12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Черепанцева Людмила Юрьевна5526
Учу и учусь
Россия, Архангельская обл., Северодвинск

Книжная полка сына. 

      Мой библио-обзор не претендует на соблюдение всех формальностей, присущих такому публицистическому жанру, как статья, поэтому будут лирические отступления (Почему нет?!).

      Отступление 1.

      Мой сын растёт. Вот уже и пятый класс заканчивает. Непоседливый, задорный, ироничный, иногда сентиментальный. Что его только не интересует, не захватывает! Но вечер – это святое. Тишина… Опять «волшебствует» (его слово) над книгой. «Мамуль, заканчивай работать, - слышу я. – Книжный вечер уже начался!»

Что же на книжной полке?

      Конечно, как без фэнтези!

      «Часодеи» - серия из шести книг, сама обложка которых приглашает в увлекательный мир мистических приключений. Автор – украинская писательница Наталья Щерба. «Фантастические» недели чтения начинаются с «Часового ключа», первой части серии. Погружение в магический часовой мир происходит вместе с главной героиней 12-летней девочкой Василисой Огневой, по воле судьбы оставшейся без матери и воспитывавшейся бабушкой. Динамичный сюжет захватывает: вдруг объявившийся отец девочки Нортон вовсе не обычный землянин, его семья строит различные интриги и препоны, кругом тайны и недосказанности. Эфлар, Остала – миры-планеты, 7 таинственных ключей, замок Змиулан … Феи, королевы, русалки, ученики Астрагора… Волшебство и превращения, опасности и робкие романтические чувства… Лабиринты часодейного мира нескончаемы…

      «Почему я должен ей помочь?

— Потому что ты мой друг»

     Нельзя не обратить внимания и на «Гарри Поттера» английской писательницы Джоан Роулинг, но про эпопею главного героя и его друзей неизвестно разве что двухлетнему ребёнку (по крайней мере, из серии фильмов, постоянно повторяющихся  на телевидении). Поэтому в моей памяти навсегда остался другой образ маленького сироты - мальчика, отправившегося на борьбу со злодеем - рыцарем Като. Надеюсь, вы вспомнили Бу Вильхельма, сироту, живущего в приёмной семье? Нет?! Это вполне объяснимо, ведь всем читателям запомнился милый, добрый Мио из одноимённой повести «Мио, мой Мио», бесстрашный принц сказочной страны. Меня всегда привлекали блестящий стиль шведской писательницы Астрид Линдгрен, её умение сочетать детскую непосредственность с глубоким философским смыслом. Вот и эта сказочная драматическая история легко и ненавязчиво рассказывает детям о том, как важно уметь справляться со своим страхом, верить в свои силы, иметь преданных друзей, чувствовать поддержку близких людей, проявлять доброту к окружающим. Взрослые же читатели увидят эту историю с другой стороны, понимая, что это не волшебство, а лишь фантазии одинокого мальчика-сироты.

       «Я не был одинок, меня сопровождал друг, мой единственный друг!»

      Вернусь к теме игр со временем, но в другом ключе. На книжной полке серия книг «Лабиринт времени». У них разные названия и авторы: «Недоросль имперского значения» Дмитрия Лугового, «Флакон с двойным дном» Ирины Ширяевой, «Внеклассная работа» Бориса Батыршина.

      Отступление 2.

      Наверное, есть и другие произведения, но тем интереснее будет сыну прочитать их. Столько вопросов по истории литературы, культуры, по истории России, в конце концов, я не слышала давно! Слава Богу, моего багажа знаний хватило, чтобы рассказать ребёнку об Анне Ахматовой и Николае Гумилёве, о любимом моём художнике Василии Верещагине и даже о таких исторических личностях, как Потёмкин и Орлов.

      Сюжет относительно прост: современные школьники-подростки так или иначе попадают в прошлое, где их ждет незабываемые приключения и реальные исторические персонажи. Стоит отметить, мой двенадцатилетний сын после чтения «Флакона…» ещё и поэтами Серебряного века заинтересовался (что меня очень порадовало), а «Внеклассная работа» помогла мне открыть ребёнку трагический мир живописи Верещагина.

      «Дикий ты, ежели обычаев не знаешь!»

      Путешествие в прошлое и знакомство с реальными историческими персонажами ожидает не только мальчишек и девчонок, но даже животных! Серия книг «Невероятные приключения Брыся в пространстве и времени», автор которой Ольга Малышкина, посвящена удивительным перемещениям кота Брыся. Зимний дворец, Эрмитаж, Царское село, трагические страницы  Российской истории и даже подвиги мушкетёров описаны через призму восприятия обыкновенного уличного кота, а в дальнейшем и крысюка Пафнутия. Стиль лёгкий и ненавязчиво познавательный, для любознательных есть краткие исторические комментарии, но, на мой субъективный взгляд взрослого человека, как-то иногда автор «увлекается», отправляя в ночь зимой семилетнего мальчика по шпалам или, повествуя о расстреле царской семьи, не забывает тут же о приятной теме предстоящих поисков сокровищ. Кстати, первая премия Международного литературного конкурса «Новая сказка – 2015» всё же присуждена.

      «Всякое может быть! Времена нынче такие…»

      Из моего детства и отрочества на полку перекочевали произведения Владислава Крапивина, в том числе и цикл повестей «В глубине Великого Кристалла». Как всегда, герои – мальчишки, но не просто дети, а пограничники. Их особые способности позволяют им проникать в параллельные миры, составляющие в целом некое подобие бесконечно большого многомерного кристалла. Чувствовать другие измерения, переходить из одного в другое, менять предначертанное и противостоять судьбе, при всём этом оставаться Человеком  - это могут светлые герои Крапивина. Причём чем сильнее желание, чем отчаяннее положение, тем сильнее поддаётся вселенная мальчишеской воле. А взрослые, забывшие о детстве, продолжают воевать, разлучать семьи и ставить под угрозу беззащитных. По пути справедливого выбора идут Мальчик со шпагой, командир монитора командор Элиот Красс, Стасик Крюк, Ежики и Корнелий Глас.

      Отступление 3.

Они не просто идут сами, они позвали с собой и моего сына.

      «Только одному люди не научатся никогда… Сделать так, чтобы, когда человек летает, мама за него не боялась…» 

      Отступление 4.

      Но не может же мой озорной сын без юмористических произведений, пусть и с фантастическим оттенком! Да, вот и такая книга есть на полке.

      «Продавец приключений» Георгия Садовникова – весёлая, искромётная повесть о приключениях матёрого космического путешественника Аскольда Витальевича и его наспех собранной команде в поисках Самой Совершенной во Времени и Пространстве. Что стоит описание их звездолета, сделанного из игрушечного паровоза и стенных часов с добавлением деталей пианино. Такого космос ещё не видел! Да и другие корабли отличаются оригинальностью. Приключения на планетах Хва и Не с населяющими их хватунами и негунами и императором Мульти-Пульти – это вообще отдельная почти философская история. Стоит почитать и пофантазировать.

      «Немало ещё таких, кто боится променять свой уют на чудесное приключение. Однако когда приходит старость, они начинают жалеть, но уже поздно и молодость не вернёшь…»

      Безусловно, на полке появлялись в разное время и приключения Алисы Кира Булычёва, и путешествия Гулливера Джонатана Свифта, и «правдивые» истории Мюнхгаузена… Перечислять можно достаточно долго.

      Какой вывод я сделала? Подросткам 11-13 лет свойственно так называемое чувство «взрослости»: они осторожно открывают дверь в мир новых взаимоотношений, их начинает интересовать межличностное общение, слово «ответственность» приобретает значение «ответ за себя, за свои поступки перед самим собой и близкими людьми», - но ведь и детство, опрометчивое, наивное, забавное, остается как часть их существования. Где, как не в мире фэнтези, ребёнок может почувствовать себя решительным, ответственным, готовым на всё ради друзей и близких, имея право на ошибку. Книжная полка сына – яркое тому доказательство. Вместе с ним я с ностальгией возвращаюсь и в своё детство тоже.

 

 

 

P.S. В преддверии праздника (очень важного для нашей семьи, как, впрочем, и для всех) я поставила на полку сборник документальных рассказов и воспоминаний «Дети военной поры». Мой сын заметил и решил почитать. В этот вечер он был тих и задумчив. Дети, его ровесники, познали то, что не пожелаешь никому: голод, холод, смерть родных и близких, своих друзей и знакомых. Они воевали и работали как взрослые. «Голоса минувшей войны. Склад ужасов» - так можно охарактеризовать то, что встретится на страницах этой книги. Не могу писать дальше…

Нам в сорок третьем

Выдали медали

И только в сорок пятом

Паспорта.

 

Источники:
1. Батыршин Б. Внеклассная работа. – М.: Аквилегия-М, 2016. - 333с.

2. Дети военной поры. / Сост. Э.Максимова. – М.: Политиздат, 1984. – 352с.

3. Крапивин В.П. Лоцман. Повести. – Н.Новгород: Нижкнига, 1994. – 544с.

4. Линдгрен А. Мио, мой Мио!: Повести-сказки.- СПб.: Азбука-классика, 2005. - 346с.

5. Луговой Д.  Недоросль имперского значения: Приключенческая повесть. – М.: Аквилегия-М, 2017. - 347с.

6. Малышкина О.В. Брысь, или Тайны Царского Села: Приключенческая повесть. – М.: Аквилегия-М; 2018. -  384с.

7. Малышкина О.В. Брысь, или Приключения одногом.н.с.: Приключенческая повесть. – М.: Аквилегия-М; 2017. -  224с.

8. Садовников Г.М. Продавец приключений: Сказочные повести. – СПБ.: Северо-Запад, 1993. – 574с.

9. Ширяева И. Флакон с двойным дном. – М.: Аквилегия-М, 2016. - 253с.

10. Щерба Н.В. Часодеи. Часовой ключ. Книга 1. – М.: Росмэн, 2013.-364с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.