12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Константин Юрьевич Плотников2287
к.п.н. (2 монографии, ИУМК, >100 статей), победитель междунар. пед. и муз. конкурсов, "Maestro academic" Междунар.Акад.Фольклора
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург

«Композиторы – детям. Карнавал животных»

(ТК урока)

Плотникова К.Ю.,

к.п.н., учитель музыки

ГБОУ школа №707 Невского р-на Санкт-Петербурга

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Орг.момент.



Актуализация знаний и целеполагание

Приветствие.



Работа над нотной грамотой (нотная запись, на пальцах руки, на клавишах). Пение (по нотам, по руке, по рифмованному тексту на экране)

Представление гостей-учителей.


Показ на плакате (затем – на руке и на пианино) звуковысотности мелодии песни «Пастушок» («Ah vous dirai-je, Maman»), выведение на экран слов «Сочинил Камиль Сен-Санс “Карнавал-.*-*” для нас»

Визуальный контакт с гостями. Выбор места при рассадке полукругом.

Пение по нотам, по руке (сольфеджио) / по слуху (в т.ч. – с текстом, выведенным на экран). Игра на настольных колокольчиках (пианино) мелодии песни (2– 4 учен.)


Принятие решения и ответственность за него

Выполнение коллективной задачи

Слуховой анализ (анализ аудиоинформации)

Возможность комфортно петь, обсуждать учебные вопросы с соседом.

Точное/неточное исполнение 2– 4 учениками простой мелодии / определение правильности на слух остальными

Запоминание названия сюиты Сен-Санса

Решение поставленной проблемы и закрепление

Слушание (просмотр), пластическое интонирование, анализ средств музыкальной выразительности

(по центральному плакату - рис. 3)


Объявление и включение и игра на пианино отдельных номеров сюиты.

Включение видеозаписи (Ералаш: «Крик осла»), выполненной ракоходом. Комментирование (подправление возможных неточных ответов/действий учеников)

Сообщение краеведческих и др. фактов (к примеру, о Ленинградском зоопарке)


Прослушивание «Черепах» (+ ответ движениями / поиск средства, позволившего дать ответ – «темп»), «Антилоп» (представление своего движения), «Льва» (регистр), «Кукушки» (с подсчётом количества ку-ку / будущих «5»), «Ископаемых» (руками дать знак, услышав выученную сегодня мелодию). Отгадывание героя, о котором идёт речь в видео «Крик осла», пущенном ракоходом (сравнив с показом его голоса в пьесе Сен-Санса).

Прослушивание-игра (колокольчик, рейнстик, бар-чаймс) «Лебедя» - рис. 1 и рис. 2

Слуховой анализ (анализ аудиоинформации).


Визуализация аудиоинформации.


Активизация внимания, подсчёт фактов




Выявление характерного (отличительного признака)



Коллективный поиск решений


Выявление самого характерного средства музыкальной выразительности, позволившего автору/исполнителю создать, а нам – слушателям, понять образ («портрет» животного).

Динамическая активность (художественная физминутка).

Узнавание темы песни (в дальнейших уроках исполняемой классом в «Вариациях» Моцарта).

Получение достойного художественного результата

Рефлексия

беседа

Ведение эвристической беседы/ комментирование, подправление ответов учеников на заданный вопрос «Что позволяет встретиться с музыкой?»

Высказывание версий ответа на заданный учителем вопрос.


Пение хором «Можно встретиться не раз / с тем, что сочинил... (Сен-Санс)»; предложения (родителям, друзьям) как встретиться с «Карнавалом животных»


Работа в мини-группах (поиск, обсуждение решения). Выполнение дела в коллективе (на примере хорового пения)

Перечисление того, что позволяет встретиться с музыкой: ноты, инструменты, наблюдение за поведением/голосами животных, внимание к звукам, искусство музыканта/композитора



t1688998492aa.gif рис. 1 – прикрепленные на магниты нарисованные детьми (5-классниками) герои тех пьес «Карнавала животных», с которыми была предложена встреча на данном уроке.

Перед магнитной доской на стойке расположен бар чаймс (25 металлических пластин, звучащих по хроматической гамме), колокольчик (на которых, а также – на рейнстике /рис. 2), ученики в финале урока подыгрывали звучащей фонограмме «Лебедя»)t1688998492ab.gif
рис. 2 – рейнстик (посох дождя) – инструмент, имитирующий звук дождя / перетекания воды, что достигается путем неторопливого его переворачивания вокруг оси и наклона одного/другого конца.

t1688998492ac.gif

Рис. 3 – полукруг рабочих мест учеников и учебные плакаты, которые используются на этом и других уроках

PS: финалом урока и его художественной кульминацией является исполнение под фонограмму детьми на рейнстике, колокольчике и бар-чаймсе "Лебедя" из "Карнавала животных" К.Сен-Санса (читатели могут перейти по данной ссылке, чтобы послушать это).

Опубликовано


Комментарии (2)

Калягина Ирина Владимировна, 10.07.23 в 17:49 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Константин Юрьевич, за интересную публикацию с авторскими фотографиями!
Константин Юрьевич Плотников, 10.07.23 в 18:25 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ирина Владимировна! Доброе слово - и Костьке приятно))
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.