Материал к урокам окружающего мира «Композиторы – детям. Карнавал животных»
«Композиторы – детям. Карнавал животных»
(ТК урока)
Плотникова К.Ю.,
к.п.н., учитель музыки
ГБОУ школа №707 Невского р-на Санкт-Петербурга
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | Планируемые результаты | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Орг.момент. Актуализация знаний и целеполагание | Приветствие. Работа над нотной грамотой (нотная запись, на пальцах руки, на клавишах). Пение (по нотам, по руке, по рифмованному тексту на экране) | Представление гостей-учителей. Показ на плакате (затем – на руке и на пианино) звуковысотности мелодии песни «Пастушок» («Ah vous dirai-je, Maman»), выведение на экран слов «Сочинил Камиль Сен-Санс “Карнавал-.*-*” для нас» | Визуальный контакт с гостями. Выбор места при рассадке полукругом. Пение по нотам, по руке (сольфеджио) / по слуху (в т.ч. – с текстом, выведенным на экран). Игра на настольных колокольчиках (пианино) мелодии песни (2– 4 учен.) | Принятие решения и ответственность за него Выполнение коллективной задачи Слуховой анализ (анализ аудиоинформации) | Возможность комфортно петь, обсуждать учебные вопросы с соседом. Точное/неточное исполнение 2– 4 учениками простой мелодии / определение правильности на слух остальными Запоминание названия сюиты Сен-Санса |
Решение поставленной проблемы и закрепление | Слушание (просмотр), пластическое интонирование, анализ средств музыкальной выразительности (по центральному плакату - рис. 3) | Объявление и включение и игра на пианино отдельных номеров сюиты. Включение видеозаписи (Ералаш: «Крик осла»), выполненной ракоходом. Комментирование (подправление возможных неточных ответов/действий учеников) Сообщение краеведческих и др. фактов (к примеру, о Ленинградском зоопарке) | Прослушивание «Черепах» (+ ответ движениями / поиск средства, позволившего дать ответ – «темп»), «Антилоп» (представление своего движения), «Льва» (регистр), «Кукушки» (с подсчётом количества ку-ку / будущих «5»), «Ископаемых» (руками дать знак, услышав выученную сегодня мелодию). Отгадывание героя, о котором идёт речь в видео «Крик осла», пущенном ракоходом (сравнив с показом его голоса в пьесе Сен-Санса). Прослушивание-игра (колокольчик, рейнстик, бар-чаймс) «Лебедя» - рис. 1 и рис. 2 | Слуховой анализ (анализ аудиоинформации). Визуализация аудиоинформации. Активизация внимания, подсчёт фактов Выявление характерного (отличительного признака) Коллективный поиск решений | Выявление самого характерного средства музыкальной выразительности, позволившего автору/исполнителю создать, а нам – слушателям, понять образ («портрет» животного). Динамическая активность (художественная физминутка). Узнавание темы песни (в дальнейших уроках исполняемой классом в «Вариациях» Моцарта). Получение достойного художественного результата |
Рефлексия | беседа | Ведение эвристической беседы/ комментирование, подправление ответов учеников на заданный вопрос «Что позволяет встретиться с музыкой?» | Высказывание версий ответа на заданный учителем вопрос. Пение хором «Можно встретиться не раз / с тем, что сочинил... (Сен-Санс)»; предложения (родителям, друзьям) как встретиться с «Карнавалом животных» | Работа в мини-группах (поиск, обсуждение решения). Выполнение дела в коллективе (на примере хорового пения) | Перечисление того, что позволяет встретиться с музыкой: ноты, инструменты, наблюдение за поведением/голосами животных, внимание к звукам, искусство музыканта/композитора |
рис. 1 – прикрепленные на магниты нарисованные детьми (5-классниками) герои тех пьес «Карнавала животных», с которыми была предложена встреча на данном уроке.
Перед магнитной доской на стойке расположен бар чаймс (25 металлических пластин, звучащих по хроматической гамме), колокольчик (на которых, а также – на рейнстике /рис. 2), ученики в финале урока подыгрывали звучащей фонограмме «Лебедя»)
рис. 2 – рейнстик (посох дождя) – инструмент, имитирующий звук дождя / перетекания воды, что достигается путем неторопливого его переворачивания вокруг оси и наклона одного/другого конца.
Рис. 3 – полукруг рабочих мест учеников и учебные плакаты, которые используются на этом и других уроках
PS: финалом урока и его художественной кульминацией является исполнение под фонограмму детьми на рейнстике, колокольчике и бар-чаймсе "Лебедя" из "Карнавала животных" К.Сен-Санса (читатели могут перейти по данной ссылке, чтобы послушать это).
Калягина Ирина Владимировна
Константин Юрьевич Плотников