Классный час «Колокольные звоны — составная часть духовной культуры России»
Колокольные звоны –
составная часть духовной культуры России.
Цель: познакомить учащихся с искусством колокольных звонов России.
Задачи:
Познакомить учащихся с живым искусством колокольных звонов.
Формировать умение работать в подгруппах, аргументировано доказывать свою точку зрения.
Воспитывать лучшие гражданские качества: любовь к Родине, чувство сопричастности времени, отечественной истории.
Воздействовать на положительные эмоции учащихся.
Пробудить у них чувство сопереживания, гордости за свою Родину.
Оборудование и материалы:
-
аудиозапись колокольных звонов;
аудиозапись финала оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»;
песня А.Морозова «Малиновый звон» в исполнении Н. Гнатюка;
старинный русский романс «Вечерний звон» в оркестровом исполнении;
фотографии Колокольни Ивана Великого, звонниц Московского и Новгородского Кремля и Ростова Великого, церковных колоколов;
фотография сцены из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки;
карточки-таблички с характеристиками колокольных звонов.
Оформление доски: тема классного часа, эпиграф, названия самых известных колокольных звонов, иллюстративный и демонстрационный материал.
Форма проведения: путешествие.
Целевая аудитория: учащиеся 7-8 класса
Литература:
Захаров, Н.Н. Кремлевские колокола. – М.: «Московский рабочий», 1969.
Календарь памятных дат: классные часы на патриотические темы. 5 – 11 классы / сост. И.И. Варакина, С.В. Парицкова. – Волгоград: Учитель, 2007 г.
Короленко, В.Г. Слепой музыкант. – М.: Детская литература, 1988.
Ромашина, Н.Ф. Элективный курс по истории отечественной культуры «Наши духовные ценности». 10 – 11 классы. / Н.Ф. Ромашина. – М.: «Глобус», 2007.
Автор: Шарандина Валентина Владимировна,
учитель истории и обществознания,
МБОУ «СОШ № 53» г. Кургана.
Эпиграф:
«Наши русские колокола считаются самыми большими, самыми звучными в мире. У нас множество колоколов – у нас и простор для такой музыки».
С. Смоленский (русский исследователь).
Ход классного часа:
Звучит аудиозапись колокольного звона «Малый трезвон», на его фоне ученик читает стихотворение «Над Русью бьют колокола».
Над Русью бьют колокола
Печально и торжественно.
Как будто белые крыла
Взошли в ночи божественной.
Как будто солнца светлый нимб
Из тьмы взошел над распрями.
Звенит, звенит небесный гимн
Над Родиной непраздною.
Над Русью бьют колокола
Из дальнего и близкого,
Где горький пепел и зола
Восстали обелисками.
Кричат, кричат колокола
По тем, кто гордо выстоял,
Чей стон, чей крик из-за угла
Оборван подлым выстрелом.
Над Русью бьют колокола
С отчаянной надеждою.
Как прежде в небе два крыла,
Но ветер не по-прежнему.
Он бьет в лицо, он валит с ног,
Трезвея от всесилья.
И дайте срок. И дайте срок…
Бьет в колокол Россия!
Вступительное слово учителя.
Русские колокола – это, можно сказать, материализованные знамена духовного развития России. Пытливому слушателю они открывают возможность общения с прошлым нашего Отечества.
Исследователи называют их «звонкими иконами».
Сегодня нам предстоит открыть еще одну страницу в истории русской православной культуры.
Мы окунемся в таинство удивительных звуков, которые заставят каждого из нас соприкоснуться с одной из многовековых традиций, связывающих нитью нынешнее поколение с предыдущим.
Тема нашего классного часа «Колокольные звоны – составная часть духовной Российской культуры».
Мы познакомимся с живым искусством колокольных звонов России и ответим на три вопроса:
-
Можно ли научиться различать звуки колоколов?
Колокольные звоны – это искусство церковное или светское?
Какую роль в истории национальной культуры сыграли колокольные звоны?
Историко-художественное путешествие.
* При подготовки к классному часу вы получили задание найти материал по истории колокольных звонов России. Давайте же совершим небольшое историко-художественное путешествие в прошлое, перелистаем страницы, рассказывающие об искусстве колокольных звонов.
Учащиеся рассказывают о колокольных звонах по материалам, подготовленным по заданию учителя к этому классному часу. Фоном звучит старинный русский романс «Вечерний звон», видеоряд – колокола и звонницы.
-
-
Колокольные звоны были известны на Руси еще в Х веке, со времени принятия христианства. После крещения Руси колокола храмов и соборов созывали народ не только на церковную службу, колокола помогали путнику в непогоду найти дорогу к жилищу, гудели тревожным набатом в дни восстаний. Многие века они сопутствовали жизни народа, оповещали о беде, созывали его на битву, приветствовали победное возвращение полков с поля битвы, сопровождали празднества.
-
-
-
Не повезло колокольным звонам в ХХ веке. Рушились храмы – творения рук человеческих, в огне костров горела древнерусская живопись, книги, низвергались устремленные ввысь колокольни, а вместе с ними гибли и колокола. И не только войны были тому причиной. Страшнее оказались людское невежество, ханжество, воинствующая злоба на всех и вся.
-
-
-
Но прошло время, и мы все начинаем понимать, что, лишившись корней, дерево не выживает. А колокольные звоны и есть один из могучих корней нашей отечественной православной культуры. Это такой же важный и художественно своеобразный вид национального культурного наследия, как и певческое искусство, иконопись, зодчество, народные ремесла. А по своей художественной сути они являются инструментальной разновидностью русского музыкального искусства, народного творчества.
-
-
-
Христианская церковь не изобрела колоколов, они пришли к нам с Запада первоначально как сигнал, знак оповещения. Русь приняла этот атрибут быта. Для наших просторов он оказался как нельзя кстати. Но сигнальные звоны – это еще не искусство, а лишь предтеча его. К тому же распространение колоколов в первые десятилетия принятия христианства на Руси не носило массового характера. Они были еще редки и невелики по размерам, к тому же, как сообщают летописи, часто погибали от пожаров и междоусобных войн и сражений с татаро-монгольскими захватчиками. Вот как, например, написано об этом в одной древнерусской летописи: «Взят же бысть Киев марта в 8 день в лето 6678 (т.е. 1170 г.)…и грабиши два дня весь град, … и ризы и колоколы все поламаши и все святыни…»
-
-
-
Колокольные звоны на Руси особенно интенсивно стали развиваться, начиная с XVI в., да так, что вскоре Русь по размаху колокольно-литейного дела, величине колоколов, их силе звучания превзошла все остальные европейские страны. Летописи, излагавшие события того времени, пестрят упоминаниями о колоколах. Например, вот что писали о Колокольне Ивана Великого: «Того же лета совершена бысть соборная великая церковь Успения Богородицы на Москве при благородном великом князе Иване Васильевиче… Быть же та церковь чюдна вельма величеством и высотою и звоностью и пространством: такова же прежде того не бывало на Руси».
-
-
-
Колокольные звоны для русских людей – это неумолимый счет времени, регламентация течения времени, жизни, это голос предков, некое таинство непознанной русской души. В нашей истории есть немало фактов, когда чужеземные завоеватели, а бывало, и деспоты-правители, стремившиеся унизить русского человека, до конца сломить его дух, не только жестоко расправлялись с побежденными, но издевались и над колоколами: брали их в плен, публично секли их плетьми, казнили – рвали языки, сбрасывали с колоколен, разбивали о землю.
-
-
-
Колокольные звоны – это искусство, которое позволяло выразить русскому человеку свое вдохновение, показать свой талант. Русским звонарям не было равных. Именно они – народные музыканты – изобрели необычный способ извлечения звука: не колокол качался и бил о неподвижный язык, как в странах Западной Европы, а звонарь управлял языками неподвижно висящих колоколов, извлекая самые затейливые ритмы.
-
Мы кратко познакомились с историей колокольных звонов, и это помогло нам понять, что колокольный звон на Руси – это не просто извлечение звука, а искусство, это музыкальная форма, эталон, духовное начало каждого человека.
** Наше путешествие проходит на фоне русского старинного романса «Вечерний звон». «Вечерний звон, вечерний звон, как много дум наводит он…» – наверняка, многие из вас уже слышали звуки этой проникновенной мелодии, может быть кто-то не замирал, поддавшись ее очарованию. Но есть у русского народа и другая, не менее любимая мелодия. Это некогда очень популярная песня Александра Морозова «Малиновый звон». Давайте послушаем ее.
Звучит отрывок из песни А.Морозова «Малиновый звон» в исполнении Н.Гнатюка.
Выражение «малиновый звон» известно на Руси еще с давних пор. Произносишь «малиновый звон» и сразу возникает ассоциация с чем-то особенно приятным, сладким, вкусным. На самом деле, название «малиновый звон» произошло вовсе не от ягоды малины. Есть в Бельгии город Мехелен (Малин), стоит он на реке Диль. Там есть собор Синт-Ромбаутскерк, построенный в XIV в.
Он известен своим красивым колокольным звоном – отсюда и название. Но звон русских колоколов во многом превосходит звучание бельгийских, особенно в различных жанровых композициях.
Русские колокольные звоны очень богаты разнообразными жанрами: (запись на доске) Благовест
Перезвон праздничный
Проводной (погребальный) звон
Будничный звон
Свадебный звон
Красный звон
Великий звон
Все эти звоны дополняются различными видами перезвонов региональных традиций и местных «школ» звонарей.
Давайте познакомимся с некоторыми из них, попробуем отгадать их, используя карточки-характеристики, где указаны особенности и различия колокольных звонов России.
Тем самым мы узнаем, можно ли научиться понимать искусство колокольного звона.
Сейчас мы послушаем пять различных по жанру колокольных звонов. Попытайтесь соотнести звук колоколов с той характеристикой колокольного звона, которая записана у вас на карточке.
Запишите название колокольного звона в таблицу.
Затем мы проверим, как вы справились с этим заданием.
У учащихся у каждого есть карточка-таблица с различными характеристиками колокольных звонов, куда они вписывают их названия.
1 |
Очень простой звон по своей структуре. Звучит с использованием нескольких малых колоколов. Будто узорами вьются колокола в этом звоне. |
|
2 |
Удары во все колокола поочередно по несколько раз, завершаются мощным заключительным аккордом «во все». Отражает политический склад русских людей, их умение радоваться жизни, веселиться, создавая жизнеутверждающую атмосферу праздника. Музыка воссоздает стихию народного торжества и ликования. |
|
3 |
Одиночные, равнодлительные и спокойные удары в один колокол. Звучит, как правило, в качестве вступления к последующему звону. |
|
4 |
Трагическое мелодичное звучание этого звона символизирует связь земли и неба (жизни и смерти) – одиночные удары во все колокола поочередно от низких к высоким и, наоборот, от высоких к низким, после чего следует остродиссонирующий удар во все колокола, одновременно звучащий, словно надрывный вопль поющих голосов. |
|
5 |
Поочередные тихие удары в малые колокола, которые постепенно убыстряются. Очень веселый и жизнерадостный звон. |
Учитель поочередно включает аудиозапись колокольных звонов в произвольном порядке, дети записывают в таблицу.
Звучат колокольные звоны:
Будничный
Благовест
Свадебный (разгонный)
Перезвон праздничный
Проводной (погребальный)
Проверка правильности соотнесения названия колокольного звона и его характеристики.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Будничный |
Перезвон праздничный |
Благовест |
Проводной (погребальный) |
Свадебный (разгонный) |
Вы услышали пять колокольных звонов. Вы смогли их угадать. Тогда ответьте на вопрос: можно ли научиться слушать и понимать искусство колокольного звона?
*** Колокола – это неотъемлемая часть национальной культуры России. Но что же представляют собой колокольные звоны? Искусство церковное или светское? Попробуйте привести аргументы в защиту каждой точки зрения.
Учащиеся работают в группах, затем называют не менее пяти аргументов, доказывая, что колокольные звоны – это церковное, либо светское искусство.
Вы смогли убедительно доказать, что колокольные звоны – это искусство и церковное, и светское, – это человеческое искусство.
Музыка колокольных звонов – это яркое своеобразное человеческое искусство, способное отразить устремления народа, передать различные эмоционально-психологические состояния человека. Колокольные звоны стали важной частью национальной духовной культуры России.
В художественной литературе немало примеров использования описания колокольных звонов. Русские писатели делали колокольные звоны звучащим фоном грандиозных событий, происходивших в нашей истории. Как, например, это сделал М.А. Булгаков в романе «Белая гвардия».
В.Г. Короленко в повести «Слепой музыкант» рассказал о слепорожденном мальчике, для которого мир лишен красок и света, жизни и счастья. С помощью описания колокольного звона писатель раскрыл сложный духовный мир своего героя.
Многие русские композиторы использовали колокольные звоны в своих музыкальных произведениях. Какую сложную гамму чувств рождают колокольные звоны в операх Н.С. Римского-Корсакова «Псковитянка», Н. Бородина «Князь Игорь», М.П. Мусорского «Борис Годунов», М.И. Глинки «Иван Сусанин».
Послушаем финал оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин», в которой используются колокольные звоны для того, чтобы передать радость русского народа по поводу окончания Смутного времени, ликование по поводу избрания новой царской династии – Романовых, и гордость за народ, который изгнал иностранных интервентов из России.
Звучит музыкальный фрагмент «Славься!» - финал оперы М.И. Глинки в исполнении хора им. Александрова с использованием колокольных звонов.
Подведение итогов. Заключительная часть.
Мы совершили историко-художественное путешествие, которое помогло нам понять, что колокольные звоны – голос Родины, народа, подлинное духовное творчество. Мы не только познакомились с ними, вы научились их различать. Мы увидели, какую огромную ценность они имеют для национальной культуры. И забыть их, выбросить из памяти людской – кощунство над памятью предков, над нашей отечественной культурой.
Отдадим же должное тем, кто в трудные годы лихолетья сберег наши духовные ценности, наши национальные святыни – а именно: Русской Православной Церкви. Скажем спасибо православной культуре и удивимся той нравственной силе и красоте, которые живут в русском человеке.
Учащиеся читает (наизусть)
Люблю тебя Россия!
И на Руси во все века
Звучали то набатом,
А то и перезвоном твои колокола.
Колокола гудели, звали,
Предупреждая о беде – и умирали,
Когда безжалостные руки их толкали
С высот церквей к Земле.
Как много раз терзали и топтали
Тебя, Россия, озверев от зла,
Но все звенели и звучали,
О, Русь моя, твои колокола!
И в этом вижу добрый знак,
И верю в жизнеутверждающую силу,
Которая спасет мою Россию!
Алина Яковлевна Корогод
Шарандина Валентина Владимировна
Дементьева Ирина Михайловна
Сафонова Елена Валерьевна
Шарандина Валентина Владимировна
Дементьева Ирина Михайловна
Сафонова Елена Валерьевна
Семяшкина Ирина Васильевна
Сафонова Елена Валерьевна
Шарандина Валентина Владимировна
Семяшкина Ирина Васильевна
Шарандина Валентина Владимировна
Дементьева Ирина Михайловна
Семяшкина Ирина Васильевна
Алина Яковлевна Корогод
Семяшкина Ирина Васильевна
Семяшкина Ирина Васильевна
Сафонова Елена Валерьевна
Шарандина Валентина Владимировна