Конспект классного часа «Толерантность и мы»

7
0
Материал опубликован 18 January 2018 в группе

Конспект классного часа

Тема: ТОЛЕРАНТНОСТЬ И МЫ

Автор: Шарандина В.В.

Цели:

дать понятие о толерантности;

способствовать развитию этого качества у подростков;

обратить внимание на опасность стереотипов в восприятии событий и явлений;

развивать умение четко и быстро формулировать и излагать свои мысли;

развивать воображение у детей.

Форма проведения: деловая игра (в микрогруппах по 5-6 человек) с сюжетно-ролевыми заданиями.

Возраст участников: старшеклассники (учащиеся 9 класса).

Количество участников: 20-25 человек.

Время проведения: 40 минут.

Ход:

Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы; плавать под водой, как рыбы; нам не хватает только одного: научиться жить на земле как люди.

Бернард Шоу.

1. Введение. Вступительное слово ведущего.

Цель: познакомить с темой классного часа.

Необходимое время: 1 минута.

Сегодня наш разговор посвящен толерантности. Не совсем может быть знакомое слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.

Определение слова «толерантность» на разных языках звучит по-разному.

В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.

Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.

В английском – готовность быть терпимым, снисходительность.

В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

То есть толерантность – это способность допускать, принимать существование чего-то иного, кого-то непохожего на нас, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо или кому-либо.

2. Работа в микрогруппах.

Цель: обсудить различные определения «толерантности» и выявить общее доминирующее мнение в группе, но выслушать и частные мнения.

Необходимое время: 10 минут.

Реквизит: Карточки с определением слова «толерантность» на разных языках (см. выше).

Вопросы для обсуждения:

Какое из определений вам импонирует более всего?

Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?

Что объединяет и что разделяет разные определения?

Какими способами можно определить наличие толерантности у человека?

После обсуждения в микрогруппах высказывается мнения ее представителями, затем заслушиваются индивидуальные мнения желающих.

3. Игра «Ассоциации».

Цель: показать опасность стереотипов в восприятии людей иной страны, иных языков;

развивать умение четко и быстро формулировать и излагать свои мысли.

Необходимое время: 15 минут.

Реквизит: Листы бумаги (А4) и маркеры по количеству участников.

Первый этап игры: участники садятся в круг. У каждого из них есть по листу бумаги и по маркеру. Один участник называет своему соседу любую страну, название которой тот записывает на листе бумаги. Так, по кругу, участники «раздают» друг другу зарубежные страны. Они не должны повторяться.

Когда у каждого из них будет по листу с названием страны, дается задание: передавая листы соседям по кругу, написать к каждой стране по одной ассоциации. Таким образом, после выполнения задания при количестве участников 6 человек мы получаем 6 листов с названием стран и набором из шести ассоциаций к каждой стране. Обычно ассоциации участников являются наиболее широко распространенными стереотипами, связанными с конкретной страной. Например, Италия – пицца, макароны, сапоги; Германия – Гитлер, фашизм, пиво, машины; Англия – пунктуальность, джентльмен, Шерлок Холмс и т.д.

Далее зачитывается названия стран и список ассоциаций. Задача ведущего, проанализировав ассоциации участников, напомнить им, что у каждой страны есть известнейшие культурные ценности: памятники архитектуры, произведения искусства, т.е. показать однобокость и опасность стереотипного подхода к оценке явлений и вещей.

Второй этап игры: Ведущий берет на себя роль иностранца, приехавшего в Россию, и называет им свои ассоциации, связанные с названием нашей страны:

«Россия: матрешки, медведи, сильный холод, плохие дороги, всегда пьяные мужики, нецензурная брань.»

Задача ведущего – описать свои ассоциации наиболее ярко и негативно. После этого он просит участников постараться переубедить его, почему он не должен относиться к России, руководствуясь только стереотипами.

В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу о необходимости более терпимого и внимательного отношения к различным культурам и нациям.

Послеигровая рефлексия: Примерные вопросы для анализа:

Почему были названы именно такие ассоциации?

Что участники чувствовали, когда «иностранец» говорил о своих ассоциациях, связанных с Россией?

Не было ли им обидно?

Каково же должно быть отношение к культурам других стан и народов?

4. Статистические данные о современной России.

Цель: познакомить со статистическими данными.

Необходимое время: 4 минуты.

Материал: показ на мультимедиа.

Чтобы составить полное впечатление о толерантности, давайте познакомимся с такими фактами.

Мы выяснили, как необходимо принимать существование культур других стран и других народов, непохожих на нас, считаться с мнением других, быть снисходительным к различным нациям и народностям.

В современной России была и остается угроза целостности государства. Этому способствуют не только экономические, но и национальные причины. Послушайте данные последней переписи населения (2002 года).

В России проживает 116 млн. русских, это 80% населения. За 1 млн. перевалили еще 6 народов – татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне. Армян, азербайджанцев и таджиков в России стало больше; евреев, немцев, украинцев – меньше. Заметно вырос показатель у малочисленных народов Севера – на 17%. Быстро растет в России количество китайцев – их, по официальной статистике, уже 35 тысяч.

Сколько всего национальностей живет в России? Когда-то Сталин, планируя перепись населения, утвердил документ, из которого следовало, сто в стране проживает 116 национальностей. Но статья 26 Конституции РФ гарантирует человеку право на свободное самоопределение национальной принадлежности – можно причислить себя к любой группе.

В школах России сейчас преподается 86 национальных языков. Число национальностей выросло до 160, за 20 последних лет число увеличилось на 17 народов, и ни один народ не был потерян.

Как в таком многонациональном государстве сохранить целостность и единство нации. Это способно сделать только такое общество, которое толерантно по своей сути. Только толерантная личность может строить будущую целостную Россию.

Мы познакомились с различными определениями «толерантности» и в каждом из этих определений делаются различные акценты, в них обнаруживается различие культур, исторического опыта. Но каждое определение выражает сущность толерантности: требование уважать право других (иных) быть такими, какие они есть; не допускать причинения им вреда, поскольку причинение вреда другому означает причинение вреда всем, в том числе и самому себе.

5. Упражнение «Эмблема толерантности».

Цели: продолжение работы с определениями толерантности;

развитие фантазии, экспрессивных способов самовыражения.

Необходимое время: 10 минут.

Материалы: бумага, маркеры, ножницы, скотч, клей, различные символы (солнце, сердце, руки, улыбка, облака, огонь, человек и т.д.).

Процедура проведения: На предыдущем этапе участники выбирали общее определение толерантности и ознакомились с уже существующими. Ведущий отмечает, что обсуждение проходило на интеллектуальном абстрактном уровне. Следующее упражнение позволит подойти к этому понятию с другой стороны. Участникам предстоит создать эмблему толерантности.

Микрогруппа попытается самостоятельно создать такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках политических документах, национальных флагах. Процесс создания занимает 3-5 минут.

Заключительный этап упражнения – презентация эмблем каждой подгруппы и озвучивание лозунга, который отражал бы сущность их эмблем.

6. Подведение итогов.

Заключительное слово ведущего о необходимости толерантного отношения к окружающим нас людям, напоминание о различных определениях толерантности и о присутствии этого слова во всех языках.

«Толерантность – это условие нормального функционирования гражданского общества и условие выживания человечества.

Быть толерантным – это значит принимать как факт присутствие других людей с их идеями, деятельностью и образом жизни, это значит признавать, что все мы разные, и уважаем тех, кто непохож на нас.»

Толерантность (от лат. tolerantia – терпение) – в обществоведческом смысле терпимость к другим мнениям, верованиям, поступкам поведению, образу жизни, обычаям, чувствам.

Выражение «проявление толерантности» означает отсутствие нетерпимости, стремление выслушать и понять другую точку зрения, требование, позицию и т.п.

В испанском языке слово «толерантность» означает способность признавать отличные своих собственных идей или мнений от других.

Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.

В английском языке – готовность быть терпимым, снисходительность.

В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

В арабском языке – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Толерантность (от лат. tolerantia – терпение) – в обществоведческом смысле терпимость к другим мнениям, верованиям, поступкам поведению, образу жизни, обычаям, чувствам.

Выражение «проявление толерантности» означает отсутствие нетерпимости, стремление выслушать и понять другую точку зрения, требование, позицию и т.п.

В испанском языке слово «толерантность» означает способность признавать отличные своих собственных идей или мнений от других.

Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.

В английском языке – готовность быть терпимым, снисходительность.

В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

В арабском языке – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.