Конспект классного часа «День Конституции»
КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ
«ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ»
РАЗРАБОТАЛА:
ПОЖИДАЕВА Т.Н.
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных и др.) у учащихся 3В класса по теме:
«Конституция, как главный закон России»
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
• формирование уважения к символам государства;
• формирование гражданской позиции, национально-нравственные устои учащихся;
• форимирование гордости за свою страну, воспитание чувства уважения, патриотизма;
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
• формирование представления о правах и обязанностях гражданина нашей страны, школьника;
• формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);
• формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;
• формирование начальных форм рефлексии
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
• сформировать понятия «закон, порядок, право»;
• дать представление о Конституции;
• ознакомить учащихся с символикой: флагом, гербом, гимном;
расширение кругозора и повышение общей культуры учащихся;
Оборудование: проектор, презентация, иллюстрации: гимн, флаг, герб, Президент РФ, Конституция РФ, запись с гимном РФ.
Предполагаемый результат: учащиеся познакомятся с Конституцией РФ, датой её принятия, познакомятся с символами страны.
Ход классного часа
Орг.момент. Приветствие.
Актуализация опорных знаний.
Ученик: (Вероника)
Что мы Родиной зовём? Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растём Солнце в небе голубом
И березки у дороги, И душистый, золотистый хлеб
По которой мы идем. За праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем,
И рубиновые звезды-
Звезды мира над Кремлем.
-О чем говориться в этом стихотворении?( о Родине)
-Что же такое для человека РОДИНА? Ответы детей.
Учитель: Страна, в которой мы живем; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки. Наверное, все это и есть Родина, т. е. родное место .
- Откуда произошло само слово РОДИНА? (ответы детей)
-Слово РОДИНА произошло от древнего слова РОД, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А вот и родственные слова: РОДИТЬ – произвести на свет потомство
Ученик. (работа со словарем)
РОДИНА – это и отечество, страна, и место рождения человека.
• Это и великая страна с великой историей
• Это и тот клочок земли, где ты родился и рос
• Тот клочок земли, где находятся могилы твоих предков
• Где ты познал первые радости и неудачи
УЧЕНИК (Кирилл)
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём.
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём.
Учитель. Какие пословицы и поговорки о Родине вы знаете? (ответы учеников) *** Любовь к Родине сильнее смерти. ***
Одна у человека мать, одна у него и Родина. ***
Где кто родится, там и пригодится.
***
За морем теплее, а на родине светлее. ***
Родина - мать, умей за неё постоять. ***
Жить - Родине служить! ***
Человек без Родины, что соловей без песни. ***
Человек без Родины, что земля без семени. ***
Кто за Родину дерётся, тому сила двойная даётся. ***
Кто Родиной торгует, того кара не минует.
Учитель: Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.
-Как вы понимаете слово символы?
(ответы учеников)
Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого
народа очень важное значение:
Так говоря о Париже, мы представляем Эйфелеву башню.
Слушая рассказ о США, мы видим Статую Свободы или небоскрёбы.
Бескрайние просторы полей и белые берёзы наших лесов – это символы России.
Московский Кремль, Знамя Победы, Могила Неизвестного солдата – это тоже символы России.
Каждое государство имеет свои символы: Герб, Флаг, Гимн (Символы государства)
Учитель: Что такое герб?
(ответы учеников)
Милена приготовила сообщение про герб. Послушаем ее.
• Герб – это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый
на флагах, монетах, печатях и других официальных документах.
• Слово «герб» в переводе означает «наследство».
• В нем отражена история.
Учитель: Государственный герб Российской Федерации был принят в декабре 2000 года. Золотой двуглавый орел - это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла напоминают об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. А грудь орла защищена щитом с изображением святого Георгия, Георгия Победоносца. Святой Георгий с давних времен был наиболее почитаем на Руси. Его считали заступником человека, ограждающим его от сил зла, бесстрашно вступающим в борьбу с самой грозной и темной силой".
Ученик (Евгения)
Пусть крепнет от моря до моря
Двуглавого сила орла!
Пусть вечно на вольном просторе
Россия стоит, как скала!
Пусть высится гордо и смело…
Над нею трёхцветный наш флаг
Во благо славянского дела,
Врагам всем на зависть и страх!
Учитель: О каких символах России говорится в стихотворении?
(ответы учеников: герб и флаг)
(Евгения) сообщение про флаг.
Слово “Флаг” – голландского происхождения и означает “корабельное знамя”.
Закон о гос. флаге был принят в декабре 2000 года. 21 августа - День Государственного флага России.
Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из 3 одинаковых по размеру горизонтальных полос. Верхняя - белого, средняя- синего, нижняя - красного цвета.
Издревле каждый цвет имел свое особое значение. Что же они означают?
• На Руси белый цвет означал мир, чистоту, правду.
• Синий - небо, верность, веру.
• Красный- смелость, доброту, честность, огонь и кровь.
Учитель. Белый, синий и красный цвета издавна использовались в национальных народных костюмах. Из белого льняного полотна шили рубахи, из красной, синей материи – нарядные сарафаны и другую одежду.
Как красивы эти цвета в произведениях русских художников-пейзажистов; Шишкина, Серова, Левитана и др. В русском народном искусстве белый и красный цвета имеют особое значение; белый цвет является символом чистоты, а красный - символом жизни. Синий цвет напоминает цвет неба, а значит, символизирует высокое и чистое.
Эти цвета мы замечаем в русской архитектуре, например, белые соборы и красные стены и башни Московского Кремля, нарядное сочетание синего и белого в убранстве Екатерининского дворца в Царском Селе под Санкт-Петербургом.
Учитель:
-Как вы считаете, какое произведение звучит при победе российских спортсменов в спортивных соревнованиях?(гимн)
-А в каких случаях еще можно услышать гимн? (ответы детей) Во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ, торжественных собраний, проведения воинских ритуалов.
(Эмилия)Сообщение про гимн.
• Слово «гимн» греческого происхождения, оно означает «торжественная, хвалебная песня».
• Гимн исполняется в особых, наиболее важных случаях. Его слушают и исполняют стоя. Мужчины снимают головные уборы, а военные отдают честь.
• Гимн имеет огромное значение для своего народа, как в прошлом, так и в настоящем. В международной жизни исполнение гимна другой страны означает выражение наивысшего уважения к ее представителям.
На протяжении эпох истории России текст гимна менялся. Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С.В.Михалкову, а музыка – композитору и дирижёру А.В.Александрову. Он был принят Государственной Думой в декабре 2000 г. и утвержден указом Президента РФ В.В.Путиным от 30.12.2000 г. Так, наканане Нового года и Нового века у России появился гимн.
Учитель. – Мы с вами уже внимательно изучали текст российского гимна.
- Какие ценности России нашли свое отражение в нем?
Учащиеся находят следующие ценности: любовь к Родине, верность Отчизне, религиозность, свобода, дружба народов, уважение к прошлому, связь с предками, гордость за свою страну, восхищение природой родного края.
На гимн РФ стоять смирно!( звучит гимн)
Государственный гимн Российской Федерации
Сл. С. В. Михалкова Муз. А. В. Александрова
Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твое достоянье на все времена.
Славься, Отечество наше свободное.
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая,
Хранимая Богом родная земля.
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой
Изучение нового материала. Учитель: – Почему государство должно иметь государственные символы? (ответы детей)
-Для того чтобы граждане страны чтили память предков, передавших им любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, сохраняли исторически сложившееся государственное единство.
- Кто управляет нашей страной?
- А управляет нашей огромной страной Президент РФ - В.В.Путин.
Президент как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях. Президент избирается на 6 лет гражданами РФ на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Президент решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища, награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания, осуществляет помилование. Президент издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории РФ.
Учитель. -Как вы считаете, что нужно для того, чтобы люди в стране могли спокойно отдыхать, работать, учиться? (нужны законы)
-Главный закон, определяющий жизнь государства, права и обязанности его граждан - это Конституция РФ. Поэтому день принятия Конституции-12 декабря - является государственным праздником.
-Так какова тема сегодняшнего классного часа? ( День Конституции РФ)
Учитель. Сегодняшнее наше занятие будет посвящено Конституции РФ. Это основной закон нашей страны, и знать его должны все люди и маленькие, и большие. Ребята, как вы думаете, зачем нужны законы? (Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофам)
- Ребята, а вам не показалось странным то, что мы с вами живём
в России, а здесь написано Конституция Российской Федерации?
- Наша страна называется Россия, но её полное название Российская Федерация.
- А что значит слово «федерация»?
- Федерация – это договор, союз.
Учитель:
- Наша страна называется Российской потому, что большинство её населения – русские. А вот слово Федерация поясняет, что вместе с русским на её землях живут и другие народы. У многих из них есть свои республики, свои национальные округа, но все они объединились в федерацию – союз равноправных народов нашей страны.
- В нашей стране живут более 180 национальностей и народностей. Всех людей, живущих в России можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны.
Об этом записано в Конституции. Статья 19.
Сначала Конституцию придумали и записали учёные, потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие — добавили, третьи — переписали по-другому. Потом состоялся референдум. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно. Так, 12 декабря 1993 года была принята наша Конституция.
Что сказано в нашей Конституции?
-Много тысяч лет назад появились на Земле люди, а с ними – главные вопросы:
– Что люди могут делать и чего не могут?
– Что они обязаны делать и что не обязаны?
– На что они имеют право и на что не имеют?
- Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.
В нашей Конституции, во-первых, сказано, как должно быть устроено наше государство и что для него самое главное. В Конституции сказано: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Это значит, что не человек существует для государства, а государство для человека.
Во-вторых, объявляется, что наше государство считает своей обязанностью защищать не только права своих граждан, но и права любого человека, даже если он не гражданин Российской Федерации.
В-третьих, в Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину Российской Федерации, а что — нельзя.
Права и обязанности детей определены Конситуцией
В 1918 году в России появилась первая Конституция.
Конституция (от лат. слова – устройство) – это основной закон государства, который определяет порядок.
Конституция страны является исходной точкой для принятия Всеобщей декларации прав Человека. Наша Конституция, которая действует сейчас, была принята в 1993 году.
Учитель. Ребята, как вы думаете, когда человек только рождается, он имеет какие-нибудь права? (ответы детей.) он имееет право на жизнь.
-А теперь подумайте, ребята, когда человек подрастает, какие еще у него появляются права? (Право учиться.)
Учитель. Правильно. Право учиться, передвигаться свободно даже по другим странам, право на защиту, свободу мысли и высказывания, получение информации и так далее. А в 18 лет у вас становится еще больше прав, вернее с 18 лет вы будете обладать всеми правами, прописанными в Конституции.
Ребята, скажите, а человек только правами обладает? (Нет. Есть и обязанности.)
Учитель. Очень верно. И какая наша главная обязанность? (учиться и соблюдать законы)
Учитель. Правильно. Для этого и существует Конституция.
1. Все равны перед законом и судом.
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от пола, национальности, происхождения.
3. Мужчины и женщины имеют равные права.
Учитель:
- В Конституции правам и обязанностям человека отведена целая глава, более 50 статей.
- А как вы понимаете, в чём различие понятий права и обязанности?
(Право – это то, что государство гарантирует дать своим гражданам, а обязанность – это то, что граждане гарантируют дать своему государству).
- Давайте посмотрим, о каких правах и обязанностях говорится в нашей Конституции.
- Какими правами вы пользуетесь?
- Какие обязанности возлагаются на вас? На ваших родителей?
Слайд 7
Права и свободы граждан
Право на жизнь
Право на личную неприкосновенность
Право на свободное передвижение
Право на жилище и его неприкосновенность
Право на труд
Право на отдых
Право на образование
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
Свобода мысли и слова
Свобода творчества
Свобода информации
Свобода совести, свобода вероисповеданий
Право на получение юридической помощи
Право на получение социальной помощи
Право избирать и быть избранным
Равенство прав и свобод
Обязанность защищать Родину
Обязанность соблюдать законы
Обязанность сохранять природу и окружающую среду
Обязанность платить налоги
Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей
Учитель:
- Посмотрите, как много у любого россиянина прав и свобод,
а как немного обязанностей возлагает на нас Родина.
В нашей стране жизнь любого человека охраняется законом и государством. Никто не может лишать человека жизни, подвергать его пыткам, унижать. Никто не вправе силой удерживать человека в каком-либо месте или стране. Но если гражданин совершил какой-либо проступок или преступление, нарушил права других людей и его вина доказана в суде, то человека могут посадить в тюрьму.
Каждый гражданин России может выражать свои мысли во всеуслышание, но если при этом он несправедливо оговаривает кого-нибудь, оскорбляет, то в соответствии с Конституцией его могут привлечь к правовой ответственности за клевету. Поэтому, прежде чем что-то сказать, нужно хорошо подумать!
Человек живет в обществе и должен соблюдать свои права и обязанности. Вот когда вы окончите школу, какое у вас будет право? (Выбрать профессию.)
Учитель. Но вступает и обязанность. Профессия должна быть не противозаконной. Человек должен исполнить в своей жизни многое.
– Подумайте, какой гражданский долг вы должны будете выполнить по отношению к своим близким? по отношению к Родине?
Итак, человек должен многое: должен любить и почитать родителей, беречь и защищать Родину, беречь и охранять свою Землю.
Ребята, а каждый человек имеет права и обязанности, прописанные в Конституции, или нет? (Каждый.)
Первичное закрепление пройденного материала. Игра «Да! Нет!»
Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если вы согласны с ней хлопаем в ладоши! Если это противоречит закону – топаем ногой.
– Россия – наша страна?
– Да!
– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?
– Да!
– Можно ли человека обращать в рабство?
– Нет!
– Можно ли относиться к человеку жестоко?
– Нет!
– Защищён ли человек законом?
– Да!
– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?
– Да!
– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?
– Нет!
– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?
– Да!
– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?
– Да!
– Может ли человек владеть имуществом?
– Да!
– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?
– Да!
– Можно ли запретить свободный выбор труда?
– Нет!
– Защищает ли закон материнство и младенчество?
– Да!
Читает ученики.( Карина)
В какой бы я хотела жить стране?
Да в той, где места нет ни горю, ни войне,
В которой люди счастливы всегда,
Друг друга не обидят никогда,
Где не слышны глухие взрывы,
И где закаты так красивы!
(Маша Ч.)
Я так люблю простор страны своей,
Хоть далека она от совершенства.
Хочу, чтоб испытали люди в ней
Любовь большую, счастье и блаженство.
(Милена)
Я хотела б жить в стране,
Где зима и лето.
Я б хотела, как Есенин,
Быть её поэтом.
(Платон)
Я хочу, чтоб президент
Умным был и честным,
Чтоб страну свою любил,
Был с народом вместе.
Чтобы жить в стране могли
Весело и дружно,
Чтоб спокойно спать могли,
И не было б оружья.
(Настя)
Человеку много нужно,
Чтобы счастливо прожить.
Нужен дождь, и даже лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море,
Нужно солнце и леса,
Нужно счастье, нужно горе
И родные голоса.
(Сережа)
Невозможно без природы,
Без сияющих небес.
Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес.
(Маша Т.)
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг.
Надо главное заметить,
Всё почувствовать вокруг.
Учитель:
-И, конечно, живя в огромной стране, мы должны не забывать и о малой родине-месте, где родился и вырос. Таким местом, для нас, является город-герой Волгоград.
Вторично закрепление материала. Игра «Проверь себя»
Итог урока.
Назовите символы нашего государства.
- Что такое Конституция?
- Когда ее приняли?
- Когда празднуем День Конституции?
- Для чего нам нужна Конституция?
Выходят обучащиеся и читают стихотворения.
(Эмилия) Есть обязанности и права,
Конституция их дала.
Все записаны они
Для людей и для страны.
(Федор) Закон главный, закон важный –
Конституция страны.
Обязан подчиняться каждый,
Выполнять его должны.
(Артем П)
Если кто-то без законов
Хочет жизнь свою прожить,
То его, конечно , надо
И лелеять, и хвалить.
Фотографию в газету
Поместить и подписать:
«Он советует законы
Никогда не выполнять».
(Ксюша)
День Конституции — это день закона,
Права и защиты наших граждан!
Его мы встретим с почестью сегодня,
Для России — день из самых важных!
(Богдан)
Поздравляем всех, от мала до велика,
Богатеет пусть и пусть цветет страна!
Конституция людей любых религий
Единит и бережет всегда!
(Диана) Поздравляю вас с Днем Конституции!
И желаю, чтоб нашу страну,
Обошли стороной революции,
Чтоб она не познала войну,
(Артем)Пусть живет, процветает Великая,
Наша Родина, гордость и честь,
Не приятели пусть многоликие
Позабудут коварство и лесть.
(Владик) День Конституции – светлый момент,
Ведь Конституция – как Монумент:
Правила, своды, для граждан законы
Собраны самые лучшие в мире каноны!
(Леня) Пусть процветает страна и народ,
И каждый в согласии, мире живет!
Мы счастливы быть в этом доме родном,
И рады картинке за нашим окном!
(Вася) С Днем Конституции вас поздравляем!
Мира, добра всей России желаем!
В День этот радостный скажем открыто:
Наши законы — есть наша защита!
(Захар) Пусть не коснутся вас путчи и войны,
Мимо проходят пусть все революции.
(Саша)Взрослых и маленьких, мирных и воинов, —
Всех с Днем Российской Конституции!
РЕФЛЕКСИЯ. ( на столах сердечки) Раскрасить цветами флага РФ.
Сегодня на занятии я узнал…
……..я почувствовал….
……..я понял….
…….я задумался
Заключение. Наша беседа подошла к концу. Я – учитель и гражданин РФ ГОРЖУСЬ что, родилась, выросла, живу в такой могучей стране. Я знаю свои права, выполняю обязанности и не нарушаю законы! Я верю в то, что каждый из учеников 3 В класса будет гордо нести звание «гражданин РФ» и выполнять свои обязанности! Хоть вы еще маленькие россияне, но будущее за вами! Как сказал, Н.А.Некрасов – «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!»