12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шуршакова Екатерина Юрьевна48
Материал размещён в группе «Моя профессия – учитель-логопед »
5

Консультация для педагогического коллектива «Игры, направленные на развитие фонематических процессов. Развитие артикуляционной моторики»

МБДОУ «Детский сад № 81 «Островок» г. Смоленска


 

Консультация для педагогического коллектива

Игры, направленные на развитие фонематических процессов

Развитие артикуляционной моторики


 

Подготовлено учителем-логопедом,

Шуршаковой Е.Ю.

Сегодня наша консультация посвящена двум аспектам: игры, направленные на развитие фонематических процессов и развитие артикуляционной моторики. Переходя к раскрытию этих вопросом не лишним будет познакомить вас с результатами логопедического обследования на сентябрь 2018 года.


 

2 сл. Обследование проводилось с детьми подготовительной и старших групп в количестве 89 детей.

В ходе обследования выявлено:

Норма речевого развития – 17 воспитанников

Возрастные недостатки речевого развития – 6 воспитанников

Фонетико фонематическое недоразвитие речи – 21 воспитанник

Общее недоразвитие речи – 18 воспитанников

Фонетическое недоразвитие речи – 18 воспитанников

Не обследованы – 9 воспитанников (по причине отсутствия)

Исходя из результатов обследования, можно прийти к выводу, что

57 воспитанников нуждаются в работе по предупреждению и устранению недостатков фонетико-фонематической стороны речи. И это лишь среди детей старшего подготовительного возраста

3 сл. Цели консультации

Познакомить педагогический коллектив с одной из причин речевых нарушений.

Показать необходимость ведения профилактической и предупреждающей работы по развитию артикуляционной моторики и фонематических процессов.

Познакомить педагогический коллектив с системой работы по развитию фонематических процессов.

Познакомить педагогический коллектив с упражнениями, направленными на развитие артикуляции.

Вызвать желание разнообразить и пополнить занятия упражнениями, направленными на развитие фонематических процессов и артикуляционной моторики.

Показать разнообразие форм и методов работы по данному направлению.

4 сл. Фонематические процессы

фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова

фонематическое восприятие - специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. В его основе лежит фонематический слух. Это определение охватывает и различение фонем, и фонематический анализ, синтез и представления.

Профессор Л.С. Волкова

фонематический анализ — мысленный процесс выделение отдельных фонем.     

фонематический синтез — мысленный процесс соединения частей в целое.    

фонематические представления-это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших им ранее восприятий этих слов.

5 сл. Следствия недостаточного развития фонематических процессов

Ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи, вследствие чего у него нарушается звукопроизношение. Звуки формируются с большой задержкой и часто искажены.

При недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми», следовательно не формируется в нужной степени и грамматический строй.

Дети с нарушением фонематического слуха плохо справляются в школе со звуковым анализом, что приводит к затруднениям и грубым нарушениям письма.

6 сл. Основными задачами развития фонематических процессов являются следующие

- Обучение умению выделять звук в чужой и собственной речи.

- Формирование фонематических представлений на основе фонематического восприятия, анализа и синтеза.

-   Развитие навыков контроля и самоконтроля произношения звуков.

7 сл. В работе по развитию фонематических процессов можно выделить следующие этапы:

узнавание неречевых звуков;

 — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;

 — различение слов, близких по своему звуковому составу;

 — дифференциация слогов;

 — дифференциация фонем;

развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.

8 сл. I этап – развитие неречевого слуха

На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух.

-различение неречевых звуков.

Игра «Тишина» Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать, что они услышали.

Игра «Узнай по звуку» Различные предметы и игрушки, которыми можно производить характерные звуки: (деревянная ложка, металлическая ложка, карандаш, молоток, резиновый мяч, стакан, ножницы, будильник)

- дифференциация по способу воспроизведения (хлопки, притопы)

Игра «Где хлопнули? », Игра «Где позвонили» Цель: развитие направленности слухового внимания, умения определять направление звука.

Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки».

- дифференциация по темпу (быстро - медленно)

- дифференциация по ритму (ритмические рисунки)

- дифференциация по силе звучания (громко - тихо)

9 сл. Фрагменты ИКТ

10 сл. 2 этап - развитие речевого слуха

- различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса

Игра «Метель» Цель: учить детей на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к тихому.

Игра «Громко-тихо». Цель: развитие умения менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.

- дифференциация слов, близких по звуковому составу:

Игра "Правильно-неправильно".1 вариант. Логопед показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши.

Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию: рак, лак, мак, бак . Логопед называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.

- дифференциация слогов

Игра «Одинаковые или разные».

Ребенку на ушко говорится слог, который он повторяет вслух, после чего взрослый либо повторяет то же, либо произносит противоположный. Задача ребёнка угадать, одинаковые или разные слоги были произнесены. Слоги надо подбирать те, которые ребёнок уже способен повторить правильно. Этот метод помогает развить способность различать звуки, произнесенные шепотом, что прекрасно тренирует слуховой анализатор.

-дифференциация фонем

Узнавание звука на фоне других звуков, на фоне слова.-выделение гласных из ряда звуков.-узнавание гласных на фоне слога и односложных слов.-узнавание гласных на фоне многосложных слов.-выделение согласных из ряда других звуков.- узнавание согласных на фоне многосложных слов.

11 сл. Фрагменты ИКТ

12 сл 3 этап - Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.

Этот этап имеет определённую последовательность:

- Определение количества слогов в словах разной сложности

- Выделение первого и последнего звука в слове

- Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения.

- Различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, глухой – звонкий, твёрдый – мягкий) ;

- Определение места, количества, последовательности звуков в слове

Игра «Отстукивание слогов» Цель: обучение слоговому анализу слов

Оборудование: барабан, бубен.

«Сколько комнат в квартире? » Цель: научить определять количество звуков в словах.

Можно попросить подобрать свои слова с тем же количеством звуков.

13 сл. Фрагменты ИКТ

14 сл. Развитие артикуляционной моторики

Другой причиной, вызывающей стойкие нарушения в произношении звуков, является недостаточная подвижность органов артикуляции. Чаще всего речь здесь идет о парезах (слабости) мышц губ и отдельных мышечных групп языка: его кончика, боковых краев или спинки. Данные нарушения преодолеваются без медицинской помощи в результате регулярных целенаправленных действий логопеда, направленных на активизацию работы мышц артикуляционного аппарата, а также развитие артикуляционной моторики с помощью сеансов логопедического массажа и артикуляционной гимнастики.

15 сл. Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику желательно ежедневно. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз. 


2. Каждое упражнение выполняется по 4-6 раз. 


3. Статические упражнения выполняются по 8-12 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). 


4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.


5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.


 

16 сл. Методика развития артикуляционной моторики

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. 

Развитие статики артикуляторных движений.

В работе используются упражнения, способствующие воспитанию точности, четкости и устойчивости артикуляторных движений.

II. Развитие динамики артикуляторных движений.

Развитие динамики артикуляторных движений осуществляется в процессе выполнения детьми упражнений, направленных на формирование умения осуществлять плавную переключаемость от одного артикуляторного движения к другому, сохраняя при этом все качества двигательного акта, сформированные при развитии статики артикуляторных движений.

17 сл. Примеры артикуляционных упражнений.

18 сл. Цитата

19 сл. Список литературы.

Фёдорова Т. Н., Поляцкая Е. Г., Розмаитая В. М. Этапы развития фонематического слуха в дошкольном возрасте [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 211-213. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6401 / (дата обращения: 11.09.2018).

Касьянова А. В., Васильева Н. Н., Головина Е. Б. Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 65-67. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4878 / (дата обращения: 11.09.2018).

Вакуленко Л. С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей: справочник начинающего логопеда: [Текст] Учебно-методическое пособие. / Л. С. Вакуленко - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

Волина В. В. Учимся играя. [Текст] / В. В. Волина – М. : Новая школа, 1994.

Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. [Текст] / Е. В. Колесникова - М. : Гном и Д, 2000.

Максаков А. И., Туманова Г. А. Учите, играя. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. А. И., Максаков Г. А. Туманова - М., 1983.

Туманова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. [Текст] / - Г. А Туманова - М. 1991.

Шевченко И. Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников. [Текст] / И. Н. Шевченко – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011

Опубликовано в группе «Моя профессия – учитель-логопед »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.