Конспект классного часа «Зеркало самооценки»
Конспект классного часа «Зеркало самооценки»
У каждого человека три характера:
тот, который ему приписывают;
тот, который он сам себе приписывает,
и, наконец, тот, который есть в действительности.
Виктор Гюго
Мы имеем в себе силу сделать себя тем, кем хотим быть.
И.П. Павлов, русский ученый-физиолог
Цели: расширить представление детей о самопознании и самооценке; дать представление о методах самопознания и самооценки; способствовать развитию критического мышления, формированию адекватной самооценки; побуждать к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию, самоанализу, саморазвитию.
Подготовительная работа: накануне классного часа провести письменный опрос детей - записать фамилии трех девочек и трех мальчиков, которых они считают самыми умными, самыми добрыми и самыми справедливыми. Проанализировать результаты, записать фамилии лидеров опроса.
Оформление: написать на доске тему, эпиграфы, «5 шагов» (см. раздел V данного классного часа); нарисовать таблицу для самодиагностики.
План классного часа
I. Вступительная беседа «В королевстве кривых зеркал».
II. Воспитывающая ситуация «Самый обыкновенный...».
III. Самодиагностика «Какой я?».
IV. Рейтинг «Самый-самый».
V. Беседа «Проект самосовершенствования».
VI. Упражнение «Мечтать не вредно».
VII. Заключительная беседа «Формула счастья».
VIII. Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
I. Вступительная беседа «В королевстве кривых зеркал»
Педагог: Вспомните героиню повести «Королевство кривых зеркал» Олю. Она считала себя очень умной, красивой, справедливой девочкой, не замечала своих недостатков. А бабушка так хотела, чтобы Оля когда-нибудь увидела себя со стороны. И вот Оля попала в королевство кривых зеркал. В этих зеркалах толстяки видели себя стройными, худые и тщедушные - упитанными, уродливые казались себе красавцами, а злые и завистливые выглядели добрыми и симпатичными.
- Есть ли вокруг нас такие кривые зеркала?
- Почему люди видят себя не такими, какие они есть?
- Может ли человек правильно оценить себя?
(Дети высказываются.)
Героиня повести все-таки смогла увидеть себя не в кривом, а в хорошем зеркале. Это зеркало помогло ей правильно оценить себя, увидеть свои недостатки, а затем побороть их.
II. Воспитывающая ситуация «Самый обыкновенный...»
Педагог: Самооценка - это оценка самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценку можно сравнить с зеркалом. Если зеркало кривое, то оно искажает отражение. Так и самооценке можно доверять только тогда, когда она правильная, а не заниженная и не завышенная. Завышенная или заниженная самооценка, как и кривое зеркало, мешает увидеть себя таким, каков ты есть. Как это случилось с двумя шестиклассниками...
...Все ученики готовились к выставке «Мир моих увлечений». Санька хотел принести для этой выставки свою лучшую чеканку, да не решился - подумал, а вдруг работа кому-то не понравится и над ним будут смеяться. Он, вообще, человек робкий и стеснительный. Всегда готовится к урокам, а руку никогда не поднимает - боится, что ответит неправильно и класс поднимет его на смех. А уж спорить с учителем и доказывать свою правоту у него и язык не повернется.
То ли дело его сосед по парте Игорек. На всех уроках тянет руку и громче всех кричит, чтобы его вызвали. Уроков никогда не делает, а вызовут к доске - уверенным голосом несет какую-то околесицу. Если же учитель ставит ему тройку, возмущенно вопрошает: «За что? Я вам все рассказал!» Спорить с ним бесполезно - он все равно будет считать себя правым. На всех переменах он только и делает, что рассказывает Саньке о своих успехах, победах, хотя ничего особенного делать не умеет.
Игорек ни перед кем не пасует и никого не стесняется. С учителями разговаривает, как с равными, даже с директором не церемонится.
Санька рассказал маме, какой необыкновенный парень этот Игорек. А мама почему-то сказала: «Да что же в нем необыкновенного? Самый обыкновенный... (кто?)».
- Как вы думаете, какое слово произнесла мама? (Нахал.)
- А что думает о себе сам Игорек? Высокая у него самооценка или низкая?
- Как вы думаете, хорошо ли относятся к Игорьку одноклассники? Уважают ли его?
- Если бы Игорек увидел себя не в кривом, а в правильном зеркале, какие бы недостатки он в себе обнаружил? (Высокомерие, самоуверенность, наглость.)
- Что бы вы ему посоветовали, чтобы избавиться от этих недостатков? Захотел бы он услышать ваши советы?
- А что можно сказать о Саньке? Правильная ли у него самооценка?
- Хорошо ли он чувствует себя в коллективе одноклассников?
- Каким видит он себя в кривом зеркале? (Робким, неуверенным, глупым, неумелым, слабым.)
- Что посоветовать Саньке, чтобы он мог повысить самооценку?
(Дети высказываются.)
Психологи заметили, что большинство людей склонны к высокой самооценке, ведь каждому хочется уважать себя. Однако человек, считающий себя намного умнее других и намеренно это подчеркивающий, неминуемо вызывает раздражение окружающих. А люди с низкой самооценкой страдают от неуверенности в себе, робости, замкнутости, стеснительности. Только правильная самооценка вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей.
III. Самодиагностика «Какой я?»
Классный руководитель. Правильная самооценка может быть только у того, кто знает свои сильные и слабые стороны. Сейчас мы проведем самодиагностику. Нарисуйте такую табличку и оцените свои качества по десятибалльной шкале, только результаты никому не показывайте.
1 2 3 4 5 | УМ | 6 7 8 9 10 |
1 2 3 4 5 | ДОБРОТА | 6 7 8 9 10 |
1 2 3 4 5 | СПРАВЕДЛИВОСТЬ | 6 7 8 9 10 |
Примечание. Качества, приведенные в таблице, ребята чаще всего указывают как самые важные. Вы можете заменить их теми, которые назовут ваши ученики. Это упражнение в сочетании со следующим формирует реалистичную самооценку. В редких случаях оно может быть травмирующим для учащихся с неадекватной завышенной самооценкой. Но для таких ребят оно как раз необходимо. Если в классе есть такие ученики, продумайте стратегию своего поведения в отношении их.
IV. Рейтинг «Самый-самый»
Классный руководитель. Накануне этого классного часа вам было предложено записать фамилии трех девочек и трех мальчиков, которых вы считаете самыми умными, самыми добрыми и самыми справедливыми. И теперь всем вам не терпится узнать, кто же возглавил этот рейтинг.
(Учитель называет три-четыре фамилии, которые встречаются чаще всего. Лидерам рейтинга можно вручить символические призы, грамоты, знаки отличия: «Госпожа справедливость, доброта», «Мистер ум» и т. п.)
- Я хочу задать вопрос лидерам рейтинга: «Совпадает ли ваша самооценка с высокой оценкой класса?»
(Дети высказываются.)
А теперь предлагаю всем посмотреть на свои оценки.
- Нет ли среди вас таких, кто оценил эти качества в себе очень высоко, а одноклассники не увидели ваших достоинств?
- Может быть, это говорит о явно завышенной самооценке?
(Дети высказываются.)
Ум, доброта, справедливость - эти и другие хорошие качества может воспитать в себе любой человек. «Мы имеем в себе силу сделать себя тем, кем хотим быть», - писал нобелевский лауреат, русский ученый-физиолог И.П. Павлов.
V. Беседа «Проект самосовершенствования»
Педагог: Итак, по словам Павлова, мы можем воспитать себя такими, какими хотим быть. Для этого нужно сделать всего 5 шагов. Они записаны на доске. (Читает.)
1. Посмотреть на самого себя.
2. Увидеть свои сильные и слабые стороны.
3. Поставить цель - что именно ты хочешь изменить в себе.
4. Составить план действий по достижению цели.
5. Контролировать себя (самоконтроль).
Давайте поможем шестикласснику Саньке. Как ему с помощью этих советов повысить самооценку?
- Что значит «посмотреть на самого себя?» (Увидеть себя в правильном зеркале, а не в кривом.)
- Какие сильные и слабые стороны он мог бы увидеть? (Робость, неуверенность в себе, неумение постоять за себя, замкнутость; скромность, добросовестность, любознательность и т. п.)
- Что именно ему нужно изменить в себе? (Нужно победить свою робость и неуверенность в себе.)
- Что он должен делать, чтобы избавиться от этих качеств? (Каждый день поднимать руку и отвечать, участвовать в дискуссиях, отстаивать свою точку зрения, записаться в драмкружок, участвовать в концертах и т. п.)
- Что такое самоконтроль? (Нужно записывать, что получилось, что нет, составлять графики, отчеты и т. п.)
Психологи еще советуют не бояться ошибок, быть терпеливым и обязательно каждый день хотя бы несколько минут мысленно представлять себе, каким ты станешь.
- Как вы думаете, зачем нужен этот совет? (Дети высказываются.)
VI. Упражнение «Мечтать не вредно»
Педагог: Вспомните, о чем вы мечтали, когда ходили в детский сад. Запишите свои мечты на листочке. Вспомните, о чем вы мечтали в 1 классе, и запишите свои мечты. Подчеркните мечты, которые уже сбылись, и зачеркните то, о чем вы перестали мечтать. Насколько реалистичными вам кажутся ваши детские мечты сегодня? Подумайте, о чем вы мечтаете сейчас. Запишите, если хотите.
VII. Заключительная беседа «Формула счастья»
Педагог: Ваши мечты говорят об уровне притязания. Осуществление мечты - это успех. От этих двух составляющих зависит наша самооценка.
Американский психолог Уильям Джеймс вывел формулу самооценки, которую иногда называют формулой счастья:
Посмотрите на эту формулу.
- Как уровень притязаний влияет на самооценку? (Чем больше уровень притязаний, тем меньше самооценка.)
- А если притязания скромные, но достижения очень большие? Например, записался в секцию плавания для здоровья, а стал олимпийским чемпионом. Какова будет самооценка?
(Дети высказываются.)
Из этой формулы видно, что если мечты и притязания соответствуют возможностям, то человек правильно оценивает себя. Тогда и запросы у него разумные - человеку живется легко и спокойно, он уважает себя и других, открыт и доброжелателен, никого не трогает и ничего не боится. Он чувствует себя счастливым, знает себе цену и никому не завидует. Людей с правильной самооценкой отличают два качества: скромность и достоинство.
А если запросы превышают возможности («могу купить самокат, а хочу джип»), человек начинает страдать, одним - завидовать, других - унижать, чтобы хоть как-то возвыситься. Ему кажется, что все ему чего-то должны - родители, друзья. Человек с заниженной самооценкой отравляет жизнь себе и близким.
- Есть только два способа повысить самооценку. Попробуйте найти их, используя в качестве подсказки формулу Джеймса. (Или добиться успеха в какой-нибудь деятельности, или снизить уровень притязаний, уменьшить запросы.)
Познать себя, дать себе объективную оценку - это совсем не просто. Ведь, как говорил В. Гюго, «у каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает, и, наконец, тот, который есть в действительности». Чтобы понять, какой же ты в действительности, дать себе правильную самооценку, иногда может понадобиться целая жизнь. Но не нужно забывать, что главными показателями правильной самооценки являются скромность и чувство собственного достоинства.
VIII. Подведение итогов (рефлексия)
Педагог:Самооценка, уровень притязаний, успех - важны ли для вас эти понятия?
- Что нового вы узнали о себе в ходе классного часа?
- Захотелось ли вам стать лучше, изменить себя?
(Дети высказываются.)