Внеклассное мероприятие для недели истории «Год культуры в России»
Внеклассная работа по предмету. Разработка внеклассного мероприятия
Формой проведения внеклассного мероприятия стала неделя истории по теме: «2014 год – год культуры в России».
План проведения:
Период – 3.03 – 7.03. 2014г.
В рамках предметной недели решить следующие задачи:
1)Формировать у учащихся побуждение к творчеству, исследовательскому труду;
2) Усилить интерес к истории в целом, истории нашей Родины, родного края;
3)Развитие и расширение кругозора учащихся;
4)Усиление интереса к предмету;
План проведения предметной недели:
3.03 – Линейка. Торжественное открытие недели истории;
4.03 – Мероприятие для начальной школы (1-4 класс);
5.03 – Мероприятие для средней школы (5- 8 класс);
6.03 – Мероприятие для старшей школы (9 – 11 класс);
7.03- Линейка. Подведение Итогов предметной недели.
Кроме мероприятий, указанных в плане, был объявлен конкурс плакатов. Каждому классу была дана своя тема.
Конкурс плакатов:
5 кл – «Матрешка как символ русской культуры»
6 кл – «Древнейшая Русь»
7 кл – «Ночь в музее»
9 кл – «Облик города Острова»
10 + 11 кл – «Облик Пскова»
На линейке объявляется открытие недели истории в школе по теме «2014год – год культуры в России».
2014 год объявлен в России Годом культуры. Соответствующий указ подписал Президент Владимир Путин. В документе говорится, что Год культуры будет проведен с целью "…привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире". Согласно указу, правительство России должно образовать организационный комитет по проведению Года культуры, а также обеспечить разработку плана основных мероприятий.
Заранее 5-11 классы при помощи классных руководителей были поделены на равносильные команды для участия в мероприятиях. Начальная школа не была поделена пофамильно на команды, а поделены на команды зеленых и синих по тому, на каком ряду сидели в день проведения игры.
Во вторник 4.03. 2014г. – проведение мероприятия для начальной школы на тему «Матрешка – как символ русской культуры»
Цель занятия:
Продолжать обогащать представление детей о народном искусстве
Познакомить с декоративно-прикладным искусством – русской матрешкой
Дать представление детям о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов. Привить интерес к народному творчеству
Обратить внимание детей на ее яркость, нарядность, составные элементы, композицию, цветовой гамме. Развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества
Воспитывать самостоятельность, активность, развивать творчество
Задачи:
Развивать умение украшать силуэт матрешки разнообразными узорами, творческие способности детей, развивать потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир путем изучения культурного наследия разных эпох и периодов
Воспитывать умение работать в группе, воспитывать самостоятельность, активность, развивать творчество
Оборудование:
Силуэты матрешек, цветные карандаши, фломастеры, косынки для детей, матрешки, элементы матрешек из бумаги
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1 часть. Введение в игровую ситуацию
(действующие лица: Матрешка, ведущий)
Матрешка:
Я – Русская матрешка,
Как я хороша!
Яркая одежка
На мне всегда-всегда.
Сарафаны расписные
Выдумал народ
И одежды дорогие
Ношу я круглый год.
Такая вот игрушка,
Матрешка-веселушка.
Пестрая рубашка,
Задорная милашка.
(звучит русская народная песня «Валенки»)
Ведущий:
- Здравствуйте ребята! Веселая матрешка пришла к вам в гости. Какие вы все красивые, нарядные. Посмотрите, какой у нее красивый костюм. А вы знаете откуда взялась матрешка? Тогда давайте расскажу, как родилась матрешка.
Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка - добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. "Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку", - сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может - куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбан и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.
Ведущий:
- Вот так ребята родилась матрешка. Но проблема, ребята, в том, что порой традиции русского искусства забываются. И поэтому, сегодня мы с вами продолжим знакомиться с декоративно-прикладным искусством. Я приглашаю вас в музей деревянной игрушки. Итак, откроем наш волшебный сундучок. Я вижу там замечательную игрушку, угадайте, какую?
Матрешка:
- Отгадайте загадку
Алый, шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука в деревянные бока,
А внутри секреты есть:
Может 3, а может 6.
Разрумянилась немножко
Наша Русская (матрешка)
Из волшебного сундучка достает деревянные матрешки.
(детям раздается на парты матрешки, чтобы они моги их рассмотреть, потрогать).
Ведущий:
- А вы знаете, что в каждой стране есть свои сувениры? И в нашей огромной стране России тоже есть свой сувенир. Как думаете, какой? (матрешка)
- Ребята, посмотрите, сколько здесь матрешек. Какая она? (нарядная, расписная, красивая)
- Из чего сделана матрешка? (из дерева)
- Ребята, вы знаете, что куклу-матрешку делают с секретом? (матрешка раскрывается). Я покажу.
- Вы заметили, что матрешки разные? (самая большая, большая, маленькая, еще меньше, самая маленькая).
2 часть. Дидактическая игра «Веселые матрешки»
Матрешка:- давайте поиграем в интересную игру: «Веселые матрешки». Для этого разделимся на две команды. Левый ряд будет командой синих, а правый ряд – командой зеленых.
У меня есть два волшебных конверта, синий – для синей команды, зеленый – для второй команды. Посмотрим, что там.
(дети высыпают содержимое из конвертов)
Каждой команде нужно собрать картинку из фигур, которые вас оказались в конверте. Кто быстрее справится с заданием?
((дети раскладывают на столах фигуры, чтобы получилась матрешка)
- И что же получилось? (матрешка)
3 часть. Расписывание матрешек. Практическая работа
Ведущий:
Хочу превратить вас в мастеров. Давайте окажемся в нашей мастерской. Каждый из вас украсит цветами и узорами свою матрешку.
-Очень любят все матрешки разноцветные одежки!
Прежде, чем приступить к работе, давайте поговорим, во что одета матрешка.
Что у нее на голове? (косынка)
На туловище? (сарафан)
Чем украшен сарафан? (цветами)
Иногда у матрешки на сарафан одет фартук, он тоже всегда крашен цветами или узорами.
Каждой команде даны фломастеры, цветные карандаши. Сейчас каждый из вас поучит по матрешке, и по сигналу вы начинаете ее разукрашивать. Побеждает та команда, которая закончит быстрее всего.
(дети получают силуэты бумажные матрешек, фломастеры и карандаши и по сигналу начинают разукрашивать матрешек).
- Ой, какие матрешки получились красивые каждой команды. Какие вы все хорошие мастера!
4 часть – Конкурс «Одень матрешку»:
Матрешка:
Очень мне одной скучно … хочу завести себе подружек. Давайте с вами проведем конкурс: вы выбираете от команды одного мальчика, который выйдет сейчас ко мне в центр.
(к матрешке выходят 2 мальчика)
Сейчас по сигналу вы должны будете одеться в матрешку. Победит та команда, чья матрешка оденется быстрее.
(дети по сигналу одевают сарафан и платок).
Какие вы молодцы! Вы поиграли, но одели всего лишь одну матрешку.
5 часть – Конкурс «Матрешки»:
Ведущий:
А сейчас вы оденете всю команду. Каждая команда становится в шеренгу друг за другом, у каждого в руках платок. По команде второй игрок со спины завязывает платок первому (категорически нельзя поправлять или помогать друг другу), затем третий второму и так далее.
Последний игрок завязывает предпоследнему и победно выкрикивает: «Все готовы!».
Побеждает та команда, которая заканчивает первой.
6 часть: итог занятия
Матрешка:
Вы все молодцы, но наше занятие подходит к концу. И в заключение подведение итог понравилось оно вам или нет. Если вам оно понравилось, то мы дружно похлопаем в ладоши, а если нет – то потопаем ногами.
Ведущий:
Мы видим, что большинству наше занятие понравилось, и мы с Матрешкой этому рады.
Спасибо за внимание, с вами было очень интересно.
Итоги нашему занятию будут подведены на линейке в пятницу.
В среду 5.03.2014г. – проведение мероприятия для средней школы игры по станциям «Символика России».
В проведении на станциях помогали ученики 11 класса.
Старт обозначен в актовом зале на линейке 5-7 классов. Ученики заранее знали состав своих команд. Две команды: «Активисты» и «Оптимисты». Так же заранее участниками были подготовлены эмблемы и девиз команд.
Структура:
Вводная часть
Станция 1. "Наша Родина на карте мира"
Станция 2. "Герб России"
Станция 3. "Флаг России"
Станция 4. "Пою мое Отечество"
Станция 5. "Русские народные традиции"
Станция 6. Гимн России"
Заключительная часть
Вводная часть
Ведущий приветствует учащихся. Игра начинается с высказывания К.Д. Ушинского. - "Наше Отечество, наша Родина - матушка - Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и дети наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное; матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать защищает и бережет от всяких врагов… Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и Родина ("Детский мир", 1876 год). Наша страна большая и красивая. Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы - флаг, герб и гимн. Им посвящена наша игра "Символика России".
Условия игры. 2 команды выбирают капитанов. Капитаны получают маршрутные листы, объясняют смысл эмблемы команды, которая является символом нашей страны. Заполняют маршрутный лист.
Команды проходят станции в порядке указанном в маршрутном листе. Ведущие станций записывают в нем результат команды. После окончания игры маршрутные листы сдаются практикантам (то есть нам) для подсчета баллов и подведения итогов.
Станция 1. "Наша Родина на карте мира".
Вопросы из серии "Веришь ли ты, что …?"
Команде задаются вопросы, на которые учащиеся отвечают "да" или "нет". Свое отношение к ответу ведущий выражает словами "и правильно делаешь" или "а зря" и говорит правильный ответ. Вопросы нетрудные, но произносятся в быстром темпе, чем усложняется ответ. Правильный ответ - 1 балл команде.
Веришь ли ты, что …
Россия расположена на материке Евразия? (да)
Самое большое государство в мире - Российская Федерация? (да)
Россия находится на юге материка Евразия? (нет)
Россия расположена в одной части света? (нет)
Территорию нашей страны омывают 13 морей? (да)
Россия имеет общие границы с 30 государствами? (нет)
Российская земля состоит из материковой и островной частей? (да)
Россия больше по площади, чем материк Южная Америка? (нет)
Материк Антарктида имеет меньшую площадь, чем Россия? (да)
Наша страна омывается водами двух океанов? (нет)
Северная и восточная границы РФ морские? (да)
Станция 2. "Герб России"
Задание. Ответить на вопросы о государственном гербе Российской Федерации.
1.Что символизирует орел на гербе России?( Орел в гербе символизирует способность к самоотверженному терпению: он может парить высоко в небе, терпеливо выжидая, пока штормы и ураганы под ним не улягуться.) 2.Что символизирует на гербе две орлиные головы, бдительно смотрящие по сторонам? (символизируют надежную охрану страны с Востока и Запада) 3.Что символизируют три короны на гербе? (христианскую троицу и три христианские добродетели: Веру, Надежду и Любовь. Короны символизируют также неусыпную, неустанную, полную забот и беспокойства деятельностью людей, которые облечены властью, поэтому они олицетворяют почетный и священный долг служения народу и высшую ответственность перед ним).
4. Скипетр и держава – что обозначает? (скипетр - символ суверенитета, а держава - символ могущества, единства и целостности.)
5.Где можно увидеть изображение герба России? ( Изображение герба можно увидеть на печатях, на денежных знаках, на флагах, других госуд. документах.)
Станция 3. "Флаг России"
Задание. Продолжи предложение о Государственном флаге Российской Федерации. За каждый ответ максимальный балл - 5.
1)Государственный флаг Российской Федерации представляет собой… прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего, нижней - красного цвета.
2)Белый цвет означает… мир, чистоту, благородство…
3)Синий цвет означает… веру, небо, духовность, правду…
4)Красный цвет означает…огонь, отвагу, героизм…
5)Государственный флаг России можно увидеть … Государственный флаг можно увидеть везде, где находится российская власть, начиная от мест работы Президента, Правительства и Государственной Думы и заканчивая зданием, где работает официальное представительство России в какой-нибудь далёкой стране.
Станция 4. "Пою мое Отечество"
Задание. Выразительно и душевно прочитать стихотворение "Русь" замечательного русского поэта Ивана Никитина о просторах нашей Родины. Члены команды по очереди читают с карточек четверостишия. Максимальный балл за всё стихотворение - 10.
РУСЬ
Под большим шатром
Голубых небес —
Вижу — даль степей
Зеленеется.
И на гранях их,
Выше темных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.
По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны.
Посмотрю на юг —
Нивы зрелые,
Что камыш густой,
Тихо движутся;
Мурава лугов
Ковром стелется,
Виноград в садах
Наливается.
Гляну к северу —
Там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух,
Быстро кружится;
Подымает грудь
Море синее,
И горами лед
Ходит по морю;
И пожар небес
Ярким заревом
Освещает мглу
Непроглядную...
Это ты, моя
Русь державная,
Моя родина
Православная!
Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!
У тебя ли нет
Поля чистого,
Где б разгул нашла
Воля смелая?
У тебя ли нет
Про запас казны,
Для друзей — стола,
Меча — недругу?
У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов?
Перед кем себя
Ты унизила?
Кому в черный день
Низко кланялась?
На полях своих,
Под курганами,
Положила ты
Татар полчища.
Ты на жизнь и смерть
Вела спор с Литвой
И дала урок
Ляху гордому.
И давно ль было,
Когда с Запада
Облегла тебя
Туча темная?
Под грозой ее
Леса падали,
Мать сыра-земля
Колебалася,
И зловещий дым
От горевших сел
Высоко вставал
Черным облаком!
Но лишь кликнул царь
Свой народ на брань —
Вдруг со всех концов
Поднялася Русь.
Собрала детей,
Стариков и жен,
Приняла гостей
На кровавый пир.
И в глухих степях,
Под сугробами,
Улеглися спать
Гости навеки.
Хоронили их
Вьюги снежные,
Бури севера
О них плакали!..
И теперь среди
Городов твоих
Муравьем кишит
Православный люд.
По седым морям
Из далеких стран
На поклон к тебе
Корабли идут.
И поля цветут,
И леса шумят,
И лежат в земле
Груды золота.
И во всех концах
Света белого
Про тебя идет
Слава громкая.
Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,
Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову!
Станция 5. "Русские народные традиции"
Задание. Объяснить русские народные пословицы и поговорки. Каждая команда объясняет 2-3 пословицы. Максимальный балл - 5.
1. Велика святорусская земля, а везде солнышко.
2. Нет в мире краше Родины нашей.
3. Родина краше солнца, дороже золота.
4. Родная сторона - мать, чужая- мачеха.
5. Русский в словах горд, в делах тверд.
6. Родная землица и во сне снится.
7. На чужой стороне Родина милей вдвойне.
8. Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
9. Русский человек добро помнит.
10. Человек без Родины - что соловей без песни.
11. Кто с Россией ни тягался, в правых не оставался.
12. Родина мать - умей за нее постоять.
13. Кто за Родину дерется, тому сила дается.
14. Русские медленно запрягают, но потом быстро скачут.
Станция 6. "Гимн России"
Задание: стоя, торжественно спеть главную песню нашей Родины. Максимальный балл за исполнение - 10.
Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Заключительная часть.
1.Подсчет баллов каждой команды.
2.Подведение итогов игры. Награждение победителей в пятницу на линейке.
Четверг – 6.03.2014г. – мероприятие для старшей школы (9-11 классы) игра «По следам культуры»
Классы заранее поделены на команды. Сбор команд в кабинете физики. Рассаживаются сразу по командам. 2 команды: «Умницы и умники» и «Знатоки истории».
Предварительно была вывешена информация о правилах игры, списке тем и краткой информации по темам (Приложение 3). На столах выложены подготовлены подсказки. Несколько фактов из трех тем, которые на наш взгляд являлись наиболее трудными.
Правила игры:
Игра состоит из 2 раундов. Каждый раунд разделен на 5 тем а каждая тема имеет 5 вопросов различной стоимости. Стоимость вопросов первого раунда равна от 10 до 50 очков (10; 20; 30; 40; 50). Стоимость вопросов второго ранда варьируется от 200 до 1500 очков (200; 300; 500; 1000; 1500).
Играть в эту игру можно как в одиночку для проверки знаний, как в группах и парах так и каждый за себя. В зависимости от желания, количества участников или заранее установленного порядка ведущим (учителем).
Команда выбирает тему и стоимость вопроса. На обдумывание ответа дается 40 секунд. По истечению времени команда должна дать ответ. При правильном ответе участники получают жетон и очки стоимости вопроса. Если первая команда ответила неправильно, у второй команды есть возможность предположить свой ответ. Ходят команды по очереди.
После того как все вопросы первого раунда разгаданы, подсчитываются очки. Второй раунд начинает команда, набравшая наибольшее количество очков.
В игре «Своя игра» существуют специальные вопросы. Это «шило на мыло» и «кот в мешке». В каждом раунде по 2 таких вопроса. Если команде выпадает «кот в мешке» он обязан передать этот вопрос другой команде.
Если команда получает вопрос «шило на мыло» то она может предложить цену за него не ниже номинальной (т.е. не меньше стоимости вопроса) и не ниже количества своих очков. Их соперники также могут предложить свою стоимость. Команда, назвавшая наибольшую стоимость, получает этот вопрос.
Побеждает команда, набравшая в сумме за оба раунда, побеждает в игре.
Подведение итогов недели истории:
1)Начальная школа была награждена сладкими призами.
2)В игре по станция победила команда «Оптимисты», набрав 42 балла.
3)В своей игре победила команда «Знатоки истории», набрав 9600 очков.
4)В конкурсе плакатов победил 7 класс. Тема «Ночь в музее».
5)Команды – победители получили почетные грамоты за 1-е место.
6)Остальные – получили грамоты за активное участие в недели истории.