Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины СГ. 05 «Основы бережливого производства»
Комплект
контрольно-оценочных средств
учебной дисциплины
СГ. 05 «Основы бережливого производства»
наименование дисциплины
40.02.04 Юриспруденция
код и наименование направления подготовки (специальности)
Юриспруденция
наименование профиля
Юрист
квалификация (степень) выпускника
2025 г.
Содержание
1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств ….………… …3 стр.
1.1 Основные сведения о предмете ……………………………….……..3 стр.
1.2. Требования к результатам обучения …………………………. ……3 стр.
1.3. Показатели и критерии определения уровня сформированности компетенций ……………………………………………………………………..5 стр.
1.4. Формы контроля и оценки результатов освоения ………… ….. …6 стр.
1.5. Система оценивания КОС текущего контроля ………….…… .. …8 стр.
2. Комплект средств для оценки освоенных умений, проверки знаний и сформированности компетенций по учебной дисциплине……........... ............8 стр.
2.1. Задания для текущего контроля ………………………………........10 стр.
2.1.1. Оценочные средства для тестирования ………………………. 11 стр.
2.1.2. Оценочные средства для выполнения практических работ…. ..21 стр.
2.1.3. Оценочные средства для письменного опроса ………………. ..41 стр.
2.2. Задания для итогового контроля ……………………………..…. ..43 стр.
2.2.1. Спецификация выполнения реферата, эссе, доклада……...……43 стр.
2.2.2. Дифференцированный зачет …………………………………….45 стр.
ПАСПОРТ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по учебной дисциплине СГ. 05 «Основы бережливого производства».
Основные сведения о предмете (дисциплине)
Комплект оценочных средств (КОС) позволяет оценить следующие результаты освоения учебной дисциплины СГ. 05 «Основы бережливого производства» в соответствии с ФГОС программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 40.02.04 Юриспруденция.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 46 академических часов.
Вид работы | Трудоемкость, академических часов | ||
1 семестр | 2 семестр | всего | |
Общая трудоёмкость | | 46 | 46 |
Контактная работа: | | 46 | 46 |
Лекции (Л) | | 34 | 34 |
Практические занятия (ПЗ) | | 12 | 12 |
Семинарские занятия (СЗ) | | - | - |
Консультации | | - | - |
Промежуточная аттестация (зачет, экзамен) | | 2 | 2 |
Курсовая работа (проект) | | - | - |
Самостоятельная работа | | - | - |
Требования к результатам обучения по учебной дисциплине, формы их контроля и виды оценочных средств
№ | Контролируемые | Код | Оценочные средства | Способ | |
наименование | № заданий | ||||
1 | Понятие менеджмента, его задачи и роль в развитии современного предприятия (организации) | ОК 1, ОК 3, ОК 5 | Тест, эссе Понимание основ менеджмента | Тестирование | |
2 | Цели менеджмента | ОК 2, ОК 3, ОК 5 | Устный опрос Определение целей менеджмента | Опрос | |
3 | Основные подходы к менеджменту и их развитие | ОК 1, ОК 3, ОК 5 | Кейс-стадии Анализ подходов к менеджменту | Практическое занятие | |
4 | Факторы внешней и внутренней среды | ОК 1, ОК 3, ОК 5, ПК 3.1 | Практическая работа | Практическое занятие | |
5 | Стратегический менеджмент | ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 3.1 | Практическая работа Разработка стратегического плана | Проект / имитация | |
6 | Методы управления | ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 5 | Семинар, групповая работа Применение методов управления | Групповое обсуждение | |
7 | Решение ситуационных задач | ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 6, ОК 9, ПК 1.2 | Ситуационные задачи Анализ и решение кейсов | Индивидуальная работа | |
8 | Психология управления | ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 6, ОК 9, ПК 1.2 | Тест, эссе Анализ психологических аспектов | Тестирование | |
9 | Ответы на вопросы лекции | ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 6, ОК 9, ПК 1.2, 3.1 | Устный опрос Подготовка итогового ответа | Опрос | |
10 | Итоговая аттестация | ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 6, ОК 9, ПК 3.1 | Экзамен (зачет) Проверка знаний по дисциплине | Итоговый контроль | |
Показатели и критерии определения уровня сформированности компетенций
№ | Код | Уровни сформированности компетенции | | ||||
Недостаточный | Удовлетворительный (достаточный) | Базовый | Повышенный | | |||
| | Отсутствие признаков удовлетворительного уровня | Знать: Уметь: Владеть: | Знать: Уметь: Владеть: | Знать: Уметь: Владеть: | | |
1 | ОК 01 | отсутствие способности выбирать способы решения задач. | способен выбрать базовые подходы для простых задач. | может эффективно выбирать способы решения типичных задач в области своей деятельности. | выделяется способностью выбирать креативные и инновационные способы решения задач. | ||
2 | ОК 02 | не использует современные средства информации. | использует ограниченные инструменты для поиска информации. | способен эффективно использовать различные инструменты анализа и интерпретации данных. | проявляет инициативу в освоении новых информационных технологий. | ||
3 | ОК 03 | не демонстрирует планирование личного и профессионального развития. | осуществляет минимальные усилия для планирования своего развития. | разрабатывает четкие планы развития и реализации своей профессиональной деятельности. | активно и успешно реализует свои планы, умеет корректировать их в зависимости от изменения условий. | ||
4 | ОК 04 | не умеет взаимодействовать с другими в команде. | может выполнять простые задачи в коллективе. | эффективно взаимодействует с членами команды для достижения совместных целей. | показывает лидерские качества, организует и мотивирует команду. | ||
5 | ОК 07 | не осознает важности экологической ответственности. | знает базовые принципы ресурсосбережения. | активно применяет меры по охране окружающей среды в своей деятельности. | предлагает и внедряет инициативы по улучшению экологии и уменьшению негативного воздействия. | ||
6 | ПК 1.2 | не умеет применять нормы права на практике. | знает основные принципы законодательства, но не применяет их. | может применять нормы права для решения типовых задач. | успешно решает сложные задач с учетом различных правовых норм. | ||
7 | ПК 2.1 | не знает законодательство | имеет базовые знания о законодательстве, но не контролирует его соблюдение. | осуществляет контроль за соблюдением норм законодательства в стандартных ситуациях. | активно внедряет механизмы контроля и обеспечивает соблюдение норм законодательства на высоком уровне. | ||
1.4 Формы контроля и оценки результатов освоения дисциплины
Текущий контроль успеваемости представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении курса обучения.
Текущий контроль результатов освоения дисциплины в соответствии с рабочей программой и тематическим планированием происходит при использовании следующих обязательных форм контроля:
– выполнение практических работ,
- выполнение и защита эссе, сообщений
Во время проведения учебных занятий дополнительно используются следующие формы текущего контроля – устный опрос, решение ситуационных задач, тестирование по темам отдельных занятий, заслушивание сообщений.
Выполнение практических работ.
Практические работы проводятся с целью усвоения и закрепления практических умений и знаний, овладения профессиональными компетенциями. В ходе практической работы студенты приобретают умения, предусмотренные рабочей программой учебной дисциплины, учатся самостоятельно осуществлять поиск необходимого законодательства и толковать его в соответствии с поставленной задачей, анализировать полученные результаты и делать выводы, опираясь на теоретические знания.
Сводная таблица по применяемым формам и методам текущего контроля и оценки результатов обучения
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Освоенные умения: | |
Способность анализировать и формулировать задачи менеджмента. Умение устанавливать и формулировать цели менеджмента. Применение методов управления в различных ситуациях. Разработка стратегического плана для организации. Анализ факторов внутренней и внешней среды бизнеса. Решение ситуационных задач с использованием кейс-методов. | Тестирование Проверка теоретических знаний студентов по ключевым темам дисциплины. Устный опрос Оценка понимания и способности формулировать и обсуждать ключевые понятия и цели менеджмента. Практическое занятие Применение знаний на практике через выполнение заданий и кейсов. Экзамен (зачет) Завершающий контроль знаний по всем темам курса, интегрирующий теорию и практику. Групповое обсуждение Оценка навыков работы в команде и способности к критическому анализу. Индивидуальная работа Углубленная работа над конкретными кейсами с целью решения поставленных задач. Проектная работа Разработка стратегического плана, применение на практике методов и процессов менеджмента. |
Усвоенные знания: | |
Основы менеджмента, его задачи и роль в организации. Цели и ключевые функции менеджмента. Различные подходы к управлению и их развитие. Психология управления и ее влияние на организационное поведение. Основные инструменты и методы стратегического менеджмента. | Тестирование Проверка теоретических знаний студентов по ключевым темам дисциплины. Устный опрос Оценка понимания и способности формулировать и обсуждать ключевые понятия и цели менеджмента. Практическое занятие Применение знаний на практике через выполнение заданий и кейсов. Экзамен (зачет) Завершающий контроль знаний по всем темам курса, интегрирующий теорию и практику. Групповое обсуждение Оценка навыков работы в команде и способности к критическому анализу. Индивидуальная работа Углубленная работа над конкретными кейсами с целью решения поставленных задач. Проектная работа Разработка стратегического плана, применение на практике методов и процессов менеджмента. |
1.5. Система оценивания комплекта оценочных средств текущего контроля
При оценивании практической работы студента учитывается следующее:
- качество и своевременность выполнения практической части работы;
- качество устных ответов на вопросы при работе на семинарах.
Каждый вид работы может быть оценен в разных системах оценивания, в зависимости от того, какая конкретная система оценивания выбрана педагогом. Например, в пятибалльной системе оценки ставятся следующим образом:
«5» (отлично) – за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором студент свободно и уверенно ориентируется; за умение практически применять теоретические знания, высказывать и обосновывать свои суждения. Оценка «5» (отлично) предполагает грамотное и логичное изложение ответа.
«4» (хорошо) – если студент полно освоил учебный материал, владеет научно-понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет теоретические знания на практике, грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности.
«3» (удовлетворительно) – если студент обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности, в применении теоретических знаний при ответе на практико-ориентированные вопросы; не умеет доказательно обосновать собственные суждения.
«2» (неудовлетворительно) – если студент имеет разрозненные, бессистемные знания, допускает ошибки в определении базовых понятий, искажает их смысл; не может практически применять теоретические знания.
2. Комплект средств для оценки освоенных умений, проверки знаний и сформированности компетенций по учебной дисциплине.
Контрольные задания и иные материалы оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций в процессе освоения дисциплины СГ. 05 «Основы бережливого производства».
Указание тем, хода работы и заданий практических работ
Наименование практического задания | Тематика задания | Задания |
1. Введение в бережливое производство | Основные принципы бережливого производства | 1. Определите и объясните 5 принципов бережливого производства. |
2. Потери в производственном процессе | Анализ потерь | 1. Проведите анализ потерь на заданном производственном процессе. |
3. Визуализация и стандартизация процессов | Введение в визуализацию процессов | 1. Создайте карту текущего состояния на основе выбранного процесса. |
4. Кайдзен и непрерывное совершенствование | Применение метода кайдзен | 1. Опишите, как метод кайдзен может быть применен к улучшению внутреннего процесса. |
5. Работа с токенами и 5S | Метод 5S и его применение | 1. Проведите аудит рабочего места по методике 5S. |
6. Lean-система управления | Внедрение Lean-системы | 1. Проведите анализ существующей производственной системы. |
7. Инструменты и методы бережливого производства | Использование инструментов в практике | 1. Примените один из инструментов бережливого производства (например, метод «АИР» или «РНД»). |
8. Практическая работа по кейс-методу | Решение практических задач | 1. Разработайте решение для кейса, связанного с применением бережливого производства в организации. |
9. Оценка результатов внедрения | Оценка успешности изменений | 1. Проанализируйте успешность внедрения бережливых принципов в заданной организации. |
2.1. Задания для текущего контроля
Описать типовые задания для оценки сформированности умений и уровня усвоения знаний:
1. Выполнение тестовых заданий
Пример тестового задания:
Тест на знание основных понятий бережливого производства:
1. Что означает термин "бережливое производство"?
a) Сокращение количества сотрудников на предприятии
b) Подход, направленный на минимизацию потерь при максимизации ценности продукции
c) Увеличение запасов материалов
2. Какой принцип не является частью Lean-подхода?
a) Устранение потерь
b) Ориентация на клиента
c) Увеличение времени на выполнение задач
3. Что такое "5S"?
a) Метод управления качеством
b) Подход к организации рабочего места
c) Способ планирования деятельности
4. Какой из следующих инструментов используется для анализа причин возникновения проблем?
a) Дерево решений
b) Диаграмма Ишикавы
c) Матричный анализ
5. Какую цель преследует метод кайдзен?
a) Долгосрочные изменения в структуре компании
b) Непрерывное улучшение процессов и снижение затрат
c) Увеличение выпуска продукции
2. Выполнение практической работы
Пример задания:
Практическая работа: Анализ и оптимизация производственного процесса.
Задание:
Выберите (или предложите) производственный процесс в организации (можно использовать гипотетический сценарий).
Проанализируйте текущий процесс:
- выявите основные этапы и участников,
- определите «узкие места» и основные потери (временные затраты, избыточные запасы, перепроизводство и т.д.).
3. Отчет:
Подготовьте отчет, в котором:
- Опишите выбранный процесс и его этапы.
- Выделите основные проблемы и потери.
- Предложите меры по оптимизации процесса, используя инструменты бережливого производства (например, 5S, методы кайдзен или другие).
Презентация:
- Презентуйте результаты анализа и предложенные изменения в виде краткой презентации (5-7 слайдов), объясняя, как ваши рекомендации помогут улучшить эффективность процесса.
2.1.1. Оценочные средства для тестирования.
Тема: Сущность менеджмента и современные инструменты
Тестовые вопросы:
Найдите в каждом тестовом вопросе один правильный ответ.
1. Менеджмент — это:
1) управление предприятиями в условиях рынка;
2) управление конкретными предприятиями;
3) эффективное использование человеческого, производственного и денежного капитала для развития предприятия и получение прибыли;
4) нет точного ответа.
2. Главная работа менеджера — это...
1) управление предприятием торговли и персоналом;
2) внедрение новейших технологий;
3) обеспечение высокой прибыли предприятий, фирм;
4) все ответы верны.
3. На сколько уровней подразделяют управление в организации:
1) на два;
2) на три;
3) на четыре;
4) на пять.
4. Какие качества ценят у руководителей и специалистов в условиях рынка?
1) компетентность, широта кругозора;
2) умение самостоятельно принимать решения;
3) умение работать с людьми;
4) все перечисленные качества и многие другие.
5. Главная цель управления некоммерческих организаций (райпо) это....
1) установление цен на товары;
2) борьба с конкурентами;
3) удовлетворение материальных и иных потребностей его членов в товарах и услугах;
4) нет правильного ответа.
6. Определите роль менеджера: он должен общаться со своими работниками:
1) информационная;
2) направляющая;
3) представительская;
4) межличностная.
7. Управление хозяйственной деятельностью предприятия в условиях рынка называется:
1) менеджментом;
2) маркетингом;
3) мерчандайзингом;
4) нет верного ответа.
8. Выберите главный показатель оценки работы руководителей и специалистов торгующих организаций:
1) сохранность ценностей;
2) прибыль;
3) нет текучести кадров;
4) чистая прибыль.
9. Менеджер — это...
1) председатель Совета райпо;
2) директор школы;
3) наемный управляющий, специалист по управлению, работает у собственника;
4) все ответы верны.
10. Какой уровень управления организацией предполагает выработку политики взаимодействия с внешней средой, разработку стратегических планов:
1) низший;
2) высший;
3) средний;
4) нет верного ответа.
11. Менеджер, несущий непосредственную ответственность за производство товаров:
1) менеджер высшего звена;
2) менеджер среднего звена;
3) менеджер низшего уровня;
4) офис-менеджер.
12. Менеджер, отвечающий за деятельность подразделения организации:
1) менеджер первой линии;
2) офис-менеджер;
3) менеджер высшего звена;
4) менеджер среднего звена.
13. Что такое субъект управления?
1) орган, осуществляющий управленческие воздействия;
2) любой орган в системе управления;
3) совокупность объектов управления;
4) совокупность органов управления.
14. Укажите главную цель менеджмента:
1) снижение издержек;
2) борьба с конкурентами;
3) получение (увеличение) прибыли;
4) все ответы верны.
15. Коммерческие предприятия основной целью ставят:
1) выполнение установленного задания;
2) завоевание прочных позиций на рынке того или иного товара;
3) получение прибыли;
4) увеличение уставного капитала.
16. Менеджер, несущий ответственность за деятельность организации в целом:
1) офис-менеджер;
2) менеджер первой линии;
3) менеджер среднего звена;
4) менеджер высшего звена.
17. Предметом труда менеджера являются:
1) сырье, материалы;
2) документы;
3) информация;
4) люди.
18. Результатом труда менеджера являются:
1) информация;
2) документы;
3) управленческое решение;
4) создание материальных благ.
19.Установите соответствие между различными видами управления
1) Государственное
2) Идеологическое
3) Управление некоммерческими организациями
А) применяется в райпо, ставит цель удовлетворение потребностей пайщиков и населения
Б) управление жизнью общества через органы власти
В) формирование мировоззрения членов общества, внедрение в их сознание различных концепций
Г) управление техническими процессами
Д) целенаправленного воздействия субъекта управления на объект
Эталоны ответов:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
3 | 4 | 2 | 4 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 4 | 1 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 1 – Б, 2-В, 3-А |
Тема: Внешняя и внутренняя среда организации (предприятия)
Тестовые вопросы
Найдите в каждом тестовом вопросе правильные ответы.
Элементы внешней среды организации:
цели 2) конкуренты
технология 4) поставщики
структура 6) персонал
экономика 8) научно-технический прогресс
Элементы внутренней среды организации:
потребители 2) миссия
3) цели 4) научно-технический прогресс
поставщики 6) задачи
экономика 8) организационная культура
Элементы микросреды организации:
природно-географический фактор;
потребители;
поставщики;
технология;
конкуренты;
персонал.
Элементы макросреды организации:
материально-технические ресурсы;
персонал;
политико-правовой фактор;
технология;
общественные организации;
социально-культурный фактор.
Золотое правило менеджмента – это главный элемент внутренней среды
организации:
структура;
цели;
задачи, технология;
персонал, люди, кадры.
Каковы основные составляющие организационной культуры?
цели, люди, управление;
деловой этикет и культура общения менеджера;
философия, ценности, нормы поведения;
принципы, методы и законы поведения.
Укажите главный фактор внешней среды организации:
поставщики, конкуренты;
инфраструктура;
международные события;
потребители.
Что включает в себя внутренняя среда организации:
законы, политическую систему, НТП;
совокупность органов управления;
цели, структуры, задачи, персонал, технологии;
поставщиков, конкурентов, потребителей.
К какой стадии жизненного цикла организации относится падение объемов продаж и доходов:
рождение организации;
рост;
зрелость;
спад.
Банкротство организации относится к стадии жизненного цикла организации:
роста;
зрелости;
спада;
развития.
Эталоны ответов:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
2,4,7,8 | 2,3,6,8 | 2,3,5,6 | 3,5,6 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 |
Тема: Инструменты менеджмента
Тестовые вопросы
Найдите в каждом тестовом вопросе правильные ответы:
1. Назовите первую функцию процесса управления? мотивация; организация; планирование; контроль; координация. | Какова роль функции организации в процессе управления: формировать структуру организации; поддерживать заинтересованность в высоких результатах; обеспечивать согласованность работы организации в целом; проверять состояние дел в организации и обеспечивать достижение поставленных целей. |
| Какие функции управления называют общими? производство, маркетинг, финансы; планирование, организация, мотивация, контроль, координация; предпринимательство, производство, инновации, информация; нет правильного ответа. | Какова роль в управлении функции мотивации: формировать структуру организации; поддерживать заинтересованность в высоких результатах; обеспечивать согласованность работы организации в целом; проверять состояние дел в организации и обеспечивать достижение поставленных целей. |
| Какова роль функции координации в управлении: формировать структуру организации; поддерживать заинтересованность в высоких результатах; обеспечивать согласованность работы организации в целом; проверять состояние дел в организации и обеспечивать достижение поставленных целей. | 6.Использование влияния для мотивации работников – это функция: контроля; лидерства; организации; планирования. |
| Выбор цели и определение путей их достижения – это функция: лидерства; планирования; контроля; организации. | Распределение ответственности за выполнение рабочих задач – это функция: организации; планирования; контроля; лидерства. |
9. Наблюдение за предпринимаемыми действиями и внесение корректив – это функция: планирования; лидерства; контроля; организации. | С помощью, какой функции определяют цели деятельности организации и необходимые средства? мотивация; контроль; информация; планирование. |
11. Функции, входящие в цикл менеджмента: 1) контроль 2)персонал структура экономика планирование 6) мотивация технология организация | Последовательность основных функций цикла менеджмента: контроль; мотивация; планирование; организация. |
Эталоны ответов:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 3 | 4 | 1,5,6,8 | 3,4,2,1 |
Тема: Системы методов управления
Тестовые вопросы
Найдите в каждом тестовом вопросе правильные ответы.
| Каковы общие методы управления? административные, экономические и социально-психологические; воспроизведенные и маркетинговые; сетевые и балансовые; нет правильного ответа. | 2. Денежное стимулирование сотрудника – это один из методов: социально – психологического воздействия; экономического воздействия; административного воздействия; идеологического воздействия. |
3. Гласность на предприятии – это один из | 4. Распределение рабочих заданий, исходя из |
методов: | личностных характеристик трудящихся – это |
1) идеологического воздействия; | метод: |
2) административного воздействия; | 1)социально-психологического воздействия; |
3) социально-психологического воздействия; | 2) экономического воздействия; |
4) экономического воздействия. | 3) идеологического воздействия; |
| 4) административного воздействия. |
| Какие методы управления являются определяющими в условиях рынка? организационно-распорядительные (административные); экономические; социально-психологические (воспитательные); нет правильного ответа. | Собеседование с кандидатом на вакантную должность – это методу управления … организационно-распорядительный экономический; социально-психологический; ответ а) и в). |
| На чем основываются социально психологические методы управления: на материальном интересе работника; на законодательных и нормативных актах; на морально-психологическом климате; на воздействии на сознание и социальные условия. | На чем основываются административные методы управления: на материальном интересе работника; на законодательных и нормативных актах; на морально-психологическом климате; на воздействии на сознание и социальные условия. |
| Экономические методы управления: аналитический метод; устав; самоокупаемость; положение о подразделении; инструкции; заработная плата. | Социально-психологические методы управления: деловые игры; самофинансирование; нормативный метод; инструктаж; анкетирование; наблюдение. |
11. Хозяйственный расчет - это такой метод управления, когда в организации: доходы равны расходам; расходы превышают доходы; организация своими доходами покрывает расходы и обеспечивает получение чистой прибыли; все ответы верны. | 12. Организационно-распорядительные методы управления: хозяйственный расчет; приказы; законодательные акты; беседа; инструкции; эксперимент. |
13.Установите соответствие между методом управления и их характеристиками экономические А) административные социально- Б) воспитательные психологические В) направлены на получение прибыли организационно- Г) делегирование распорядительные Д) хозяйственные | |
Эталоны ответов:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 4 | 3 | 2 | 6 | 1,5,6 | 3 | 2,3,5 | 1-В,2-Б, 3-А |
Тема: Руководство: власть и партнерство
Тест
Найдите в каждом тестовом вопросе правильные ответы.
| Стиль управления предпочтительнее в условиях рынка: демократический; авторитарный; либеральный; сочетание всех стилей. | Стиль руководства, основанный на сочетании принципа единоначалия и общественного управления, это: либеральный стиль; смешанный; демократический; авторитарный. |
| Какие характеристики относятся к либеральному стилю управления: равноправие, свобода мысли, справедливость вознаграждения; единоначалие, жесткий контроль, преобладание наказания; отстраненность руководителя от коллектива, отсутствие контроля, полная свобода сотрудников; нет правильного ответа. | Руководитель имеет право отдавать приказания, долг исполнителя (работника) подчиняться им. Это отличительная черта власти: основанной на вознаграждении; эталонной; основанной на принуждении; законной. |
| Что такое власть: возможность влиять на других; специфическое воздействие на подчиненных; совокупность способов воздействия на подчиненных; любое влияние на людей. | Какие характеристики относятся к авторитарному стилю управления: равноправие, свобода мысли, справедливость вознаграждения; единоначалие, жесткий контроль, преобладание наказания; отстраненность руководителя от коллектива, отсутствие контроля, полная свобода сотрудников; нет правильного ответа. |
| На чем основана законная власть: на вознаграждении; на вере в права руководителя; на вере в знания руководителя; на принуждении. | Что такое стиль управления? профессиональная деятельность менеджера; методы управления менеджера; повседневное поведение менеджера; устойчивые способы решения задач. |
9.Что такое харизма? власть примера; экспертная власть; законная власть; власть, основанная на вознаграждении. | Этика руководителя – это: это система норм, мораль нравственного поведения человека; это собирательный образ, складывающийся в сознании людей; это поведение человека; нет верного ответа. |
Эталоны ответов:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 2 | 4 | 1 | 1 |
Критерии и шкала оценки: при тестовой форме проведения аттестации оценка «отлично» выставляется при наличии до 95% правильных ответов, оценка «хорошо» - от 94% до 85% правильных ответов, оценка «удовлетворительно» - от 84% до 75% правильных ответов.
Методические указания по организации и процедуре оценивания
Тестирование проводится на заключительном занятии по данной теме, обучающиеся получают тест на бумажном носителе (выведен на экране/ написан на доске) и отвечают письменно. На тестирование дается 15 мин. Проверка проводится преподавателем в соответствии с ключом после окончания учебного занятия, результаты озвучиваются обучающимся на следующем учебном занятии.
2.1.2. Оценочные средства для выполнения практических работ
Практическое занятие
Тема: Внешняя и внутренняя среда организации (предприятия)
Задания
Задание № 1. Подберите каждому термину его определение
Термины | Определения |
1.Внутренняя среда Культура предприятия Анализ среды Социально демографическая среда | Процесс выявления и оценки важнейших факторов внешней и внутренней среды, оказывающих влияние на деятельность предприятия Совокупность основных элементов и функций предприятия Комплекс социальных процессов и явлений, в рамках которых работает предприятие Совокупность этических принципов, ценностей, правил поведения, идеология предприятия |
Задание № 2. Заполните схему, используя приведенные ниже составляющие:
- политика;
потребители;
политико-правовые факторы;
технология;
профсоюзы;
местные органы управления;
международные факторы;
социально-культурные факторы;
налоговая система;
экономика;
конкуренты;
научно-технический прогресс;
поставщики материальных ресурсов;
поставщики персонала;
поставщики финансов;
факторы образования.

Рис.2. Факторы и элементы среды предприятия
Задание № 3. Проанализируйте внутреннюю и внешнюю среду предприятия: определите сильные и слабые стороны внутренней среды предприятия, появившиеся возможности и угрозы внешней среды. Назовите возможные стратегии развития предприятия. Данные отразите в таблицах.
Предприятие «Волна», производящее молочную продукцию, освоило современные технологии, разработало портфель новых проектов, но дальнейшее его развитие тормозится нехваткой оборотных средств и потерей большого числа квалифицированных кадров, которые уволились в период длительной реконструкции предприятия. Продукция предприятия отвечает международным стандартам, возможность расширить производство продукции и освоить новые рынки, но в данной отрасли появилось много новых конкурентов – небольших частных предприятий по переработке молочных продуктов. Кроме того, наметилась тенденция замедления роста рынка данной продукции.
Таблица 1.
Внешняя среда предприятия | Внутренняя среда предприятия | ||
Факторы внешней среды | Описание факторов | Элементы внутренней среды | Описание элементов |
| | | |
Таблица 2.
Внутренняя среда предприятия | Внешняя среда предприятия | ||
Сильные стороны | Слабые стороны | Возможности | Угрозы |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Задание № 4. Составьте характеристику Вашего учебного заведения, описав его внутреннюю и внешнюю среду проанализировав при этом степень благоприятности условий работы в настоящее время. Перечислите потенциальные угрозы и возможности для хозяйственной деятельности. Охарактеризуйте следующие факторы:
Таблица 3.
Внутренняя среда | История развития учебного заведения; материально-техническая база и расположение; формы обучения и специальности; структура управления; цели и задачи работы |
Внешняя среда | Основные потребители; конкуренты – ВУЗы; географическое положение; законодательство; социально-экономическая ситуация и ее роль |
Оценка | Критерии |
Отлично | Все задания выполнены правильно, информация полная и актуальная, логически структурирована. |
Хорошо | Задания выполнены с незначительными ошибками, в основном информация полная. |
Удовлетворительно | Есть несколько ошибок, задания выполнены частично, информация неполная. |
Неудовлетворительно | Задания выполнены плохо или не выполнены вовсе, много недочетов в информации. |
Практическое занятие
Тема: Системы методов управления
Ситуация № 1.
Руководитель торгового предприятия вызвал для беседы работника, вновь допустившего нарушение трудовой дисциплины. Ранее ему было объявлено приказом замечание и выговор. Но сам руководитель задержался, работник его ожидает. Какое решение должен принять руководитель в данной ситуации в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации?
Какие методы управления (административные, экономические, социально психологические) могут быть применены руководителем к работнику? Раскройте сущность убеждения как формы делового общения руководителя с подчиненными.
Ситуация № 2.
Ресторан «Радуга» заинтересован в увеличении реализации собственной продукции, директор ресторана поручил кассиру в воскресенье торговать на рынке. Кассир отказался, объясняя это тем, что два выходных подряд уже выезжал торговать. Директор предложил кассиру написать заявление об уходе по собственному желанию. Проанализируйте стиль работы директора ресторана. Как должен был поступить директор ресторана в данной ситуации в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации? Имеет ли право кассир отказаться от выполнения задания? Какие методы управления можно применить в данной ситуации?
Ситуация № 3.
Великий философ Конфуций напутствовал руководителей: «Не тревожьтесь о том, что у Вас нет высокой должности, тревожьтесь о том, как быть ее достойным». В ходе аттестации управленческого персонала крупного торгового формата аттестационная комиссия отметила недостаточность теоретических знаний, практических умений руководителей и специалистов в проведении маркетинговой деятельности.
Поясните, почему, на Ваш взгляд, важно в условиях рынка владеть знаниями маркетинга? Предложите методы обучения управленческих кадров маркетингу. Что включает в себя метод обучения «Самообразование» и почему данному методу придается важное значение? С какой целью проводится оценка (аттестация) персонала?
4. Задание: изучите кредо корпорации «Джонсон энд Джонсон», проанализируй методы управления. Ответьте на вопрос, какие мероприятия, можно отнести к организационно-распорядительным, экономическим и социально-психологическим методам управления?
Кредо корпорации «Джонсон энд Джонсон»
«Мы отвечаем перед врачами, медсестрами, пациентами, матерями и всеми людьми, использующими нашу продукцию и услуги. Мы должны постоянно стремится снижать затраты для поддержания разумных цен. Заказы покупателей должны быть выполнены немедленно и точно. Наши поставщики и потребители должны иметь возможность получать достаточную прибыль. Мы отвечаем перед своими работниками. Каждый должен рассматриваться как личность. Мы должны уважать их потребность в безопасности и уверенности в своей работе. Компенсация должна быть достаточная и адекватная, рабочее место – чистым и безопасным. Мы отвечаем перед обществом, в котором живем и перед миром в целом. Мы должны быть хорошими гражданами – поддерживать хорошую работу и платить налоги. Мы должны помогать улучшению системы здравоохранения и образования. Мы должны поддерживать в хорошем состоянии нашу собственность, обеспечивая сохранность окружающей среды и природных ресурсов. Мы отвечаем перед нашими акционерами. Бизнес должен приносить ощутимую прибыль. Необходимо приобретать новое оборудование, реализовывать новые возможности, выпускать новые продукты. Если мы будем работать в соответствии с этими принципами, держатели наших акций будут иметь хорошие дивиденды».
5. Задание: решите кейс.
Использование в работе различных методов управления – важная составная часть менеджмента. Характерным в этом отношении является опыт английских компаний, успешно использующих экономические методы управления.
Фирма «Джон Браун энджиниринг» ведет деловые отношения с Россией с 1840 г., когда она впервые поставила оборудование для обработки, стали. В 1930-е гг. фирма продавала СССР проходческие щиты для строительства московского метро. В настоящее время основная специализация фирмы – инженерный и конструкторский бизнес.
Менеджер проекта фирмы полностью отвечает за проект, его техническую составляющую, финансирование, сроки исполнения, выполнение требований заказчика. В Англии принято доверять ответственному человеку. Здесь хорошо платят, но и учитывают буквально каждый час работы. Если нужно, менеджер проекта может привлечь к работе любого сотрудника из других отделов. Однако каждый час он оплачивает из средств, отпущенных на его проект. Сколько менеджер привлечет людей – его дело, но если в итоге не будет дохода, то это значит, что он не справляется со своими обязанностями. Следующий проект ему уже не доверят, а набранную им команду расформируют, поэтому менеджер подсчитывает каждый час работы. Производительность труда каждого сотрудника он тоже учитывает почасовую, оценивая, сколько тому понадобится времени на порученную работу.
Каждый работник еженедельно заполняет табель о выполненных работах и указывает, сколько он на них потратил времени. Менеджер проекта после объяснений с сотрудником может подсчитать, что производительность труда была неоправданно низкой. Достаточно одного телефонного звонка в бухгалтерию и неделя не будет оплачена. Менеджер не увольняет людей, это дело кадровой службы. Просто он сообщает, что данному специалисту по данному проекту платить не будет. Его могут
перевести к другому менеджеру. Но достаточно трех трудовых конфликтов, чтобы по закону можно было расторгнуть трудовой контракт со специалистом, не удовлетворяющим фирму. Конечно, это жесткий режим работы, но зато людей, гуляющих без дела, нет.
На английских фирмах заработная плата не ограничена. Директор компании «Бритиш петролеум» получает в год больше, чем премьер-министр Великобритании. Акционеры, голосуя за нее на общих собраниях, считают, что при такой заработной плате глава компании будет более интенсивно бороться за их дивиденды. Ведь заработная плата топ-менеджера напрямую зависит от эффективности работы компании. В такой богатой компании, как «Бритиш петролеум», где около 130 тыс. служащих на всех континентах, стараются экономить на всем. В ее лондонской штаб-квартире работают всего 10 персональных шоферов. В более скромной по масштабам деятельности фирме «Джон Браун», в составе которой 10 тыс. сотрудников, управление фирмы обслуживают всего 2 персональных шофера.
Английские фирмы, работающие на реальном хозяйственном расчете, давно пришли к выводу: не нужны персональные шоферы – дешевле дать машину. И уже с должности старшего инженера или начальника группы все имеют в личном пользовании машины, купленные фирмой. Однако сотрудники сами должны оплачивать бензин, обслуживание, выплачивать налоги.
Вопросы к кейсу:
В чем состоит суть экономических методов управления предприятием?
Обобщите опыт английских компаний по соблюдению режима хозяйственного расчета. Почему работа менеджера имеет такое важное значение?
Имеются ли у вас аналогичные примеры из практики работы российских компаний?
6. Задание: решите кейс.
В российской компании «Северсталь-Ресурс» принято решение о создании системы управления талантами, цель которой заключается в повышении эффективности компании через полное раскрытие потенциала ее сотрудников. В этих целях выработана единая концепция управления талантами, ведется разработка модели компетенций – «портрета» сотрудника, способного обеспечить решение стратегических задач компании и привести ее к успеху. Талантливый сотрудник, по мнению руководства компании, — это человек, который показывает высокие результаты работы, имеет качества лидера, потенциал к развитию и, что очень важно, желание развиваться.
Внедрение системы потребовало объективной и надежной процедуры оценки, а также принципиально нового подхода к профессиональному развитию персонала. Руководители компании считают, что оценивать и планировать профессиональное развитие своих сотрудников должны не сотрудники кадрового подразделения и сторонние консультанты, а свои менеджеры. Зная сильные и слабые стороны сотрудников, менеджер может более эффективно организовать работу подразделения. Эффективность работы менеджера, который делает ставку на специалистов со средними способностями, ограничена. Возглавляемое таким менеджером подразделение вряд ли когда-либо совершит качественный скачок в работе и сможет решать амбициозные задачи. Это противоречит стратегическим целям компании – развитию и лидерству. Ключевым вопросом является полное раскрытие и реализация потенциала сотрудников. Для этого не создают «тепличные» условия, просто талантливым сотрудникам предоставляют возможность работать над интересными проектами, решать сложные задачи, расти в личном и профессиональном плане. При этом действует принцип – кому больше дано, с того и больше спрос. Внедрение проекта не ведет к повышению затрат на персонал, поскольку издержки оптимизируются за счет более эффективного использования ресурсов.
Вопросы к кейсу:
К какому из основных типов работников можно отнести талантливых сотрудников?
В чем состоит особенность работы менеджера с такими людьми?
Почему руководство компании «Северсталь-Ресурс» предпочитает планировать развитие персонала непосредственно с помощью менеджеров компании?
7. Задание: проанализируйте ситуацию
Резюме молодого специалиста инженера Степана Николаева обычно не произвело должного впечатления на работодателей. Больше одного года ни в одной компании он не задерживался. Молодого человека тянуло к творческой, интересной работе, однако менеджеры загружали его обычно текущими заданиями, требующими лишь хорошей исполнительности. Претензии Степана Николаева казались им странными и необоснованными. Через некоторое время Степан ушел с такой работы, создал эффективно работающее малое производственное предприятие и в итоге получил международную премию за внедрение технологий, соответствующих европейским стандартам качества.
Существуют многочисленные научные публикации о классификации основных типов работников по критериям потенциала (таланта) человека и его способности к выполнению определенного объема работы. Так, например, одним из типов работников являются «звезды» - лучшие сотрудники, обладающие высоким интеллектуальным потенциалом и большой работоспособностью. Для талантливого сотрудника деньги в его системе мотивации обычно стоят лишь на четвертом месте после интереса к проекту, свободы творчества и полномочий.
По мнению экспертов, в отдельно взятой компании 10—20 % составляет класс А, т.е. лучшие работники, задающие стандарты высочайшей эффективности; 60-80 % - работники класса В, которые показывают устойчивые средние результаты, и, наконец, 10-20 % работники класса С – наиболее слабые кадры, еле дотягивающие до приемлемых результатов.
Некоторые компании стремятся не только привлекать сотрудников класса А извне, но и самостоятельно готовить их. Однако в России повышенного интереса к таланам пока нет. Этому мешает, в первую очередь, экономическая ситуация, когда не человеческий капитал, а административный ресурс определяет уникальные преимущества компании на рынке. Конечно, рано или поздно механизм рыночной экономики все расставит по своим местам. Тогда работодатели поймут, что главный и неисчерпаемый ресурс для роста производства – это люди.
Существует и субъективный фактор. Реально, а не на словах, работодатели ищут талантливых специалистов крайне редко. Многие менеджеры опасаются возможной конкуренции со стороны
талантливых сотрудников своему служебному положению. Чувствуя угрозу, плохие менеджеры нанимают таких же подчиненных. В большинстве случаев работодателям нужны не талантливые сотрудники, способные интенсифицировать развитие компании, а работники, готовые реализовать даже бизнес-план, заранее обреченный на провал. Для многих идеальный специалист – это дисциплинированный технический исполнитель, преданный руководству. Такие руководители в свое оправдание обычно заявляют, что талантливого работника днем с огнем не сыщешь. На самом деле менеджеры опасаются талантливых людей, поскольку неординарными людьми сложно управлять. Их отпугивает именно реальная независимость таких работников и умение принимать самостоятельные решения.
Прежде чем бороться с конкурентами за талантливых специалистов, менеджерам нужно наметить комплексную программу действий. Действительно, можно набрать блистательных специалистов и назвать их «звездами». Однако если у компании нет реальных проектов и амбициозных задач, которые можно им поручить, потенциал талантливых сотрудников не будет реализован.
Вопросы к ситуации:
Какие основные типы работников (кроме «звезд») вам известны?
Почему многие менеджеры нерационально используют потенциал талантливых работников?
Справедливо ли выражение: «Талантливого сотрудника может оценить только талантливый менеджер»? приведите необходимые аргументы.
Критерии оценки заданийОценка | Критерии |
Отлично | Все задания выполнены полностью, информация полная, четкая и логически структурированная. Наличие анализа и выводов, демонстрация глубокого понимания темы. |
Хорошо | Задания выполнены с незначительными ошибками. В основном информация полная, логика изложения понятная, однако есть недоработки или недостаточная глубина анализа. |
Удовлетворительно | Задания выполнены частично, есть ошибки и недоработки в содержании. Информация представлена не полностью или не полностью отвечает поставленным вопросам. Нужен более глубокий анализ. |
Неудовлетворительно | Задания выполнены плохо или не выполнены вовсе. Много недочетов в информации, отсутствует логика изложения. Не продемонстрировано понимание темы и поставленных вопросов. |
Практическое занятие
Тема: Процесс принятия решений
1. Письменно ответить на вопросы:
Дайте определение управленческому решению.
Назовите основные требования к процедуре принятия управленческих решений.
Перечислите основные подходы к процедуре принятия управленческих решений.
Основные правила принятия решений?
В каких случаях возникает необходимость принятия того или иного управленческого решения.
По каким признакам можно произвести классификацию управленческих решений?
Какие этапы выделяют в процессе принятия управленческих решений?
По каким критериям производится оценка решений?
Назовите способы принятия решений в зависимости от того, на что ориентировано лицо, принимающее решение?
Найдите в каждом тестовом вопросе правильные ответы.
| Из предложенных требований к управленческим решениям выбрать их оптимальность: четкость, лаконичность; полномочность; из нескольких вариантов должен быть выбран лучший; своевременность. | Управленческое решение это: фиксированный акт; вариант решения определенной проблемы; продукт умственного труда руководителя, который позволяет осуществлять управление; все ответы верны. |
| По способу оформления различают управленческие решения: письменные, устные; общие; частные; эвристические. | Разработка и формулирование миссии организации относится к следующему виду решения: концептуальное; исполнительское; кадровое; оперативное. |
5. Установите соответствие между методом принятия решения и его характеристикой: | |
| Единоначалие Метод «Ринги» Метод «Мозгового штурма» | принятие решения путем опроса без созыва заседания; Б) решение принимают менеджеры с авторитарным стилем управления; имеется минимум информации о проблеме и установлены сжатые сроки для ее решения; Г) применяется опрос, анкетирование и выбор эффективного решения; Д) безоговорочная поддержка выдвигаемого решения. |
3. Задание: определите последовательность действий предпринимателя для открытия (магазина «Продукты»; пиццерии «Пицца Пик»; гостиницы).
№ п/п | Действия | Последовательность |
1. | Сбор и анализ информации | |
2. | Подбор команды единомышленников | |
3. | Прогнозные расчеты | |
4. | Постановка целей | |
5. | Принятие решения об открытии дела, подготовка документов | |
6. | Выбор сферы деятельности | |
7. | Определение путей финансирования, снабжения кадрового обеспечения | |
Дайте пояснения. Назовите коллективные методы принятия решений.
4. Задание:
У руководителя торгово-производственного объединения в кабинете находится представитель завода, которому объединение поставляет ряд изделий и с которым сложились многолетние хорошие отношения. Он просит несколько изменить номенклатуру и сроки поставок, объясняет необходимость этого и передает соответствующее письмо. Не обладая достаточной информацией по существу вопроса, искренне желая помочь потребителю и в то же время не желая его безосновательно обнадеживать, директор оставляет письмо у себя, обещая разобраться и помочь.
Какие действия предпримет руководитель в процессе работы по данному вопросу?
5. Задание:
На одном из предприятий оптовой торговли местного потребсоюза по итогам работы за год текучесть кадров увеличилась в 2 раза. На собрании трудового коллектива отмечалось, что на предприятии плохие условия труда, быта, погрузо-разгрузочные работы выполняются ручным способом, плохой микроклимат. Директор базы издал приказ, в котором за рост текучести кадров старшему инспектору по кадрам М.И. Петровой был объявлен выговор.
Проанализируйте действия директора: правильно ли было принято решение?
Назовите причины роста текучести кадров. Какие мероприятия по закреплению работников предприятия Вы предложите?
6. Задание:
Управляющий сетью гостиниц ознакомился с годовыми отчетами об их деятельности в истекшем году, которые показали, что две гостиницы имели примерно равные материальные возможности и объем дохода за анализируемый период, однако в одной из ниже издержки были в полтора раза выше, а рентабельность – ниже и прибыль соответственно на 30% меньше.
Возможно, новый главный менеджер этой гостиницы сумел сократить расходы. Что можно посоветовать управляющему другой гостиницы в этой ситуации? Какую информацию необходимо иметь, чтобы принять правильное решение?
7. Задание:
В практической деятельности организаций и предприятий принимается множество разнообразных решений. Объясните, какие из предложенных ситуаций требуют индивидуального или группового метода принятия решений:
строительство нового предприятия;
предоставление работнику очередного отпуска;
распределение прибыли по итогам года;
назначение на должность менеджера;
разработка бизнес-плана на планируемый год;
выход на новые рынки;
направление сотрудника на курсы повышения квалификации;
разработка стратегии развития предприятия.
Назовите преимущества и недостатки индивидуального и коллективного методов принятия решений.
Разработайте характеристику основных этапов выработки управленческого решения.
№ п/ п | Этап решения | Характеристика |
1. | Выявление проблемы | |
2. | Анализ причин и постановка диагноза | |
3. | Поиск вариантов решения | |
4. | Оценка альтернатив и выбор наилучшего решения | |
5. | Согласование решения | |
6. | Утверждение решения | |
7. | Подготовка решения к реализации | |
8. | Организация выполнения решения и контроль за ходом его реализации | |
Оценка | Критерии |
Отлично | Все задания выполнены полностью, информация полная, четкая и логически структурированная. Наличие анализа и выводов, демонстрация глубокого понимания темы. |
Хорошо | Задания выполнены с незначительными ошибками. В основном информация полная, логика изложения понятная, однако есть недоработки или недостаточная глубина анализа. |
Удовлетворительно | Задания выполнены частично, есть ошибки и недоработки в содержании. Информация представлена не полностью или не полностью отвечает поставленным вопросам. Нужен более глубокий анализ. |
Неудовлетворительно | Задания выполнены плохо или не выполнены вовсе. Много недочетов в информации, отсутствует логика изложения. Не продемонстрировано понимание темы и поставленных вопросов. |
Практическое занятие
Тема: Руководство: власть и партнерство
Задания
Изучите следующий список должностей: медсестра в больнице, ректор вуза, генеральный директор крупной фирмы, генеральный директор небольшой фирмы, специалист отдела кадров, профессор в вузе, оператор ПЭВМ в известной фирме, бухгалтер в поликлинике, региональный менеджер по продажам в крупной торговой фирме, научный работник в компании высоких технологий, секретарь-референт генерального директора в нефтегазовой компании, член Государственной Думы.
Ранжируйте должности от 1 до 15 с точки зрения степени «властности», какую они должны иметь в своих организациях («своих», а не по отношению к другим должностям). Решите, какая из перечисленных должностей должна иметь наиболее «сильные» права на власть: власть вознаграждения; власть принуждения; власть лидера. Отберите наиболее «властные» должности, указав источники власти и влияния.
Задание № 2.
Изучив характеристики стилей руководства в соответствии с различными теориями, заполните таблицу. Проанализируйте автократичный, демократический и либеральный стили и их разновидности.
Характеристика одномерных стилей управления
Критерии | Автократичный (авторитарный) | Демократический | Либеральный |
Способ принятия решений | | | |
Способ доведения решений до исполнителей | | | |
Распределение ответственности | | | |
Отношение к инициативе подчиненных | | | |
Принципы подбора кадров | | | |
Отношения к знаниям | | | |
Отношение к общению | | | |
Отношение к подчиненным | | | |
Отношение к дисциплине | | | |
Отношение к стимулированию | | | |
4. Решите ситуации:
Ситуация № 1.
Коммерческий директор заметил, что специалисты отдела звонят домой детям, чтобы узнать, все ли у них в порядке. Чтобы сотрудницы не отвлекались в рабочее время от своих обязанностей, он распорядился убрать телефоны из отдела. Повысило ли это производительность труда? Почему? Как это повлияло на имидж старшего товароведа? Что включает в себя понятие «имидж»? Назовите основные составляющие имиджа руководителя.
Ситуация № 2.
Руководителем торгового отдела в течение многих лет работал В.П. Сидоров. За этот период в отделе сложился профессиональный коллектив. Знания, навыки и хорошие отношения в коллективе благоприятно сказывались на результатах работы. В.П. Сидров вышел на пенсию, а на его место назначили О.М. Петрову. Новый руководитель отдела решила сразу проявить себя, потребовала от каждого ежемесячно отчитываться о результатах работы, после чего давала конкретные указания. Однако ожидаемой отдачи не последовало. Задачи решались медленно, снизилась исполнительская дисциплина сотрудников, пропало ощущение единого и сильного коллектива. Повышение требовательности со стороны О.М. Петровой привело лишь к жалобам. С ней побеседовал председатель правления и посоветовал подумать о способах улучшения работы в коллективе. О.М. Петрова разработала проект положения о дополнительном премировании специалистов, усилила меры наказания за недостатки в работе.
Назовите основные типы стилей руководителей и последствия действий О.М. Петровой для коллектива. Примите решение, направленное на стабилизацию работы торгового отдела.
Ситуация № 3.
Вы – начальник торгового отдела крупного предприятия, у Вас в подчинении находятся 20 служащих. Некоторые Ваши подчиненные постоянно обращаются к Вам за советом или рекомендациями по вопросам, которые должны решать самостоятельно, и тем самым отвлекают Вас от неотложных и более важных дел. Как Вы поступите, если в сложившейся ситуации есть и Ваша вина, как руководителя отдела?
Ситуация № 5.
Описание поведения человека, который в определенных ситуациях проявляет лидерские качества.
Признано, что в идеале менеджер должен обладать следующими качествами:
глубокое знание всего того, что связано с рыночной экономикой;
приоритет общественных интересов, то есть готовность отказаться от личных выгод;
желание руководствоваться принципами социальной справедливости;
умение принимать на себя ответственность;
деловитость (умение не делать бесполезных дел);
стремление преодолевать препятствия, трудности;
психологическое образование.
Оцените этот комплекс качеств.
Какие дополнительные качества необходимы менеджеру в современном российском бизнесе?
Критерии оценки заданийОценка | Критерии |
Отлично | Все задания выполнены полностью, информация полная, четкая и логически структурированная. Наличие анализа и выводов, демонстрация глубокого понимания темы. |
Хорошо | Задания выполнены с незначительными ошибками. В основном информация полная, логика изложения понятная, однако есть недоработки или недостаточная глубина анализа. |
Удовлетворительно | Задания выполнены частично, есть ошибки и недоработки в содержании. Информация представлена не полностью или не полностью отвечает поставленным вопросам. Нужен более глубокий анализ. |
Неудовлетворительно | Задания выполнены плохо или не выполнены вовсе. Много недочетов в информации, отсутствует логика изложения. Не продемонстрировано понимание темы и поставленных вопросов. |
Практическое занятие
Тема: Управленческое и деловое общение
Письменно ответить на вопросы:
Назовите функции управленческого общения?
В чем заключается эффективность управленческого общения?
Какие виды деловых разговоров применяет менеджер?
Дайте объяснение применения приемов аттракции при общении менеджера со своими подчиненными.
Перечислите основные этапы делового общения.
Что такое самоменеджмент?
Тест
Найдите в каждом тестовом вопросе правильные ответы.
Задание № 1.
Вы работаете официантом в ресторане. Составьте последовательность применения приемов аттракции в ходе беседы с клиентом.
Задание № 2.
Проанализируйте приведенные примеры фраз и определите, какие из них относятся к грамотной критике?
Почему не выполнена работа?
Сколько раз можно делать вам замечания о качестве работы?!
Вы допускаете ошибки, которые постоянно повторяются.
Возможно, вам необходимо повысить свой профессионализм.
Практическое занятие
Тема: Управленческое и деловое общение
Письменно ответить на вопросы:
Назовите функции управленческого общения?
В чем заключается эффективность управленческого общения?
Какие виды деловых разговоров применяет менеджер?
Дайте объяснение применения приемов аттракции при общении менеджера со своими подчиненными.
Перечислите основные этапы делового общения.
Что такое самоменеджмент?
Тест
Найдите в каждом тестовом вопросе правильные ответы.
| Директивная форма распорядительной информации: приказ; совет; распоряжение; указание; беседа; просьба. | Приемы аттракции: иногда применять «кнут»; внимательно слушать; уважать в работе личность; иногда применять «пряник»; назвать человека по имени. |
3.Каким документом оформляет свои решения директор банка ПАО «Сбербанк России»? постановление; распоряжение; приказ; устное указание. | «Шкала отношений» отражает: негативное отношение подчиненного к руководителю; неплохое отношение к руководителю; явную антипатию; руководителя можно назвать другом; эмоциональное положительное и отрицательное отношение к людям. |
3. Задания
Задание № 1.
Вы работаете официантом в ресторане. Составьте последовательность применения приемов аттракции в ходе беседы с клиентом.
Задание № 2.
Проанализируйте приведенные примеры фраз и определите, какие из них относятся к грамотной критике?
Почему не выполнена работа?
Сколько раз можно делать вам замечания о качестве работы?!
Вы допускаете ошибки, которые постоянно повторяются.
Возможно, вам необходимо повысить свой профессионализм.
4. Решите ситуации.
Ситуация № 1.
Вам, как коммерсанту, поручили дать отзыв о работе одного из специалистов отдела. Определенное время Вы присматривались к этому работнику и устанавливаете, что у сотрудника хорошие способности, однако в некоторых случаях он не справляется с работой, что дает повод для его критики. Вы приглашаете его для беседы. Как следует построить данную беседу?
Ситуация №2.
На переговорах заместитель председателя правления компании по торговле с упреком говорит поставщику: «Вы сорвали нам поставки колбасных изделий, в результате мы понесли ощутимые потери». «Нет, это вы виноваты, задержав предоплату» - отвечает зам. директора колбасного цеха мясокомбината. Чем могут закончиться эти переговоры, назовите возможные варианты?
Ситуация №3.
По роду деятельности Вам, как коммерсанту, часто приходится беседовать по телефону. На это уходит очень много служебного времени. Вы решили передать функцию ответов на деловые звонки своему помощнику. При этом существует опасность того, что помощник недостаточно опытен в том, чтобы отделить важную информацию от второстепенной. Как следует поступить?
5. Задание
Ситуация № 1.
Успех организации (фирмы, компании) зависит от подготовки и проведения оперативных совещаний. Это участок работы руководителя, менеджера.
Кому должен поручить менеджер фирмы подготовку еженедельного итогового совещания по таким вопросам, как товарооборот и его выполнение; финансовое положение; состояние работы с кадрами?
В чем заключается подготовка совещаний, собраний, заседаний?
Какова роль менеджера в проведении этих мероприятий?
Ситуация № 2.
Вам, как заместителю председателя правления компании по торговле, предстоит провести совещание по организации сезонной торговли овощами и фруктами. Разработайте технологию поведения делового совещания. Какие методы принятия решений могут быть использованы.
Оценка | Критерии |
Отлично | Все задания выполнены полностью, информация полная, четкая и логически структурированная. Наличие анализа и выводов, демонстрация глубокого понимания темы. |
Хорошо | Задания выполнены с незначительными ошибками. В основном информация полная, логика изложения понятная, однако есть недоработки или недостаточная глубина анализа. |
Удовлетворительно | Задания выполнены частично, есть ошибки и недоработки в содержании. Информация представлена не полностью или не полностью отвечает поставленным вопросам. Нужен более глубокий анализ. |
Неудовлетворительно | Задания выполнены плохо или не выполнены вовсе. Много недочетов в информации, отсутствует логика изложения. Не продемонстрировано понимание темы и поставленных вопросов. |
2.1.3. Оценочные средства для письменного опроса
«Основы бережливого производства»
Перечень вопросов
1. Что такое бережливое производство и какова его цель?
2. Какие основные принципы бережливого производства существуют?
3. Опишите концепцию «потока создания ценности».
4. Какие инструменты бережливого производства вы знаете?
5. Какова роль команды в бережливом производстве?
6. Что такое «время цикла» и почему оно важно?
7. Определите, что такое «перепроизводство» в контексте бережливого производства.
8. Каковы основные виды потерь в производственном процессе?
9. Что такое 5S и как его применяют в бережливом производстве?
10. Объясните принцип «Just-in-Time» (точно в срок).
11. Каковы преимущества внедрения бережливого производства для организации?
12. В чем заключается метод «Kanban» и как он работает?
13. Каковы этапы внедрения системы бережливого производства?
14. Какие показатели эффективности используются в бережливом производстве?
15. Что такое «гибкое производство» и как оно связано с бережливым производством?
16. Какова разница между бережливым производством и массовым производством?
17. Опишите процесс реализации улучшений через циклы PDCA (Plan-Do-Check-Act).
18. Что такое «семь видов потерь» и как они влияют на производственный процесс?
19. Как можно вовлечь сотрудников в процесс бережливого производства?
20. Какие примеры успешного применения бережливого производства в организациях вы можете привести?
21. Как бережливое производство влияет на качество продукта?
22. Что такое «бригада по улучшениям» и какую роль она играет в бережливом производстве?
23. Укажите, как информационные технологии поддерживают бережливое производство.
24. Что такое «стандартизация» и как она влияет на процессы?
25. Как проводить анализ коренных причин проблем в бережливом производстве?
26. Объясните роль лидеров в реализации бережливого производства.
27. Каковы основные барьеры внедрения бережливого производства в организации?
28. Какие методы визуализации используются в бережливом производстве?
29. Каковы основные различия между Lean и Six Sigma?
30. В чем заключаются принципы устойчивого развития в контексте бережливого производства?
Шкала оценивания:
менее 30% правильных ответов – неудовлетворительно;
от 30 до 50% правильных ответов – удовлетворительно;
от 51 до 75% - хорошо;
свыше 75% правильных ответов – отлично
Критерии оценки
Балл | Теоретические вопросы | Практические вопросы |
«Отлично» | Изложение полное, правильное, отражающее содержание задания, грамотный анализ результатов, осознанное применение профессиональных понятий и терминов. Ответы на вопросы излагаются обоснованно, четко, логично. Изложение вопроса подтверждается ссылками на законодательство и примерами реализации названных положений на практике | Самостоятельное и безошибочное решение профессиональных задач, аккуратное оформление результатов со ссылкой на статьи нормативно-правовых актов. |
«Хорошо» | Ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, полный, правильный; есть неточности в изложении материала (две-три ошибки, при которых ответ может быть признан правильным, но недостаточно полным, а также ошибки типа описки, оговорки), легко исправляемые по дополнительным вопросам, осознанное применение профессиональных понятий и терминов и нормативно-правовых актов. | Правильное решение профессиональных задач, допущены неточности при оформлении результатов |
«Удовлетворительно» | Ответ в основном правильный, обучающийся владеет материалом, затрудняется самостоятельно раскрыть содержание терминов, понятий. Ответы на вопросы излагаются непоследовательно, с ошибками (одна две по существу заданного вопроса: в наиболее важных понятиях и терминах) | Недостаточно самостоятельное решение профессиональных задач, неаккуратное оформление результатов, неточное использование нормативно-правовых документов при решении ситуаций. |
«Неудовлетворительно» | Ответы неправильные, не даются ответы на вспомогательные вопросы, допущены существенные ошибки в изложении и анализе полученных результатов, незнание нормативно-правовых актов | Обучающийся допускает существенные ошибки при решении профессиональных задач, неаккуратное оформление результатов, отсутствие ссылок на нормативное законодательство. |
2.2. Задания для итогового контроля
2.2.1. Спецификация выполнения реферата, эссе, доклада по дисциплине
Назначение выполнения реферата, эссе, доклада – оценить уровень внеаудиторной самостоятельной подготовки студентов с целью текущей проверки знаний и умений.
Содержание реферата, эссе, доклада определяется в соответствии с рабочей программой по темам, закрепленным в Фонде контрольно-оценочных средств.
Принципы отбора содержания реферата, эссе, доклада:
- ориентация на требования к результатам освоения тем, представленным в рабочей программе:
Уметь:
- Анализировать и систематизировать информацию.
- Формулировать и обосновывать выводы на основе собранных данных.
- Применять теоретические знания на практике.
Знать:
- Основные понятия, концепции и методы в области экономики, менеджмента и маркетинга.
- Современные тенденции и проблемы, связанные с выбором темы исследования.
- Способы проведения исследований и работы с источниками информации.
Структура реферата, эссе, доклада.
Реферат, эссе, доклада – продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной учебно-исследовательской темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.
Система оценивания реферата, эссе, доклада.
Реферат, эссе, доклада оценивается по пятибалльной шкале оценивания.
Время выполнения реферата, эссе, доклада.
На выполнение реферата, эссе, доклада даётся 5-10 учебных дней в зависимости от текущего учебного расписания. Среднее время устного ответа по заданной теме 5-7 минут.
Рекомендации по подготовке реферата, эссе, доклада.
При подготовке к выполнению реферата, эссе, доклада рекомендуется использовать конспекты лекций, литературу.
Темы для докладов, эссе и рефератов по основам бережливого производства:
1. Принципы бережливого производства: основные концепции и подходы.
2. История развития бережливого производства: от Toyota до современности.
3. Влияние бережливого производства на конкурентоспособность организаций.
4. Сравнение бережливого производства и традиционного массового производства.
5. Инструменты бережливого производства: Kaizen, Kanban, 5S и их применение.
6. Роль человеческого фактора в бережливом производстве.
7. Примеры успешного внедрения бережливого производства в различных отраслях.
8. Психология изменений: как преодолеть сопротивление сотрудникам?
9. Анализ потерь в производственном процессе: семь типов потерь.
10. Визуальные инструменты в бережливом производстве: значение и примеры.
11. Lean Six Sigma: сочетание бережливого производства и управления качеством.
12. Применение бережливых принципов в сфере услуг.
13. Система управления качеством и её связь с бережливым производством.
14. Искусственный интеллект и бережливое производство: новые технологии и их влияние.
15. Устойчивое развитие и бережливое производство: возможности иChallenges.
16. Отчетность и измерения эффективности в бережливом производстве.
17. Цифровизация процессов в контексте бережливого производства.
18. Как бережливое производство меняет корпоративную культуру?
19. Эффективность тренировок и обучения в бережливом производстве.
20. Роль лидера в реализации бережливых практик.
21. Контроль качества и его значимость в бережливом производстве.
22. Методология PDCA (Plan-Do-Check-Act) в управлении проектами.
23. Стили управления и их влияние на успешность внедрения бережливого производства.
24. Барьеры в внедрении бережливого производства: анализ проблем и пути решения.
25. Этические аспекты и корпоративная социализация в бережливом производстве.26. Инновации и бережливое производство: как технологии изменяют правила игры.
27. Роль стандартизации процессов в бережливом производстве.
28. Как байеры и поставщики могут содействовать бережливому производству?
29. Сравнительный анализ бережливого и бережливого управления цепочками поставок.
30. Ретроспектива внедрения бережливого производства в России и СНГ.
2.2.2. Дифференцированный зачет
Вопросы для зачета:
1. Что такое бережливое производство и в чем его основная цель?
2. Опишите принципы «чистоты» в контексте бережливого производства.
3. Какие основные виды потерь существуют в производственном процессе?
4. Какова роль потока создания ценности в бережливом производстве?
5. Объясните концепцию Just-in-Time (точно в срок).
6. Что такое методология Kaizen и как она применяется в бережливом производстве?
7. Каковы основные этапы реализации бережливого производства на предприятии?
8. Какие инструменты визуализации используются в бережливом производстве?
9. В чем заключается отличие бережливого производства от управления качеством?
10. Как измеряется эффективность внедрения бережливого производства?
11. Какие барьеры могут возникать при внедрении бережливого производства?
12. Опишите обзор процесса PDCA (Plan-Do-Check-Act) и его применения в бережливом производстве.
13. Какой вклад в бережливое производство вносят сотрудники и их участие?
14. Какие примеры успешного применения бережливого производства можно привести?
15. Основные методы анализа коренных причин проблем в производстве.
16. Как бережливое производство может быть интегрировано в маркетинг?
17. Роль и значение стандартизации процессов в бережливом производстве.
18. Как информационные технологии поддерживают принципы бережливого производства?
19. Влияние корпоративной культуры на внедрение бережливых практик.
20. Как средства массовой информации влияют на восприятие бережливого производства в обществе?
21. К каким результатам приводит правильно выстроенная система обучения в организациях?
22. Как можно измерить возврат инвестиций (ROI) от внедрения бережливого производства?
23. Как бережливое производство влияет на уровень удовлетворенности клиентов?
24. Сравнение Lean и Agile: как разные подходы решают схожие проблемы?
25. Какие элементы критически важны для написания стратегии бережливого производства?
26. В чем заключается значение «эффекта сжатия времени» в бережливом производстве?
27. Объясните, как внедрение бережливого производства влияет на безопасные условия труда.
28. Как метод Kanban может быть применен в офисной среде?
29. Каковы экономические преимущества бережливого производства для малых предприятий?
30. Какие изменения в управлении людьми происходят с внедрением Lean-подходов?
31. Почему важно осуществлять регулярные тренировки для сотрудников по основам бережливого производства?
32. Как бережливое производство справляется с изменением потребительского спроса?
33. Объясните, как бережливое производство может повлиять на устойчивое развитие.
34. Каковы отношения между бережливым производством и эффективностью цепей поставок?
35. Как обратная связь клиентов влияет на улучшения в бережливом производстве?
36. Каковы основные тенденции в развитии бережливого производства на мировом уровне?
37. В чем заключается значение эффективного управления проектами в контексте бережливого производства?
38. Как различия в культурных контекстах могут повлиять на внедрение бережливого производства в разных странах?
39. Что такое «теория ограничений» и какое значение она имеет для бережливого производства?
40. Как процессы бережливого производства могут быть адаптированы для сферы услуг?
41. В каких отраслях бережливое производство оказывается наиболее эффективным и почему?
42. Как управленческие решения влияют на успех внедрения бережливых практик?
43. Каково место бережливого производства в цифровой трансформации бизнеса?
44. Как самоуправляемые команды способствуют успеху бережливого производства?
45. В чем заключается роль эффективного планирования времени в управлении бережливыми процессами?
46. Как организационная структура компании должна меняться при внедрении Lean-подхода?
47. Объясните, как бережливое производство может повлиять на уровень инноваций в компании.
48. Какова роль и значение аудитов в поддержании системы бережливого производства?
49. Как анализ данных может улучшить процессы бережливого производства?
50. Как компании могут сохранить свои бережливые достижения в долгосрочной перспективе?
Задачи для зачета по основам бережливого производства:
1. Проанализируйте случай, когда компания внедрила бережливые практики и достигла уменьшения времени цикла. В чем заключались ключевые изменения?
2. Рассчитайте экономию компании при переходе с традиционного производства на бережливое. Используйте пример с известным уровнем потерь.
3. Определите основные виды потерь, которые возникли в процессе работы вашего учебного заведения, и предложите пути снижения этих потерь.
4. Опишите процесс внедрения Kanban на примере гипотетической компании. Какие результаты ожидаются?
5. Проанализируйте, каким образом обратная связь от клиентов может быть интегрирована в процессы бережливого производства.
6. Напишите план действий для внедрения 5S на выбранном вами рабочем месте (например, в учебном кабинете или лаборатории).
7. Изучите реальные кейсы участия сотрудников в процессе улучшения и их влияние на результаты.
8. Определите критерии успешности проектирования потока создания ценности для нового продукта вашей выборки.
9. Составьте SWOT-анализ внедрения бережливого производства для конкретной компании (например, малый бизнес).
10. Разработайте и представьте схему управления качеством на примере бережливого производства.
11. Напишите отчет о том, как изменения в производственном процессе могут создать конкурентные преимущества на рынке.
12. Проведите оценку эффективности внедрения бережливого производства в производственной компании, используя ключевые показатели производительности (KPI).
13. Напишите краткий обзор изменений, необходимых для перехода от традиционного поста к бережливой команде в офисной среде.
14. На основании анализа данных составьте прогноз организации внедрения принятых решений по совершенствованию процессов.
15. Опишите различные подходы к оценке устойчивости и влияния бережливого производства на различные секторы экономики.
Критерии оценки
Балл | Теоретические вопросы | Практические вопросы |
«Отлично» | Изложение полное, правильное, отражающее содержание задания, грамотный анализ результатов, осознанное применение профессиональных понятий и терминов. Ответы на вопросы излагаются обоснованно, четко, логично. Изложение вопроса подтверждается ссылками на законодательство и примерами реализации названных положений на практике | Самостоятельное и безошибочное решение профессиональных задач, аккуратное оформление результатов со ссылкой на статьи нормативно-правовых актов. |
«Хорошо» | Ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, полный, правильный; есть неточности в изложении материала (две три ошибки, при которых ответ может быть признан правильным, но недостаточно полным, а также ошибки типа описки, оговорки), легко исправляемые по дополнительным вопросам, осознанное применение профессиональных понятий и терминов и нормативно-правовых актов. | Правильное решение профессиональных задач, допущены неточности при оформлении результатов |
«Удовлетворительно» | Ответ в основном правильный, обучающийся владеет материалом, затрудняется самостоятельно раскрыть содержание терминов, понятий. Ответы на вопросы излагаются непоследовательно, с ошибками (одна две по существу заданного вопроса: в наиболее важных понятиях и терминах) | Недостаточно самостоятельное решение профессиональных задач, неаккуратное оформление результатов, неточное использование нормативно-правовых документов при решении ситуаций. |
«Неудовлетворительно» | Ответы неправильные, не даются ответы на вспомогательные вопросы, допущены существенные ошибки в изложении и анализе полученных результатов, незнание нормативно-правовых актов | Обучающийся допускает существенные ошибки при решении профессиональных задач, неаккуратное оформление результатов, отсутствие ссылок на нормативное законодательство. |