Учитель: В нашем городе много жителей, много машин. Все куда-то спешат, все куда-то опаздывают. В этой жизненной суматохе мы испытываем определенное эмоциональное состояние. Встретившись взглядом, подарив улыбку случайному прохожему, мимоходом роняем какую-то фразу, оставляем в душах людей впечатления о себе.
Среди многих наук, без которых не обойтись, есть одна, совершенно для всех необходимая. Это наука общения, поведения человека среди людей, или этикет.
Общаться мы учимся с раннего детства. И сегодня мы поговорим о том, каким бывает общение, какие эмоции при этом испытывает человек.
Итак, начнём.
Если мы посмотрим в толковый словарь, то найдём следующее определение:
“Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией раличного характера“.
Как мы видим, это – взаимодействие людей, а люди как вы уже сказали, очень разные: с одними общаться всегда приятно, с другими не очень; одни легко вступают в разговор, а другие - нет.
Как утверждают психологи, это зависит от характера человека. Труднее всего общаться с человеком, у которого несдержанный и взрывной характер.
Как сказал один древний мыслитель:
“Стать человеком – большая работа. Нужно работать над собой каждый день, и с каждым днём становиться хоть чуточку лучше “ Давайте уже сегодня начнём работать над собой и попробуем общаться и жить без конфликтов. Поэтому пожалуйста помните, что раз общение – это взаимодействие с другим человеком, то этот человек, который перед вами – он самый главный на свете. И как вы к нему должны относиться?
Вот первый закон общения:
1. Самый главный человек на свете – это тот , кто перед тобой. Относитесь к нему с вниманием и уважением.
А) В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости. Вежливость - неотъемлимое качество общения. Давайте же поиграем в «Речевой этикет».
(Ребятам раздаются карточки с заданиями, работают в парах ).
Назовите слова приветствия.
(Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Приветствую вас!)
Выскажите просьбу.
(Вы можете мне сказать..? Не могли бы вы мне сказать..? Скажите, пожалуйста..? Разрешите попросить вас… Будте добры!)
Какими словами лучше всего начать знакомство ?
(Разрешите представить вам… Разрешите познакомить вас.. Познакомтесь… Вы знакомы..? Как тебя зовут? Позвольте познакомиться.)
Как принято извиняться в культурном обществе?
(Приношу вам свои глубокие извинения… Позвольте мне извиниться… Простите за…)
Есть ли несколько слов утешения и ободрения у вас в запасе?
(Благодарю вас… Спасибо. Разрешите поблагодарить вас… Заранее благодарен. Признателен вам. Примите мою благодарность.)
Как попращаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя?
(До свидания! Надеюсь видеть вас ещё! Доброго пути! До завтра! Всего хорошего! Всегда рады вас видеть! Приятно было познакомиться!)
Вот наш второй закон общения :
2. Не забывайте вежливо здороваться, прощаться, извиняться.
Б) Умение высказывать своё расположение к собеседнику – вот ещё одно важное правило общения. Самый простой способ – запомнить имя собеседника. При знакомстве с новым человеком, повторите его имя несколько раз, и постарайтесь в беседе обращаться к нему по имени.
А то ведь вот как часто бывает: ( мини – сценка )
-Бык ! Постой Бык ! Ну погоди ты.
-Ну чего тебе, Ходуля, надо?
-Пошли скорее в раздевалку, Косой там шапку потерял. Ща расхныкается.
-Ха, так его шапку Кабан забрал и за батарею спрятал. Пусть поищет.
Вот так, войдёшь в школу, а кажется, что в страшную сказку попал, где живут некрасивые звери, и разговаривают они мальчишечьими и девчоночьими голосами.
Вот наш третий закон общения :
3. Обращайтесь к собеседнику, называя его по-имени. К пожилым и незнакомым людям всегда обращайтесь на “ Вы “.
Ещё один способ расположить собеседника к себе – умение делать комплименты.
Я предлагаю Вам ещё одну игру :
Игра “Ты хороший”
Все учащиеся становятся в круг, взявшись за руки. По часовой стрелке стоящему рядом говорят: “Ты хороший потому, что…” и говорят хорошие положительные черты характера одноклассника и т.д.
Вот наш четвёртый закон общения :
4. Говорите друг другу как можно больше хороших слов, и никогда не говорите того, что было бы неприятно выслушать вам самим .
В) Сейчас я прочитаю вам строки из стихотворения Расула Гамзатова. Послушайте внимательно и скажите: какой ещё один очень важный закон общения можно определить этими строками .
“Вот человек , что скажишь ты о нём ?”
Ответил друг, плечами пожимая :
“Я с этим человеком не знаком,
Что про него хорошего я знаю?”
“Вот человек, что скажешь ты о нём?”
Спросил я у товарища другого.
“Я с этим человеком не знаком,
Что я могу о нём сказать плохого?”
Вот наш пятый закон общения :
5. Старайтесь не говорить о людях дурно.
Г ) При общении часто возникают трудные ситуации, найти выход из которых порой нелегко. Но нужно. Попытаемся это сделать.
* Ира обижена: « Вчера ты, Витя, шёл мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо». Витя удивлён: « А почему я должен здороваться? Ты меня первая увидела, вот бы и поздоровалась».
Кто прав ? ( Кто культурнее, тот первым здоровается )
* Света говорит: «Вовсе не обязательно здороваться со всеми знакомыми. Вот у нас соседка такая вредная, что я не хочу ей здоровья желать. Что же мне притворяться? Права ли Света?
* Иду по улице. Там девчонки, увидели меня и давай обзываться. Что же мне делать ?
( Отделаюсь шуткой, поблагодарю за «хорошие» слова. Промолчу.)
6. Не перебивайте говорящего. Внимательно выслушайте его до конца. Если кто-то заговорит одновременно с вами, приостановитесь, и дайте ему закончить.
7. Невежливо во время разговора отводить кого – нибудь в сторону, чтобы говорить с ним отдельно; ещё более невежливо подслушивать, что говорят двое в стороне.
8. Не спорьте по мелочам.
Д ) Посмотрите, как много важных и очень полезных «законов» общения открыли мы сегодня, рассматривая обычные жизненные ситуации. Но учиться можно не только в жизни, много полезных советов вы найдёте, читая книги. Послушайте стихотворение: «Пожалуйста, потише!» И скажите: где нельзя говорить громко и почему?
В какое бы общественное место
Судьба сегодня вас ни привела,
Учтите , никому не интересно
Всё знать про ваши личные дела.
Про то, что к вам приехал дядя,
Что кошка утащила пять котлет,
Что вы немножко пошалили в школе,
А маму вызывает педсовет.
Пожалуйста, потише !
Пожалуйста, потише!
Совсем не обязательно кричать,
Ведь вас и так услышат –
Попробуйте всё тихо расскать
О том, что вы вчера ходили в гости,
Что папа подарил велосипед,
У дедушки к дождю разнылись кости,
А между прочим дождика всё нет.
Пожалуйста, потише !
9. Не разговаривай громко, не кричи на улице и общественных местах.
Я надеюсь, используя наши «законы» общения, вы сможете правильно вести себя в различных ситуациях, избегая конфликтов, а окружающим людям всегда будет приятно и уютно в вашем обществе.
Упражнение «Пожелание другу». Человек живет не один, а в обществе, и поэтому нужно научиться жить в любви и согласии ко всему миру, ко всем окружающим. Мы живем в классе одной общей семьей, трудимся, учимся, выполняем какую-нибудь работу и результат будет тогда наилучшим, когда мы будем едины в своем порыве, будем все вместе, когда не будет вражды, так как единение, дружба и любовь друг к другу – это великая сила.
А сейчас, мы каждому из вас на спину прикрепим большое сердце (они заранее подготовлены) и каждый из вас сможет написать свои добрые пожелания друг другу.
А теперь прочитайте те пожелания, поздравления и комплементы, которые вам написали на сердце ваши одноклассники. Посмотрите сколько добрых, нежных слов вы услышали в свой адрес. Дома покажите эти сердца своим родителям и сохраните их на память.
Подведение итогов.
Упражнение «Аплодисменты по кругу». Представьте, что чувствует артист после концерта, слушая гром аплодисментов. Наверное, он воспринимает их всей душой и испытывает очень приятное волнение. У вас замечательный коллектив класса, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу предложить игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Вы должны встать в общий круг. Я подхожу к одному из вас, называю его (ее) имя, приветствую аплодисментами, затем он (она) выбирает кого-нибудь из учеников, и мы уже вдвоем называем имя и приветствуем аплодисментами. Эта тройка выбирает следующего претендента на аплодисменты. И т. д. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, и овации становятся все громче и громче. Нарастает и напряжение среди тех, кому еще не аплодировали, поэтому последнему играющему следует адресовать такие слова: «А самые бурные аплодисменты достаются ...».
Каждый человек достоин уважения со стороны окружающих. Но для этого необходимо понимать: путь к уважению – это путь действий. Нужно действовать так, как если бы вы уже были тем действительно всеми любимым, замечательным человеком, которым вы хотите стать.
Стихотворение “Заповедь”
Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех,
Верь сам в себя наперекор Вселенной
И маловерным отпусти их грех.
Пусть час не пробил, жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы, не снисходи до них,
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.
Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслишь, мысли не обожествив,
Равно встречай успех и поруганья,
Не забывая, что их голос лжив.
Останься тих, когда твоё же слово
Калечит плут, чтоб уловить глупцов,
Когда вся жизнь разрушена и снова
Ты должен всё воссоздавать с основ,
Умей поставить в радостной надежде
На карту всё, что накопил с трудом,
Всё проиграть и нищим стать, как прежде,
И никогда не пожалеть о том.
Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно всё пусто, всё сгорело,
И только воля говорит: “Иди!”
Останься прост, беседуя с царями,
Останься честен, говоря с толпой,
Будь прям и твёрд с врагами и друзьями,
Пусть всё в свой час считаются с тобой.
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег,
Тогда весь мир ты примешь во владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь человек.