Комплексное занятие по математике и обучению грамоте в подготовительном классе «Путешествие в сказку "Муха-Цокотуха"»
Комплексный урок по математике и обучению грамоте в подготовительном классе.
Тема. Путешествие в сказку «Муха-Цокотуха»
Образовательная цель: актуализация полученных знаний по математике и обучению грамоте.
Развивающая цель: активизировать мыслительную деятельность учеников.
Воспитательная цель: умение сопереживать, желание прийти на помощь в трудную минуту.
Планируемые результаты:
личностные:
- уметь выражать свое мнение к поведению персонажей сказки;
- уметь доброжелательно взаимодействовать со сверстниками и педагогом в решении игровых и познавательных задач;
метапредметные:
познавательные:
- уметь классифицировать с разных точек зрения;
- уметь добывать информацию из предложенного учебного материала;
- уметь пересказывать содержание сказки;
- уметь получать знания из наблюдений над поведением героев сказки;
регулятивные:
- принимать и точно выполнять инструкцию к работе;
- элементарно планировать предстоящую деятельность;
- оценивать результаты коллективной деятельности;
коммуникативные:
- уметь устно строить свое высказывание;
- уметь сотрудничать в группе;
предметные:
- строить звуковые модели, читать простые слова;
- пересчитывать предметы в пределах 10;
- сравнивать множества, формулируя результаты сравнения;
- распознавать простейшие геометрические фигуры;
- расширять словарный запас.
Оборудование: самовар, чайный набор, рисунки героев, инд. наборы фишек на подносиках, карточки с примерами, рисунок кренделя, угощение в виде кренделей в конце урока, открытка для мухи, набор букв для слова «УМНИЧКИ»
1.Приветствие
-Добрый день, девочки! Добрый день! (машут рукой)
-Добрый день, мальчики!
-Добрый день, дорогие гости!
-Добрый день все, кто любит сказки?
2.Введение в урок. Приглашаю вас в сказку.
- С каким настроением отправимся в сказку? Улыбнитесь друг другу.
*Свечка, свечка, зажгись, ярким светом загорись
Сказка в гости к нам явись! ( ЭЛЕКТРОСВЕЧКА)
Открываю волшебную книгу ( в ней книга Чуковского)
-Дорогие ребята, отгадайте, какой сказочный персонаж у нас сегодня в гостях?
Сходив однажды на базар,
Она купила самовар.
Друзей к себе всех пригласила,
Кормила их она, поила (Муха –Цокотуха).
-Кто помнит, как называется сказка и кто ее автор? (показываю книгу)
-А какой праздник отмечала Муха? День рождения
Продолжи:
-Нынче Муха-Цокотуха- именинница!
3.Основная часть урока.
Кого вы, ребята, приглашаете, на свой ДР.?Друзей .
Муха –Цокотуха пригласила на свой праздник много друзей.
Давайте вспомним кто к ней приходил? А теперь определим, в каком порядке приходили гости: рисунок и пример без ответа.
Для этого вы должны показать, как умеете считать. Готовы?
Примеры:8-7=1-тараканы, 4-2=2-букашки,2+1= 3-блошки, 5-1=4 –пчела,3+2= 5 –бабочка,3+3=6 –жуки, 8-1=7-козявочки,4+4=8-кузнечик,7+2=9-комарик
Находим ответ и выстраиваем числовой ряд от 1 до 9
Молодцы. И каждого гостя Муха приветливо встречала и предлагала угощение. Муха приветливая, добрая
*“Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!
Муха приготовила для гостей чай. Она поставила чашки и блюдца и никак не может посчитать, хватит ли 2 тараканам и 2 жукам? ( на столе 4 чашки и 3 блюдца)
Муха просит вас, ребята, посчитать сколько чашек, сколько блюдец, хватит ли для 2 тараканов и 2 жуков? Поможем?
(у детей фишки кружки и квадраты)
Дети образуют пары: чашка-блюдце, сравнивают, чашек больше на 1, блюдец меньше на 1.
Как сделать, чтобы было поровну? (убрать или добавить)
А потом к ней прибежали букашки:
*А букашки -
По три чашки
С молоком
И крендельком.
А сколько нужно чашек, если букашек пришло 2? 3+3 ( дети выкладывают на партах)
А что муха предложила к чаю букашкам? Крендель- это что? Какую букву напоминает крендель? ( букву В)
*И эта буква нам подскажет, чем муха угощала бабочку? вареньем
*“Бабочка-красавица,
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье?” Муха вежливая ( она ласково называет бабочку, старается, чтобы всем друзьям понравилось у нее в гостях )
*Догадайтесь, каким вареньем угощала муха бабочку, если первый звук в названии варенья такой же, как и в слове муха? Малиновым ( звук м -согласный твердый)
Игра «А какое еще бывает варенье?» я начну, а вы продолжайте:
из вишни - вишневое
Клубничное –из клубники
Абрикосовое – из абрикоса
Яблочное – из яблок
Грушевое-из груш
Сливовое -из слив
-Как вы думаете, мухи любят мед?
*А кто принес мухе мёд?
Приходила к Мухе
Бабушка-пчела,
Мухе-Цокотухе
Мёду принесла...
Определите 1 звук в слове мёд – согласный, мягкий.
У нас есть пара звуков м-мь. Что мы можем о них сказать?
Давайте поиграем с ними?
Игра с мячом. Учитель называет звук, дети слово, в котором есть этот звук.
А чтобы узнать, кто был следующим гостем, надо в слове брошки заменить один звук –блошки (какой звук заменили р-л)
*Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые –
В них застежки золотые.
Соедините сапожки парами ( на доске сапожки)
Давайте представим, что у нас тоже есть новые сапожки –покажите новый левый сапожок, а теперь правый. А теперь повернитесь ко мне спиной и еще раз покажите левый, правый. Неужели ноги поменялись местами?
А кто помнит, что же случилось на именинах?
*Вдруг какой-то старичок
Паучок
Паучок –старичок. Автор называет героя ласково. Как вы думаете, почему? Наверное, он думает, что паучок пришел в гости.
Но на самом деле:
Нашу Муху в уголок
Поволок, -
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить!
Какой паук? Злой
*“Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
Какими оказались гости? Трусливыми
Трусливы гости оказались,
В беде помочь ей отказались.
Помогите посчитать, сколько гостей спряталось?
Сколько гостей спрятались? Дети выкладывают фишками ( 1 у доски)
Но 2 жука
испугалися,
2 таракана спрятались
под диваны,
А 2 козявочки
под лавочки
А 2 букашки под кровать -
и не желают они воевать!
Сколько было жуков, тараканов, козявочек и букашек?8
А сколько это пар? 4
*А кузнечик, а кузнечик!
Ну совсем как человечек,
Скок, скок, скок, скок!
За кусток,
Под мосток
И молчок!
Сколько гостей спряталось вместе с кузнечиком?9
Как вы узнали? 8+1
Можно ли назвать гостей друзьями? Почему?
Друзья познаются в беде!
И вот таким другом СТАЛ …
*Но тут влетел в окно герой
И за неё он встал горой… Кто это был? Комар или комарик .Звуковая схема 7 клеточек ( комар- комарик)
Слова вместе с детьми ( небольшая инсценировка)
Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.
Подлетает к Пауку,
Саблю вынимает
И ему на всем скаку
Голову срубает!
Муху за руку берёт
И к окошечку ведет:
“Я злодея победил,
Я тебя освободил
И теперь, душа-девица,
Приглашаю подружиться!.....
Какой комарик? Храбрый, смелый, сильный
Был бы сказочке конец, но есть еще одно задание и героям сказки никак без вашей помощи не справиться. Поможем?
На доске геометрические фигуры парами: круги-му-ха, квадраты- ко-мар, треугольники- па-ук, прямоугольник- жук
Почему у некоторых слов 2 фигуры. А у слова жук –одна? ( слоги)
Подумайте, кто лишний и почему? Паук -8 лапок, жук – один слог ( смотрим с разных точек зрения)
Как вы думаете Муха простила своих гостей? муха дружелюбная
“Вы букашечки,
Вы милашечки,
Тара-тара-тара-тара-таракашечки!”
Сапоги скрипят,
Каблуки стучат, -
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!
Наша Муха – именинница, надо и нам ее поздравить. Давайте составим поздравление. Заготовку я уже написала, но мне нужна ваша помощь: в текст открытки надо вставить пропущенные буквы.
На доске: _илая _уха! Поздравляе_ тебя с Дне_ рождения!
– Какой текст получился? Какие буквы вы вставили?
Муха-Цокотуха благодарит вас за поздравление и шлет вам в подарок разноцветный коврик. Давайте выложим его на доске. Какое слово получилось? Из вырезанных цветных букв дети составляют слово.
Д. Умнички!
- А теперь, передавая свечу из рук в руки, оцените свою работу: я доволен, мне было интересно, …
И угощение от именинницы - попейте в столовой чайку с крендельками.