«Коми куд» («Коми сундук»)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 31 « КРЕПЫШ»
ПРОЕКТ
«Коми куд» («Коми сундук»)
Выполнила: Просвирякова Наталья Петровна
г. Инта , 202
Актуальность:
Воспитание ребенка начинается с детства, с привития чувств через мир положительных эмоций, через приобщение к истокам народной культуры, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Приобретение ребенком культурных и вечных ценностей, нравственности, целомудрия, способствует развитию его духовности, которая проявляется на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно - патриотических позиций и общего развития и укореняется в ребенке при реализации комплексного подхода к воспитанию. Примером такого подхода является народная культурная традиция. Во-первых, она предлагает проверенную веками народную мудрость воспитания и образования. Во - вторых, материал, предлагаемый детям, уже пропитан духовностью и нравственностью. Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свой город, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой. Родины — родного города, поселка, села. Приобщение дошкольников к народной культуре, его традициям и обычаям имеет ряд преимуществ: это и развитие благоприятного эмоционального фона ребенка, и творческого потенциала, и формирование познавательной активности. Понимание и сохранение своей самобытности, своих корней, возможно только через понимание родной культуры.
Об этнокультурном воспитании говорится в Законе РФ «Об образовании»: «…изучение истории, традиций и обычаев…». Также в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) региональный компонент предполагает включение в образовательную программу этнических материалов: изучение национальных традиций и обычаев, уважения к прошлому своего народа, любви к родному слову.
Материально – техническое обеспечение.
Разнообразить предметно-пространственную среду в группе, чтобы она стимулировала разностороннее развитие детей задача педагога.
Сделать это поможет разнообразный дидактический материал, который дети смогут использовать в своих играх, а педагоги – в ходе образовательной деятельности. Для этого данный материал должен быть не только интересным, но мобильным.
Мобильная развивающая среда в группе – одно из требований ФГОС. Для реализации этого требования мы нашли для себя такое пособие как сундук, который мы наполняем дидактическими играми.
Содержание «Коми куд» ( Коми Сундук»):
Государственная символика РФ и РК.
Образец коми народного костюма.
Макет коми избы, чума.
Наглядный материал: альбомы, картины, фотоиллюстрации и др.
Дидактические игры народно – прикладного искусства.
Дидактические игры национального быта.
Детская художественная литература РК.
Видео и аудиозаписи.
Проблема: неглубокие знания у детей о быте и традициях Коми народа, в частности, об особенностях традиционных жилищ коми народа, о назначении, местоположении основных предметов быта.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта | «Коми куд» («Коми сундук») | |
Разработчик проекта: | Просвирякова Наталья Петровна | |
Вид проекта | Долгосрочный | |
Тип проекта | Познавательно-творческий | |
Участники проекта | Дети группы, педагоги, родители. | |
Целевая группа, возраст | Дети средней группы (4- 5 лет) | |
По количеству участников проекта: | Групповой | |
Срок реализации | Сентябрь 2021 г. по май 2022 г. | |
Образовательные области: | Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие | |
Цель | Формирование познавательной активности детей средней группы через знакомство с традициями и бытом коми народа, с внутренним обустройством деревянной избы. | |
Задачи |
печь, ухват, хлебная лопатка, чугунок, коромысло, деревянные ведра, половник, туес, кузовок, веретено, люлька, прялка, керосиновая лампа, керосиновый фонарь, лавка, сундук, половики, скатерти, самовар, посуда из дерева и бересты: хлебница, солонка, стаканы, ложки, тарелка, толкушка, скалка. Познакомить с женским коми национальным костюм и мужской рубахой.
развивать связную речь, обогащать словарный запас детей: печь, ухват, хлебная лопатка, чугунок, коромысло, деревянные ведра, половник, туес, кузовок, веретено, люлька, прялка, керосиновая лампа, керосиновый фонарь, лавка, сундук, половики, скатерти, самовар, посуда из дерева и бересты: хлебница, солонка, стаканы, ложки, тарелка, толкушка, скалка.
Работа с родителями
| |
Срок реализации: | 1 этап (подготовительный) сентябрь - октябрь 2021г. 2 этап (основной) ноябрь 2021г. - апрель 2022г. 3 этап (заключительный) май 2022г. 4 этап (презентационный) с 25.05.2022г. | |
Планируемые результаты | - Расширились знания о традициях и быте коми народа. - Появился интерес к коми народной культуре в процессе ознакомления с традициями и бытом коми народа. - Обогатился словарный запас детей. - Появился интерес к старинным предметам быта коми народа. - Расширились представления о декоративном искусстве коми, о характерных особенностях коми орнамента. - Повысился интерес к игровой деятельности в народные коми игры, организуют их самостоятельно - Повысился интерес к русской и коми народной музыке. - Появилось желание родителей участвовать в проекте. | |
Механизмы реализации | Разработка проекта. Подготовка конспектов НОД. Подборка наглядно демонстрационного материала. Работа с воспитанниками по реализации проекта. Обобщение опыта по реализации проекта. | |
Этап, срок реализации | Содержание работы | |
1 этап организационно – ознакомительный. 2021 | разработка проекта; -подборка наглядного материала, - художественной литературы, энциклопедической информации, дидактических игр, мультфильмов, физкультурных минуток, музыки песен на коми и русском языке, изготовление атрибутов для театрализованной деятельности по коми сказкам, шитьё женского коми национального костюма; -разработка конспектов деятельности по познавательному и художественно – эстетическому развитию; - изучение педагогами литературы и о быте и традициях коми народа. Подготовка практического материала вместе с родителями: (макет коми избы, чума, наглядные пособия, настольные игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, альбомы: улиц города, достопримечательностей города Инты, а «Национальная одежда коми» | |
2 этап – основной 2021-2022 | - Просмотр презентации «Коми изба»; - знакомство с макетом коми избы ; - Знакомство с коми чумом - Слушание коми народных песен; - Слушание коми народных песен; - Выставка «Кукла в коми национальном костюме»; - ООД «К себе в избу всех гостей позову»; -ООД «Чугунок, горшок и пестер в коми доме живут вместе»; - ООД «Накроем стол для гостей»; - ООД рисование «Коми орнамент на варежках»; - ООД аппликация «Украсим шарф коми орнаментом» - ООД лепка «Пирог», «Коми шаньги», Лепка «Горшки» | |
3 этап – заключительный май 2022 | Мероприятия: Совместный творческий конкурс «Коми изделия», «Моя семья» Фотовыставка «Коми блюда» Обобщение опыта работы по реализации проекта на педагогическом совете. Родительское собрание «Итоги проекта», презентация |
План мероприятий 2021г. – 2022г.
Месяц | Тематические блоки | Тема занятий | Программные задачи |
Октябрь | Я ЖИВУ В КОМИ | «Моя семья» | Дать детям понятие о семье. Рассказать о значении дома, что у каждого человека есть свой дом, где он живет со своей семьей |
«Родной город» | Познакомить детей с понятием «город», познакомить с понятием «село», уметь сравнивать. | ||
«Улицы города» | Дать понятие «улица», помочь запомнить название улицы, где находится детский сад | ||
Ноябрь | СВОЙ ДОМ КАЖДОМУ ДОРОГ | «Коми изба» | Дать детям элементарное представление о бревенчатом доме. Рассказать, как он выглядел, что в нем находилось. Закрепить части дома( крыша, стены, окна, крыльцо). |
«Внутреннее убранство» | Познакомить детей с тем, что находилось внутри дома, Рассказать о внутренней планировке: красный угол, большая печь, деревянный стол, лавки, люлька. Формировать образ коми дома через наполняющие его вещи. | ||
Декабрь | МАСТЕРСТВО ДОРОЖЕ БОГАТСТВА: ПРЯДЕНИЕ, ТКАЧЕСТВО, ВЫШИВКА, ВЯЗАНИЕ. | «Одежда» | Познакомить детей «одежда», объяснить детям, что раньше люди шили одежду из ткани, которую делали сами. |
«Ткань» | Дать понятие ткань, определить с детьми особенности ткани, ее виды. Активизировать деятельность детей по самостоятельному обследованию, сравнению образцов тканей. | ||
«Нитка» | Дать понятие «нитка», «прясть»,рассказать и показать как пряли коми женщины .познакомить детей с рабочими инструментами пряхи: веретено, прялка. Объяснить их значение. Из чего изготавливали прялку, как украшали. | ||
«Вязаные изделия» | Познакомить вязаными изделиями,(чулки, носки, варежки). Обращать внимание на узор (орнамент) | ||
Январь | ТРАДИЦИОННАЯ КОМИ ОДЕЖДА. | «Женские и мужские костюмы» | Познакомить с женским традиционным костюмом: рубаха, сарафан, передник, поясок, чулки, обувь, на голове – лента. Познакомить с мужским традиционным костюмом: подпоясанная рубаха навыпуск, штаны, заправленные в сапоги или узорные чулки, обувь. |
Игра «Что хранится в бабушкином сундуке?» | Закрепление деталей коми костюма. | ||
Февраль | ПОСМОТРИ, КАК КРАСИВ ИЗ ОРНАМЕНТОВ КОМИ УЗОР | «Изделия коми» | Познакомить детей с изделиями коми прикладного искусства, которые украшены коми орнаментом, любоваться их красотой |
«Орнамент» | Познакомить с понятием «орнамент». Рассматривать с детьми изделия украшенные коми орнаментом. | ||
Рисование «Бабушкин сундучок» | Познакомить с орнаментом «следы», учить рисовать косые линии. Вызвать интерес. | ||
Аппликация «Украсим шарф коми орнаментом» | Познакомить с орнаментом «Снежинка». Развивать умение делать аппликацию на полосе из готовых форм. | ||
Март | ТРАДИЦИОННАЯ КОМИ КУХНЯ | «Блюда коми народа» | Дать понятие «блюдо». Объяснить детям, что у каждого народа есть свои любимые блюда. Познакомить детей с коми блюдами, такими как каши, супы, мясные и рыбные блюда выпечка, блюда из овощей, грибов и ягод. Обратить внимание, что у коми народа были всегда простые, но полезные продукты. |
«Хлебобулочные изделия» | Познакомить детей с разнообразием коми национальных хлебобулочных изделий: пироги, колобки ,рыбники ,шаньги. Подчеркнуть необходимость бережного отношения хлебу. | ||
Лепка «Пирог», «Коми шаньги» | Закреплять знания о коми национальных блюдах. Учить детей лепить пирог, использую соленое тесто. Вызвать интерес | ||
Апрель | ТРАДИЦИОННАЯ УТВАРЬ | «Посуда» | Закрепить понятие «посуда», познакомить детей о том, что раньше коми сами изготавливали посуду из разных материалов: резали из дерева, делали из бересты, лепили из глины. Показать детям материал , из которого сделаны изделия: бересты, кусок древесины, глины. |
Лепка «Горшки» | Закрепить знания о коми посуде, познакомить со свойствами глины, учить детей лепить горшки. |
Вывод.
Великая культура коми народа складывалась тысячелетиями. Но в наше время, когда многое утрачено, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, именно на нас педагогов ложится важнейшая задача приобщения детей к ценностям народной культуры. Мы, надеемся что зёрнышко, посеянное нами в огромное ещё не распаханное поле « детской души», прорастет и принесёт свои плоды.
Дошкольники получили возможность узнать много интересного об истории, обычаях, традициях, быте коми народа. Участие в проекте способствовало не только развитию у детей познавательного интереса к окружающей действительности, но и доброго, чуткого отношения к истокам коми народа, его культуре.