12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Медведникова Инга Николаевна920
Педагогический стаж работы 26 лет,высшая квалификационная категория, руководитель объединения "Плетение из бересты"
Россия, Коми респ., г.Емва
Материал размещён в группе «Дополнительные материалы к уроку»

«Элементы коми орнамента»

Цель: Развитие способов и приемов, способствующих формированию знаний о коми орнаменте.

Задачи:

-познакомить детей с элементами коми орнамента и традиционным использованием их в быту;

-видеть проблему, развивать внимание, наблюдательность, память;

-стимулировать понимание ценности и значимости культуры народов севера, умение работать в коллективе.

Тип занятия: изучение нового материала (комплексное введение в новую тему, практическая деятельность).

Вид занятия: беседа, демонстрация.

Методы и приемы:

Словесный, наглядный, практический, демонстрационный.

Материалы и оборудование:

Для учащихся: карандаш, шаблон, карточки.

Для педагога: стенд с элементами, наглядность.

Продолжительность занятия: 40 мин

Наполняемость группы : 15 человек

Последовательность этапов занятия:

1. Организационный момент -2 мин.

2. Подготовка к восприятию нового материала-5 мин.

3. Изучение нового материала-15 мин.

4. Первичная проверка усвоения полученных знаний-5 мин.

5. Практическая работа-8 мин

6. Подведение итогов занятия. Рефлексия -5 мин.

Ход занятия:

1 Организационный момент.

Педагог: Здравствуйте ребята. Я рада видеть вас.

2. Подготовка к восприятию нового материала.

Педагог: Ребята, сегодня мы с вами ещё раз поговорим о нашем родном крае, о его самобытности, культуре. Слушайте меня внимательно, выполняйте мои задания, постарайтесь запомнить то о чем я буду рассказывать. И тогда у вас всё получится, когда будете работать с берестой.

3. Изучение нового материала.

Педагог: Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с некоторыми элементами коми орнамента. Кто из вас знает, что такое орнамент? (отвечают дети, педагог корректирует ответы). Правильно, орнамент-это узор. Для чего люди используют орнамент? (отвечают дети, педагог корректирует ответы). Для украшения изделий. Какие изделия или предметы можно украшать орнаментом (дети перечисляют педагог корректирует ответы,). Педагог показывает несколько предметов украшенных орнаментом (полотенце, шкатулку и т.п.- демонстрация). Из чего состоит орнамент (отвечают дети ,педагог корректирует ответы). Из отдельных элементов.

Педагог: В далекие времена орнамент имел обрядовую, магическую роль. Определенные линии имели свое значение. Каждая эпоха, каждая нация выработала свою систему орнамента. И по нему можно определить время и страну, где была создана та или иная вещь.

Если вы увидите орнамент, который состоит из фигурок оленей, лосей, морошки, сможете определить где был нарисован орнамент? (дети отвечают). Верно, это орнамент северных народов. А почему? (дети отвечают). Потому что в наших лесах водятся лоси, в тундре олени, а на наших болотах растет морошка. Т.е народ коми, да и другой народ чаще всего использует в своих орнаментах то, что он видит и то что его окружает.

Педагог: Сейчас я вам загадаю загадки, а вы, угадав их познакомитесь с некоторыми элементами коми орнамента.

1.Стройный, быстрый, рога ветвистые.

Пасется весь день. Кто это? (олень)

- Кто по снегу, по траве носит лес на голове (олень)

Посмотрите, как выглядит олень в орнаменте (к доске крепится элемент олень).

2.Трав копытами касаясь

Ходит по лесу красавец

Ходит смело и легко

Рога раскинув широко (лось)

К доске крепится элемент лось.

3.Живет в лесу, ухает как разбойник.

Люди его боятся, а он людей боится.(филин)

К доске крепится элемент филин.

4.Голубой платок красный колобок,

По платку катается людям улыбается(солнце)

К доске крепится элемент солнце.

5.Голодная мычит, сытая жует,

Всем ребятам молоко дает. (корова)

К доске крепится элемент корова.

6.Любит моря и речки, хороший летун

Прекрасный пловец. Спит на воде ходит по земле.(чайка)

К доске крепится элемент чайка.

7.И в тайге ,и в океане он отыщет путь любой-

Умещается в кармане ,а ведет нас за собой (компас)

К доске крепится элемент компас.

8.В воде она живет. Нет клюва, а она клюёт(рыба)

К доске крепится элемент рыба.

9.Носит брюки и рубахи, шляпу, бороду усы.

Он работает лопатой. Кто же это подскажи (мужчина)

К доске крепится элемент мужчина.

10.На далеком севере живет, где бегают красивые олени.

Он никогда почти не устает. Он никогда не знает лени (оленевод)

К доске крепится элемент оленевод.

11.По горам ,по долам ходит шуба да кафтан (баран)

К доске крепится элемент баран.

Педагог: Посмотрите на нашу доску и скажите, с какими элементами мы с вами познакомились.

(дети вместе с педагогом повторяют элементы).

Игра «Найди правильный ответ» (дети делятся на две команды, раздаются карточки с элементами и их названия, нужно правильно подобрать к изображению название).

Дети сами проверяют правильность ответов друг у друга.

Педагог: Посмотрите на нашу доску и скажите, с какими элементами мы с вами познакомились.

(дети вместе с педагогом повторяют элементы).


 


 

4. Первичная проверка усвоения полученных знаний.

Педагог: Ребята, ответьте мне

-Что такое орнамент?

-Для чего используется орнамент?

-Из чего состоит орнамент?

-С какими элементами мы познакомились ?

(Дети отвечают на поставленные вопросы)

5. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Педагог: Вы сегодня славно потрудились. Понравилось? На следующих занятиях я научу вас элементы плести из бересты. Сейчас убираем за собой рабочие места. До свидания.

Опубликовано в группе «Дополнительные материалы к уроку»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.