

Цели урока: Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни.

Задачи урока:

Образовательная:создать условия, при которых обучающиеся  поймут и осознают  последствия вредных  привычек, обеспечить учащихся необходимой информацией для формирования негативного отношения к вредным привычкам, позволяющей сохранять и укреплять здоровье.

Активизация познавательной деятельности обучающихся на основе  коллективного способа обучения; усвоение знаний, умений, навыков через самостоятельный поиск информации; развитие способностей аналитического творческого мышления в условиях активных методов обучения, в частности, деловой игры.

Развивающая: формировать способность конструктивного взаимодействия с членами группы по достижению общей цели; развивать способность применения полученных знаний, а также знаний, которые еще предстоит получить при участии в деловой игре: «60 минут о самом главном»

Воспитывающая: стимулировать интерес учащихся к проблемам своего здоровья, и через активные методы обучения, предусматривающие решение одной или ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Задачи урока/ занятия

 

1)      Установить последствия вредных привычек

2)      Применить полученные знания.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия

 

В ходе урока обучающиеся приобретут навыки работы в группах, индивидуально (умения распределять роли, организовывать учебное сотрудничество, презентовать результаты своей деятельности), сбора, анализа и обработки информации, полученной экспериментальным путем, закрепят знания о последствиях вредных привычек, о здоровом образе жизни и др.

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению

 

ЗОЖ и его элементы: двигательная активность; рациональное питание; соблюдение режима труда и отдыха; личная гигиена; психическая и эмоциональная устойчивость; отказ от вредных привычек.

 

Подробный конспект урока/занятия

Фаза урока (занятия)

Этап

Цели фазы и этапа

Время, продолжительность

этапа

Название метода

Происхождение метода (выберите и укажите необходимое)

- Авторский

- Заимствованный, но измененный или адаптированный

- заимствованный

Подробное описание АМО по установленной схеме:

 

- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

-  Варианты проведения метода

 

Инструкции учителя  обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

УУД, которые формируются при использовании данного АМО  (выберите и расшифруйте необходимое)

- Личностные

- Регулятивные, включая действия саморегуляции

- Познавательные, включая общеучебные и логические

- Знаково-символические

- Коммуникативные

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)

 

- Информационная

- Учебно-познавательная

- Коммуникативная

- Социальная

 

 

Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия), позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных целей.

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Инициация

3-4 минуты

Создание позитивного настроения и рабочей обстановки

 

 

 

 

 

Мой круг

Заимствованный, немножко адаптированный

Цели и задачи: создание рабочей атмосферы и позитивного настроя, выявление общих интересов, создание возможных групп по интересам,  расширение профессиональных контактов, установление личностных взаимоотношений.

 

Вопросы:

- Я каждый день утром делаю зарядку

- У меня трое детей

- Я хочу найти новую работу

-Я каждый день выпиваю 2 литра воды

- Я всегда посещаю уроки физической культуры

-Я прыгала с парашютом

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы будем говорить о вредных привычках, уносящих здоровье! Как с помощью духовного здоровья обрести физическое?  Какое будущее нас ожидает в случае не отказа или отказа от вредных привычек?

Я предлагаю вам всем немножко познакомиться поближе.

Все участники становятся в большой круг или сидят на своих местах. Допустим, ведущий начинает, делая шаг вперед и выходя в центр круга, или просто встаёт со словами: «Я люблю танцевать». К нему в центр круга выходят те участники, либо сидящие поднимают руку вверх, которые тоже любят танцевать. Они приветствуют друг друга (координаты и номера телефонов можно записать попозже, когда будет кофе-брейк, у нас отличная столовая, пообедаем вместе). Участники могут предложить самые разные темы, привязанные к общей теме занятия, а могут быть совершенно спонтанными, например: - У меня трое детей.

 

Коммуникативные УУД – умение вступать в общение, поддерживать его, что обеспечивает эффективность взаимодействия и работы учащихся в создаваемых группах.

 

Формируется  коммуникативная компетентность – способность вступать в общение, устанавливать контакты между участниками.

 

Для процесса интеракции применяется метод «Мой круг», направленный на  эмоциональное раскрепощение участников образовательного процесса.

 Динамическое начало создает условия для максимальной включенности обучающихся в урок, способствует установлению контактов между участниками процесса и их позитивному настрою.

Этап

Цели фазы и этапа

Время, продолжительность

этапа

Название метода

Происхождение метода (выберите и укажите необходимое)

- Авторский

- Заимствованный, но измененный или адаптированный

- заимствованный

Подробное описание АМО по установленной схеме:

 

- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

-  Варианты проведения метода

 

Инструкции учителя  обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

УУД, которые формируются при использовании данного АМО  (выберите и расшифруйте необходимое)

- Личностные

- Регулятивные, включая действия саморегуляции

- Познавательные, включая общеучебные и логические

- Знаково-символические

- Коммуникативные

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)

 

- Информационная

- Учебно-познавательная

- Коммуникативная

- Социальная

 

 

Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия), позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных целей.

Целеполагание

3 минуты

определение цели и содержания занятия обучающимися посредством включения ассоциативного мышления.

Метод: Раздели на две группы или альтернативный  метод: Видеоряд, (лента времени)

Заимствованный

Цели и задачи: определение цели и содержания занятия обучающимися посредством включения ассоциативного мышления.

Необходимые материалы: презентация с подборкой фотографий, где изображены различные вредные привычки.

Предварительная подготовка: сформировать несколько слайдов презентации из подобранных фотографий.

Технология проведения:

Примечание: набор фотографий и картинок для слайдов должен отражать единую идею – вредные привычки, уносящие здоровье. Во время анализа изображений, при постановке обучающимися цели занятия, учитель может задавать наводящие вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итак, впереди нас ждет увлекательное занятие.

Личностные УУД:

- ориентация на содержательные моменты учебной задачи

Познавательные УУД:

- овладение креативными навыками продуктивной деятельности (осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков);

- активизация мыслительной деятельности обучающихся, включение ассоциативного мышления.

 

Ценностно-смысловая компетентность: умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков.

Применение психологического приема – видеоряд, создает возможность учащимся самостоятельно сформулировать тему урока, его цели и поставить задачи для своей дальнейшей деятельности.

 

Этап

Цели фазы и этапа

Время, продолжительность

этапа

Название метода

Происхождение метода (выберите и укажите необходимое)

- Авторский

- Заимствованный, но измененный или адаптированный

- заимствованный

Подробное описание АМО по установленной схеме:

 

- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

-  Варианты проведения метода

 

Инструкции учителя  обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

УУД, которые формируются при использовании данного АМО  (выберите и расшифруйте необходимое)

- Личностные

- Регулятивные, включая действия саморегуляции

- Познавательные, включая общеучебные и логические

- Знаково-символические

- Коммуникативные

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)

 

- Информационная

- Учебно-познавательная

- Коммуникативная

- Социальная

 

 

Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия), позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных целей.

Выяснение ожиданий и опасений

3 минуты

Инициация процесса рефлексии

«Хранилище ожиданий, забот и опасений»

авторский

Цели и задачи: создание безопасной, психологически комфортной обстановки в классе; инициация процесса рефлексии, обеспечение условий для реализации личностно-ориентированного подхода к обучающимся.

Необходимые материалы:

Предлагаю участникам написать о своих тревогах, опасениях и заботах на листочках. Позднее мы их положим в «хранилище» и желающие смогут забрать их после встречи.

Это символическое действие поможет нам на время встречи освободиться от забот.

(«Хранилищем» может быть плакатный лист (имитация облачного  хранилища, так и подписать хранилище опасений и ожиданий или хранилище тревог и переживаний) или специальная доска,  куда крепятся записки.)

Порой приходится достаточно много времени, прежде чем мы полностью включаемся в происходящее. Возможно, мы еще вспоминаем о том, где были до прихода сюда, или мысленно уже перенеслись в будущее. Наверное, у каждого есть мысли, отвлекающие его от обучения и ограничивающие его внимание. Предлагаю участникам задать организационные вопросы, на которые мы, как ведущие, можем сразу дать ответ, например: «Как долго будет длиться встреча? Полезна ли она будет для меня? Изменится ли мое отношение к моему здоровью? Что важнее духовное или физическое здоровье?» и т.д.  

 Работа нашего занятия пройдет легче и спокойнее, если попытаться хотя бы на время избавиться от посторонних мыслей, переживаний, опасений и снять тревогу.

Личностные – участники не только делятся своими опасениями, ожиданиями и желаниями, но и раскрывают мотивационную сферу своей личности, свои склонности, интересы; идентифицируют себя по отношению к профессии.

Социальные компетенции,  в частности  ценностно-смысловые компетенции - способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение.

Для выяснения ожиданий и опасений участников используется метод «Хранилище забот и опасений», который гармонично вписывается в тематику урока и  способствует снятию напряженности.

 По ходу урока учащиеся могут снимать те листочки, на которых были записаны сбывшиеся ожидания и неоправдавшиеся опасения.

 

 

Этап

Цели фазы и этапа

Время, продолжительность

этапа

Название метода

Происхождение метода (выберите и укажите необходимое)

- Авторский

- Заимствованный, но измененный или адаптированный

- заимствованный

Подробное описание АМО по установленной схеме:

 

- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

-  Варианты проведения метода

 

Инструкции учителя  обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

УУД, которые формируются при использовании данного АМО  (выберите и расшифруйте необходимое)

- Личностные

- Регулятивные, включая действия саморегуляции

- Познавательные, включая общеучебные и логические

- Знаково-символические

- Коммуникативные

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)

 

- Информационная

- Учебно-познавательная

- Коммуникативная

- Социальная

 

 

Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия), позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных целей.

Фаза 2 «Работа над темой»

Интерактивная лекция

6-7 минут

Активизация мышления, анализ и структурирование нового материала

«Модель здорового человека»

авторский

Цели и задачи: Активное вовлечение всех обучающихся в обсуждение темы, включение ассоциативного мышления, активизация мыслительной деятельности, анализ и структурирование нового материала.

Необходимые материалы: модели здорового школьника

Предварительная подготовка: макет школьника и на отдельных листах элементы ЗОЖ.

Технология проведения: учащиеся 8 класса заранее попросили создать обучающихся разных ступеней школы  модель здорового человека или провели опрос: как вы представляете модель здорового человека?

А в студии создали свою модель.

 

Актуализация знаний (Что такое здоровье, от чего зависит, элементы ЗОЖ, от каких факторов зависит здоровье)

 

 (фронтальный опрос подготавливает обучающихся к восприятию нового материала)

 

Познавательные УУД:

-анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- формулирование гипотез и предположений,

- построение или конструирование модели.

Коммуникативные УУД:

- умение воспринимать речь выступающего, непосредственно не обращенную к обучающемуся; толерантное отношение к мнению других, отстаивание собственной точки зрения.

 

Учебно-познавательные компетенции: развивается  умение соотносить общеучебные знания с реальными познаваемыми объектами, формирование логического мышления.

овладение креативными навыками продуктивной деятельности: выдвижение предположений, их анализ.

Коммуникативная компетентности: знание способов взаимодействия с окружающими- отстаивание собственной точки зрения.

Визуализация хода образовательного процесса происходит  при помощи использования презентации.

В ходе создания модели формируется понимание, осмысление и логическая структура изучаемого материала, т.е. происходит активация как левополушарных компонентов мышления, так и стимуляция образного мышления.

 

Этап

Цели фазы и этапа

Время, продолжительность

этапа

Название метода

Происхождение метода (выберите и укажите необходимое)

- Авторский

- Заимствованный, но измененный или адаптированный

- заимствованный

Подробное описание АМО по установленной схеме:

 

- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

-  Варианты проведения метода

 

Инструкции учителя  обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

УУД, которые формируются при использовании данного АМО  (выберите и расшифруйте необходимое)

- Личностные

- Регулятивные, включая действия саморегуляции

- Познавательные, включая общеучебные и логические

- Знаково-символические

- Коммуникативные

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)

 

- Информационная

- Учебно-познавательная

- Коммуникативная

- Социальная

 

 

Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия), позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных целей.

Проработка содержания темы

25 минут

Деловая игра: «60 минут о самом главном: Вредные привычки, уносящие здоровье!»

Открытая студия

авторский

Цели и задачи: - активное вовлечение участников в процесс дискутирования;

- развитие способности анализировать и обобщать  знания, полученные из СМИ,

- раскрытие творческого потенциала школьников.

 

Видеоролик  социальной рекламы «Задумайся» (1 мин)

Таким образом, тема нашего разговора….?(вопрос к детям) 

Да. А именно:

 - вредные привычки, уносящие здоровье.

- а что такое привычка?

-а вредная привычка?

Все знают об этом зле, но не все воспринимают информацию о вредных привычках всерьёз, а последствия их очень серьёзны и губительны для организма человека, особенно подрастающего.

Для того чтобы неприятие к данным порокам укрепилось в вас, я предлагаю вам стать  участниками студии: 60 минут о самом главном» по проблемам  формирования негативного отношения к  алкоголизму,  табакокурению и наркотической зависимости.

Личностные УУД: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность,  доверие к собеседнику.

Регулятивные УУД:  планировать решение поставленной проблемы, оценивать весомость приводимых рассуждений.

Познавательные УУД: сравнивать различные предложения, приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; умение применять полученные ранее знания при решении творческой задачи, умение выбора и аргументации своей позиции.

Коммуникативные: умение корректно защищать свою точку зрения,  умение толерантно относиться к мнению других.

Учебно-познавательные компетенции: способность применять знания на практике, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем, приемами планирования и анализа своей деятельности.

Коммуникативная: способность к выражению собственной идеи и корректной ее защите, навыки работы в группах, владение различными ролями в коллективе.

Мотивация участников образовательного процесса происходит за счет активного, энергичного общения всех участников процесса (учителя - с учениками, учеников - между собой), вовлечения каждого из учеников в деловую игру.

При анализе деятельности учащихся учитываются не только правильность изложенной информации, но и богатство фантазии, проявление творческих способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Рефлексия

3 минуты

Анализ уровня достижения целей урока

«Свистать всех наверх»

авторский

Цели и задачи – проанализировать уровень приобретенных знания и умений, определить степень достижения цели.

Необходимое оборудование мишень формата А№ и маркеры, фломастреры

Перед тем, как покинуть класс, сыграйте в биатлон (зимний вид спорта) подойдите к мишени и сделайте свой «выстрел» маркером, дайте оценку:

На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.

1) теме урока;

2) работе учителя

3) своей работе;

4) работе своих одноклассников;

5) разным видам деятельности.

Чем более вы удовлетворены, тем ближе к центру вы ставите точку.

Личностные УУД: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

Регулятивные УУД: анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности.

Учебно-познавательная компетентность: 

умение соотносить общеучебные знания с реальными познаваемыми объектами

Учебно-познавательная компетентность:

умение проводить анализ, рефлексию, самооценку учебно-познавательной деятельности.

Учебно-познавательная компетентность:

умение проводить анализ, рефлексию, самооценку учебно-познавательной деятельности.

Мониторинг деятельности участников образовательного процесса проводится на каждом этапе урока: при представлении результатов индивидуальной и коллективной  работы в ходе ответов на вопросы закрепляющего интерактивного задания (участвовать в котором можно группой, если позволяют технические возможности кабинета).

 

Домашнее задание

 

 

 

 

 

1          уровень - спросите у ваших родных и близких о вредных привычках и как они с ними борятся?

2          Уровень:

А) разработайте комплекс упражнений для правильной осанки.

Б) разработать ряд наиболее значимых жизненных ориентиров, которые будут способствовать  формированию ЗОЖ, например:

         четко сформулированную цель жизни и обладание психологической устойчивостью в различных жизненных ситуациях; знание форм своего поведения, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья;

         стремление быть хозяином своей жизни, верить в то, что правильный образ жизни даст положительные результаты;

И др.

По желанию:

1.         Анаграмма. – Слово или словосочетание, образованное перестановкой букв или слогов другого слова. Необходимо сложить слова, обозначающие последствия воздействия алкоголя на организм человека. [2]:  ФАРКТИН (инфаркт), ДЫОКША (одышка), РИЦЗОР (цирроз), ЯРНАЯН МРЕСТЬ (ранняя смерть).

2.         Игра “буриме”. Группам предлагаются готовые рифмы, из которых должно вырасти стихотворение.

3.         _____________________ годы

4.         _____________________ пьешь

5.         _____________________ невзгоды

6.         _____________________ пропадешь

 

3.Упражнение «Мой выбор»: https://learningapps.org/257350

 

 

 

 

Аналитическая  информация

Обоснование целесообразности использования  технологии АМО для:

 а. выполнения целей и задач урока /занятия (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока / занятия);

 

b. выполнения ФГОС (ФГТ) (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов)

  - т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМО, а не другая технология

 

Включение АМО в различные этапы урока способствовало активизации всех участников образовательного процесса и мотивации  их на выполнение успешной учебной деятельности, что  позволило эффективно решить все поставленные задачи и выполнить цели урока. Работа в открытой студии развивала коммуникативные компетенции обучающихся,   умение самовыражаться.

Активные методы обучения, применяемые на уроках обеспечивают эффективное получение учащимися с различным типом восприятия знаний и умений по предметам ОБЖ и физическая культура, развитию их ключевых компетенций, потребности в позитивном преобразовании собственного познавательного опыта. Повышение интереса к изучаемой теме, и как следствие ко всему предмету, говорит об эффективности технологии АМО и модерации. Эффективность процесса и результатов обучения, направленного на формирование метапредметных компетенций и универсальных учебных действий, в полной мере отвечает принципам ФГОС.

Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия

Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося

 

анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся

(на каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи урока были выполнены, ЗУНы и качества 

актуализированы/приобретены/закреплены).

 

Результаты обучения: владение обучающимися знаний по теме «Профилактика вредных привычек»,  умение выдвигать гипотезы и предположения, ставить перед собой цели, определять пути достижения поставленных целей и решения учебных задач.

Результаты воспитания и социализации: умение работать в группах, в коллективе, прислушиваться к мнению других участников, самовыражаться, уверенность в своих силах.

Результаты развития: развитие творческого потенциала, повышение уровня креативности, эмоциональный рост обучающихся, развитие логического, аналитического и абстрактного мышления.

 

Этап инициации с применением АМО «Мой круг» способствовал развитию коммуникативных умений учащихся, активизировал и  помог динамично начать занятие. АМО позволило сформировать у обучающихся умение выражать свои желания и мотивировать их.

Подведение итогов урока с помощью «Битатлон» формировало у обучающихся способность к самоанализу своей деятельности.

Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения).

 

В ходе урока с успехом реализовывался компетентностный подход в образовании, направленный на формирование ключевых компетенций обучающихся: коммуникативной, ценностно-смысловой и учебно-познавательной. Включение в урок отрывка из поэтического произведения обеспечивало реализацию духовно-нравственного развития личности, приобщение к литературным ценностям. Работа по изучению новой темы обеспечивала деятельностный подход: учащиеся играли роли экспертов, политиков, пострадавших от вредных привычек людей и тд. Смена видов деятельности, игровые ситуации обеспечивали элемент здоровьесберегающих технологий обучения.

 

Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования технологии АМО

 

АМО, включенные в урок, позволяют активизировать учащихся, повысить их мотивацию к изучению данной темы, сориентировать на успешное выполнение учебной деятельности.

С введением технологии модерации и применением АМО на уроках  у большинства учащихся проявляется интерес  к физике, повышается уровень дивергентности мышления (беглость мыслей, оригинальность, любознательность) и эмпатии. Комплексное применение активных методов на уроке содействует достижению основных образовательных эффектов – социализации личности обучающихся, развитию и формированию метапредметных компетенций и УУД, что несомненно способствовало реализации принципов ФГОС.

Методическая ценность  урока/занятия

 

Для проведения мероприятий по сохранению и ведению ЗОЖ

Дополнительная информация

Указание приложений к уроку/занятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы.

Видеоролики (ссылка), презентация, раздаточный материал в конспекте урока.

Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).

 

Примечания автора/ов

 

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.