Разработка урока «Компьютерная графика и области ее применения» (Информатика и ИКТ, 8 класс)
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Урок по теме:
"Компьютерная графика и области её применения. Понятие растровой и векторной графики"
Цель и задачи урока
Цель:
Знать определение компьютерной графики, ее назначение и области применения; виды компьютерной графики; особенности,
достоинства и недостатки растровой и векторной графики; основные программные средства для работы с графикой.
Уметь характеризовать и сравнивать растровые и векторные изображения
Уметь редактировать растровое изображение в простейшем графическом редакторе Paint
Задачи:
- обучающие
сформировать понятие о компьютерной графике и ее видах;
выяснить области применения компьютерной графики;
познакомить учащихся с основными видами компьютерной графики, элементами растрового и векторного изображения, достоинствами и недостатками растрового и векторного вида графики;
научить характеризовать, различать, сравнивать растровые и векторные изображения;
продемонстрировать основные возможности графических редакторов;
- развивающие
уметь определять вид компьютерной графики и мотивировать его выбор для решения информационных задач;
развивать логическое мышление, память, умения выделять главное в изучаемом материале;
развивать умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать: и т.д.
- воспитательные
воспитывать культуру речи учащихся;
информационную культуру школьника;
познавательную потребность, интерес к предмету.
Тип урока: урок изучения нового материала с использованием ЭОР
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная
Методы: наглядный, исследовательский, практический (компьютерные технологии)
Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс с организованной локальной сетью, автоматизированное рабочее место учителя: компьютер, проектор, экран
Программное обеспечение: Libre Office Impresse, flash-плеер
Структура и ход урока
№ |
Этап урока |
Название используемых ЭОР |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
Деятельность ученика |
Время (в мин.) |
1 |
Организационный момент |
«Рисование» - Сопровождение Презентация 1. «Компьютерная графика и области её применения»( слайд1) |
Приветствует учеников, проверяет готовность учеников и класса к уроку, отмечает отсутствующих. Учитель: Одним из первых умений, которое приобретает человек в своей жизни, порой ещё даже не научившись говорить, является умение рисовать. Мы рисуем на бумаге, на асфальте, на холсте, на доске. Но в последнее время желающих рисовать всё больше привлекает компьютер. Мир компьютерной графики необъятен. Это и несколько миллионов цветов в палитре, это и возможность “оживить” картинку, это и различные эффекты, применить которые на обычной бумаге достаточно сложно или невозможно вообще. Где, как не на компьютере можно дополнить понравившуюся картину великого художника своими персонажами, да ещё и заставить их двигаться? И всё это можно сделать, не имея специального образования!.. Итак, как вы поняли ребята, мы начинаем изучать новый раздел информатики «Компьютерная графика». Запишем тему урока в тетради: «Компьютерная графика и области её применения. Понятие растровой и векторной графики" |
Приветствуют учителя. Слушают учителя. Записывают тему в тетрадь |
2 мин |
2 |
Постановка целей урока |
Формулирует цель урока Учитель: На сегодняшнем уроке мы узнаем: что такое компьютерная графика, изучим понятия растр, пиксель познакомимся с историей развития компьютерной графики; узнаем, какие существуют типы графики; выясним, где применяется компьютерная графика; научимся характеризовать и сравнивать растровые и векторные изображения научимся редактировать изображение в растровом графическом редакторе Paint |
Воспринимают информацию |
1 |
|
4 |
Содержательная часть (экскурсия по виртуальному музею компьютерной графики) |
Презентация1. «Компьютерная графика и области её применения» (слайд2-7) ЭОР № 3 Этапы развития средств компьютерной графики Слайд (интерактивный).Демонстрация к лекции. ЭОР №4 Художественная и рекламная графика. Слайд (интерактивный). Демонстрация к лекции. ЭОР №5 Области применения компьютерной графики. Слайд (интерактивный). Демонстрация к лекции. ЭОР №6 Статические графические объекты. Слайд (интерактивный) Демонстрация к лекции ЭОР №7 Анимированные графические объекты. Слайд (интерактивный) Демонстрация к лекции. |
Демонстрирует Учитель: Ребята, как вы думаете, что такое компьютерная графика? Запишем определение в тетрадь Раздел информатики, предметом которого является создание и обработка графических изображений на компьютере называется компьютерной графикой. А чтобы лучше познакомится с этим разделом информатики, мы с вами посетим виртуальный музей компьютерной графики. 1 зал «История развития компьютерной графики" 2 зал «Типы компьютерной графики» Познакомимся с различными областями применения компьютерной графики… в 3 зале Давайте посетим последний четвертый зал «Примеры графических изображений» |
Отвечают на поставленный вопрос. Фиксируют понятие компьютерной графики в тетрадь. Рассказывают подготовленные сообщения |
15 |
ФИЗМИНУТКА |
Демонстрация видео-физминутки |
Смотрят на интерактивную доску и повторяют упражнения |
1 мин |
||
Объяснение и первичное закрепление нового материала |
Презентация 2 «Растровые и векторные изображения» |
Учитель: (слайд1) По каким параметрам, на ваш взгляд, можно сравнивать изображения? (ответы учащихся) - способ получения этих рисунков - качество, фотореалистичность Так вот, ребята существуют два подхода к представлению изображения на компьютере: растровый и векторный. Какой из них лучше, а какой хуже вы должны будете определить сами. У вас на столах таблица (слайд2) «Сравнительная характеристика растровой и векторной графики». В течении урока, вы должны будете, заполнить табличку информацией исходя из моего объяснения. (слайд3) Посмотрите на эти изображения, смогли бы вы сразу определить векторное или растровое изображение. (слайд4)Найдите в чем отличие? Сделаем вывод растровое изображение фотореалестично! (слай5-7)Растровое изображение хранится с помощью точек разного цвета (пикселей), которые образуют строки и столбцы. (слайд8-10)Векторное изображение формируется из объектов (точка, линия, окружность, прямоугольник и т.п.), которые хранятся в памяти компьютера в виде графических примитивов и описывающих их математических формул. (слайд 11-13) Давайте систематизируем наши знания. И до конца заполним наши таблицы. Растровая графика. Растровое изображение хранится с помощью точек различного цвета (пикселей), которые образуют строки и столбцы. Каждый пиксель имеет определенное положение и цвет. Хранение каждого пикселя требует определенного количества битов информации, которое зависит от количества цветов в изображении. Пиксель - минимальный участок изображения, цвет которого можно задать независимым образом. Качество растрового изображения зависит от размера изображения – пространственного разрешения (количества пикселей по горизонтали и вертикали) и количества цветов, которые можно задать для каждого пикселя. Растровые изображения очень чувствительны к масштабированию (увеличению или уменьшению). При уменьшении растрового изображения несколько соседних точек преобразуются в одну, поэтому теряется различимость мелких деталей изображения. При увеличении изображения увеличивается размер каждой точки и появляется ступенчатый эффект, который можно увидеть невооруженным глазом. Векторная графика. Если в растровой графике базовым элементом изображения является точка, то в векторной графике – линия. Линия описывается математически как единый объект, и потому объем данных для отображения объекта средствами векторной графики существенно меньше, чем в растровой графике. Линия – элементарный объект векторной графики. Компьютер хранит элементы изображения (линии, кривые, фигуры) в виде математических формул. При открытии файла программа прорисовывает элементы изображения по их математическим формулам (уравнениям). Векторное изображение масштабируется без потери качества: масштабирование изображения происходит при помощи математических операций: параметры примитивов просто умножаются на коэффициент масштабирования. Изображение может быть преобразовано в любой размер Векторные файлы имеют сравнительно небольшой размер, т.к. компьютер запоминает только начальные и конечные координаты элементов изображения -этого достаточно для описания элементов в виде математических формул. Размер файла как правило не зависит от размера изображаемых объектов, но зависит от сложности изображения: количества объектов на одном рисунке Понятие «разрешение» не применимо к векторным изображениям. Векторные файлы имеют сравнительно небольшой размер, чем растровые изображения, «не фотографичны». Для обработки изображений на компьютере используются специальные программы — графические редакторы. Графический редактор — это программа создания, редактирования и просмотра графических изображений. Графические редакторы также можно разделить на две категории: растровые и векторные. Растровые графические редакторы являются наилучшим средством обработки фотографий и рисунков, поскольку растровые изображения обеспечивают высокую точность передачи градаций цветов и полутонов. Среди растровых графических редакторов есть простые, например стандартное приложение Paint, и мощные профессиональные графические системы, например Adobe Photoshop. К векторным графическим редакторам относятся графический редактор, встроенный в текстовый редактор Word. Среди профессиональных векторных графических систем наиболее распространена CorelDRAW. Сюда также можно добавить Macromedia Flash MX. Программы для работы с векторной графикой: Corel Draw Adobe Illustrator Fractal Design Expression Macromedia Freehand И все-таки, какое изображение лучше? (Ответы детей с доказательствами своего мнения). Учитель: Впереди у нас будет ещё достаточно занятий, чтобы разобраться во всех плюсах и минусах обоих типов. И все же, мне кажется, оба типа важны и нужны, так как применяются в различных областях. Векторная графика для хранения высокоточных изображений (графиков, схем), а растровая графика для художественного творчества и редактирования фотографий. |
Предлагают ответы, воспринимают информацию, формулируют выводы |
10 мин |
|
6 |
Индивидуальная практическая работа |
Online демонстрация презентации «Знакомство с интерфейсом и инструментами графического редактора Paint» Практическая работа – Приложение 1. |
Учитель: Знаете ли вы, как называются программы, в которых мы работаем с графикой? (ответы учащихся) И сейчас хочу познакомить вас и предложить вам практическую работу в одном из растровых графических редакторов, который называется Paint. Это стандартное приложение Windows. Давайте познакомимся с интерфейсом программы. |
Выполняют указания учителя, выполняю практическую работу |
10 мин |
7 |
Подведение итогов |
Учитель подводит итоги: Давайте проверим заполнение таблицы и посмотрим, кто из вас справился с этим заданием лучше. (Проверка заполнения таблицы.) - А теперь давайте проверим, что вы усвоили за урок. Для этого ответьте, пожалуйста, на вопросы. Вопросы: 1. Перечислите виды графики, о которых мы сегодня говорили? (растровая, векторная) 2. В чем преимущества растровой графики? (при выводе изображений на экран достигается их высокое качество) 3. В чем недостатки растровой графики? (изображение имеет большой размер, изображение нельзя расчленить) 4. В чем преимущества векторной графики? (изображение можно расчленить на части, имеет небольшой размер, масштабируется без потери качества) - Итак, сегодня мы с вами познакомились с видами компьютерной графики, теперь вы умеете их различать и знаете их достоинства и недостатки. - А теперь давайте запишем домашнее задание. |
Воспринимают информацию. |
1 |
|
8 |
Выдача домашнего задания |
Формулирует домашнее задание: Подготовиться к тестированию, используя опорный конспект и дополнительные материалы. |
Записывают домашнее задание в дневники |
1 |
Приложение 1
Практическая работа «Работа в растровом и векторном редакторе»
В данной практической работе я предлагаю вам самостоятельно апробировать растровый (Paint) и векторный (Word) графические редакторы.
Запустите программу Paint ( нажмите кнопу Пуск, выберите команды Программа – Стандартный – Paint). После запуска откроется окно (рис.1), изучите его.
Рис.1 Интерфейс программы Paint и интсрументы для работы
Воспользовавшись панелью Фигуры (рис.2) нарисуйте гусеницу с помощью таких инструментов как: эллипс, линейка и заливка (цвета для заливки вы можете выбрать свои).
Рис.2- панель «Фигуры»
Создайте папку на рабочем столе (в качестве названия папки напишите свою фамилию и имя, класс) и сохраните рисунок в формате JPEG в свою папку под именем Гусеница.
Запустите текстовый редактор Word. Командой Вставка- Фигуры-Новое полотно(рис.3).
Рис.3 – панель для вставки фигур редактора Word
Нарисуйте туже гусеницу с помощью автофигур Word.
Сгруппируйте рисунок: Выделите все составные части рисунка с помощью точно также как и в Paint.
Теперь щелчком правой клавиши мыши выберите - Группировать - Группировка. Теперь ваш рисунок - это совокупность не разделимых частей.
8.Попробуйте теперь растянуть или сжать рисунок в Word, что происходит? Что поменялось и не поменялось? Откройте сохраненный рисунок Гусеница из вашей папки и проделайте с ним тоже самое.
Дайте устную характеристику обоим рисункам: Как изменились рисунки при уменьшении масштаба и при увеличении?
Использованная литература:
1. Конспект урока «Компьютерная графика и области её применения. Понятие растровой и векторной графики» учителя информатики МОУ Куркинская СОШ №1 Куркинского района Тульской области Жаворонковой Т.Л.
2. Урок по теме «Растровая и векторная графика. Растровые графические редакторы» - http://festival.1september.ru/articles/612212/
3. Урок «Растровая и векторная графика. Растровые и векторные графические редакторы» -http://festival.1september.ru/articles/526891/
4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru/
5. Телевизионное объединение «Продюсерский центр «ШКОЛА» - информационный источник сложной структуры- Курс элементарной компьютерной грамотности- номер ЦОР 00150- название «Рисование»
6. Сайт посвященный графическому редактору Paint - http://pen2000.ru/instruments.php?id=1
7. Школа-Windows-https://windows-school.ru/publ/winfaq/ptdz/rabota_s_programmoj_paint_risovanie_i_redaktirovanie_izobrazhenij/10-1-0-184
8. Инструменты графического редактора Paint - https://studopedia.ru/8_147532_instrumenti-graficheskogo-redaktora-Paint.html
- /data/files/b1508573084.docx (Таблица)
- ЭОР
SWF / 306.76 Кб
ЭОР
SWF / 414.45 Кб
ЭОР
SWF / 591.16 Кб
ЭОР
SWF / 524.58 Кб
ЭОР
SWF / 508.8 Кб
ЭОР
EXE / 8.49 Мб
2) «Компьютерная графика и области её применения».Виртуальны
PPTX / 3.43 Мб
3) «Растровые и векторные изображения»
PPT / 2.65 Мб
4) Знакомство с графическим редактором Paint
PPT / 767.5 Кб
Любовь