Классный час: «Год культуры в России»

0
0
Материал опубликован 17 December 2015

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №21»

КЛАССНЫЙ ЧАС

«Год культуры в России»

8 «а»класс

2014-2015 учебный год

Классный руководитель: Поштариков А.А.

«Сохраняя прошлое, мы продлеваем будущее».

г.Элиста, 2014 г.

Классный час "2014 – год культуры в России"

 


 

Цели:

Образовательная: познакомить с указом Президента России о том, что 2014 год в РФ объявлен годом культуры, способствовать формированию нравственно-этической культуры, положительных черт своего характера;

Развивающая: развивать умения общаться с людьми, анализировать свои поступки и оценивать их;

Воспитательная: воспитывать взаимоуважение, доброту, вежливость.

Ход классного часа:

Слайд 1 (логотип года культуры).

Слайд 2.

Учитель: Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2014 год в РФ объявлен годом культуры, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на официальный сайт правовой информации. "В целях привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире постановляю <...> провести в 2014 году в РФ Год культуры", - говорится в указе.

Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валентина Матвиенко, возглавляющая Оргкомитет по проведению Года культуры в России в 2014-м году, утвердила его логотип. Данный вариант логотипа был направлен председателю оргкомитета после обсуждения 23 декабря на заседании Общественного совета Министерства культуры России. Начался 2014 год, провозглашенный Годом культуры в России. Культура охватывает такие значимые стороны жизни, как язык, историю, образование, науку, религию, искусство, литературу, музыку, - всё то, что призвано сохранять и обеспечивать духовное развитие народа.

Ребята, а как вы понимаете слово «культура», какое значение этого слова? (высказывания детей)

Современная культура России — это, прежде всего, наша речь, наши праздники, наши школы и университеты, наше отношение к родителям, к своей семье, к своему Отечеству, к другим народам и странам. А вот что об этом говорят выдающиеся личности (Чтение высказываний детьми) 

Слайд 3. Никола́й Константи́нович Ре́рих (Рёрих)— русский художник, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель. (фото) Н.К. Рерих "Общая культура – это то, что позволяет человеку чувствовать всей душой солидарность с другими во времени и пространстве – как с людьми своего поколения, так и с ушедшими поколениями и с поколениями грядущими".

Слайд 4. Поль Ланжеве́н — французский физик и общественный деятель. (фото) Поль Ланжевен "Культура есть память. Поэтому она связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества".

Слайд 5. Ю́рий Миха́йлович Ло́тман — советский литературовед, культуролог. (фото) Ю. М. Лотман "Всякая культура (даже материальная культура) есть культура духа, всякая культура имеет духовную основу – она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями".

Слайд 6. Дми́трий Серге́евич Лихачёв — советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, 1-й Председатель правления Советского фонда культуры (с ноября 1991 — Российского фонда культуры). (фото) Д. С. Лихачев "Культура объединяет все стороны человеческой личности. Нельзя быть культурным в одной области и оставаться невежественным в другой. Уважение к разным сторонам культуры, к разным ее формам — вот черта истинно культурного человека".

Слайд 7. Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери — французский писатель, поэт и профессиональный лётчик. (фото) Сент-Экзюпери А. "И пусть работа до седьмого пота, Ведь праздники не делают в тиши. Культура – это вовсе не работа, Культура – состояние души".

Слайд 8. Материал из Википедии. Культура (от лат. cultura, от глагола colo, colere — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики, политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др. В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Источником происхождения культуры мыслится человеческая деятельность, познание и творчество.

Культура — это реальность, созданная человеком в процессе его отношения к природе, к обществу (другому человеку), к самому себе и к Абсолютному Учитель: Мы узнали много о значение слова «культура», но вернёмся снова к указу президента РФ: «В целях привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире…» В нашей стране в настоящее время ведущую роль в деле сохранения историко-культурного наследия играют две организации.

Слайд 9. Первая — Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИК; основана в 1966 г., является добровольной и общественной организацией, осуществляет программы «Русская усадьба», «Храмы и монастыри», «Русский некрополь». «Русское зарубежье». Общество издаете 1980 г. журнал «Памятники Отечества». Вторая — Российский фонд культуры, созданный в 1991 г., финансирующий ряд программ и проектов, в том числе программу «Малые города России».

Слайд 10.

1. К числу важнейших задач и деле сохранения культурного достояния относится возрождение религиозных корней, религиозного начала русской культуры, восстановление важной роли Православной церкви. Современная культура в целом по-прежнему остается светской и покоится в основном на науке и разуме. Однако религия вновь становится важной и неотъемлемой частью культуры, а культура восстанавливает свои исторические связи с религиозными истоками. Этому способствует широкое восстановление и обновление храмов и монастырей в последние годы. Уже сегодня в большинстве населенных пунктов России имеются храм или церковь. Особое значение имеет восстановление храма Христа Спасителя. Ещё большее значение имеет принятие закона о свободе совести. Все это создает необходимые условия для того, чтобы каждый человек нашел свою дорогу к храму.

Слайд 11.

2. Исключительно важное место в культурном наследии занимают русские усадьбы. Они складывались во второй половине XVI I I в. — XIX в. Это были «родовые», «дворянские гнезда». Их были тысячи, остались же десятки. Часть их была разрушена в годы революции и Гражданской войны. Другая часть исчезла от времени и запустения. Многие из сохранившихся — Архангельское, Кусково, Марфино, Остафьево, Останкино, Шахматово — превращены в музеи, заповедники и санатории. Другим повезло меньше, и они нуждаются в экстренной помощи и заботе. Роль русских усадеб в развитии русской культуры была огромной. В XVIII в. они составляли основу русского Просвещения. Во многом благодаря им XIX в. стал золотым веком русской культуры. Уклад усадебной жизни был тесно связан с природой, земледелием, вековыми традициями и обычаями, жизнью крестьян и простого народа. Элементы высокой культуры — богатые библиотеки, прекрасные коллекции картин, домашние театры — органически переплетались с элементами народной культуры. Русские усадьбы были живыми родниками высокой и глубокой духовности. Они бережно хранили русские традиции и обычаи, национальную атмосферу, русскую самобытность и дух России. О каждой из них можно сказать словами поэта: «Там русский дух. Там Русью пахнет». Русские усадьбы сыграли важную роль в судьбе многих великих людей России.

Слайд 12. Русская усадьба оказала благотворное влияние на творчество А.С. Пушкина.

Слайд 13. В усадьбе Хмелите Смоленской области прошли юные годы А.С. Грибоедова, а позднее родился замысел «Горя от ума».

Слайд 14. Усадьба Введенское в Звенигороде имела большое значение для жизни и творчества П.И. Чайковского, А.П. Чехова.

Слайд 15. В Ясной Поляне жил и работал Л.Н. Толстой. В Ясной Поляне царила "особая бытовая и интеллектуально-творческая атмосфера, соседствовали проза и поэзия, труд и игра, духовно ее обогащавшие, вырвавшие ее из сферы обыденного существования"( С.Розанова // Т.А.Кузьминская. Моя жизнь дома и в Ясной Поляне. — М.: Правда, 1986.). Здесь постоянно гостили известные писатели , художники, музыканты, актеры, ученые, журналисты: И.С.Тургенев, А.А.Фет, А.П.Чехов, М.Горький, В.Г.Короленко, И.Е.Репин, М.В.Нестеров, С.И.Танеев, И.И.Мечников и мн. др. Русские усадьбы открыли путь к вершинам искусства многим талантливым самородкам из глубин русского народа.

3. К задаче сохранения русских усадеб тесно примыкает другая не менее важная задача - возрождение и развитие малых городов России. В настоящее время их насчитывается более 3 тыс. с населением около 40 млн человек. Как и усадьбы, они воплощали истинно русский уклад жизни, выражали душу и красоту России. Каждый из них имел неповторимый, уникальный облик, свой стиль жизни. При всей своей скромности и непритязательности малые города были щедрыми на таланты. Из них вышли многие великие писатели, художники и композиторы России. Вместе с тем в течение долгого времени малые города находились в забвении и запустении. В них угасла активная, созидательная и творческая жизнь, они все больше превращались в глухую провинцию и захолустье. Теперь ситуация постепенно меняется, и малые города вновь оживают. Слайд 16. Разработаны комплексные программы возрождения историко- культурной среды таких древних русских городов, как Зарайск, Подольск, Рыбинск и Старая Русса. Из них наиболее благоприятные перспективы у Старой Руссы. В этом городе жил Ф.М. Достоевский и сохранился его собственный дом. В этом городе имеются также грязевый курорт и исторические памятники. Все это позволяет Старой Руссе стать притягательным туристическим, культурным и оздоровительным центром. Близость к Новгороду усилит ее культурную значимость. Примерно то же самое ожидает и остальные упомянутые города. Накопленный на их возрождении опыт послужит основной для разработки проектов обновления других малых городов России.

Слайд 17.

4. Особое место в охране культурного наследии занимают народные художественные промыслы и ремесла. Вместе с фольклором они составляют народную культуру, которая, будучи важнейшей частью всей национальной культуры, с наибольшей силой выражает ее самобытность и неповторимость. Россия издревле славилась великолепными изделиями художественных промыслов и ремесел.

Слайд 18.

К числу древнейших из них относится русская деревянная игрушка, центром которой является Сергиев Посад. Именно здесь родилась известная во всем мире матрешка. Такой же древней является холмогорская резьба по кости. Используя технику низкого рельефа, холмогорские косторезы создают уникальные произведения декоративного искусства — гребни, кубки, ларцы, вазы. Не менее долгую историю имеет хохломская роспись. Она представляет собой декоративную роспись растительным узором на деревянных изделиях (посуда, мебель) красными и черными тонами и золотом.

Слайд 19.

Широкое распространение в России получила миниатюра. Один из известных ее центров находится в с. Федоскино Московской области. Федоскинская миниатюра — живопись маслом на лаковых изделиях из папье-маше. Рисунок выполняется в реалистической манере на черном лаковом фоне. С федоскинской перекликается палехская миниатюра, представляющая собой живопись темперой на лаковых изделиях из папье-маше (коробки, шкатулки, портсигары, украшения). Для нее характерны яркие краски, плавный рисунок, обилие золота.

Слайд 20.

Заслуженную известность в России и за рубежом получила гжельская керамика — изделия из фарфора и фаянса, покрытые синей росписью. Упомянутые, а также другие художественные промыслы и ремесла в целом продолжают свою жизнь и деятельность, хотя и с разной степенью успеха и уверенности в будущем. Вместе с тем все они нуждаются в серьезной помощи. Многие из них требуют существенной реконструкции, результатом которой должно стать создание современных условий труда для народных умельцев и творцов. Некоторые из них нуждаются в возрождении и восстановлении. Дело в том, что с течением времени эти промыслы и ремесла претерпели существенные изменения: они были слишком осовременены. Изменена была тематика и сюжеты, нарушена технология, искажена стилистика.

Учитель: Как вы думаете, ребята, легко ли в современном мире сохранить наше культурное достояние? Что мы можем сделать для сохранности культурного достояния? Как нам в современном мире остаться культурными?

Слайд 21. Закончить наш классный час хочется важной мыслью: «Сохраняя прошлое, мы продлеваем будущее».

Используемые источники:

1. http://www.grandars.ru

2. https://ru.wikipedia.org

3. http://museum-guide.livejournal.com

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.