12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анна Любавина57
Россия, Татарстан респ., Казань
4

Доклад на тему «Биоэноргопластика как средство развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста»

В повседневной жизни мы не предаем значения тому, как часто мы помогаем себе содружественными движениями. При беге  мы активно помогаем себе руками, когда женщины красят глаза приоткрываем рот. Но еще большее значение играют движения для речи. Человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами. А все потому, что моторная или двигательная и речевая зоны в головном мозге тесно взаимосвязаны.

Известно, что дети с речевыми нарушениями имеют сложности не только в речевом плане, но и находятся на нижних границах нормы и по показателям двигательной активности. Также, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста, необходимо визуализировать многие абстрактные понятия, такие как звук, артикуляция. В поисхах решения данной проблемы, я обратилась к биоэнергопластике.

Целью моей работы стало: развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста с использованием биоэнергопластики.​​​​​​​

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Так, применение биоэнергопластики будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению речи.

Описание опыта работы

В работе по знакомству детей с биоэнергопластикой я выделила основные 3 этапа.

Прежде, чем приступить к работе я провожу  диагностику детей, в ходе которой отмечаю особенности общей, мелкой и артикуляционной моторики. Устанавливаю контакт с ребенком и создаю положительный настрой на занятие.

Сначала я знакомлю детей с артикуляционными упражнениями по стандартной методике перед зеркалом. Я показывала упражнение, сопровождая действие 1 рукой. Ребенок  повторяет упражнение без участия руки.

Когда движения освоены, ребенок в работу перед зеркалом привлекает ведущую руку. Он, манипулируя рукой с героем, выполняет артикуляционные движения в сочетании с работой руки.  На этом этапе я особенно обращала внимание на плавность, раскрепощенность движений руки ребенка.

Постепенно в процесс включается вторая рука.  Так, ребёнок уже выполнял упражнения с одновременным  движением обеих рук, которые имитировали движения артикуляционного аппарата.

Далее мы выполняем упражнения без зеркала. Дети контролируют положение органов артикуляции при помощи руки и кинестетических ощущений. Что очень важно, ведь выйдя из кабинета и в обычной жизни мы не видим свою артикуляцию.

Также с биоэнергопластикой прекрасно сочетаются сказки с использованием игровых приемов и персонажей: перчаточные куклы с глазами, куклы Бибабо, гонзики.

Когда дети освоили все упражнения, руки становятся нашими первыми помощниками на занятиях по развитию и формированию фонематического слуха. Потому что дети с речевыми нарушениями часто не различают на слух такие разные, для нас взрослых звуки как: ш, с; р, л. А ведь важно сформировать у ребенка не только навык их правильного произношения, но и научить различать эти звуки на слух, в самостоятельной речи и в дальнейшем на письме.

На занятиях дети с большим интересом вовлекаются в игру с персонажами, отождествляют себя с ними, активно подключают мимику, театрализованную деятельность. Иногда, дети затрудняются найти правильный ответ, но достаточно одного жеста руки, одного движения ладони и все становится понятно. Так, могу заметить, что синхронная работа над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность.

Сотрудничество с родителями – немаловажный аспект в успешности коррекционной работы. Благодаря своей наглядности и понятности, я без труда научила родителей пользоваться приемами биоэнергопластики дома. Перчатки для выполнения упражнений дома, родители изготовили самостоятельно вместе с детьми. Так у каждого ребенка дома была своя индивидуальная и неповторимая перчатка с которой он занимался с большой радостью и интересом.

Воспитатели  же нашли приемы биоэнергопластики интересными и доступными для вечерних занятий с детьми как с речевыми нарушениями, так и без них.

Использование биоэнергопластики в детском саду способствует повышению работоспособности воспитанников, активизации познавательного интереса, благотворно воздействует на психику дошкольника, на его состояние физического и психического здоровья, обеспечивает успешность ребенка в процессе образовательной деятельности, способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата, развивает общую и мелкую моторику, кисти рук и пальцы приобретают силу и подвижность, а это в дальнейшем обязательно облегчит овладение навыком письма.

Перспективы работы я вижу  в соединении опыта кинезиологии, нейропсихологии и биоэнергопластики для достижения наилучшего результата в коррекции речи ребенка.

Также считаю продуктивным использование элементов биоэнергопластики, начиная с младшего и среднего дошкольного возраста в качестве пропедевтики речевых нарушений. Так как система работы предполагает наличие большого количества игровых приемов, ярких интересных персонажей.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.