Классный час «Заочная экскурсия на родину М.В. Ломоносова»
Пояснительная записка к презентации
Классный час «Заочная экскурсия на родину М.В. Ломоносова»
(1– 2 класс)
Цель: активизировать познавательный интерес учащихся к жизни, научной деятельности и творчеству М.В. Ломоносова.
Задачи:
показать учащимся, что представляла собой родина М.В. Ломоносова во времена его рождения, детства, юности, прошедших на Беломорье;
способствовать воспитанию чувства гордости за свой край, давший миру великого учёного.
Оборудование: карта Архангельской области, портрет М.В. Ломоносова, мультимедиа проектор, презентация «Заочная экскурсия на родину М.В. Ломоносова», костюм Незнайки.
Ход занятия.
Организационный момент.
Учитель:
- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуй, Незнайка! Мы очень рады встрече с тобой!
Незнайка:
- Я очень торопился. Боялся опоздать. В прошлом году на фестивале «Хочу всё знать!» я много интересного узнал о профессиях. С нетерпением жду новых открытий в этом году.
Учитель:
-Ты как раз вовремя.
- Сегодня мы вновь открываем традиционный фестиваль начальной школы «Хочу всё знать!»
Незнайка:
- А какой теме он посвящён?
Учитель:
- 300-летию нашего великого земляка Михаилу Васильевичу Ломоносову.
Незнайка:
-А кто это?
Учитель:
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.
- Присаживайся к ребятам. Посмотри, послушай!
Вступительное слово учителя.
-Дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на родину
М.В. Ломоносова. А экскурсию проведёт ученик 2 класса.
3. «Заочная экскурсия».
Ученик:
Слайд №1
19 ноября 2018 года наша страна будет отмечать 307 лет великому русскому учёному – Михаилу Васильевичу Ломоносову.
Имя Ломоносова знают все русские люди, потому что этот человек смог сделать удивительные открытия в самых разных науках: в химии, физике, астрономии, в русской словесности. Благодаря Ломоносову в Москве был открыт первый русский университет, в котором могли учиться все, кто хотел посвятить свою жизнь науке.
Слайд №2
Родился М.В. Ломоносов 300 лет назад у нас на Севере, на Холмогорской земле. До села Холмогоры можно доехать на автобусе. Эта стела стоит на въезде в Холмогоры.
Слайд №3
Напротив Холмогор расположен остров, он называется Куростров, на нём находится село Ломоносово, это и есть родина Михаила Васильевича. Только 300 лет назад она называлась деревней Мишанинской.
Весной, летом и осенью попасть на остров можно только на пароме. Его вы видите на слайде.
Слайд №4
Это переправа. Здесь туристы и жители села Ломоносово ожидают паром. Переправившись через реку на Куростров, мы не сразу попадаем в село Ломоносово, до него надо идти пешком около двух километров.
Слайд №5
Но вот мы подходим к тому месту, где много лет назад находился дом Ломоносовых. Сейчас на этом месте находится музей М.В. Ломоносова
Это тёмно – красный одноэтажный деревянный домик на заднем плане слайда.
Слайд №6
Мы заходим внутрь здания и оказываемся перед большой картиной. Она занимает всю стену первого зала музея и изображает крестьянскую избу XVIII века. Примерно в такой обстановке прошло детство М.В. Ломоносова.
Слайд №7
Во втором зале музея представлены вещи, без которых не могла обойтись ни одна крестьянская семья.
Это прялки, на которых женщины пряли пряжу для того, чтобы потом ткать полотно и шить из него одежду.
Слайд №8
На этом слайде вы видите старинный ткацкий станок.
Слайд №9
Северные крестьяне пользовались медной и оловянной посудой. Во втором зале музея мы видим ковши, вазы, рукомойник.
Слайд №10
Ещё больше была распространена деревянная посуда, потому что она была намного дешевле медной и оловянной.
Слайд №11
В музее мне очень понравились различные макеты. Сейчас вы видите макет деревни Мишанинской, примерно так она выглядела 300 лет тому назад.
Слайд №12
Эта картина тоже изображает деревню, в которой родился М.В. Ломоносов.
Слайд №13
В XVIII веке всех детей обязательно крестили в церкви. Так сегодня выглядит церковь, в которой когда-то крестили и маленького Михайла Ломоносова. Сейчас она сильно разрушена, но её начали восстанавливать и, может быть, скоро она начнёт работать и в ней снова будут крестить детей.
Слайд №14
Для того, чтобы крестить ребёнка, его опускают в специальную ёмкость с водой – купель. Её вы видите на слайде. Эта купель – гордость музея, потому что ей 300 лет. И с большой долей вероятности можно сказать, что именно в ней крестили М.В. Ломоносова.
Слайд №15
Когда Михайло Ломоносов подрос, он стал помогать отцу и выходил с ним в открытое море. Отец Михаила, Василий Дорофеевич, одним из первых поморов построил гукор – так называлось «новомодное» морское судно.
В музее представлены чертежи и рисунки различных старинных судов. Можно увидеть, как выглядели карбас, лодья, коч и , конечно же, гукор.
Слайд №16
И даже на таких лодках отважные поморы выходили в море.
Слайд №17
Семья Ломоносовых занималась не только морскими промыслами, но и торговлей. И молодой Михайло помогал во всём отцу.
В одном из залов представлены весы, которыми пользовались торговавшие различными товарами крестьяне.
Слайд №18
Однако больше всего Михайло Ломоносова интересовали различные природные явления: что такое северное сияние? Почему гремит гром и сверкает молния? И много – много других вопросов задавал себе Михайло. Он хотел всё знать, хотел найти ответы на все свои вопросы. И понимал, что сделать это можно только постигнув различные науки. Он начинает учиться.
В музее есть первые книги, по которым учился М.В. Ломоносов. Одну из них вы видите на слайде.
Слайд №19
Заниматься науками в родительском доме Михайло не мог. Ещё в девять лет он потерял мать, которую очень любил. Через короткое время умерла и вторая жена отца. Василий Дорофеевич женился в третий раз. При новой мачехе жить Михайле в отцовском доме стало совсем худо.
Кроме того, Ломоносов понимал, что настоящее учение могло быть только в школе или каком–нибудь ином учебном заведении. И он навсегда покидает дом отца и уходит в Москву с рыбным обозом.
Об этом рассказывает картина Н.И. Кислякова «Юный Ломоносов на пути в Москву».
Слайд №20
В Москве Михайло Ломоносов учился в «Спасских школах», так называли в Москве академию, потом он учился В Петербурге, а затем – за границей. Вернувшись на родину, Ломоносов стал первым русским профессором. Он работал в Петербургской академии и ставил опыты. На этом слайде мы видим дом М.В. Ломоносова, а рядом с домом здание химической лаборатории.
Слайд №21
В музее есть макет, который показывает, какой была внутри лаборатория М.В. Ломоносова. Здесь он первым изобрёл способ получения цветного стекла. И назвал это стекло «смальтой».
Слайд №22
На этом слайде вы видите как выглядела смальта М.В. Ломоносова.
Слайд №23
Это физическая лаборатория учёного. Тут Ломоносов изучал атмосферное электричество, то есть гром и молнию. Опыты эти были очень опасными. Друг М.В. Ломоносова профессор физики Вильгельм Рихман, который проводил опыты с атмосферным электричеством у себя дома, погиб. А Михаил Васильевич, понял, как можно спасти людей от грома и молнии, установив на домах громоотводы.
Слайд №24
В музее в селе Ломоносово нет личных вещей великого учёного, все они находятся в музеях Москвы и Петербурга. Но в усадьбе, где раньше стоял дом Ломоносовых, сохранился пруд, вырытый отцом Михаила Васильевича. В нём когда-то Василий Дорофеевич разводил рыбу, а ещё этот пруд осушал землю рядом с домом, в котором прошло детство М.В. Ломоносова.
Этот пруд мы видим на слайде.
Слайд №25
Возвращаясь из музея на пароме и подъезжая к Холмогорам, мы увидели автобус, который привёз очередную группу туристов, это были школьники. Они шумно и весело выходили из автобуса и с интересом смотрели по сторонам. Впереди у них увлекательная экскурсия.
Слайд №26
Жители Холмогорской земли, чьи корни восходят к роду великого ученого Михаила Васильевича Ломоносова, помнят об этом и знают свою ветвь в генеалогическом древе этого рода. Знаю её и я Денис Титов - представитель семьи Титовых – потомок крестьянского рода Василия Дорофеевича Ломоносова.
Подведение итогов. Рефлексия.
Незнайка:
- Вот здорово! Теперь я тоже знаю о М.В. Ломоносове. И хочу предложить ребятам разгадать кроссворд.
Учитель:
- Мы гордимся тем, что мы земляки Ломоносова. В нашей гимназии учатся и его потомки. Постарайтесь с честью нести это звание. Приумножайте славу нашего Отечества, развивайте науку и культуру. Любите знания, как любил их Ломоносов.