Комплекс упражнений на развитие фонематических процессов в 1 классе

0
0
Материал опубликован 25 March 2019

Комплекс упражнений

на развитие фонематических процессов

 

Какой звук есть во всех словах?

Учитель произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук:

Шуба, коШка, мыШь, Шапка.

«Назови лишние слово»

Звук А

Арбуз, ослик, автобус, азбука

Океан, ананас, апельсин, цветок

Абрикос, мыло, автомобиль, афиша

Айболит, аквариум, штаны, окно

Каким звуком отличаются слова?

уДочка – уТочка

мИшка-мЫшка

коЗа – коСа

Мак-Рак

4.. «Хлопни в ладоши».

Учитель называет слова, а учащиеся должен хлопнуть в ладоши, когда слышит слово с заданным звуком:

Трактор, лак, рак, робот, лампа, мотор, стол.

5.«Слоговой аукцион».

Придумайте слова, начинающиеся со слога БУ ( бумага, букашка, бутон, булавка, Буратино ).

6. Подберите похожие по звучанию рифмующиеся слова.

Мальчик – пальчик – зайчик

Медаль – педаль – деталь

Пелёнка – зелёнка – продлёнка

Боль – моль – соль – роль - ноль

7.Превращение слов.

Дочка, точка, почка, мочка, кочка, ночка.

8.Слово в слове. Из каждого слова исключите по одному звуку, чтобы получилось новое слово.

Столб - стол, укол - кол,

полк, волк, тепло, стол, клад, лампа, горсть, хлев, уточка.

9.Придумать слова с 3, 4, 5 звуками.

Мак, лак, рак, сон, душ

Каша, кино, кран, рука

Мышка, кошка, диван

10.Найти слова, в названии которых 3, 4, 5 звуков. (Например, на картинках)

Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором месте.

Рама, армия, парта, тундра, комар


 

Составить из одного слова как можно больше слов.

 платок – лак, кот, ток, пол, клоп, пот .

Игра « Путаница ». В слове перепутаны буквы, «собери» его правильно.

ХОУПЛ (ЛОПУХ)

СМТО (МОСТ)

УГРША (ГРУША)

Игра « Разведчик ».

Из заданного текста найти и назвать только те слова, в которых есть данный звук.


 

Игра « Добавь звук ».

Какое слово получится, если добавить звук [К] в конце слова:

вол - волк

рыба -

завтра -

пар –

14.Игра « Отними звук ».

Какое слово получится, если убрать первый звук:

косы – осы, крот – рот, смех - мех

15.«Цепочка слов».

Дети по очереди говорят по одному слову, которые связываются в «цепочку»: каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например : зима - арбуз - заяц - цапля - яйцо - очки - игла.

«Собери слово»

Учитель произносит слова, но не слитно, а по отдельным звукам:

[м], [а], [к].

Дети синтезируют звуки в слово. По мере освоения упражнения слова удлиняются.

Выдели слово.

Учитель предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.

«Подумай, не торопись»

Учитель предлагает детям несколько заданий на сообразительность

- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова  стол .

- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова  сыр . (Воробей, грач...)

- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к , а последний - а .

Игры на развитие слогового анализа и синтеза.

Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово : па-

па-- (парк)

па--- (паром)

па---- (паруса);

Переставьте звуки в словах, чтоб получилось другое слово:

пила – липа, палка – лапка, кукла – кулак

Назвать цветы, деревья, домашних и диких животных, посуду или мебель, в названии которых есть заданный звук.


 

Определение место звука по отношению к другим звукам:

Какой по счету звук р в словах: метро, гора, рыба, ковёр .


 

Назови соседей звука ш в слове 


 

кОшКа, крЫшА, мАшИна, камЫшИ.


 

Слово рассыпалось на слоги:

ран ка даш,

ши, на, ма

жи, на, пру

Учитель читает небольшой текст, посчитай, сколько слов начинается на определённый звук.


 

Цифровой диктант.

Напиши цифрой, сколько букв в данном слове: мечта, рис, тень .

Назови, какой звук слышится

между М и К в слове «мАк»;

Между С и О в слове «сТол».

Между Уи О в слове «дуБок»


 

 

Дифференциация звуков сходных по звучанию (с-ш).

Записать слова в два столбика: в первый – слова со звуком [С], во второй - со звуком [Ш].


 

Графический диктант.


 

Учитель называет слово со звуком [С] или [Ш]. Дети называют соответствующую букву (С или Ш), а также цифру, указывающую какой по счету этот звук в слове.

Например: косынка С3 -вешалка - ШЗ, карандаш - Ш8, колбаса - С6, ромашка Ш5, камыш - Ш5, посуда - СЗ и т.д.

Определи слово на слух.

Слова подбираются в соответствии с темой урока .

доЧКа, молодой, коЧКа, молоЧКо, плечо, руЧКа

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.