Компьютерная графика: области применения, технические средства (УМК Семакина)
Цель урока:
обучающиеся должны знать, что представляет собой компьютерная графика и графические возможности компьютера; развитие мышления, сенсорной и двигательной сферы; воспитание нравственных объектов.
Задачи урока:
Образовательные: сформировать навыки работы с помощью инструментов рисования, закрепить основной программный материал в процессе выполнения практической работы.
Развивающие: развивать логическое и композиционное мышление, графическое умение, точность различения цвета и формы, управление своими двигательными формами.
Воспитательные: воспитывать волю и настойчивость для достижения конечных результатов, ответственного отношения готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, целостного мировоззрения, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками
Оборудование: мультимедийный проектор, персональный компьютер, ПК на каждого ученика.
Наглядный материал: карточки с кроссвордом, презентация «Компьютерная графика», учебник И.Г.Семакин Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса, файл Ваза.png, практическая работа.
Программное обеспечение:
1. Графический редактор Paint;
2. Презентация к уроку.
Время: 40 минут
Ход урока
№ |
Этап урока |
Название используемых ЭОР |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
1. |
Организационный момент |
Приветствие, проверка отсутствующих на уроке, готовность к уроку |
Сообщают о готовности к уроку |
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме (коммуникативные) |
|
2. |
Актуализация знаний |
Презентация к уроку слайд (1,2) |
Задаёт вопросы, комментирует и корректирует ответы (приложение 1) |
Разгадывают кроссворд по материалу прошлого урока |
Анализ, построение логической цепи рассуждений, доказательство (регулятивные, познавательные) |
3. |
Постановка темы и целей урока |
Презентация к уроку слайд (3, 4) |
Эпиграф: «Искусство - выражение самых глубоких мыслей самым простым способом». (Эйнштейн) Ребята, как вы понимаете это выражение? Сегодня мы познакомимся с вами с одним из видов современного искусства, узнаем, кто его и как применяет. Откройте тетради и запишите число, тему урока «Компьютерная графика: области применения, технические средства» Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока |
Высказывают свои мнения. Записывают число и тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока |
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Подведение под понятия, целеполагание (познавательные) |
4. |
Объяснение нового материала |
Презентация к уроку слайд (6-11) |
Появившийся на свет младенец не умеет ни говорить, ни ходить. (сл 5). Он очень беспомощен. Но с самого рождения ему дарована удивительная способность видеть мир своими глазами. Пройдет немало времени, прежде чем малыш сможет выразить свои мысли и желания словами, и далек еще тот день, когда он напишет первое слово. Но получив в руки карандаш, он неумело, но настойчиво пытается что – то нарисовать. Эти рисунки – одно из средств самовыражения маленького человека. Графические объекты вы встречаете каждый день. Например: рисунок, диаграмма, схема, график, фотография. – А как вы понимаете, что такое графика? (учащиеся пытаются сформулировать определение) – А как мы назовем все то, что создано при помощи ПК? (учащиеся отвечают) Существуют специальные программы для работы с текстом – текстовые редакторы, а для работы с графикой – … (ответы учащихся) графические редакторы. – Что называют графическим редактором? Примеры компьютерной графики: мультфильмы, кинофильмы, реклама, клипы. – Люди каких профессий применяют компьютерную графику? – Мы узнаем, если прочитаем текст на стр. 103 учебника. Объяснение учителя: 1. Запуск Paint (сл 9) 2. Окно Paint (сл 10) 3. Основные элементы окна Paint(сл 11) I строка – строка заголовка и кнопки минимизации (закрыть, развернуть, свернуть). II строка – строка Меню. (Команды Меню: «Файл», «Правка» для копирования, вставки и перемещения изображений, «Отменить», «Очистить» и др.) Слева – панель инструментов. Набор инструментов - содержит инструменты для рисования и выполнения операций над рисунком. Выбор инструмента осуществляется щелчком мыши. Область рисования – прямоугольная область на экране, предназначенная для расположения рисунка. Размеры области рисования можно задавать и изменять. В нижней части экрана – палитра, с помощью которой можно выбирать цвет для рисования и цвет фона, а также шаблон заливки, доступные для рисования в выбранном режиме Геометрические фигуры: линия, прямоугольник, круг, называются графическими примитивами. |
Воспринимают новую информацию, отвечают на вопросы учителя Учащиеся записывают в тетрадь определение (слайд 6, 7, 8) Работа с учебником с.103 |
Умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в деятельности, готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. Элементы волевой саморегуляции, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (регулятивные, познавательные, коммуникативные) |
5. |
Первичная проверка понимания изученного |
Презентация к уроку слайд (12) |
Задаёт вопросы. Комментирует и корректирует ответы (сл12) |
Ученик показывает ответы на слайде |
Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, анализ, синтез, установление причинно-следственных связей (познавательные) |
6. |
Физкультминутка |
Презентация к уроку сл (13) |
Контролирует правильность выполнения действий |
Ответственный за проведение физкультминуток выход и проводит |
Сохранение и укрепление здоровья, улучшение физического развития обучающихся Формирование навыков здорового образа жизни (познавательные, личностные) |
7. |
Закрепление полученных знаний |
Презентация к уроку сл (14-19) |
С чего начнем, как вы думаете?!. Откройте, пожалуйста, графический редактор Paint . Каждый этап работы разбирается вместе с детьми. Комментирует ход выполнения работы (приложение 2,3) |
Открывают Paint и файл Ваза.png . Выполняют работу на компьютере (приложение 3) |
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности, построение логической цепи рассуждений, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств (регулятивные, коммуникативные, познавательные) |
8. |
Рефлексия |
Презентация к уроку сл (20) |
Сегодня каждый из нас закончил урок с определенным настроением. Какое оно у вас я не знаю, а могу лишь догадываться. Для того чтобы передать эмоциональное настроение, при работе на компьютере используют смайлики (от англ. smile – улыбка) (сл 21) |
Оценивают себя, используя смайлики на слайде |
Рефлексия способов и условий действия (познавательные) |
9. |
Домашнее задание |
Презентация к уроку сл (21) |
§ 15, 16 (стр. 97 – 106) Дополнительно: мини-сообщение на тему «Графические редакторы»; нарисовать рисунок, распечатать или принести в электронном варианте. |
Записывают домашнее задание |
Поиск и выделение необходимой информации (познавательные) |
10 |
Подведение итогов урока |
Презентация к уроку сл (22) |
Обсуждение вопросов (приложение 3) Спасибо за урок. |
Отвечают на вопросы |
Анализ и синтез. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме (коммуникативные, познавательные, регулятивные) |
Список используемой литературы
1. Босова Л.И. Информатика. Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 243 с.
2. Семакин И.Г. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2006. – 254с.
3. Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: 8 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 176с. – (В помощь школьному учителю).
4. http://1september.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ
1.
2. Комментарии учителя
1 Этап. Вначале художник наносит замалёвок. Он рисует силуэты будущих цветов и листьев, определяя их размер, основную окраску, форму и расположение предметов. Как вы думаете, почему именно так называется этот этап росписи?
- Какой инструмент рисования будем использовать на этом этапе работы с изображением, чтобы выполнить замалёвок?
- Что произойдет, когда контур закрашиваемой области имеет разрыв? - Как исправить ситуацию? Выполните замалёвок на своей вазе.(сл 14, 15, 17, 18)
2 этап. Бликовка.
На этом этапе художник приступает к бликовке. Блики, или оживки, разложенные на выступающих частях цветов, усиливают игру света. Они как бы подчёркивают объёмность росписи. (сл 19)
- Посмотрите, какие изменения возникли в рисунке?
- С помощью, каких инструментов рисования эти изменения были внесены? (кисть)
- Скажите, от чего будет зависеть выбор размера кисти? (От размера элемента). А какой цвет будем применять?
3. Ход выполнения практической работы.
1. Открыть графический редактор Paint
2. Открыть файл Ваза.bmp
3. Следовать комментариям учителя и отвечать на ее вопросы (I этап).
4. Используя инструменты кривая, эллипс, заливка нанести замалёвки.
5. Следовать комментариям учителя и отвечать на ее вопросы (II этап).
6. Используя инструмент кисть, выполнить бликовку.
7. Сохранить полученный рисунок.