Конспект урока географии «Индийский океан» (7 класс)
География 7 класс
Тема урока:Индийский океан
Дата проведения…………….
Цель:
изучить особенности природы Индийского океана, его хозяйственное использование.
Ход урока
1. Организационный момент.Слайд 1.
2. Изучение нового материала.
1). Географическое положение океана.Слайд 2.
Задание: Используя физическую карту мира и карту океанов, опишите географическое положение Индийского океана. Слайд 3.
Индийский океан— третий по величине океан нашей планеты. Граница между Индийским и Атлантическим океаном проходит по 20° меридиану восточной долготы, между Индийским и Тихим океаном проходит по 147 меридиану восточной долготы. Самая северная точка Индийского океана находится примерно на 30 северной широты в Персидском заливе. Ширина океана примерно 10 000 км между южными оконечностями Африки и Австралии; площадь 73 556 000 кв. км, включая Красное море и Персидский залив. Объём океана приблизительно 292 131 000 куб.км.
Задание: Этот океан является океаном нагретых вод. Является ли это следствием его географического положения?
· Индийский океан защищен от холодных воздушных масс с севера;
· его воды не встречаются с водами умеренных и арктических широт;
· в южной части сказывается влияние холодной Антарктиды, встречаются айсберги;
· характерны муссонные ветры и муссонные течения.
2). Исследования океана.
Используя Слайд 4, назовите первых исследователей океана. Что вам известно о них?
Индийский океан был первым океаном, который открыли первоисследователи. Ранее он назывался Восточным. В его названии отразилось стремление европейцев найти водный путь в сказочно богатую и диковинную страну – Индию.
В средние века самым знаменитым первооткрывателем был португальский принц Генрих Мореплаватель: он никуда не ездил, но профинансировал кучу экспедиций и страстно мечтал, что на его деньги кто-нибудь откроет морской путь в Индию.
В 1487 г. БартоломеуДиаш всё-таки обогнул мыс Доброй Надежды и мыс Игольный, и морской путь в Индию был открыт. Слайд 5.
В 1497 г. Васко да Гама успешно доплыл до Индии. Слайд 6, 7.
3) Строение океанической впадины. Слайд 8.
Задание: Перечислите формы рельефа океанского дна? Ответ запишите в тетрадь. Слайд 9.
Задание: Используя карты атласа, приведите примеры островов в Индийском океане. Слайд 10.
4). Особенности острова Мадагаскар.
На Мадагаскаре растет 740 видов орхидей, водится 6000 видов жуков, 147 видов птиц, 35 видов лемуров, очень разнообразны хамелеоны. Остров часто называют « страной Лемурией». На Мадагаскаре нет ни львов, ни слонов, ни обезьян, ни ядовитых змей, ни других типичных представителей фауны Африки. Слайд 11.
5). Течения.Слайд 12.
Задание: Назовите, на какие группы делятся течения. Приведите примеры теплых и холодных течений Индийского океана.
6). Полезные ископаемые.Слайд 13.
На шельфе ведётся добыча нефти и газа. Воды Индийского океана стали сырьём для получения пресной воды в странах – Кувейт, Саудовская Аравия.
7). Животный мир.Слайды 14 – 26.
Животный мир разнообразен, основную массу животных океана составляют рачки – конеподы (более 100 видов), затем следуют крылоногие моллюски, медузы и другие беспозвоночные. Многочисленны кальмары. Из рыб наиболее распространены летучие рыбы, корифены, тунцы, разнообразны акулы, морские черепахи и крупные морские млекопитающие – дюгони, киты, ластоногие. Среди птиц наиболее характерны фрегаты и альбатросы, несколько видов пингвинов населяют побережье Южной Африки и Антарктиды.
8). Рыболовство.
Задание: Используя Слайд 27, карты атласа опишите рыболовство и морской промысел. Слайд 28.
9). Судоходство.
В северной части океана проходят основные транспортные пути (Слайд 30), популярные туристические маршруты (Слайд 31 – 33).
Рефлексия. Что мы узнали на уроке? Что особенно понравилось?
Домашнее задание. Урок 29, на контурной карте подписать моря, заливы, проливы и острова Индийского океана. Слайд 34.
Спасибо за работу
на уроке и внимание!