Обучение элементам учебного творчества при формировании универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках математики

1
0
Материал опубликован 2 December 2020



ВВЕДЕНИЕ



Основной задачей обучения математике в общеобразовательной школе является обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Достижение необходимого развивающего эффекта обучения математике возможно на базе реализации деятельностного подхода, который направлен на развитие каждого ученика, на формирование индивидуальных способностей учащихся. Опыт показывает: чтобы научить школьников самостоятельно и творчески учиться, нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать "хозяевами” этой деятельности. Для этого нужно выработать у учащихся мотивы и цели учебной деятельности ("зачем учиться математике”), обучить способам ее осуществления ("как учиться”). Только дифференцированный подход в обучении школьников является самым оптимальным и разумным. Получать удовольствие от занятий математикой школьник может лишь при условии, если дифференциация ему доступна. Мы должны вовлекать детей в общий труд учения, вызывая у них радостное чувство успеха, движения вперед и развития.

















1. ОПИСАНИЕ ВОЗМОЖНЫХ ПРИЕМОВ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В РАЗВИТИИ УЧЕБНОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ



В настоящее время остается актуальным вопрос о кардинальной смене системы образования. Традиционные уроки уже давно не приветствуются современными стандартами образования. Теперь необходимо не учить ребенка, а помогать ему, самому обучиться на уроках, и не просто усвоить какие-то школьные знания, но еще и сформировать универсальные учебные действия. Учитель выступает не в роли оратора или лектора, а в роли наставника или друга. Тем не менее, не все учащиеся сразу вливаются в процесс, остается множество пассивных учеников, которые плывут по течению процесса обучения. Именно поэтому, еще один важный вопрос остается в мотивации учащихся. Очень мало детей, по-настоящему заинтересованных в обучении. И перед учителем стоит задача, не только помочь в обучении и усвоении материала, но и в повышении мотивации учащихся.

Мотивация как психологическое явление трактуется по-разному. В одном случае – как совокупность факторов, определяющих поведение. В другом – как совокупность мотивов. В третьем – как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность и так далее.

По типу мотивация делится на внешнюю и внутреннюю мотивации, а так же зависимость.

Внешняя мотивация.

Внешняя мотивация обеспечивается внешним вознаграждением и подкреплением. Общими примерами внешних мотивов категории поощрения являются деньги, похвала, награда, приз и так далее. Внешними мотивами категории подкрепления являются законы, предписания, дисциплинарные меры, штрафы и тому подобное.

Внутренняя мотивация.

Это второй из наиболее распространенных типов мотивации. В данном случае мотивация обеспечивается внутренней наградой или подкреплением. Так, достигнув успеха в том или ином деле, мы поощряем себя, празднуем, веселимся, радуемся, совершая же ошибки, мы начинаем испытывать злость и ругать себя. Внутренней наградой может быть удовольствие, чувство завершённости и ощущение собственной компетентности, способности делать что–либо. Общими примерами внутреннего подкрепления являются наши «должен», «обязан», совесть, чувство вины и стыда. Наиболее сильна внутренняя мотивация, когда мы делаем что–либо ради забавы или из чувства выполненного долга.

Зависимость.

Это ещё один из наиболее распространённых типов мотивации. Здесь мотивом для наших действий служит желание получить удовлетворение от приёма очередной дозы наркотика, встречи или общения с любимым человеком, получения одобрения или похвалы, в общем, всего, в чём мы испытываем сильную потребность и без чего ощущаем пустоту или дискомфорт. К этому типу мотивации относится потребность в еде и воде. Так подкреплением служит неприятное чувство голода, ну а вознаграждением – удовольствие от принятия вкусной пищи. Отказываясь от сильных наркотиков, мы испытываем крайние формы дискомфорта, продолжая принимать их длительное время, перестаём получать удовольствие, однако тяга от этого только усиливается.

Мотивация тесно связана со словом потребность. Ученик, дабы быть заинтересованным в учебе, должен четко понимать свою потребность в ней (для чего он учится? что ему это дает? и т.д.).

Как правило, ученику на уроке становится все понятно, когда ему было интересно, и когда он был «в теме». Следовательно, чтобы ученик как можно больше вынес с урока, необходимо развить интерес у ребенка.

Несмотря на тенденцию спада мотивации в средней школе существуют способы ее повышения. Рассмотрим некоторые из них в рамках предмета «математика».

Создание благоприятного психологического климата.

Организация урока.

Применение на уроке дидактических или деловых игр.

Момент удивления.

Самостоятельное определение темы урока и др.

Конечно, не маловажную роль играют и различные методики обучения математики, а так же подходы к данной дисциплине.

Сегодня актуальны такие методики обучения, которые ориентированы на активную самостоятельную деятельность обучающихся, формируют личную позицию, мотивацию учения, предполагают использование и активное освоение различных источников информации. Одним из вариантов такого обучения являются методики, ориентированные на действия.

Ориентированность на действие предполагает самостоятельное добывание учащимися необходимых знаний в процессе решения определенной проблемы с обязательным выполнением всех фаз полного действия.

Здесь важно правильно продумать и построить урок в рамках деятельностного подхода. И один из вариантов проведения такого занятия, будет включение элементов учебного творчества в урок математики. Творчество – это процесс создания чего-то нового, в результате которого получается определенный «продукт». Учебное творчество отличает от социально значимого именно то, что здесь нас не интересует «продукт», нас интересует сам процесс достижения этого «продукта». Потому что в учебном процессе под «продуктом» мы понимаем знания, определенные в данной теме. И поэтому, у учащихся они будут едины, а пути их достижения, и процессы освоения знаний будут различны.

Творчество является деятельностью, в которую человек вкладывает как бы частицу своей души; чем больше души он вкладывает, тем богаче становится сам. Процесс творчества характерен тем, что творец самой своей работой и ее результатами производит огромное влияние на тех, кто находится рядом с ним. Одухотворение и вдохновение одной личности порождает одухотворение и вдохновение других людей. Творчество – это незримые ниточки, соединяющие сердца [6].

Введение элементов учебного творчества в учебный процесс должно учитывать известные в педагогической науке закономерности. Так, И.Д. Пехлецким установлено, что «… БАЗА – СТИМУЛЫ – ТРУД – вот основные компоненты организации преподавания с элементами учебного творчества учащихся, три тесно связанных главных рычага управления, находящихся в значительной мере в распоряжении учителя. На них должен сосредоточить свое внимание каждый учитель…» [5].

Под базой понимаются те знания и умения учащихся, необходимые при решении данной задачи. Например, при решении текстовых задач на проценты, ученик должен знать определение процента и основы работы с ним. Стимулы – это заинтересованность обучающегося в данной форме работы и своей деятельности. Это труд учителя, как он сможет организовать этот процесс. Труд – это сам процесс постижения новых знаний учащимися.

Одной из важнейших задач учебного творчества является то, чтобы ученика «осенило» во время процесса творчества, чтобы у него появилось свое открытие, что оставляет яркий незабываемый след в жизни и личности человека. Долг каждого учителя – подарить учащимся такие возможности в рамках своего учебного предмета [5].


2. ЭЛЕМЕНТЫ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ В 5-6 КЛАССАХ С ФРАГМЕНТАМИ УЧЕБНОГО ТВОРЧЕСТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ



В наше время перед школой стоит одна из главных задач - не просто дать ученикам багаж знаний, а помогать им, включаться в творческую, исследовательскую деятельность тем самым привить умения, позволяющие учащимся самостоятельно добывать информацию. Издавна сложилось мнение, что школа обязана «давать» знания, а ученики должны их «получать». Однако результат такой деятельности положительным назвать нельзя, ибо учащиеся и их родители ждут, что учитель весь материал и все знания даст в «готовом виде». А если учащийся не переносит весь материал через себя, не совершает пробы и ошибки на пути познания, то никаких прочных знаний у него и не будет. Поэтому необходимо, чтобы ученик обучался самостоятельно, активно участвовал в процессе учения, и получал все необходимые знания.

В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения деятельностных технологий, которые способствуют формированию культуры мышления, развитию воображения и фантазии, улучшению памяти и внимания, гибкости мышления.

Формировать культуру мышления на уроках математики, замотивировать их математикой, привести к открытию математических фактов возможно только при условии использования различных педагогических технологий. Среди технологий, одной из эффективных можно выделить деятельностную.

Технология деятельностного подхода:

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Постановка проблемы.

Построение проекта выхода из затруднения.

Реализация построенного проекта.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Включение в систему знаний и повторение.

Рефлексия учебной деятельности.

Исследования психологов и педагогов показывают: чтобы научить школьников самостоятельно и творчески учиться, нужно включить их в специально организованную самостоятельную деятельность, сделать “хозяевами” этой деятельности. Для этого нужно выработать у школьников мотивы к учебной деятельности [4].

Существует множество приемов для мотивации учащихся. Один из них это использование ИКТ – технологий во время урока. Причем использование ИКТ уместно на любом этапе урока. Дети в любом возрасте, хоть это первый класс или восьмой, любят картинки, видеофрагменты, презентации и т.д. Так же приветствуется со стороны учащихся работа с компьютером на уроках математики. Для мотивации на урок или в качестве минутки отдыха можно предложить работу в программе «Живая геометрия». Конечно, данная работа требует времени на подготовку, но это даст положительный результат. Для 5-6 классов подойдут задания на сбор конструктора, работа с циферблатом и т.д. Так же можно поработать в программах MS Word и Excel, на создание таблиц и построение графиков и диаграмм.

Уместна и продуктивна будет работа на уроке с использованием учебных фильмов и различных видео фрагментов. Например, можно показать видео про планеты, на уроке по теме «Длина окружности и площадь круга», а затем попросить заполнить таблицу, в которую необходимо внести диаметры и длину окружностей планет (см. приложение).

Для развития творческого потенциала учащихся можно использовать на уроках различные атрибуты, и даже костюмы. По определенным темам курса можно устроить суд, разыграть судебный процесс с соответствующими реквизитами, например по темам: дроби, проценты, микрокалькулятор и др.

Хорошо на развитие творчества влияют различные математические игры: домино, «что? где? когда?», морской бой, задачковед и т.д. Дух соперничества и жажда победы помогают в проведении таких уроков, ведь даже самые пассивные ученики участвуют в играх.

Во время групповых и парных заданиях, с раздачей соответствующих ролей, так же раскрывается творческий потенциал учащихся. Один из важных факторов проведения урока с элементами учебного творчества состоит в том, что помимо приобретения новых знаний, обучающийся формирует универсальные учебные действия, что хорошо сказывается на всей его учебной деятельности.





































ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Традиционный подход к определению целей образования ориентирует на объём знаний. С позиций этого подхода, чем больше знаний приобрёл ученик, тем лучше, тем выше уровень его образованности. Но уровень образованности, не отображает качество этих знаний. По-настоящему ценные те знания, которые ученик постиг сам. Современная школа должна направить свои усилия не на передачу готовых знаний, а на стимулирование поиска знаний, развитие умений применять эти знания на практике.
Основная цель деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе. Для реализации этой цели ставятся и решаются такие вопросы как: какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке; какие методы и средства обучения выбрать; как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся.
Структура урока с позиций деятельностного подхода состоит в следующем: учитель создает проблемную ситуацию; ученик принимает проблемную ситуацию; учитель управляет поисковой деятельностью; ученик осуществляет самостоятельный поиск; обсуждение результатов.

Одним из хороших добавлений в технологию деятельностного подхода проведения урока математики будет внедрение элементов учебного творчества. А так же данная методика будет помогать сформированности универсальных учебных действий обучающегося, что хорошо для всего процесса обучения.















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. М.: Просвещение, 2010. – 159 с.

Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков [и др.]. – 31-е изд., стер. – М. : Мнемозина, 2013. – 280 с. : ил.

Математика. 6 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков [и др.]. – 30-е изд.,стер. – М. : Мнемозина, 2013. – 288 с. : ил.

Петерсон Л.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода / Л.Г. Петерсон, М.А. Кубышева, Т.Г. Кудряшова. – М., 2006.

Пехлецкий И.Д. Компоненты индивидуального стиля преподавания: спецкурс – практикум / И.Д. Пехлецкий. Пермь: Пермский государственный педагогический институт, 1990. 138 с.

Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива (Методика воспитания коллектива). – М.: «Молодая гвардия», 1975. – 239 с.

















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации