Классный час «Золотое правило нравственности» (4 класс)

6
5
Материал опубликован 24 January 2018 в группе

Управление образования Администрации г. Тынды

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7 ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ И.В.ТКАЧЕНКО»

Г.ТЫНДА АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ


 


 


 

Разработка классного часа

«Золотое правило нравственности»


 


 


 


 


 

Автор: Ткачева Елена Григорьевна,

учитель начальных классов

МОБУ СОШ№7


 

Тема: Золотое правило нравственности.

Цель: формирование понятия «Золотое правило нравственности, воспитание уважительного, доброжелательного отношения к людям.

Задачи:

- личностные:

развивать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

- развивать самостоятельность и личную ответственности за свои поступки на основе представлений о заповедях;

-развивать этические чувства как регуляторов морального поведения;
- метапредметные:

- овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

-овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений, готовность слушать собеседника и вести диалог;
- предметные:

знать, понимать и принимать моральные ценности;

-понимать значения нравственности в жизни человека и общества.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Самоопределение к учебной деятельности (мотивация)

Прием «Цепочка пожеланий»

- Обратитесь к классу с пожеланиями к себе и другим по поводу предстоящей работы.

- Пусть все пожелания сбудутся! Сегодня мы сделаем еще один шаг в познании законов жизни человеческого общества. Для этого нам потребуется внимание, активность, взаимопомощь и, конечно, хорошее настроение.

Актуализация знаний.

- Эпиграф сегодняшнего занятия - высказывание Бе́рнарда Шо́у — ирландского драматурга, писателя:

«Теперь, когда мы научились летать, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».

- Проанализируем цитату

- Как вы ее понимаете?

- А как это жить на земле, как люди?

- Давайте поразмышляем о том, что необходимо каждому человеку для жизни в окружающем его мире? (высказывания детей)

- Мы живём в обществе, в котором существуют определённые ценности. Практически ежедневно мы стоим перед выбором - протянуть руку помощи своему другу или сделать вид, что это тебя не касается. Пройти мимо бездомной собаки или накормить её? Навредить человеку или простить его? Человек делает выбор между добром и злом.
 

Задание 1. «Корзина идей»

- Назовите важные правила поведения, которые необходимо соблюдать каждому человеку в ежедневной жизни.

(Проверка: дети называют правила поведения).
 

- Многие правила у вас совпали. А это еще раз подтверждают, что существуют общие, принятые всем обществом правила поведения.

Работа с понятием.

- Как называются общие, принятые всем обществом правила поведения? (мораль)

- Молодцы! Назовите синоним мораль (нравственность)

Найдите определение в толковом словаре

Работа со словарем

Нравственность – это совокупность норм поведения человека в обществе, духовные качества, проявляющиеся в этом поведении.

- Понятия «мораль» и «нравственность» взаимосвязаны.

Задание 2.

- Перед вами качества человека нравственного и безнравственного человека. Из всех понятий выберите те качества, которые должны быть у нравственного человека и те, которые характеризуют безнравственного человека

(На доске макеты двух человек. 1 группа прикрепляет на макет качества нравственного человека, 2 группа – выбирает качества безнравственного человека)

Доброта отзывчивость грубость честность равнодушие трудолюбие смелость трусость лень злость внимательность вежливость лживость уважение милосердие доброжелательность жадность скромность жестокость хамство скрытность черствость жалость порядочность агрессивность упрямство справедливость

Проверка: дети читают качества нравственного и безнравственного человека.

- Каким фразеологизмом можно охарактеризовать нравственного человека?

(золотой человек).

- А, значит, правила, по которым он строит свою жизнь в обществе будут как называться? (золотые правила нравственности)

- Что означает слово «золотой» в этом словосочетании?

( Важный, главный. Что-то очень хорошее, главное.)

Постановка учебной задачи.

Задание 1. Формулирование темы урока.

- Определите тему классного часа

Тема: Золотое правило нравственности.

- Что вы ожидаете узнать сегодня на уроке?

1. Почему появилось золотое правило нравственности?

Как формулируется золотое правило нравственности?

Как применять золотое правило нравственности в жизни?

- На все вопросы постараемся ответить и попробуем создать модель золотого правила, проанализировав поведение Крошки Енота

(Просмотр фрагмента мультфильма «Крошка Енот»),

- Чем «ответило» неизвестное существо Крошке Еноту при первой встрече?

- Почему изменилось поведение неизвестного существа во второй раз?

- В чем заключается главное правило поведения в общении с людьми?

Именно в этом и заключается золотое правило нравственности. Прочитайте его: Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

5. Первоначальное закрепление.

- Так золотое правило вошло в жизнь людей и живёт уже тысячи лет и сегодня остаётся главным правилом нравственного человека.

- Почему же это правило золотое (главное)?

Дети: - Если не знаешь, как поступить в ситуации, нужно следовать этому правилу. И тогда ты не причинишь другому зла и не получишь зла в ответ.

- Золотое правило самое ценное, т.к. оно общее для людей разных религий и культур, оно объединило разные народы.

- Золотое правило заставляет человека предвидеть последствия своих поступков.

- Это правило учит быть нравственным человеком.

- Любое правило надо уметь применять.

И сейчас мы с вами узнаем, как применять правило в жизни и составим алгоритм действий.

Задание: Работа в группах. Восстановив последовательность предложений, вы сможете прочитать алгоритм-памятку, как применить золотое правило нравственности:

( Дети из отдельных частей складывают алгоритм)

 

1.Оценить последствия поступка в мыслях и чувствах.

2.Попытаться встать на место того, на кого направлено действие

3.Ответить на вопрос «Хотел бы я, чтобы со мной так поступили?

4.Если ответ «нет», то поступок совершать нельзя

 

 

 

красный

желтый

зеленый

синий

Самопроверка (шкала цвета)

 

- Чему учит золотое правило нравственности?

Вывод: Золотое правило нравственности заставляет человека предвидеть последствия своих поступков. Это правило учит быть нравственным человеком.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Формирование адекватной самооценки и самоконтроля.

Задание: Предлагаю, проверить наши знания в виде игры «Да. Нет» на карточке. Обведите ту букву, которая указывает на истинное высказывание по вашему мнению.

Отметь истинные высказывания

да

нет

1. Золотое правило нравственности является общим для людей разных религий и культур

д

т

2. Появилось оно в XXI веке

а

о

3. Золотое правило заставляет человека предвидеть последствия своих поступков

б

п

4. Чтобы применять золотое правило нравственности в жизни, сначала следует оценить последствия поступков в мыслях и чувствах

р

г

5. Золотое правило нравственности – учение одного философа

и

о

- Проверим: у кого получилось слово «добро» - самый внимательный.

- Как вы поняли, что самое главное в поступках людей?

7.Включение в систему знаний и повторения

- Совсем недавно мы прочитали интересную книгу А. П. Гайдара «Тимур и его команда».

- Приведите примеры из произведения, в которых главные герои применяют золотое правило нравственности. А примеры безнравственного поведения героев повести?

8. Рефлексия: Прием «Шесть Шляп Мышления» Изложение принципов.

Дети берут шляпу любого цвета и излагают свои мысли по теме в соответствии с выбранным цветом

Белая шляпа. Изложите основные факты и ключевые моменты, не комментируя и не давая личной оценки.

Красная шляпа. Выразите своё отношение к полученной информации. Какие чувства возникли у вас в процессе изучения данного материала?

Черная шляпа. Изложите основные факты, используя только негативное отношение к информации (подвергните сомнению, предскажите негативные последствия.)

Желтая шляпа. Изложите основные факты, используя только позитивное отношение к информации.

Зеленая шляпа. Передайте содержание и выразите свое отношение к информации в творческой форме.

Синяя шляпа. К какому выводу вы пришли? Какой жизненный урок извлекли?

9. Домашнее задание: подобрать пословицы и поговорки, касающиеся Золотого правила нравственности.

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо! Очень интересный материал! Вы используете много активных методов! Здорово!

26 February 2018

Благодарю за оценку,

22 March 2018

И у Вас совпадает вот с этим http://uchitelya.com/pedagogika/115093-razrabotka-klassnogo-chasa-zolotoe-pravilo-nravstvennosti-4-klass.html Это Вы туда поместили или кто-то без Вашего ведома?

28 February 2018

Добрый день. Данная разработка была опубликована на нашем сайте раньше. Разработка принимает участие в конкурсе. С уважением, Айгуль.

1 March 2018