Комплект сценариев образовательных мероприятий. Тема: «Большие реки России»

2
0
Материал опубликован 24 October 2020

Комплект сценариев образовательных мероприятий

Тема: «Большие реки России»

Возраст: Старший дошкольный возраст (5-6лет)

Актуальность: В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта необходимо изменить требования к методическим разработкам, к образовательной среде.

Новизна: Авторская.

Задачи.

Образовательные:

Познакомить детей с необъятными широтами великой страны – Россия; дать понятие, что Россия самая могучая, красивая страна, с множеством красивых рек; систематизировать знания детей о реках России; совершенствовать умения вступать в диалог - рассуждение с взрослыми и сверстниками в процессе отгадывания загадок; расширять умения описывать серии картинки – фотографии, похожие друг на друга; закрепить умение детей работать с технологией «синквейн» и моделью-алгоритмом.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к природе России – большим и малым рекам; развивать умение анализировать, делать гипотезы, выводы;

Воспитывающие:

Формировать глубокие чувства к природе родных мест, желание любоваться ею, прославлять ее; воспитывать потребность проявлять интерес к охране за природными богатствами России – реками.

Материал и оборудование:

аудиозапись «Журчание воды»; гимнастические палки – весла; удочка с приманкой; географическая карта, где вдоль рек расположены фотографии; серии фотографий – картинок с изображением рек: Волга, Урал, Обь, Енисей, Лена (фото-галерея); макет для эксперимента «Почему река течет и наполняется, что ее питает»: на поддоне с конечным желобком и прикрепленными берегами (или из пластилина, или из пенопласта) реки с

притоками; магнитофон с аудио – материалом: припевы песен о реках Волга, Урал, Обь, Лена; художественное слово: загадки, пословицы, легенда о реке Енисей, строки стихотворения о реке.


Ход занятия №1:

Вводная часть:

Воспитатель обращается к детям:

- Ребята послушайте, что это? Что вы слышите?

- Да это журчание воды. Давайте узнаем, откуда это? Нам нужна лодка.

Совместное конструирование лодки из объемных модулей.

- А вот и весла. Садимся в нашу большую лодку.

Объяснение условий:

- Мы отправляемся в путешествие. Чтобы она плыла ровно, нужно грести веслами всем одновременно. Давайте попробуем: и-и-и раз; и-и-и два. Поплыли!

Основная часть:

Появляется географическая карта в свернутом виде

- Остановка! Суши весла. Эта остановка – «Загадочная». Чтобы узнать куда мы приплыли, нужно отгадать загадки:

Бежит, журчит, волнуется.

Все на нее любуются!

Никак не остановится,

Назад не поворотится.

- Правильно – Река (приоткрывается часть карты с линией фотографий реки Волга). Как вы догадались? (дети объясняют, проговаривая свойства воды и рек: журчит, течет, берега, бережки, повороты, быстрая…)

- Это река под названием Волга. Теперь следующая загадка:

Перекаты, повороты,

Мели и водовороты.

Размывая берега,

1Мчится быстрая …

- Молодцы, правильно – Река (приоткрывается следующая часть карты с линией фотографий реки Урал). Это река под названием Урал. Какими словами в загадке об этой реке сказано? (дети вспоминают слова загадки). Слушайте следующую загадку.

Синяя сестрица, быстрая водица

Вдоль дружков, бережков в океан стремится.

- Вновь отгадали, молодцы! (приоткрывается часть карты с линией фотографий реки Обь). Это река под названием Обь. Посмотрите на нее. Правильно она описана в загадке? Следующая загадка:

Синяя Косица

Меж камней теснится.

- Правильно – Река (приоткрывается часть карты с линией фотографий реки Енисей). Это река под названием Енисей. Какими словами в загадке об Енисее сказано? (дети вспоминают слова загадки)

Среди Лесов, среди Полей

Протянулся синий Змей - до Морей.

- Молодцы, внимательно слушаете, поэтому и загадки правильно отгадываете (приоткрывается часть карты с линией фотографий реки Лена). Это река под названием Лена. С чем сравнили реку Лена в загадке?

- Молодцы, всю карту раскрыли. Теперь нам понятно, где мы будем путешествовать. Кто запомнил, по каким рекам проходит наше путешествие? (ответы детей)

Рассказ взрослого

- У рек есть берега, на которых растут деревья, появляются города.

- Садимся в лодку и продолжаем путешествие. Взяли весла и погребли. Звучит аудио – припев песни «Река Волга»1

- Остановка – Фотогалерея рек России. Посмотрите, карта приготовила нам целую фотогалерею о своих реках. Вот эта река Волга.

Вот отсюда, именно отсюда,

Из глубин лесного родника,

Выбегает голубое чудо

Русская народная река.

- Кто знает, как величают реку Волга. (Отвечают на вопросы: Матушка, кормилица, щедрая, широкая, раздольная, величавая, своенравная)

- Молодцы! А теперь продолжаем наше путешествие. Садимся в лодки и поплывем к другой реке. А к какой вы узнаете, прослушав песню. (звучит аудио песни про Урал)

- Остановка - Рассказ. Посмотрите, как извивается река Урал, беря начало с вершины гор. Она делит Восток нашей страны от Азиатской части России. Как ее можно описать? (Описывают реку Урал по фотографиям: Река Урал длинная, извилистая. По берегам рек растут деревья. На ней построили города, рыбаки ловят рыбу, проплывают корабли)

- Молодцы! Мы уже проплыли половину нашей страны России. На следующем занятии мы продолжим наше увлекательное путешествие.

Итоговая часть:

Рефлексия:

- Какая река вам понравилась больше всех? Почему?

- Чтобы вы хотели узнать о реках еще?


Ход занятия №2:

Вводная часть: Воспитатель обращается к детям:

- Ребята, вы помните, как мы с вами путешествовали по рекам? По каких большим рекам проходило наше путешествие?

- На чем же мы путешествовали? Значит, нам вновь понадобиться лодка? Приступаем к строительству пароходного судна.

Совместное конструирование парохода из строительных модулей.

- Садимся на корабль. (Звучит пароходный гудок).

Основная часть: Появляется географическая карта в свернутом виде

Посмотрим, куда поплывет наш пароход. Наш путь сегодня ляжет по Симбирской земле. Пора в путь! Усаживайтесь удобней. (звучит аудио конец песни про реку Обь)

- Остановка – «Игровая». Познакомьтесь с рекой Обь. (Рассматривание линию фотографий, расположенных на карте вдоль реки Обь). Она тихая и нежная, то широкая, то узкая, как ручеек.

-Давайте поиграем в игру «Синквейн». Послушайте условия игры. Ребята Вы глазами выберите себе фотографию и составьте нерифмованное стихотворение «синквейн» по предложенной схеме.

(t1603572650aa.pngСхема синквейна.)

- Кто это?

- Какая река?

- Что делает река?

Составьте предложение о реке.

- Обобщение или ассоциация.

- Молодцы! Хорошо поиграли.

Путешествие продолжается.

Рассказ взрослого.

Легенда о реке Енисей2:

Енисей - Великая река. Когда то, давным-давно, еще ручейком ушел Енисей из дома, из Саян, прогуляться по СреднеСибирскому плоскогорью... Пока бежал сил набирался, возмужал. Однажды встретил он в пути свою подругу Ангару, которая тоже убежала от своего отца Байкала. Дальше вместе они уже пошли по жизни...

Вдогонку им их родители отправили войска, но возможно боги решили, что нельзя мешать молодым и преследователей их превратили в камни! Так до сих пор они стоят застывшими... В нынешние времена в том месте организован заповедник "Столбы". Туда ходят люди отдыхать и полюбоваться на необычные исполины.

Потом у Енисея с Ангарой две дочки появилось, две Тунгуски. Все вместе ушли они для дальнейшего проживания к берегам Северного Великого Ледовитого Океана и там до сих пор живут счастливо...

- Остановка – «Экспериментальная». Посмотрите вот она река Енисей. Она течет по Сибирской земле. У нее очень много притоков. Они помогают ей быть полноводной. Давайте попробуем сделать реку с притоками на макете и посмотрим, как наполняется река и почему она течет, а не стоит на месте как озеро. Нужно заполнить вот эти дорожки. Чем нужно заполнить? Правильно, водой.

Дети под руководством воспитателя проводят эксперимент на макете:

Ставят цель – определить, как течет вода по реке, как и чем река наполняется.

Рассуждают и предполагают, что река наполняется за счет дождевой воды, таяния снега, льда, которая стекает с земли.

Делают действия: поливают лейкой сверху – дождь. Проводят наблюдение: углубления наполняются. Приподнимается одна сторона - вода начинает течение. Чем выше – тем быстрее. Через некоторое время вода вся вытекает в сосуд.

Делают вывод, что дождевой воды недостаточно. Нужен постоянный источник – это родник. Имитируют родник – из трубочки медленно выливается вода. Когда притоки добавляются к основной реке, то воды становится больше, и река становится глубже. Теперь продолжим подпитывают реки дождевой водой – река наполнялась и выходила из берегов.

Вывод: река начинает с родника, течет сверху вниз, наполняется дождевой водой и если ее много, то может выйти из берегов – река разливается. Молодцы.

Объяснение:

- На полноводных реках строят гидроэлектростанции, которые обеспечивают свет в домах, на заводах, фабриках (показ слайда). Наше путешествие еще не закончилось. Берем свои весла и гребем к следующей реке (звучит припев песни о реке Лене)3.

- Остановка – «Рыболовная». В реках водятся много рыбы. Они бывают разных видов. Кто знает называния рыб? (Отвечают на вопросы: лещ, сом, карась…)

- Давайте поиграем в игру «К». Кто будет рыбаком? (п/и «Рыбалка»)

- Молодцы! Славно попутешествовали. А теперь нужно возвращаться. Берем свои весла и обратно домой!

Рассказ взрослого:

- Люди во все времена были благодарны рекам. Придумывали добрые слова, которые превратились в пословицы и в поговорки (постепенно сворачивается карта):

Мелка река, да круты берега.

- Кто знает пословицы и поговорки о реках?

И за рекой люди живут.

Каждая река к морю течет.

Красна река берегами.

Около реки колодца не копают.

По которой реке плыть, ту и воду пить.

И большой реке слава до моря.

Волга - всем рекам мать.

- Вот мы и прибыли опять к нашей реке Волга. Спасибо вам за такое интересное путешествие.

Итоговая часть. Рефлексия:

- Понравилось ли вам наше путешествие?

- Что вам понравилось больше всего?

- О чем расскажите своим родным?

- Кто может нарисовать большую реку?



t1603572650ab.jpg4

5

t1603572650ac.jpg

река Обь


t1603572650ad.jpg6

река Лена

t1603572650ae.jpg7

река Енисей

t1603572650af.jpg

t1603572650ag.jpg8река Волга





Список литературы:

1.Акименко В. М. Новые педагогические технологии: Учеб. -метод. Пособие Ростов н/Д., 2008.

2. Казаченко И. И. Использование дидактического синквейна в работе с дошкольниками//Управление ДОУ №8 2015

3.  Ковинько Л. В. Секреты природы так интересны! – М.: Линка-Пресс2004.

1 Муз. М. Фрадкин, сл. Л. Ошанина, 1962г.

10


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.