«Коми куд» («Коми сундук»)

0
0
Материал опубликован 23 May 2022

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 31 « КРЕПЫШ»







ПРОЕКТ

«Коми куд» («Коми сундук»)

php1elvUX_komi-kud-proekt_html_f123c2a0db5e249f.jpg

Выполнила: Просвирякова Наталья Петровна












г. Инта , 202

Актуальность:

Воспитание ребенка начинается с детства, с привития чувств через мир положительных эмоций, через приобщение к истокам народной культуры, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Приобретение ребенком культурных и вечных ценностей, нравственности, целомудрия, способствует развитию его духовности, которая проявляется на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно - патриотических позиций и общего развития и укореняется в ребенке при реализации комплексного подхода к воспитанию. Примером такого подхода является народная культурная традиция. Во-первых, она предлагает проверенную веками народную мудрость воспитания и образования. Во - вторых, материал, предлагаемый детям, уже пропитан духовностью и нравственностью. Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свой город, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой. Родины — родного города, поселка, села. Приобщение дошкольников к народной культуре, его традициям и обычаям имеет ряд преимуществ: это и развитие благоприятного эмоционального фона ребенка, и творческого потенциала, и формирование познавательной активности. Понимание и сохранение своей самобытности, своих корней, возможно только через понимание родной культуры.

Об этнокультурном воспитании говорится в Законе РФ «Об образовании»: «…изучение истории, традиций и обычаев…». Также в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) региональный компонент предполагает включение в образовательную программу этнических материалов: изучение национальных традиций и обычаев, уважения к прошлому своего народа, любви к родному слову.

Материально – техническое обеспечение.

Разнообразить предметно-пространственную среду в группе, чтобы она стимулировала разностороннее развитие детей задача педагога.

Сделать это поможет разнообразный дидактический материал, который дети смогут использовать в своих играх, а педагоги – в ходе образовательной деятельности. Для этого данный материал должен быть не только интересным, но мобильным.

Мобильная развивающая среда в группе – одно из требований ФГОС. Для реализации этого требования мы нашли для себя такое пособие как сундук, который мы наполняем дидактическими играми.

Содержание «Коми куд» ( Коми Сундук»):

  • Государственная символика РФ и РК.

  • Образец коми народного костюма.

  • Макет коми избы, чума.

  • Наглядный материал: альбомы, картины, фотоиллюстрации и др.

  • Дидактические игры народно – прикладного искусства.

  • Дидактические игры национального быта.

  • Детская художественная литература РК.

  • Видео и аудиозаписи.

Проблема: неглубокие знания у детей о быте и традициях Коми народа, в частности, об особенностях традиционных жилищ коми народа, о назначении, местоположении основных предметов быта.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта

«Коми куд» («Коми сундук»)


Разработчик проекта:

Просвирякова Наталья Петровна

Вид проекта

Долгосрочный

Тип проекта

Познавательно-творческий

Участники проекта

Дети группы, педагоги, родители.

Целевая группа, возраст

Дети средней группы (4- 5 лет)

По количеству участников проекта:

Групповой


Срок реализации

Сентябрь 2021 г. по май 2022 г.

Образовательные области:

Познавательное развитие,

речевое развитие,

социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

Цель

Формирование познавательной активности детей средней группы через знакомство с традициями и бытом коми народа, с внутренним обустройством деревянной избы.

Задачи

  • дать детям представления о традициях коми народа;

  • способствовать расширению и углублению знаний о внутреннем обустройстве дома, назначении, местоположении основных предметов быта:

печь, ухват, хлебная лопатка, чугунок, коромысло, деревянные ведра, половник, туес, кузовок, веретено, люлька, прялка, керосиновая лампа, керосиновый фонарь, лавка, сундук, половики, скатерти, самовар, посуда из дерева и бересты: хлебница, солонка, стаканы, ложки, тарелка, толкушка, скалка.

Познакомить с женским коми национальным костюм и мужской рубахой.

  • активизировать в речи детей названия предметов быта на русском и коми языках: печь- пач; изба- керка; кузовок-пестер, люлька-потан.

развивать связную речь, обогащать словарный запас детей: печь, ухват, хлебная лопатка, чугунок, коромысло, деревянные ведра, половник, туес, кузовок, веретено, люлька, прялка, керосиновая лампа, керосиновый фонарь, лавка, сундук, половики, скатерти, самовар, посуда из дерева и бересты: хлебница, солонка, стаканы, ложки, тарелка, толкушка, скалка.

  • учить бережно относиться к старинным предметам быта в сохранившиеся до наших дней, расположенных в стилизованной коми избе

  • продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми.

  • развивать творческие способности и представления детей о декоративном искусстве коми, о характерных особенностях коми орнамента, предметах быта коми людей.

Работа с родителями

  • привлекать родителей к совместной деятельности по реализации проекта, изготовление игр, изготовление чума и макета избы.

Срок реализации:

1 этап (подготовительный)

сентябрь - октябрь 2021г.

2 этап (основной)

ноябрь 2021г. - апрель 2022г.

3 этап (заключительный) май 2022г.

4 этап (презентационный) с 25.05.2022г.


Планируемые результаты

- Расширились знания о традициях и быте коми народа.

- Появился интерес к коми народной культуре в процессе ознакомления с традициями и бытом коми народа.

- Обогатился словарный запас детей.

- Появился интерес к старинным предметам быта коми народа.

- Расширились представления о декоративном искусстве коми, о характерных особенностях коми орнамента.

- Повысился интерес к игровой деятельности в народные коми игры, организуют их самостоятельно

- Повысился интерес к русской и коми народной музыке.

- Появилось желание родителей участвовать в проекте.


Механизмы реализации

Разработка проекта.

Подготовка конспектов НОД.

Подборка наглядно демонстрационного материала.

Работа с воспитанниками по реализации проекта.

Обобщение опыта по реализации проекта.


Этап, срок

реализации

Содержание работы

1 этап организационно –

ознакомительный.

2021

разработка проекта;

-подборка наглядного материала, - художественной литературы, энциклопедической информации, дидактических игр, мультфильмов, физкультурных минуток, музыки песен на коми и русском языке, изготовление атрибутов для театрализованной деятельности по коми сказкам, шитьё женского коми национального костюма;

-разработка конспектов деятельности по познавательному и художественно – эстетическому развитию;

- изучение педагогами литературы и о быте и традициях коми народа.

Подготовка практического материала вместе с родителями: (макет коми избы, чума, наглядные пособия, настольные игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, альбомы: улиц города, достопримечательностей города Инты, а «Национальная одежда коми»

2 этап –

основной

2021-2022

- Просмотр презентации «Коми изба»;

- знакомство с макетом коми избы ;

- Знакомство с коми чумом

- Слушание коми народных песен;

- Слушание коми народных песен;

- Выставка «Кукла в коми национальном костюме»;

- ООД «К себе в избу всех гостей позову»;

-ООД «Чугунок, горшок и пестер в коми доме живут вместе»;

- ООД «Накроем стол для гостей»;

- ООД рисование «Коми орнамент на варежках»;

- ООД аппликация «Украсим шарф коми орнаментом»

- ООД лепка «Пирог», «Коми шаньги», Лепка «Горшки»



3 этап – заключительный май 2022


Мероприятия:

Совместный творческий конкурс «Коми изделия», «Моя семья» Фотовыставка «Коми блюда»

Обобщение опыта работы по реализации проекта на педагогическом совете.

Родительское собрание «Итоги проекта», презентация























План мероприятий 2021г. – 2022г.

Месяц

Тематические блоки

Тема занятий

Программные задачи

Октябрь

Я ЖИВУ В КОМИ


«Моя семья»

Дать детям понятие о семье. Рассказать о значении дома, что у каждого человека есть свой дом, где он живет со своей семьей

«Родной город»

Познакомить детей с понятием «город», познакомить с понятием «село», уметь сравнивать.

«Улицы города»

Дать понятие «улица», помочь запомнить название улицы, где находится детский сад

Ноябрь

СВОЙ ДОМ КАЖДОМУ ДОРОГ

«Коми изба»

Дать детям элементарное представление о бревенчатом доме. Рассказать, как он выглядел, что в нем находилось. Закрепить части дома( крыша, стены, окна, крыльцо).

«Внутреннее убранство»

Познакомить детей с тем, что находилось внутри дома, Рассказать о внутренней планировке: красный угол, большая печь, деревянный стол, лавки, люлька. Формировать образ коми дома через наполняющие его вещи.

Декабрь

МАСТЕРСТВО ДОРОЖЕ БОГАТСТВА: ПРЯДЕНИЕ, ТКАЧЕСТВО, ВЫШИВКА, ВЯЗАНИЕ.

«Одежда»

Познакомить детей «одежда», объяснить детям, что раньше люди шили одежду из ткани, которую делали сами.

«Ткань»

Дать понятие ткань, определить с детьми особенности ткани, ее виды. Активизировать деятельность детей по самостоятельному обследованию, сравнению образцов тканей.

«Нитка»

Дать понятие «нитка», «прясть»,рассказать и показать как пряли коми женщины .познакомить детей с рабочими инструментами пряхи: веретено, прялка. Объяснить их значение. Из чего изготавливали прялку, как украшали.

«Вязаные изделия»

Познакомить вязаными изделиями,(чулки, носки, варежки). Обращать внимание на узор (орнамент)

Январь

ТРАДИЦИОННАЯ КОМИ ОДЕЖДА.

«Женские и мужские костюмы»

Познакомить с женским традиционным костюмом: рубаха, сарафан, передник, поясок, чулки, обувь, на голове – лента. Познакомить с мужским традиционным костюмом: подпоясанная рубаха навыпуск, штаны, заправленные в сапоги или узорные чулки, обувь.

Игра «Что хранится в бабушкином сундуке?»

Закрепление деталей коми костюма.

Февраль

ПОСМОТРИ, КАК КРАСИВ ИЗ ОРНАМЕНТОВ КОМИ УЗОР

«Изделия коми»


Познакомить детей с изделиями коми прикладного искусства, которые украшены коми орнаментом, любоваться их красотой


«Орнамент»

Познакомить с понятием «орнамент». Рассматривать с детьми изделия украшенные коми орнаментом.

Рисование «Бабушкин сундучок»

Познакомить с орнаментом «следы», учить рисовать косые линии. Вызвать интерес.

Аппликация «Украсим шарф коми орнаментом»

Познакомить с орнаментом «Снежинка». Развивать умение делать аппликацию на полосе из готовых форм.

Март

ТРАДИЦИОННАЯ КОМИ КУХНЯ

«Блюда коми народа»


Дать понятие «блюдо». Объяснить детям, что у каждого народа есть свои любимые блюда. Познакомить детей с коми блюдами, такими как каши, супы, мясные и рыбные блюда выпечка, блюда из овощей, грибов и ягод. Обратить внимание, что у коми народа были всегда простые, но полезные продукты.

«Хлебобулочные изделия»

Познакомить детей с разнообразием коми национальных хлебобулочных изделий: пироги, колобки ,рыбники ,шаньги. Подчеркнуть необходимость бережного отношения хлебу.

Лепка «Пирог», «Коми шаньги»




Закреплять знания о коми национальных блюдах. Учить детей лепить пирог, использую соленое тесто. Вызвать интерес

Апрель

ТРАДИЦИОННАЯ УТВАРЬ

«Посуда»





Закрепить понятие «посуда», познакомить детей о том, что раньше коми сами изготавливали посуду из разных материалов: резали из дерева, делали из бересты, лепили из глины. Показать детям материал , из которого сделаны изделия: бересты, кусок древесины, глины.

Лепка «Горшки»

Закрепить знания о коми посуде, познакомить со свойствами глины, учить детей лепить горшки.



Вывод.

Великая культура коми народа складывалась тысячелетиями. Но в наше время, когда многое утрачено, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, именно на нас педагогов ложится важнейшая задача приобщения детей к ценностям народной культуры. Мы, надеемся что зёрнышко, посеянное нами в огромное ещё не распаханное поле « детской души», прорастет и принесёт свои плоды.

Дошкольники получили возможность узнать много интересного об истории, обычаях, традициях, быте коми народа. Участие в проекте способствовало не только развитию у детей познавательного интереса к окружающей действительности, но и доброго, чуткого отношения к истокам коми народа, его культуре.





Комментарии
Комментариев пока нет.