Разработка родительского собрания «Профилактика вредных привычек» (1–4 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15 имени А.З. Потапова
ст. Лысогорской» Георгиевского городского округа
Ставропольского края
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
Подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ №15 им. А.З. Потапова ст. Лысогорской Георгиевского городского округа Афанасьева Татьяна Игоревна
2019 ГОД |
« Профилактика вредных привычек »
Цель:
создание условий для осмысления присутствующими остроты заявленной проблемы для общества, конкретной семьи, конкретного человека и определения активной воспитательной позиции в отношении подрастающего поколения; объединить усилия семьи и школы в профилактике вредных привычек младших школьников.
Задачи:
Получение достоверной фактической информации, которая будит эмоции, заставляет мыслить и анализировать, осуществлять рефлексию собственной жизненной практики и воспитательного опыта.
Выработка собственной воспитательной позиции в отношении своего ребенка(детей), в отношении окружающей молодежи.
Обретение опыта поведения в сложных ситуациях и проецирования этого опыта на ситуации.
Ход родительского собрания.
1.Вступительное слово классного руководителя.
Еще вчера он был совсем маленьким, и вы носили его на руках, называли малышом. Для него не существовало никого, кроме вас, и самой главной вашей проблемой – было вовремя поменять ребенку пеленки.
А сегодня он уже почти взрослый, ваш ребенок. У него свой взгляд на многие вещи, он пытается быть независимым. Понять ребенка становится все сложнее.
2.Подведение к теме урока.
Из маленьких и беспомощных они превращаются в самостоятельных. Растут дети, и более серьезными становятся проблемы, с которыми вы сталкиваетесь. Сегодня я бы хотела предложить вам задуматься о вредных привычках, причинах, вызывающих их, а так же попробуем предотвратить появление вредных привычек. Я являюсь учителем начальных классов и, приняв детей в первый класс, поставила для себя задачи: формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.
3. Беседа по теме.
Для начала давайте вместе попробуем ответить на ряд вопросов:
- Что такое привычка?
- Какие бывают привычки?
- Когда, где и как приобретают привычки?
- Итак, привычка – это поведение, действия, ставшие для ребенка обычными или постоянными.
Вы ведь не хотите, чтобы вредные привычки одолели Ваших детей?
Что нужно делать, чтобы ребёнок не скатился на дно, не превратился в алкоголика или наркомана, не променял реальную жизнь на галлюцинаторный бред? Прежде всего здесь важен личный пример: что видит ребенок с детства, как относитесь к курению, спиртному вы сами, ваши ближайшие родственники, друзья вашей семьи?
Послушайте, пожалуйста стихотворение и сделайте для себя определённые выводы
«Что такое хорошо и что такое плохо?»
Кроха – сын пришёл к отцу
И спросила кроха:
«Если я курить начну- Это очень плохо?»
Видимо врасплох застал
Сын отца вопросом
Папа быстро с кресла встал,
Бросил папиросу.
И сказал отец тогда,
Глядя сыну в очи:
«Да, сынок, курить табак,
Это плохо очень.»
Сын, услышав сей ответ,
Снова вопрошает:
«Ты ведь куришь много лет
И не умираешь?»
Закурил я с юных лет,
Чтоб казаться взрослым,
Ну, а стал от сигарет
Меньше нормы ростом.
Я уже не побегу
За тобой в припрыжку,
Бегать быстро не могу,
Мучает одышка.
Сердце, лёгкие больны,
В этом нет сомненья.
Я здоровьем заплатил
За своё куренье.
Никотин- опасный яд
Сердце поражает,
А смола от сигарет
В бронхах оседает,
Я бросал курить раз 5
Может быть и боле,
Да беда, курю опять-
Не хватает воли.»
«Ты мой папа, я- твой сын,
Справимся с бедою.
Ты бросал курить один,
А теперь нас двое.
Я и мама не хотим
Мы курить пассивно
К нам ведь тоже никотин
Попадает с дымом.
И семейный наш бюджет
Станет побогаче.
Купим мне велосипед,
Чтоб гонял на даче.»
«Ну и кроха! Вот так сын-
Хитрован ужасный.
Все проблемы враз решил,
Ладно. Я согласный.
Но условия скорей
Тоже выдвигаю –
Ты и пробовать не смей.
А я курить бросаю.»
Многие вредные привычки могут появиться в школьные годы. Однако не стоит во всем обвинять учителей или сверстников. Многие привычки мы приобретаем в семье.
Привычка - это такое действие, которое становится для нас тем, без чего нам трудно жить. Назовите некоторые ваши привычки? (Передавая мяч по кругу, родители называют свои привычки.) Привычки есть полезные и вредные. Отгадайте, какие привычки полезные, а какие вредные?
Загадки
Разбросал я книги, вещи и искал их целый вечер.
(вредная)
Мою грязную посуду, Пол помыть я не забуду.
(полезная)
Пылесосом убираю, Пыли я не оставляю.
(полезная)
Ногти очень грызть люблю, Всех микробов я люблю.
(вредная)
Чисто с мылом я умоюсь, У меня опрятный вид.
(полезная)
Полезные привычки делают человека более свободным, так как о многих своих действиях он перестаёт задумываться, они, словно, совершаются сами собой. Полезные привычки помогают сохранить здоровье и облегчить нашу жизнь.
Редко встретишь человека, у которого только хорошие привычки.
Тревогу вызывают вредные привычки.
- Что, по вашему мнению, означает термин «Вредные привычки»?
4. Игра-упражнение «Сорняки и розы»
- Давайте поиграем в игру «Сорняки и розы». У каждого есть два вида привычек, это – полезные и вредные. И так же есть два вида растений в игре. На доске у нас две плантации, которые мы будем засаживать.
- Что помогает человеку быть здоровым?
- Какие бы вы хотели вырастить полезные привычки у своего ребенка?
- Я предлагаю вам записать полезные привычки на обратной стороне роз.
После записи родители зачитывают полезные привычки и засаживают розами огород.
- Почему важно иметь полезные привычки?
- Представьте себе человека, который редко моет руки, не стрижет ногти. Дома у него пыльно и грязно. На кухне гора посуды. На что будет влиять такой образ жизни?
В первую очередь на здоровье.
Итак, чтобы ребенок был здоровым, нужно:
- заботиться о чистоте его тела, стричь ногти;
- учить его умываться и мыть руки с мылом перед едой, после прогулки, после посещения туалета;
- учить чистить зубы;
- приучать убирать свою комнату, заправлять кровать и мыть посуду.
Ведь недаром говорят: «Чистота – залог здоровья!»
- Уважаемые родители, на партах у вас еще остались сорняки. Предлагаю вам написать на обратной стороне сорняков вредные привычки.
После записи родители зачитывают вредные привычки и засаживают ими огород.
- Вашему вниманию предлагается несколько суждений. Если вы согласны с ними, поставьте «+», если не согласны, поставьте «—».
Вредные привычки:
• Затормаживают физическое развитие ребёнка.
• Отвлекают ребёнка от процесса познания.
• Приучают ребёнка соблюдать режим дня.
• Задерживают психическое развитие ребёнка.
• Воспитывают необходимость соблюдать правила личной гигиены.
• Являются ритуалом самоуспокоения ребёнка.
• Отвлекают ребёнка от страхов и беспокойств.
• Компенсируют недостаток общения ребёнка с близкими людьми.
• Прививают аккуратность, опрятность.
• Отрицательно сказываются на поведении ребёнка.
• Вызывают у ребёнка неуверенность, пессимизм.
• Делают ребёнка уверенным в себе.
• Воспитывают самостоятельность.
- Теперь давайте подсчитаем, сколько плюсов и минусов во вредных привычках?
И считать не нужно, конечно больше минусов.
- Задумывались ли Вы когда-нибудь над тем, что видят вокруг себя наши дети, на каких примерах они воспитываются. Как правило, родители всеми силами стараются оградить своих малышей от проблем, существующих в современном обществе. Но сделать это становится все сложнее. Грязь на улицах, аварии на дорогах, бездомные дети, просящие милостыню, агрессивные подростки, распивающие спиртные напитки и другие “болезни” современного общества, к сожалению, стали привычными явлениями нашей жизни. Ежедневно сталкиваясь с этими негативными проявлениями на улице, в общественных местах, а также на экранах телевизоров, наши дети перестают видеть в них нечто из ряда вон выходящее.
Как говорить о наркотиках, курении и алкоголизме с детьми, учащимися в начальной школе?
Вам может показаться, что в 7-8 лет дети слишком малы для таких тем. И все же от подобных бесед есть польза, поскольку:
вы можете быть уверены, что дети получат верную информацию (при условии, что вы сами в курсе темы!);
дети узнают, что вы думаете о наркотиках и почему;
если возникнет возможность попробовать какой-то наркотик, то вероятнее всего дети вам об этом расскажут;
если у детей возникнут проблемы, то вероятнее всего они вам о них расскажут.
В этом возрасте дети уже кое-что слышали о этих плохих привычках благодаря СМИ. Как правило, они еще не оспаривают авторитет родителей и готовы поделиться с вами своими мыслями.
Несколько советов, как начать беседу с детьми:
дав ребенку какое-то лекарство или принимая его сами, объясните, что лекарство можно брать только у достойного доверия взрослого, например, своего учителя или семейного врача;
видя по телевизору или в газете историю о наркотиках, воспользуйтесь случаем и начните беседу. Спросите, что ваш ребенок знает о наркотиках, и объясните просто и понятно, почему наркотики могут быть опасны.
- Ряд этих привычек еще редко встречается в жизни детей. В этом возрасте дети больше всего делают другие плохие поступки.
Хотелось бы показать результаты анкетирования ваших детей:
Почему важно говорить правду?
-не знаю;
-просто так;
-правду говорить не обязательно;
-чтобы тебе доверяли.
Как ты относишься к тем, кто ворует?
-с интересом;
-с сочувствием;
-с завистью;
-с осуждением;
-безразлично.
Как по-твоему, облизывание ручек действует на здоровье?
-ухудшает его;
-улучшает;
-не влияет на здоровье.
- Обсуждение результатов анкетирования.
- Как по вашему, слишком ли запущен результат общей оценки класса?
- И вам было задано задание, дома вам было предложено заполнить таблицу.
Вы уже определили есть ли вредные привычки у вашего ребенка, причины появления и как вы с ними пытаетесь бороться.
Беседа над проблемами (обучающий практикум)
- Давайте разберем ряд проблем, с которыми мы поработаем на собрании.
- Какие самые важные вредные привычки нужно исключить у ваших детей?
1. Ребенок говорит неправду.
Наверняка это случалось и до того, как малыш пошел в школу. Но вранье маленького ребенка достаточно безобидно. А вот ложь, касающаяся школьных проблем, доставляет серьезные неприятности и часто ставит родителей в крайне неловкие положения.
Пример ситуации.
Ирина, мама восьмилетней Леры, встретила учительницу дочери. Та сочувственно посмотрев на нее спросила: «Ну как у вас дела? Лера сказала, что у вас проблемы в семье. Все разрешилось?»
Оказалось, что никаких проблем не было. Просто дочь постоянно врала. Маме говорила, что им ничего не задают, а учительнице, что не может делать задания из-за проблем дома.
Мало наказать ребенка за ложь, надо построить отношение с ним так, чтобы подобная ложь впредь не повторялась.
Что делать?
-постараться понять ребенка.
- исключить жесткие наказания.
- как можно чаще демонстрировать ребенку свою любовь, а не воспитательные принципы.
- постараться самим не ссылаться на мнимые поводы, чтобы избежать выполнения обременительных для вас обязанностей.
2. Ребенок ябедничает.
В начальной школе у детей складываются первые серьезные дружеские отношения со сверстниками, но привычка ябедничать отнюдь не способствует хорошему общению с коллективом. Причины, по которым дети ябедничают, кроются в отношениях со взрослыми.
Что делать?
-пресекайте подобные поступки или, по крайней мере, никак не поощряйте их.
- объясните ребенку, почему людям не нравятся ябеды.
- поясните, что «жаловаться» и «стучать» - не одно и то же, что рассказать взрослым о чем-то опасном и угрожающем важно.
3. Ребенок берет чужие вещи.
Воровство – это не всегда просто привычка. Дети могут просто не знать о том, что вещи бывают чужие. Так же в воровстве школьников часто кроется желание обратить на себя внимание взрослых.
Что делать?
- ни в коем случае не наказывайте детей физически. Ограничьтесь рассказом о своей и чужой собственности. Постарайтесь объяснить, что даже если он в чем-то очень сильно нуждается, воровство – не способ решения проблемы.
- не стоит осуждать его публично.
- не делайте негативных прогнозов относительно будущего своего чада.
- не напоминайте все время о проступке.
А вот теперь давайте представим, мы разобрались с этими сорняками. Эти сорняки высохли, а на их месте выросли прекрасные розы. Приятно видеть розы вместо сорняков?
5. Рефлексия.
- Я предлагаю вам, уважаемые родители вместе со своими детьми удалить свои сорняки и вырастить на месте их розы. Но как это сделать?
6. Итог собрания.
Все полезные и вредные привычки человек выращивает в себе сам. Только полезные привычки требуют постоянного ухода – дело это нелегкое, изо дня в день надо трудиться, чтобы получить результат.
И вот когда наконец, в огороде останутся одни розы ты поймешь:
«Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни.
Рекомендации родителям по профилактике вредных привычек у детей:
- В семье должно быть наложено табу на курение в присутствии ребёнка;
- Научите ребёнка правильному поведению в присутствии курящих людей;
- Объясните ребёнку, почему кто-то из его домашних курит, а ему это делать ни в коем случае нельзя.
- Стимулируйте участие ребёнка в общественной жизни школы и класса, в спорте, музыке, не требуя от него, чтобы он был лучшим. Тогда будет меньше вероятности, что увлечется плохим.
-Больше проводите времени с ребенком, дети это ценят и гордятся. Очень важно, как родители ведут себя в отношении алкоголя и курения. Поступки детей более ответственны, когда родители показывают пример.
-Формируйте элементарные привычки к здоровому образу жизни.
Всем спасибо за внимание!