Конспект урока географии «Население Африки» (7 класс)

1
0
Материал опубликован 24 December 2015

Тема урока: Население Африки

Класс: 7

Цель урока: Создать общее представление о населении Африки

Задачи урока:

• Образовательные: Продолжить формирование знаний о материках. Углубить знания учащихся об особенностях народов Африки. Совершенствовать умения работать с текстом учебника, атласом, справочной литературой.

• Развивающие: Развивать творческие способности и познавательный интерес, самостоятельности в мышлении и пространственное воображение. Продолжить формирование умения использовать групповые и индивидуальные формы работы при выполнении поставленной задачи.

• Воспитательные: Развивать чувство ответственности за выполненную работу, повышать уровень взаимодействия учащихся. Воспитывать настойчивость в достижении учебной цели, умение отстаивать свои взгляды.

Формы работы: индивидуальная, групповая с элементами исследования

Тип урока: изучение нового материала

Методы: Продуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Приемы: Сравнение, анализ.

Научно-методическое содержание урока: Население Африки: национально-расовый состав и характер расселения.

План урока:

1. Организационный момент

— Подготовка учащихся к работе.

— Организация класса

— Взаимное приветствие, определение отсутствующих, проверка подготовки к уроку.

2. Проверка домашнего задания

Географический диктант (слайд №3) с взаимопроверкой работ учащихся (слайд№4)

3. Изучение нового материала

3.1. Показ презентации «Население Африки»

3.2. Первичное закрепление новых знаний и умений (ответы на вопросы учителя географии):

• Каков расовый состав населения Африки?

• Какое влияние оказывают природные условия на расселение людей по территории материка?

3. Изучение новой темы:

Сегодня мы постараемся совершить путешествие по Африканскому континенту. Цель нашего исследования познакомиться с населением Африки.

Работать мы будем в группах РАУНД РОБИН.

Может, мы тоже, окажемся первопроходцами и узнаем много нового и интересного. При работе можете использовать учебники, атласы.

План:

1.Численность населения и его размещение.

2.Расы и народы Африки.

3.Современная политическая карта.

3.1. Численность населения и его размещение.

Эвристическая беседа, на основе анализа карты «Народы и плотность населения мира» и заполнение таблицы.

Основные районы с высокой и низкой плотностью населения.

Район

Плотность, чел/км2

Причины

Северная Африка

Юго-западная Африка

Побережье Средиземного моря

Побережье Гвинейского залива

Юг материка

Вдоль реки Нил

В районе озер

   

Вывод: население распределяется крайне неравномерно: очень большие пространства материка имеют низкую (от 1 до 50 чел. на км2) плотность; значительные территории вообще не заселены; более высокая плотность наблюдается на побережье Средиземного моря, Гвинейского залива, на юге материка, вдоль рек, на берегах озер (слайд№9)

3.2.Расы и народы Африки (слайд № 10) (Запись в тетрадь)

Народы Африки делятся на 3 основные расы.

Просмотр слайдов № 11-21–народы Африки.

Расы

Народы

Место проживания

Как выглядят

Европеоидная

Алжирцы

Север Африки

Смуглая кожа, темная окраска волос и глаз, удлиненный череп, узкий нос и овальное лицо

 

Марокканцы

 

Египтяне

 

Берберы

 

Туареги

Негроидная

Тутси

Южнее Сахары

Рост 180-200 см. удивительно стройны и грациозны

 

Хими

 

Пигмеи

 

Малорослы (ниже 150 см). цвет кожи менее темный, губы тонкие, широкий нос, коренастые

 

Бушмены

В полупустынях и пустынях

Желтовато-коричневый цвет кожи, широкое плоское лицо. Низкорослы, тонкокостны

 

Готентоты

Промежуточная

Эфиопы

Масаи

Эфиопское плоскогорье

Цвет кожи более светлый, но с красноватым оттенком кожи. Ближе к европеоидной расе.

Смешанная раса

(Монголоидная и негроидная)

Малагасийцы

   

Колониальная история

Еще 50 лет назад почти все страны Африки были колониями и находились под властью других стран. Мощные государства Европы со времен открытия материка воспринимали его как сокровищницу, откуда можно было черпать сначала золото, слоновую кость, красное дерево, а потом рабов и полезные ископаемые. Начиная с XVI века, они поделили Африку между собой и обогащались за счет захваченных земель. 

4. Физминутка

Слайд №26- Микс пэа шэа- участники смешиваются под музыку, образуют пару, когда музыка прекращается, и объединяются в группы, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос.

Встаньте на одну ногу и закройте глаза. Попробуйте постоять так, посчитав до 10. Стоять не очень удобно, а пастухи-зулусы (крупнейший из народов банту) отдыхают в безлюдной саванне на одной ноге. Почему бы ему не прилечь где-нибудь на пригорке, как делает это наш пастух? Будь вы зулусами, вы отдыхали бы только так, потому что Африка кишит змеями и скорпионами.

Образовали пару с близь стоящим партнером и рассказать ему о народе Африки.(1-м выступает партнер выше по росту)….. (слайд 27)

Образовали пару с близь стоящим партнером и отвечаем на вопросы:

1.Почему люди стремятся в Африку?

2.Какой сувенир вы бы привезли из Африки?

(1-м отвечает партнер со светлым оттенком глаз)

5. Закрепление (слайд 28)

Вопросы (садимся)

1. К каким основным расам принадлежит население Африки?

2. Какие вы знаете народы Африки? Где они проживают?

3. Как размещено население по территории материка? Какие факторы влияют на неравномерное размещение населения?

4. Подумайте, почему официальной язык во многих странах Африки является французский или английский.

6. Рефлексия.

Что вы нового узнали на уроке? Какой вид работы вам больше понравился?

Сегодня мы постарались совершить путешествие по Африканскому континенту. Мы познакомились с населением Африки. Открыли много нового и интересного. Цель нашего исследования достигнута.

Вывод (слайд 29)

Африка имеет относительно редкое население, которое крайне неравномерно размещается по территории материка. На размещение населения влияют не только природные условия, но и исторические причины, в первую очередь последствия работорговли и колониального господства.

7. Домашнее задание: § 24-34, подготовиться к контрольной работе по теме «Африка»,

завершить в контурных картах задание 4 страница 4 страны Африки и столицы (слайд 30)

8. Итог урока. Оценивание ответов учащихся.

Если останется время –работа в контурных картах задание 4 стр4

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.