Урок-заочная экскурсия гражданственности и патриотизма

0
0
Материал опубликован 18 March 2016
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя образовательная школа № 7 им. А. В. Мокроусова с углубленным изучением английского языка » муниципального образования  городской округ Симферополь Республики Крым
 
 
Урок – заочная экскурсия гражданственности и патриотизма
 
Тема: «Исторические памятники родного края. Памятники героям Великой Отечественной войны в Симферополе.»
 
Урок посвящён годовщине освобождения Симферополя от немецко-фашистских захватчиков.
 
Учитель: 
Иващенко Татьяна Витальевна – учитель начальных классов
Участники:
Учащиеся 1-Б класса
 
 
Цели урока:
  • воспитание патриота, знающего и уважающего историю своего народа, труженика, любящего свою землю, гражданина, готового защищать свое Отечество;
  • формирование у детей уважительного отношения к трудовым и ратным подвигам старшего поколения;
  • укрепление единства и дружбы народов, проживающих на территории Крыма;
  • мотивация поисковой и исследовательской деятельности учащихся
 
Задачи урока: 
 
Практическая:
актуализация лексических и фонетических навыков с целью извлечения конкретной информации;
Развивающая:
развивать у учащихся логическое мышление, 
умение самостоятельно делать выводы, 
отстаивать свою точку зрения;
развивать творческие способности учащихся;
Воспитательные:
 учить учащихся умению ведения диспута, 
умениям исследовательской  деятельности;
 воспитывать любовь к Родине, Отечеству.
 
 
 
Оборудование:
Музыка  (песня «Катюша», Ю.Антонов «Пройду по Абрикосовой…», метроном, «День победы».)
Плакаты, рисунки учащихся 
Карта Симферополя
Магнитофон
Цветы
Макет автомата
Фотографии 
Экспозиция
 
Подготовительная работа:
  • составить вопросы для кроссворда;
  • подготовить кроссворд для детей
  • подготовить фото и картинки
  • подготовить название темы
  • подготовить материалы для игры
  • подготовить аудиозаписи
  • провести работу с учениками-экскурсоводами
  • консультация с завучем по начальной школе
  • консультация с учителем истории
  • оформить класс;
  • подготовить экспозицию
 
 
ХОД УРОКА
I Орг.момент
Дети заранее подготовились к уроку – у них на столах учебники, тетради и пеналы.
Мотивация учебной деятельности
 
Учитель читает стихотворение:
День
Как новый дом
В цвет голубой окрашен
В предчувствии чудес
Кружится голова.
Давайте все дела
И все заботы наши
Оставим дням другим,
Не будем рисковать
 
II Актуализация опорных знаний
Ребята обратите внимание на экспозицию нашей выставки – ваши рисунки, фотографии
О чём пойдёт речь на уроке?
 
III Сообщение темы и цели урока
Ребята, сегодня, 13 апрель , весь Симферополь отмечает годовщину освобождения родного города от немецко-фашистских захватчиков. На нашем уроке мы познакомимся с  историческими памятниками Симферополя, которые напоминают нам о подвиге нашего народа – наших прабабушек и прадедушек. Узнаем много нового и интересного, а самое главное – отправимся на экскурсию, просто не выходя из класса.
 
IV Первичное восприятие и осознание нового материала
Слово учителя с элементами беседы.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. 
Музыка «Киев бомбили, нам объявили»
22 июня 1941 года. Эта дата знакома всё-таки каждому - начало войны.. Для миллионов людей, проживавших тогда на огромной территории Советского Союза, 
- Отечественной. Великой Отечественной. Такой она стала, кончено, и для крымчан.
22 июня указом президиума Верховного Совета СССР Крым объявлялся на военном положении. В республиканском архиве хранится телеграмма Крымского обкома о введении военного положения в Крыму. «Введено боевое 
угрожаемое положение. Приведите в боевую готовность партаппарат, все средства воздушной обороны. Поднимите отряды самообороны, мобилизуйте для них автомашины, вооружите боевым оружием, организуйте сеть постов наблюдения за самолётами и парашютными десантами, усильте охрану предприятий, важнейших объектов. На ответственные места 
поставьте коммунистов. Усильте ход важнейших работ предприятий, совхозов, колхозов. 
Секретарь Крымобкомпарта БУЛАТОВ».
Составление «ассоциотивного дерева»
- Ребята что же такое война? Она как чёрная туча накрыла наш полуостров. Ребята , назовите слова которые у вас связаны с войной..
(капли чёрной тучи , чёрная туча из ткани)
 
Физминутка «Катюша»
«Когда говорят пушки, музы молчат»
Но во время Великой Отечественной войны люди написали много песен и стихов о подвигах нашего народа.
Проведение физминутки.
Слово учителя с элементами беседы.
Во время войны Симферополь 865 дней и ночей был в занят врагом. Но люди не могли с этим смириться. 
Немецкие войска вошли в Симферополь в ночь на 2 ноября 1941 г. Уже через несколько дней в городе возникли первые подпольные организации – небольшие группы патриотов. Подпольщики установили связь с крымскими партизанами – патриотами, которые скрывались в лесах, передавали им данные для диверсий (операции по уничтожению техники и живой силы противника) и сообщали о подготовке карательных операций. Вражеские войска повсюду наталкивались на сопротивление. Диверсионным группам удалось совершить 63 нападения на военные объекты оккупантов, взорвать 11 воинских эшелонов.
Партизаны – это военные отряды патриотов, не состоящие в регулярной армии, 
борющиеся против оккупационного режима враждебной страны; причём преимущественно военным путём, методами партизанской войны в тылу противника — саботаж, диверсии, террор и т. д.
Памятники:
Экскурсовод 1 София
Памятник Мокроусову
Известный революционер и воин – Алексей Васильевич Мокроусов. Дважды А.В. Мокроусов возглавлял партизанское движение в Крыму: в 1920 году - в тылу боевой армии Врангеля и в 1941-42 годах - в тылу немецко-фашистских оккупантов. Алексею Васильевичу было 54 года, когда началась Великая Отечественная война. 
Комитет партии доверил полковнику А.В. Мокроусову возглавить партизанское движение в Крыму.
Вот один из боевых эпизодов, характеризующий незаурядный командирский талант нашего земляка. 
(Ученица показывает памятник партизанам и подпольщикам на карте Симферополя)
Экскурсовод 2 Кристина
Фашисты решили окружить Центральный штаб крымских партизан. Более двадцати тысяч карателей перекрыли в ночь на 12 декабря все дороги на гору Черную. Мокроусов, раскрыв замысел противника и увел свой отряд. Партизанские шалаши фашисты нашли пустыми. В наступившей темноте фашистские отряды, упустив партизан, продолжали идти навстречу друг другу и вступили в бой. Партизаны тем временем успели уйти из смертельного кольца окружения.
 
Подпольщики – это патриоты страны, они не состояли на военной службе, но помогали партизанам, передавая секретную информацию противника.
Памятники:
СОКОЛ
 
Симферополь, улица Пушкина, 15. Как знаком симферопольцам и многим жителям Крыма этот адрес. На небольшой тенистой улице, за густой зеленью деревьев расположено одно из лучших, одно из красивейших зданий города. Большие окна, величественные колонны, скульптурные группы и бюсты великих писателей на фасаде. А еще... мемориальная доска, она гласит: 
«Артистам и работникам театра, погибшим от рук немецко-фашистских оккупантов: Барышеву Н. А., Перегонец А. Ф., Добросмыслову Д. К., Яковлевой З. П., Чечеткину П. И., Озерову И. Н., Ефимовой П. Т., Савватееву О. А.» Значит, здесь тоже воевали. Тоже отстаивали свои 
жизненные принципы и убеждения, тоже защищали свою Родину. 
 
Экскурсовод 3 Ксения
22 июня коллектив  театра возвратился в Симферополь, продолжая работать в родном городе. До конца октября 1941 театр работал. Враг уже был в Крыму. 
И в это трудное и тяжелое время в театре начинает работать подпольная патриотическая группа, руководимая художником театра Николаем Андреевичем Барышевым, по кличке «Сокол». Мирные люди - актеры, работники театра поднимаются на борьбу, на защиту Родины, 
героически сражаясь в крымском подполье.
(Ученица показывает Русский драматический театр на карте Симферополя)
 
Экскурсовод 4 Никита
 
Весной 1942 года, когда начался массовый угон молодежи в Германию. Работниками театра 
было решено открыть студию, чтобы спасать ребят от немецкого рабства. 
 Большое значение для партизан имела карта города с отмеченными на ней немецкими военными объектами, нарисованная Барышевым. 
Начиная с 10 марта, в городе начались аресты подпольщиков. 
Они погибли 10 апреля 1944 года, за три дня до освобождения Симферополя. Похоронили их в сквере Победы
Они ушли навсегда, но память о них жива. И главный их памятник - прекрасный театр, украшающий центр нашего города. 
 
Экскурсовод-учитель
13 апреля 1944 г. войска 4-го Украинского фронта освободили Симферополь от фашистсков, длившейся 865 дней.
8 апреля 1944 г. войска 4-го Украинского фронта во взаимодействии с Черноморским флотом, Азовской военной флотилией и крымскими партизанами начали Крымскую операцию, в ходе которой к 12 мая был полностью освобождён Крымский полуостров.
В ночь на 13 апреля две группы партизанского Северного соединения проникли в город и разгромили казармы немецкого гарнизона. Утром в Симферополь ворвались танки 79-й бригады полковника П. С. Архипова и 101-й бригады подполковника М. Ф. Хромченко. Следом за ними вошли 27-я мотострелковая и 6-я гвардейская танковая бригады, которые окончательно выбили с улиц города фашистских захватчиков. Вместе с войсками в город вошли бойцы 1-й партизанской бригады Ф. И. Федоренко. Уже к 16 ч. Симферополь был полностью очищен от противника, а его жители радостно приветствовали воинов-освободителей.
13 апреля Москва салютовала войскам, освободившим Симферополь, 20-ю артиллерийскими залпами из 224-х орудий. 11-ти частям и соединениям были присвоены почётные наименования «Симферопольских».
 
V Закрепление и осмысление знаний
1. Гимнастика для глаз
2. Работа в тетрадях
Разгадывание кроссворда (Приложение 1)
Презентация
1. Военный, который защищает Родину.(солдат)
2. Патриот, который скрывается в лесах.(партизан)
3. Слово, противоположное войне. (мир)
4. Одежда военных. (форма)
5. Здание, в котором работала группа подпольщиков. (театр)
6. Полуостров, на котором мы живём. (Крым)
7. Патриот, который помогает партизанам. (подпольщик)
8. День  9 мая – это День…(победа)
9. 1944-945 гг – это дата …(война)
10. Месяц, в котором был освобождён Симферополь. (апрель)
11. Месяц, в котором началась война . (июнь)
3. Минута молчания (метроном)
 
VI Итог урока.
Мы с вами совершили небольшую экскурсию по родному городу.
- Что нового вы для себя узнали?
Пусть те, кто узнал что-то новое и получил интересную информацию поднимут цветок, а те, кто ничего не узнал – поднимут листочек.
Теперь мы эти цветы символически возложим к вечному огню.
Спасибо за урок ребята, вы сегодня отлично поработали.
Особенно хочу отметить группу ребят, которые подготовили нам экскурсию.
 
 
Приложение 1
 
1. Военный, который защищает Родину.(солдат)
2. Патриот, который скрывается в лесах.
3. Слово, противоположное войне. (мир)
4. Одежда военных. (форма)
5. Здание, в котором работала группа подпольщиков. (театр)
6. Полуостров, на котором мы живём. (Крым)
7. Патриот, который помогает партизанам. (подпольщик)
8. День  9 мая – это День…(победа)
9. 1944-945 гг – это дата …(война)
10. Месяц, в котором был освобождён Симферополь. (апрель)
11. Месяц, в котором началась война . (июнь)
 
 
 
1. Военный, который защищает Родину.(солдат)
2. Патриот, который скрывается в лесах.
3. Слово, противоположное войне. (мир)
4. Одежда военных. (форма)
5. Здание, в котором работала группа подпольщиков. (театр)
6. Полуостров, на котором мы живём. (Крым)
7. Патриот, который помогает партизанам. (подпольщик)
8. День  9 мая – это День…(победа)
9. 1944-945 гг – это дата …(война)
10. Месяц, в котором был освобождён Симферополь. (апрель)
11. Месяц, в котором началась война . (июнь)
Комментарии
Комментариев пока нет.