12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Почекунина Наталья Борисовна1030
Учитель географии 1 кв.категории. Руководитель ШМО учителей естественно-гуманитарного цикла. Работаю в школе с 2003 года
Россия, Забайкальский край, Сретенск
Материал размещён в группе «географы»

География 7  класс

Урок № 6

Тема урока: Роль атмосферы в жизни Земли.

Распределение температуры воздуха и осадков на Земле.

 

Дата проведения…………….

 

Цели и задачи урока:

1.    Вспомнить уже известные и разобрать с учащимися новые термины и понятия;

2.    Продолжить формирование представлений и знаний об атмосфере Земли;

3.    Познакомить учащихся с ролью и значением атмосферы в жизни Земли;

4.    Сформировать навыки работы с климатическими картами;

5.    Показать зависимость температуры воздуха и поясов атмосферного давления от

географической широты;                               

 

Ход  урока

1.Организационный  момент.

2. Проверка Д/З

Работа с картой                                                                                                     

Определите соответствие между тектонической структурой и формой рельефа.                


1.    Восточно-Европейская равнина.  

2.    Среднесибирское плоскогорье     

3.     Амазонская низменность.             

4.    Великие равнины                           

5.    Анды.                                               

6.    Гималаи.                                          

7.    Альпы.                                             

8.    Курильский желоб.                        

9.    Перуанский желоб.                        

10.  Эфиопское нагорье 

а) Тихоокеанский сейсмический пояс;

б) Африкано-Аравийская платформа      

в) Русская платформа;                    

г) Альпийско-Гималайский сейсмический пояс;                      

д) Сибирская платформа;   

е) Северо-Американская платформа;

ж) Южно-Американская платформа

 3.Вводная беседа

Сегодня мы приступаем к изучению новой темы «Распределение тепла на Земле», знания этой темы вам пригодятся в будущем.                       

4.Изучение нового материала.

Что такое атмосфера?
    1) Атмосфера – это воздушная оболочка Земли.
Атмосфера состоит из воздуха.
Воздух – это смесь различных газов.

Строение атмосферы (схема "Строение атмосферы")
Значение атмосферы:

1. Озоновый экран атмосферы защищает все живое на планете от губительных для жизни ультрафиолетовых лучей, задерживает потоки электрически заряженных частиц, летящих от Солнца.

2. Атмосфера предохраняет Землю от чрезмерного нагревания и охлаждения. На Луне, где нет атмосферы, суточные колебания температуры составляют 300°С.

3. Большая часть метеоритов сгорает в атмосфере Земли, не достигнув ее поверхности. Те крупные метеориты, которые все же попадают на Землю, становятся значительно меньше. Атмосфера, гася их скорость, смягчает удар.

4. Без атмосферы стал бы невозможным круговорот воды в природе. Благодаря воздушной оболочке влагу получают внутренние части материка.

5. Воздух – необходимое условие жизни на нашей планете.

6. Наша планета прекрасна. Но без атмосферы на ней не было бы ни прекрасных восходов, закатов, не смогли бы любоваться радугой, инеем, изморозью, полярным сиянием.

7. Нижний слой атмосферы – тропосферу называют «фабрикой погоды». Именно здесь происходит формирование основных элементов погоды: изменение температуры воздуха, образование облаков, выпадение осадков и др.

Климат – это тип погоды, характерный для данной местности.
     Для изучения климата существуют климатические карты.  Атлас. Климатическая карта мира. Познакомимся с правилами работы. Чтобы наглядно показать, каковы температуры в разных частях земной поверхности, используют изотермы.

Изотерма – это условная линия на карте, соединяющая точки с одинаковыми температурами. Для того, чтобы начертить на карте изотерму, наносят цифровые обозначения температур и все точки с одинаковыми температурами, затем соединяют плавными кривыми линиями – изотермами(«изос» -равный, «термо» - тепло).

(Температура воздуха в градусах Цельсия)

1.      Изотермы июля:

___+16°____самого теплого месяца в году в северном полушарии

___-16°____самого холодного месяца в году в южном полушарии

2.      Изотермы января:

___-16°____самого холодного месяца в году в северном полушарии
___+16°____самого теплого месяца в году в южном полушарии

3.      Абсолютный максимум температуры – это самая высокая температура, которая когда-либо наблюдалась в данном месте.  Например, +58°

4.      Абсолютный минимум температуры – это самая низкая температура, которая когда-либо наблюдалась в данном месте. Например, -70° 

План характеристики климата:

• Средняя температура самого холодного месяца;

• Средняя температура самого жаркого месяца;

• Абсолютный минимум температур;

• Абсолютный максимум температур;

Атлас. Африка. Климатическая карта (пример).

Город Джанет.

1. t января- +16°С;

2. t июля- +32°С;

3. А.мин. t - -2°С;

4. А. мак.t - +44°С;

Задание. Дайте характеристику климата по климатической карте.

Атлас. Антарктида. Климатическая карта.

1.    Станция Санаэ;

2. Атлас. Южная Америка. Климатическая карта.  Город Рио-де-Жанейро;

3. Климат любой местности зависит прежде всего от количества солнечного тепла, поступающего на земную поверхность. Это количество определяется полуденной высотой Солнца над горизонтом – географической широтой. По шарообразной поверхности Земли тепло и свет распределяются неравномерно. Земная ось наклонена к плоскости орбиты под углом 66,5°.

Представим себе, что Земля движется вокруг Солнца так, что ее ось все время перпендикулярна плоскости орбиты.  Солнечный луч и поверхность Земли образуют угол, который называется углом падения солнечного луча (схема "Распределение солнечного тепла по поверхности Земли")

Задание:
Пофантазируем, что перед вами пейзаж Антарктиды. Существует ли связь между климатическими особенностями Антарктиды и величиной угла падения солнечного угла?
     Вывод: Чем меньше угол падения солнечного луча, тем меньше тепла получает земная поверхность.
     Задание:
    Пофантазируем, что перед вами пейзаж экваториального побережья Африки. Существует ли связь между климатическими особенностями Экваториальной Африки и величиной угла падения солнечного угла?

Вывод: Чем больше угол падения солнечного луча, тем больше тепла получает земная поверхность.

Схема  5  зависимость температуры воздуха от географической широты.

Далее в тетрадях рисуем горизонтальную линию, отмечаем и подписываем точки: экватор, тропики, умеренные широты - 60° с. ш. и ю.ш., полюса северный и южный.

Работа со схемой в учебнике и работа по алгоритму:

- Как на этой территории нагревается поверхность Земли?

- Как нагревается воздух, почва?

- Воздух теплый или холодный?

- Легкий или тяжелый?

- Поднимается или опускается?

- Если воздух опускается (поднимается) атмосферное давление низкое или высокое?

- При восходящих (нисходящих) потоках воздуха образуются осадки или нет?

Беседу начинаем с изучения климата экватора, затем к полюсу северного полушария. Южное полушарие объясняют сильные ученики.

К концу объяснения получается схема слайд 6

 

5. Практическая работа № 3

Анализ статистических данных годового хода температур и осадков.

Целевая установка: найдите на физической карте России города, данные в задании. Определите их координаты. Проанализируйте статистические данные годового хода температур и осадков. Постройте графики. Проанализируйте полученные результаты и сделайте вывод о закономерностях распределения температур и осадков на территории России.

1.Определите координаты городов:

Калининград_________________________________
Москва______________________________________
Омск________________________________________
Томск_______________________________________
Иркутск_____________________________________
Якутск______________________________________
Магадан_____________________________________
Благовещенск________________________________

2.Постройте графики хода температур и осадков

3.Вывод

Подведение итогов практической работы.

6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
1.Повторение изученного материала                                                                                            1. В чем основная причина различия температур на земной поверхности?
2. На карте и глобусе покажите пояса низкого и высокого давления.
3. Как формируется область низкого атмосферного давления?
4. Как формируется область высокого атмосферного давления?
5. Почему на экваторе выпадает много осадков, а в тропических широтах мало?
6. Какая существует зависимость между поясами атмосферного давления и количеством осадков?

7.. Д/З § 6
 

Дополнительная информация к уроку:
ПОГОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ
САМЫЕ СИЛЬНЫЕ МОРОЗЫ

Самая низкая температура воздуха на Земле была зарегистрирована на советской антарктической станции «Восток» 21 июля 1983 года, когда платиновый термометр на метеоплощадке показал минус 89,2 градуса по шкале Цельсия. Это самая низкая температура за всю историю метеорологических наблюдений.

Самая низкая температура, зарегистрированная на территории нашей страны, — минус 78 градусов Цельсия. Невероятный мороз имел место в верховьях реки Индигирки.

Самая низкая температура воздуха в обитаемых районах планеты была зарегистрирована в 1964 году в Якутии в селении Оймякон (население — 600 человек) — минус 71,1 градуса. Координаты Оймякона — 63 градуса 16 минут северной широты, 143 градуса 15 минут восточной долготы. Все междуречье верховьев рек Яны и Индигирки принято считать районом полюса холода Северного полушария.
ВЕЧНАЯ МЕРЗЛОТА

Вечная мерзлота более 1370 метров глубиной была зафиксирована учеными у северных берегов сибирской реки Вилюй в феврале 1982 года. Мощнейшие слои вечной мерзлоты обнаружены на полуострове Таймыр. В отдельных местах они достигают 600 метров в глубину.
САМОЕ ХОЛОДНОЕ МЕСТО

Самое холодное место в бывшем СССР — поселок Делянкыр на реке Нере (недалеко от Оймякона) — его среднегодовая температура составляет минус 17,2 градуса по Цельсию. В Верхоянске и Оймяконе немного теплее.
САМОЕ ТЕПЛОЕ МЕСТО

Самым теплым местом на территории СНГ является город Шерабад (Сурхандарьинская область, Узбекистан). Здесь средняя годовая температура воздуха составляет плюс 18,1 градуса по Цельсию.
САМАЯ СИЛЬНАЯ ЖАРА

Впервые за 73 года наблюдений сотрудники Репетекской метеорологической станции (Туркменистан) сделали в журнале следующую запись: «29 июля 1983 года зарегистрирована максимальная температура воздуха — плюс 50,2 градуса по шкале Цельсия». Это наивысшая температура на территории стран СНГ.
МАКСИМУМ И МИНИМУМ В МОСКВЕ

Абсолютный минимум температуры для Москвы составляет минус 42,2 градуса по Цельсию. Абсолютный максимум — плюс 36,8 градуса по Цельсию (7 августа 1920 года).
САМАЯ БОЛЬШАЯ РАЗНИЦА ТЕМПЕРАТУР

Самая большая разница между летними и зимними температурами равна 106,7 градуса по Цельсию (с —70 до +36,7). Этот природный рекорд был зарегистрирован в Верхоянске.
РАСКАЛЕННАЯ ПОЧВА

Самая высокая температура почвы зарегистрирована на станции Шурчи в Узбекистане. Температура орошаемых светлых сероземов здесь доходит до 79 градусов. На станции Репетек в Туркмении песок нагревается до 77 градусов.

Опубликовано в группе «географы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.