Классный час на тему «Зачем законы соблюдаем мы?»
Классный час
«Зачем законы соблюдаем мы?»
(направление «Правовое воспитание»)
Цели:
познакомить учащихся с правилами, регулирующими жизнь человеческого общества;
объяснить учащимся особенности юридической ответственности несовершеннолетних;
научить подростков предвидеть возможные последствия невинных, казалось бы, шалостей;
воспитать чувство ответственности за свои поступки;
воспитать уважительное отношение к закону.
Форма: лекционно-информационный семинар с элементами ситуативного практикума.
Цель: формирование отрицательного отношения к вредным привычкам (курению, алкоголю, наркотикам), воспитание у учащихся ответственности за свое здоровье.
Форма: систематическая информационно-просветительская работа по пропаганде здорового образа жизни и профилактике вредных привычек.
Великие мысли:
Народ должен защищать закон, как свой оплот, как охранительную стену (Гераклит).
Никто не должен быть умнее закона (Аристотель).
Нравы – это люди, законы – разум страны (Оноре де Бальзак).
Зачем законы соблюдаем мы?
Чтоб в мире не было войны,
Чтоб человек свободен был,
Чтоб жизнь свою и ближнего ценил!
Г. Пашкова
В одном древнем мифе говорится, что, создавая род человеческий, боги позаботились о нем с щедростью поистине божественной: дали разум, речь, огонь, способности к материнству и искусству. Каждый был наделен каким–либо талантом. Появились строители, кузнецы, музыканты, лекари и т. д. Человек стал делать красивые вещи, строить жилища, но научить людей добиваться согласия между собой боги не сумели. И когда люди собирались вместе для кого–нибудь большого дела – строить город, канал, дорогу, вспыхивали между ними ожесточенные распри, а не редко дело кончалось всеобщим развалом. Слишком эгоистичны, нетерпимы и жестоки были люди, все решали только грубой силой. И над родом людским нависла угроза самоистребления. Тогда отец богов Зевс, чувствуя свою особую ответственность, повелел в жизнь людей ввести стыд и правду. Восхищены были боги мудростью отца. Только один вопрос они задали ему: «Как распределить стыд и правду среди людей?» Ведь таланты боги даруют избирательно: одному пошлют способность строителя, другому – музыканта, третьему – лекаря и т. д. А как поступить со стыдом и правдой? Зевс ответил: «К стыду и правде должны быть причастны все люди, иначе не будит на земле ни городов, ни государств, ни самих людей».
Чему учит это мудрое сказание?
Первый главный урок - всем людям необходимо овладеть умением добиваться согласия. То есть нужно научиться преодолевать эгоизм, нетерпимость, жестокость, стать добрее, стремиться к миру и справедливости. Иначе говоря, человеку нужно учиться быть человеком гуманным. Тогда придет взаимное доверие и уйдет вражда.
Но как этого достичь, где дорога, ведущая к человечности? На этот вопрос мы находим, может быть неожиданный, но мудрейший ответ. Мало уметь трудиться, производить питание и вещи. Мало иметь таланты к наукам и искусствам. Только стыд и правда способны очеловечить человека, сблизить людей и вывести их на путь добра, мира, справедливости, порядка. Таков второй урок мудрости.
Есть и третий. Вместе с объяснением главного условия принес нам из глубины веков предупреждение: без стыда и правды род человеческий обречен на гибель, самоистребление. Суровое, очень суровое предупреждение. Оно помогает понять особую ценность стыда и правды в жизни людей.
Когда говорят о стыде и правде, мы полагаем, что речь идет о совести и ответственности, о порядке и справедливости и еще о многом таком, что составляет содержание морали и права.
Человек всегда обладает свободой выбора. В жизни каждый из нас должен постоянно обдумывать те или иные решения. Но свобода не отделена от ответственности. Моральная ответственность – это ответственность перед своей, собственной совестью и мнением окружающих.
Понятие «правовая (юридическая) ответственность» употребляется в двух смыслах. Во-первых, это замечательное, ценнейшее внутреннее качество гражданина, черта его правовой культуры, особенно когда правовая ответственность становится нормой поведения, руководством к действию. Тогда она проявляется в глубоком уважении человека к праву и правовому закону, в созидательном и добровольном соблюдении всех требований прав и законов, для поддержания порядка и справедливости в обществе.
И, конечно же, он способен предвидеть все неприятные (а порой и ужасные) последствия нарушения права и закона. Именно юридическая ответственность – уважение к праву и закону, сознательное и добровольное их соблюдение – служит главным определением, критерием правовой культуры любого гражданина.
Во-вторых, понятие «юридическая ответственность» имеет строго юридический смысл – это применение мер государственного принуждения за совершенные правонарушения.
И если моральная ответственность – это ответственность перед окружающими и перед собственной совестью, то юридическая ответственность - это ответственность пред законом, пред судом. Разница существенная, хотя юридическая ответственность, конечно, не исключает стыда перед людьми и мук собственной совести того человека, который совершает правонарушения.
Впрочем, человек ответственный умеет предвидеть последствия своих поступков. В выборе поступка он свободен, выбор на его совести. Ему же и отвечать за последствия, в том числе и юридические. А умение предвидеть не дается от рождения. Оно является результатом воспитания и самовоспитания, частью правовой культуры гражданина.
Тест «Ваше чувство ответственности»
Выберите варианты ответов на предложенные вопросы, которые соответствуют Вашим личным представлениям и привычкам.
1. Что бы Вы предпочли, если бы Вам понадобилась красивая одежда для выхода на дискотеку:
А) одолжить у друзей; Б) идти в том, что имеется; В) не ходить на дискотеку вообще.
2. Если Вы увидите драку с участием Ваших знакомых, то Вы постараетесь:
А) помочь своим; Б) остановить драку; В) остаться не замеченным.
3. Какую форму времяпрепровождения (из предложенных) Вы бы предпочли, если бы пришлось коротать время в подъезде:
А) игра в карты; Б) чтение и кроссворды; В) разговаривать и смотреть в окно.
4. Если бы Вы задолжали деньги, а их не было, но от Вас требовали срочно вернуть долг, то Вы:
А) перезаняли бы у друзей; Б) попросили бы у родителей, объяснив причину;
В) попросили бы у родителей, скрыв причину, или добыли бы деньги другим способом.
5. Если бы Вам предложили крупную сумму денег только за то, чтобы вечером Вы постояли 2 часа в определенном месте, то Вы:
А) согласились; Б) отказались;
В) попытались бы получить дополнительную информацию о цели действия.
6. В подъезде дома Вы находите красивый нож и:
А) забираете его себе;
Б) показываете родителям, другим взрослым, звоните в милицию;
В) проходите мимо, ничего не делая.
7. Если Вы видите на ком-то или у кого-то красивую или интересную вещь, то Вы:
А) чувствуете желание иметь такую же;
Б) чувствуете интерес или удовольствие;
В) стараетесь показать свое равнодушие.
8. Когда Вас обижают, к Вам пристают, Вы:
А) чувствуете желание уничтожить « негодяя»;
Б) ведете себя решительно, но стараетесь не обострять отношения;
В) пытаетесь задобрить.
Если в Ваших ответах преобладает вариант «А», это означает, что над Вами нависла серьезная опасность, поскольку чувство ответственности у Вас почти отсутствует. Вы можете принять необдуманное решение и потом горько об этом сожалеть. Вы очень любите делать только то, что Вам нравится. В ближайшем будущем это может превратиться в большую проблему.
Рекомендации. Учитесь представлять последствия того, что Вы собираетесь сделать. Для этого надо давать себе немного времени на раздумье. Если же Вы убедитесь, что Ваши решения чревато неприятными последствиями, и Вы все равно его примите что ж, по крайней мере, Вы ни кого не должны винить в своих неприятностях. Философ Г.Спенир писал для таких, как Вы: «Самообладание, как все качества, развивается через упражнения. Кто хочет управлять страстями в зрелом возрасте, должен учиться этому в юности».
Если в Ваших ответах преобладает вариант «Б», то за Вас близкие могут не беспокоиться. Вы можете трезво оценить ситуацию и выбрать тот путь, который чреват наименьшими потерями для Вас, Вашей души, всей последующей жизни.
Рекомендации. Постарайтесь не растерять то, что у Вас уже есть. Запомните высказывание восточного мудреца Саида: «Мужество - не в силе руки и не в искусстве владения мечом, мужество – в том, что бы владеть собой и быть справедливее».
Если в Ваших ответах преобладает вариант «В», то чувство ответственности в Вас только зреет. Оно наталкивается на сопротивление таких Ваших качеств, как боязнь всего на свете, неуверенность в собственных силах, желании всех перехитрить и т. д. Это означает, что в определенных ситуациях Вы не удержитесь от соблазна сделать что-либо такое, что заставит Вас всю жизнь об этом сожалеть
Рекомендации. Встряхнитесь, одерните себя. Перестаньте попусту тратить время и коптить небо. Прежде всего, нужно избавиться от навязчивых идей вроде «лучше не высовываться», «все так делают» и т. д. Не пытайтесь скрыться от неприятностей, если Вы их заслужили. Старайтесь не порождать их своими действиями. Вот что сказал французский ученый А. Жювье: «несчастье находит на труса; оно преследует людей, которых видит трепещущими, и бежит, когда смело идут ему навстречу».
Виды юридической ответственности зависят от характера правонарушений. Выделяют уголовную, гражданскую, административную, дисциплинарную ответственность.
Наиболее суровый, жесткий и строгий вид ответственности – уголовная.
Это ответственность за преступления, и заключается она в применении – таких мер, как лишение свободы, конфискация имущества и др. Учитывая особую суровость уголовной ответственности, она осуществляется только в судебном порядке. Никто, согласно закону, не может быть признан виновным в совершении преступления, и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда.
Наряду с понятием юридической ответственности существует, как Вы уже поняли, понятие правонарушения. Внимательно вслушавшись в звучание этого слова, можно легко понять его значение.
Правонарушение – это нарушение норм права, нарушение установленного порядка общественных отношений. Выражаясь языком юристов, правонарушение – это противоправное поведение (действие) гражданина или учреждения, организации, предприятия.
Правонарушение всегда связанно с антиобщественным поведением, всегда кому – нибудь приносит вред. Оскорбить кого–нибудь, оклеветать, угрожать – это, значит, совершить правонарушение. Кража, грабеж, разбой, мошенничество, повреждения чужого имущества, обман покупателей, самоуправство и т. д. – все это, безусловно, правонарушения. Короче, признаком правонарушения является антиобщественное поведение, наносящие кому–либо вред. За правонарушение предусматривается определенное законом наказание в зависимости от характера правонарушения. Правонарушения принято разделять на два вида: преступление и проступок.
Преступление – опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания.
Проступок – это тоже правонарушение, хотя в отличие от преступления он характеризуется меньшей степенью вредности. Однако следует знать, что проступок – это тоже посягательство на правопорядок. Пьянство и дебош в общественных местах, мелкие хищения, повреждение телефонов–автоматов, незаконные сделки, прогул и т. д. Все эти действия наносят вред другим людям, обществу.
За проступок предусматриваются наказания не уголовного характера в виде предупреждения, штрафов, возмещения причиненного имущественного вреда и даже исправительных работ.
Все виды проступков, безусловно, вносят дезорганизацию в нашу жизнь, мешают нормальному труду, отдыху, быту людей. Кроме того, проступок от преступления отделяет тонкая, условная грань – в любой момент он может перейти черту закона и стать общественно опасным, уголовным деянием. Задумайтесь над этим.
Викторина
1. С какого возраста наступает уголовная ответственность?
Ответ: с 16 лет, а за особо тяжкие преступления – с 14 лет.
2. Добровольный отказ от совершения преступления:
- увеличивает, ответственность;
- исключает уголовную ответственность;
- не учитывается уголовным правом.
Ответ: исключает уголовную ответственность.
3. Осужденным несовершеннолетним назначается лишение свободы на срок
А) не более 8 лет; Б) не более 10 лет; В) не более 15 лет.
Ответ: не более 10 лет.
4. Трое подростков 14-15 лет в пьяном виде бродили по улицам города, зашли «отдохнуть» в парк культуры и отдыха, приставали к прохожим, вели себя развязано. На замечания окружающих, реагировали отрицательно на замечания. Есть ли в действиях подростков правонарушения? Какое наказание предусмотрено за подобные наказания?
Ответ: Действия подростков охватываются ст. 162 Ко АПРФ «Появление подростков в возрасте до 16 лет на улицах или других общественных местах в пьяном виде» (ч.3 ст. 162). Наказание: штраф на родителей или лиц, их замещающих, в размере половины минимальной заработной платы. На самих подростков воздействие должны оказывать сами родители, после уплаты штрафа.
5. Четырнадцатилетний Саша, желая похвастаться охотничьим ружьем отца, которое было заряжено, неосторожно нажал на курок и произвел выстрел. В результате он тяжело ранил своего товарища, который через два дня умер в больнице. Назовите всех лиц, которые будут нести ответственность за случившееся.
Ответ: четырнадцатилетний Саша будет нести уголовную ответственность за причинение смерти по неосторожности. Его отец – за ненадлежащее выполнение обязанности по охране оружия.
6. Поздней ночью гражданин Иванов, взломав замок, забрался на склад, который в тот момент оказался пустым. При выходе со склада он был задержан охраной. Объяснить, что он делает на складе в столь поздний час, да еще с набором отмычек в руках, Иванов не смог. Можно ли гражданина Иванова привлечь к уголовной ответственности ведь склад оказался пустым?
Ответ: да, поскольку гражданин Иванов совершил покушение на преступление, которое не было доведено до конца по независящим от него обстоятельствам.
7. Время 23 часа, подростки одни на улице без сопровождения родителей. Какую ответственность несут родители?
Ответ: Родители должны исполнять обязанности по воспитанию детей, строго контролировать поведение несовершеннолетних, иначе они могут заплатить штраф.
8. Максим и Борис по наущению взрослого Сергея, ранее судимого, зашли в киоск и, воспользовавшись отлучкой продавца, украли с прилавка товар. Позже они испугались и принесли в милицию товар. Что с ними будет?
Ответ: Смягчающие обстоятельства – несовершеннолетние впервые совершили преступление, явились с повинной; отягчающее обстоятельство – совершение преступления группой, привлечение к преступлению несовершеннолетних лицом ранее судимым.
9. Школьная ситуация – ученик (14 лет) попал из рогатки в глаз одноклассника. Ему теперь нужна операция…
Ответ: Родители заплатят за лечение потерпевшего и возможную операцию.
10. Несколько школьников залезли в гараж, но испугавшись, что же они наделали, ничего не взяли и ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом милиции. Будут ли ребята наказаны?
Ответ: Наказание не последует: был добровольный отказ от преступления – Ст. 31.
11. На улице к тебе подошли парни и отняли твой любимый телефон. Что будешь делать?
Ответ: Это преступление! И раскрытие этого преступления зависит и от твоих правильных действий:
1. Скорее позвони по телефону «02».
2. Внятно объясни, где и когда совершено преступление.
3. Сообщи приметы хулиганов.
4. Поставь в известность родителей.
12. В каждой школе найдутся лентяи, которым не хочется учиться. Звонок в милицию «В школе заложена бомба!». После оказалось, что это была шутка, чтобы сорвать контрольную работу. Как вы оцените этот поступок? Это преступление или шутка? Какая ответственность предусмотрена за такой поступок?
Ответ: Конечно, «заложенная бомба» - это терроризм! Значит, представляет серьезную проблему, как у правоохранительных органов, так и для граждан. Отвлекает силы и средства органов правопорядка. Создают нервозность и панику в обществе. За подобные «шутки» человек отвечает по всей строгости закона с 14 лет. Кроме этого родители будут вынуждены возместить весь материальный ущерб в связи с затратами служб, выезжавших на место происшествия. И прокуратура города может привлечь родителей к ответственности за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей. И в статье Уголовного кодекса предусматривается наказание за заведомо ложное сообщение об акте терроризма: штрафом в размере до двух сот тысяч рублей или исправительными работами на срок от одного года до 2-х лет, либо арестом на срок от 3х до 6ти месяцев, либо лишение свободы на срок до 3-х лет.
В любой жизненной ситуации ты должен вести себя достойно, справедливо и уважать закон. Именно, правые знания помогут тебе поступить так, чтобы не пришлось сожалеть ни тебе, ни твоим родителям, ни другим окружающим тебя людям. И помни слова немецкого философа И. Канта: «Поступай по отношению к другим так, как бы Вы хотели, чтобы другие поступали по отношению к Вам».
Федорова Людмила Ивановна
Елена Владимировна
Горбачёва Марина Юрьевна
Елена Владимировна
Мельник Виктория Олеговна
Елена Владимировна
Терехова Марина Николаевна
Елена Владимировна