Комплекс интерактивных заданий для обучения элементам геометрии в 5-6 классах на уроках математики
муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Куйбышевского района «Отрадненская средняя общеобразовательная школа»
Комплекс интерактивных заданий для обучения элементам геометрии в 5-6 классах на уроках математики
Составитель: Смолина О.А., учитель математики
Комплекс интерактивных заданий для обучения элементам геометрии в 5-6 классах на уроках математики
Современная методика обучения направлена на то, чтобы ребенок научился учиться, открыл в себе способности к познанию мира, постоянного стремления к совершенствованию получению новых знаний. Успех процесса обучения во многом зависит от взаимоотношений:
учителя с учащимися;
учеников друг с другом;
каждого ребенка с учителем;
ученика с коллективом.
Именно интерактивные задания помогают обеспечить личностно- ориентированный подход в образовательном процессе.
Уникальность геометрии как учебного предмета заключается в том, что она дает возможность достаточно рано устанавливать связи между жизненными представлениями об окружающих предметах с их абстрактными моделями, производить мыслительные операции различных видов и уровней, принимать во внимание возрастные и индивидуальные особенности развития отдельных психических функций и протекания умственной деятельности в целом.
Рассмотрим использование активных методов, а именно интерактивных приемов и средств на различных этапах уроков математики c элементами геометрии в 5-6 классах по ФГОС [1; 2]. Приведем несколько примеров по разным темам по УМК Н. Я. Виленкина [4; 5].
Тема «Отрезок. Длина отрезка. Треугольник»
Методические рекомендации: данные задания можно использовать на уроках математики в 5 классе. Задания 1, 4, 6 целесообразно использовать на этапе первичного закрепления знаний, а задания 2, 3, 5 на этапе закрепления с проговариванием во внешней речи. Задание 3 можно включить в самостоятельную работу по теме «Треугольник». В результате обучения данной темы обучающиеся должны распознавать виды треугольников и изображать прямоугольный, остроугольный, равнобедренный треугольники, должны владеть терминологией, связанной с равнобедренным треугольником.
Задание 1.
Интерактивный прием: задание из конверта.
Интерактивная форма работы: групповая работа.
Инструкция по организации. Ученики делятся на группы (желательно по 4 человека). Каждой группе раздается конверт с комплектом разноцветных треугольников, выполненных из цветного картона: остроугoльных, тупоугольных, прямоугольных, равнобедренных.
Задача. Выберите:
а) остроугольные треугольники;
б) тупоугольные треугольники;
в) равнобедренные треугольники;
г) прямоугольные треугольники;
д) у равнобедренного треугольника покажите боковые стороны, основание.
Задание 2.
Интерактивный прием: творческое задание.
Интерактивная форма работы: парная работа.
Инструкция по организации. На каждую парту раздаются произвольно вырезанные треугольники. На треугольниках углы обозначены: 1, 2, 3.
Задача. Учащиеся должны отрезать эти углы, затем приложить сторона к стороне, сделать выводы о сумме углов треугольника.
Задание 3.
Интерактивный прием: решение проблем.
Интерактивная форма работы: работа в парах.
Инструкция по организации. Учащиеся разбиваются по парам. Каждой паре выдаются условия задачи.
Задача. Определите вид треугольника, если дано:
а) угoл ∠А равен 132º, угoл ∠В равен 15º, сторона ВС=4 см;
б) угoл ∠K равен 90º, стoрoна АК=18 см, KВ=18 см;
в) угол ∠М равен 30º, угол ∠N равен 60º, угол ∠B равен 85º;
г) угол ∠S рaвен 20º, угол ∠O рaвен 55º, угол ∠P равен 95º.
Задание 4.
Интерактивный прием: «Один – вдвоем – все вместе».
Интерактивная форма работы: групповая работа.
Инструкция по организации. Каждой группе предлагается отметить любые точки А, В, D, так чтобы они не лежали на одной прямой, а затем соединить их попарно.
Задача. Назвать получившийся треугольник, перечислить его вершины и стороны, сравнить на глаз стороны треугольника, проверить свой глазомер с помощью циркуля и линейки.
Задание 5.
Интерактивный прием: решение проблем «Дерево решений».
Интерактивная форма работы: работа в группах.
Инструкция по организации. Одной группе выдается задание c окружноcтью. На ней с центром в точке О, взяты точки А, В и С. Известно, что ∠ОАС=25º, ∠ОВС=75º.
Задача. Вычислите величину ∠ВСА.
Другой группе выдается задание с треугольником, периметр которого равен 20 см, одна сторона 7 см, а другая 9 см.
Задача. Найдите третью сторону.
Через 8 минут группы представляют результаты выполнения заданий.
Задание 6.
Интерактивный прием: «Геометрический пазл».
Интерактивная форма работы: групповая работа.
Инструкция по организации. Учащиеся разбиваются на группы по 4 человека. Учитель предлагает рисунок треугольников для проверки геометрической наблюдательности.
Задача. Сосчитайте сколько треугольников на рисунке (рисунок 8).
Рисунок 8. Условие задачи
Темы «Формулы», «Площадь. Формула площади прямоугольника».
Методические рекомендации: данные задания можно использовать на уроках математики в 5 классе. Задания 1 целесообразно использовать на этапе актуализации знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Задание 2 направлено на первичное закрепление знаний с проговариванием во внешней речи. Задание 3 можно включить в контрольную работу по теме «Площадь. Формула площади прямоугольника». Задания 4 и 5, направленные на практическое применение знаний по данной теме, их можно использовать на этапе включения в систему знаний и повторения.
Задание 1.
Интерактивный прием: займи позицию (шкала мнений).
Интерактивная форма работы: групповая работа.
Инструкция по организации. Группам учащихся (пo 4 человека) раздаются комплекты с разноцветными четырехугольниками, среди которых есть прямоугольники, квадраты, неправильные четырехугольники.
Задача. Каждая группа должна сделать выбор указанных прямоугольников.
группа – прямоугольники и должны обосновать, что это прямоугольники;
группа – квадраты и должны обосновать, что это квадраты.
Задание 2.
Интерактивный прием: «Геометрический пазл»
Интерактивная форма работы: парная работа.
Инструкция по организации. Задание выполняется в парах. Каждая группа должна сделать вычислительные действия практической направленности, а также представить чертеж.
Задача. Какой длины забор нужно купить, чтобы oгородить садовый участок со сторонами по 7 м? Изобразите схематически.
Задание 3.
Интерактивный прием: творческое задание
Интерактивная форма работы: индивидуальная работа.
Инструкция по организации. Каждый обучающийся должен представить несколько способов решения задачи.
Задача. Постройте прямоугольник, стороны которого равны 10 см и 15 см. Найдите его площадь различными способами.
Задание 4.
Интерактивный прием: «Шкала мнений».
Интерактивная форма работы: работа в группах.
Инструкция по организации. Каждой группе из 4 человек выдается комплект: лист бумаги в клетку, ножницы, линейка. Задание выполняется всеми участниками группы, затем обсуждается и решения представляются всему классу.
Задача. Вырежьте из листа бумаги в клетку 8 одинаковых квадратов со стороной, равной 4 клеткам.
а) сложите из этих квадратов какой-нибудь многоугольник; чему равна его площадь, если один квадрат принять за квадратную единицу?
б) сложите прямоугольник, площадь которого была бы равна 8 кв. единиц; сколько таких прямоугольников можно сложить? Каковы длины сторон каждого из этих прямоугольников?
Задание 5.
Интерактивный прием: «Геометрический пазл».
Интерактивная форма работы: работа в парах.
Инструкция по организации. Каждой паре выдается разрезанный комплект геометрических фигур: прямоугольника, квадрата и треугольника. Они должны собрать пазл, определить фигуру, измерить стороны, посчитать периметр получившейся фигуры и вычислить площадь квадратов и прямоугольников.
Задача. Соберите все части пазла, назовите фигуру и вычислите его периметр и площадь.
Задание 6.
Интерактивный прием: синквейн.
Интерактивная форма работы: работа в парах.
Инструкция по организации. Предварительно учащиеся повторяют основные понятия по заданной теме. За определенное время они должны придумать синквейн, чтобы отразить эту тему по геометрии.
Задача. Составить синквейн, используя один из геометрических терминов: геометрия, прямоугольник и тд.
Например,
Геометрия
Новая, важная
Доказывать, запоминать, рассуждать.
Наука о различных фигурах.
Сложная.
Прямоугольник
Важный, прямой.
Решать, доказывать, находить.
Имеет равные диагонали.
Квадрат.
Тема «Окружность и круг».
Методические рекомендации: данные задания можно использовать для наглядного применения и запоминания терминов «окружность», «радиус», «диаметр». Задания для обучающихся как 5, так и 6 классов. Задания 1 для 6 класса целесообразно использовать на этапе актуализации знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Задание 2 для учащихся 5 класса направлено на первичное закрепление знаний с проговариванием во внешней речи.
Задание 1.
Интерактивный прием: тонкие и толстые вопросы.
Интерактивная форма работы: индивидуальная работа.
Инструкция по организации. Каждый обучающийся с помощью карандаша, линейки и циркуля выполняет задание в своей тетради.
Задача. Начертите круг. Разделите его на 2, 4, 8 равных частей. Сколько диаметров вы провели? Сколько диаметров нужно провести, чтобы разбить круг на 16 равных частей? на 32 равные части?
Задание 2.
Интерактивный прием: творческое задание.
Интерактивная форма работы: индивидуальная работа.
Инструкция по организации. Каждому обучающемуся выдаем готовый цветной квадрат. Задание выполняется с помощью линейки, простого и цветных карандашей, ножниц.
Задача. Возьмите квадрат и проведите его диагонали. Разрежьте квадрат по его диагоналям. Какие фигуры вы получили? Равны ли они? Сложите из частей квадрата следующие фигуры и зарисуйте их:
a) два квадрата;
б) четырехугольник, не являющийся прямоугольником;
в) треугольник;
г) прямоугольник;
д) шестиугольник.
Тема «Единицы измерения площадей».
Методические рекомендации: основным результатом изучения данной темы является умение учащихся переводить одни единицы измерения в другие, причем использовать всевозможные единицы измерения.
Интерактивный прием: творческое задание.
Интерактивная форма работы: работа в парах.
Инструкция по организации. С помощью учебных принадлежностей (учебника и тетради) обучающиеся выполняют данное задание.
Задача. Измерьте длину свoегo письменнoго стoла, приняв за единицу длины:
а) ширину тeтради по матeматике;
б) длину учeбника по матeматике.
Задание 2.
Интерактивный прием: толстые и тонкие вопросы.
Интерактивная форма работы: работа в парах.
Инструкция по организации. Обучающиеся по парам выполняют задания, измеряя свои шаги. Данные фиксируют в своих тетрадях. Затем в паре делают соответствующие вычисления и отвечают на вопросы учителя и одноклассников.
Задача. Сосчитайте, сколько (приблизительно) ваших шагов содержится в 10 м. Используя полученный результат, измерьте:
а) длину и ширину клaсcа;
б) внешние размеры шкoлы.
Тема «Измерение углов. Транспортир».
Методические рекомендации: задача о построении углов с помощью транспортира рассчитана для обучающихся 5 класса. Её можно использовать на этапе включения в систему знаний и повторения. Целесообразно использовать данную задачу в самостоятельной работе по представленной теме.
Задание 1.
Интерактивный прием: толстые и тонкие вопросы.
Интерактивная форма работы: индивидуальная работа или работа в парах.
Инструкция по организации. При построении угла учителю желательно в качестве примера построить угол вместе с учениками. Учитель – на доске, учащиеся – в тетрадях. Затем можно дать ученикам построить острый и тупой угол. Причём градусные меры они должны выбрать сами. Затем учитель просит их назвать меры углов фронтально.
Предварительная работа заключается в следующем. Учитель задаёт вопросы типа:
что такое угол?
какие виды углов вы знаете?
приведите примеры oстрого, тупогo и прямого углов из того, что вы сейчас видите. При проверке таких заданий удобно пользоваться цветными мелками.
Задача. Обозначьте и запишите в три колонки «прямые, острые и тупые углы» по следующему рисунку (рисунок 9).
Рисунок 9. Прямые, острые, тупые углы
Таким образом, применение интерактивных заданий и приемов обучения на уроках математики создают атмосферу повышенной заинтересованности, прогнозируют ситуацию диалога, каждый ученик оценивается по процессу его деятельности и т.д.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. 4-е изд., перераб. Москва : Просвещение, 2016. 48 с.
Губский Е. Ф. Философский энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. Москва : ИНФРА-М, 2006. URL: https://terme.ru/termin/forma.html (дата обращения: 18.01.2024).
Интерактивные методы обучения [Электронный ресурс]. URL: https://spravochnick.ru/pedagogika/teoriya_obucheniya/interaktivnye_metody_obucheniya/ (дата обращения: 20.11.2024).
Математика : учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. 35-е изд., стер. Москва : Мнемозина, 2016. 280 с.
Математика. 6 класс : учебник для общеобразовательных учебных заведений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. 35-е изд., стер. Москва : Мнемозина, 2016. 280 с.