12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мария119
Россия, Ухта
Материал размещён в группе «В помощь учителю»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Тӧдмасям Коми мукӧд да коми кывкӧд»

(уровень начального общего образования)

направление – общекультурное, духовно-нравственное

Срок реализации программы – 1 год

Класс: 1-4

Автор программы: учитель коми языка, Зорина М.М.

г. Ухта, 2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Тӧдмасям Коми мукӧд да коми кывкӧд»» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, в соответствии с целями и задачами основной образовательной программы школы, примерной программы организации внеурочной деятельности. Основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М.: Просвещение 2011 (стандарты второго поколения).

Рабочая программа определяет содержание и формы организации внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры учащихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, обеспечивающее социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование учащихся.

Цель программы внеурочной деятельности - развитие у школьников элементарной коммуникативной компетенции, позволяющей им осуществлять межличностное и межкультурное общение, в том числе с носителями изучаемого языка.

Задачи программы:

1. Сформировать коммуникативные умения и лежащие в их основе речевые навыки.

2. Развивать фонематический слух, учить правильному произношению коми слов.

3. Развивать способность выразительного чтения комиязычных текстов.

4. Познакомить с культурой народа коми.

5.Создать условия для проектно-исследовательской деятельности учащихся.

6. Развивать способность воспринимать своеобразие звучания коми речи, чувствовать её красоту.

7. Повышать общую культуру учащихся, их познавательные возможности и способности.

8. Воспитывать учащихся как личность, уважающего добрые традиции, культуру народа коми.

Общая характеристика курса.

Программа «Тӧдмасям Коми мукӧд да коми кывкӧд» рассчитана на учащихся 1-4 классов. Она предполагает проведение 1 занятия в неделю продолжительностью 40-45 минут во II половине дня. Общее количество занятий в год – 35.

Содержание программы реализуется через следующие технологии: проектная деятельность, информационно-коммуникативная, обучение в сотрудничестве. Реализация программы предусматривает следующие формы работы с учащимися: групповая, индивидуальная. Занятия предполагаются как теоретические (заучивание лексических единиц в игровой форме), так и практические (проведение праздничных мероприятий, создание проектов). Очень важным моментом в реализации программы является активное привлечение родителей к совместному изучению коми языка. Формой промежуточной годовой аттестации являются творческие работы учащихся.

Место курса в плане внеурочной деятельности.

Программа внеурочной деятельности реализуется в парадигме системно-деятельностного подхода, является неотъемлемой частью образовательного процесса и организуется в направлении – воспитание гражданственности. Курс внеурочной деятельности «Тӧдмасям Коми мукӧд да коми кывкӧд» направлен на развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей учащихся, развитие творческого потенциала, организацию социализирующего досуга детей. Эта деятельность способствует социальной адаптации, гражданскому становлению подрастающего поколения.

Занятия проходят во внеурочное время.

Ресурсная база школы даст возможность осуществить с учётом возрастных особенностей учащихся:

Взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и целостности образования;

Непрерывность дополнительного образования;

Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

Единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования;

Системность организации управления учебно-воспитательным процессом;

Баланс между двигательно-активными и теоретическими занятиями.

Планируемые результаты

Программа ориентирована на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьников.

Личностные результаты освоения курса предполагают:

приобретение первичного опыта по формированию активной жизненной позиции в процессе подготовки творческих заданий;

получение возможности проявлять инициативу в принятии решений;

понимание причин успеха/неуспеха практической деятельности;

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с коми языком, литературой, русским языком и отражают:

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием еѐ реализации;

продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на занятиях;

умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации.

Предметные результаты изучения курса «Тӧдмасям Коми мукӧд да коми кывкӧд» отражают опыт учащихся в речевой коммуникации и в результате прохождения программы внеурочной деятельности школьники:

научатся понимать разговорную коми речь;

получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации;

приобретут умение работать в проектном режиме;

приобретут опыт уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

научатся давать самооценку результатам своего труда;

приобретут первый опыт проведения презентаций своих достижений;

научатся работать над выполнением заданий как индивидуально, так и согласованно в составе группы - научатся распределять работу между участниками проекта;

научатся совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях кружка и следовать им.

Программа направлена на формирование универсальных учебных действий (УУД):

Формирование личностных универсальных учебных действий в рамках программы «Тӧдмасям Коми мукӧд да коми кывкӧд» включает в себя:

Формирование активной гражданской позиции.

Формирование умения выбирать смысловые установки для своих действий и поступков.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий:

Формирование умения самостоятельно организовывать свое рабочее место (подбирать инструментарий) в соответствии с целью выполнения задания.

Формирование умение осуществлять планирование своей деятельности и корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

Формирование саморегуляции у учащихся (способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий).

Формирование умения давать самооценку результату своего труда.

Формирование познавательных универсальных учебных действий:

Формирование представления о коми языке – государственном языке Республики Коми, о культуре народа коми (через знакомство с традициями и т.д.)

Развитие творческих способностей учащихся.

Развитие интереса к изучению коми языка, литературы, краеведения.

Формирование умения презентовать свои достижения.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий:

Создание атмосферы сотрудничества кружковцев при решении общих задач.

Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Совершенствование умений владения монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Формирование уважения к собеседнику. Формирование у учащихся толерантного сознания.

Оценка достижения результатов

Главным критерием достижения результата на протяжении всего периода обучения является умение озвучивать небольшие тексты на коми языке, правильно формулировать вопросы и давать ответы на поставленные вопросы, понимать элементарную коми речь, ознакомление с культурой и традициями коми народа.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа является вариативной: я, как учитель могу вносить изменения в содержание тем (выбрать ту или иную игру, стихотворение, форму работы, дополнять практические занятия новыми приемами и т.д.).

Давайте познакомимся.

Вежливые слова. Диалог «Знакомство». Рассказ о себе и своей семье.

Моя республика.

Республика Коми. Символы Республики. Разучивание песни – гимна на коми языке.

Мир коми народных игр.

Игры коми народа («Пышкай», «Шег», « Ошкӧ-бабӧ», «Коколюкӧ»). Практическое занятие «Мы играем» (Центр коми культуры им. Б.Шахова)

Мифы и легенды коми народа.

Легенды «Пера-богатырь», «Йиркап», «Зарни Ань». Конкурс рисунков «Любимый персонаж». Миф о возникновении земли.

Неделя коми языка.

Игра для знатоков коми языка «Саридзвывса тыш». Конкурс чтецов по творчеству С.Раевского, М.Лебедева, Н. Щукина. Изготовление открыток на коми языке.

Песни коми народа

Песни коми народа. Разучивание песен. Посиделки с песнями и стихами

Культура и традиции коми народа.

Национальный костюм коми народа, коми орнамент. Конкурс работ «Я –дизайнер». Особенности коми кухни, рецепт на коми языке. Коми посиделки. (Центр коми культуры им. Б.Шахова)

Коми кыв ме тӧда

Участие в городском фестивале творчества коми народа «Йӧлӧга». Итоговое занятие.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

Наименование раздела

Часы

Содержание занятия

Формируемые УУД

1.

 

Давайте познакомимся

3

   
   

Вежливые слова.

Диалог «Знакомство».

Рассказ о себе и своей семье.

 

Дети рассказывают о себе по - русски, а повторяют по - коми.

Раскрашивают раскраску по теме.

Представляют и защищают проект «семейное дерево».

Учатся задавать вопросы и отвечать на них.

Заучивают и разыгрывают диалог.

Формирование потенциального словаря через заучивание рифмованного материала, монолога.

Представление членов семьи.

Понимание семейных ценностей.

Развитие навыков поведения в коллективе через проведение коллективных игр.

Развитие диалогической речи в ситуациях.

Развитие умения понимать обращённые к детям реплики и реагировать на них

2.

 

Моя республика.

3

   
   

Республика Коми.

Символы Республики.

Разучивание песни – гимна на коми языке.

 

Изучают особенности республики, города. Знакомятся с государственными символами Республики Коми.

Разучивают слова гимна на коми языке.

Формирование знаний о Республике Коми и ее особенностях. Формирование потенциального словаря через заучивание рифмованного материала.

Развитие у детей умения слушать, понимать и применять.

3.

 

Мир коми народных игр.

4

   
   

Игры коми народа («Пышкай», «Шег», « Ошкӧ-бабӧ», «Коколюкӧ»). (2ч)

Практическое занятие «Мы играем» (Центр коми культуры им. Б.Шахова) (2ч)

 

Знакомятся с новой лексикой. Изучают коми игры.

Сотрудничают, общаются с носителями коми языка.

Формирование потенциального словаря по теме.

Развитие интереса к изучению коми языка через проведение практический занятий.

Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на занятиях.

4.

 

Мифы и легенды коми народа.

5

   
   

Легенды «Пера-богатырь», «Йиркап», «Зарни Ань». (2 ч.)

Просмотр мультфильмов по легендам.

Конкурс рисунков «Любимый персонаж коми легенд».

Миф о возникновении земли.

 

Самоопределяются, основываясь на прочитанном. Переводят текст и сравнивают коми вариант сказки с русским. Определяют что такое хорошо и что такое плохо.

Осуществляют поиск информации по легендам и интересные факты. Структурируют полученную информацию о героях.

Анализируют действия героев, делают выводы.

Ведут диалог друг с другом. Задают вопросы. Выполняют творческие работы.

Формирование потенциального словаря.

Развитие интереса к изучению коми языка. через знакомство с легендами и мифами.

Расширение представлений детей об окружающем мире через ознакомление их с легендами и мифами.

Развитие творческих способностей детей в ходе подготовки и проведения конкурса.

5.

 

Неделя коми языка.

5

   
   

Игра для знатоков коми языка «Саридзвывса тыш».

Конкурс чтецов по творчеству С.Раевского, М.Лебедева, Н. Щукина. (2 ч.)

Изготовление открыток на коми языке.

 

Выразительно рассказывают стихи. Выражают эмоциональную оценку. Воспринимают на слух и понимать элементарную речь учителя и одноклассников на уроке, а также небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале. Соблюдают нормы произношения звуков коми языка при чтении вслух. Оформляют поздравительные открытки.

Формирование потенциального словаря.

Знакомство с творчеством поэтов.

Развитие творческих способностей детей в ходе подготовки и проведения конкурса.

Развитие интереса к изучению иностранного языка через проведение творческих мероприятий.

6.

 

Песни коми народа

5

   
   

Песни коми народа.

Разучивание песен. (2 ч.)

Посиделки с песнями и стихами.

 

Прослушивают коми песни. Находят прекрасное в музыке и объясняют какие чувства она вызывает.

Находят песни и стихи, которые бы хотели выучить и поделиться с другими. Находят аргументы в пользу этих песен и представляют их одноклассникам. Доказывают свое мнение.

Разучивают слова песен. Рассказывают стихи и поют песни на посиделке.

Формирование потенциального словаря через заучивание рифмованного материала.

Развитие у детей умения слушать, понимать и применять.

7.

 

Культура и традиции коми народа.

5

   
   

Национальный костюм коми народа, коми орнамент.

Конкурс работ «Я –дизайнер».

Особенности коми кухни, рецепт на коми языке.

Коми посиделки. (Центр коми культуры им. Б.Шахова)

 

Знакомятся с новой лексикой. Изучают традиции и обычаи коми народа. Знакомятся с особенностями национального костюма, изучают особенности коми кухни. Участвуют в творческом конкурсе. Выступают с подготовленными сообщениями, иллюстрированными наглядными материалами. Сотрудничают, общаются с носителями коми языка.

Формирование потенциального словаря по теме.

Развитие творческих способностей детей в ходе подготовки и проведения конкурса. Развитие уважительного отношения к традициям и культуре коми народа.

Развитие интереса к изучению коми языка через проведение праздничных мероприятий.

8.

 

Коми кыв ме тӧда

5

   
   

Подготовка и участие в городском фестивале творчества коми народа «Йӧлӧга». ( 4 ч.)

Итоговое занятие.

 

Готовятся и участвуют в городском фестивале. Выбирают творческий номер.

Анализируют результаты курса. Оценивают свои достижения и достижения других учащихся. Приобретут опыт уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей.

Развитие творческих способностей учащихся. Формирование потенциального словаря через заучивание рифмованного материала.

Развитие уважительного отношения к традициям и культуре коми народа.

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Основная литература для учителя:

1. Примерная программа по внеурочной деятельности. Основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М. Просвещение 2011. (стандарты второго поколения).

2. Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов. Программы внеурочной деятельности. М.: Просвещение, 2011

3. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов Внеурочная деятельность школьников.

Методический конструктор. М.: Просвещение, 2011

4. Коми челядьлы антология: Медводдза небöг. Сыктывкар: ООО «Анбур», 2009

Материально-техническое обеспечение

1. Кабинет

2. Компьютер, фото- видеокамера, проектор

3. Компьютерные программы: Microsoft Word, Microsoft PowerPoint.

Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.