Разработка урока «Компьютерная графика и области ее применения» (Информатика и ИКТ, 8 класс)

4
1
Материал опубликован 21 October 2017 в группе

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Урок по теме:

"Компьютерная графика и области её применения. Понятие растровой и векторной графики"

Цель и задачи урока

Цель:

Знать определение компьютерной графики, ее назначение и области применения; виды компьютерной графики; особенности,

достоинства и недостатки растровой и векторной графики; основные программные средства для работы с графикой.

Уметь характеризовать и сравнивать растровые и векторные изображения

Уметь редактировать растровое изображение в простейшем графическом редакторе Paint

Задачи:

- обучающие

сформировать понятие о компьютерной графике и ее видах;

выяснить области применения компьютерной графики;

познакомить учащихся с основными видами компьютерной графики, элементами растрового и векторного изображения, достоинствами и недостатками растрового и векторного вида графики;

научить характеризовать, различать, сравнивать растровые и векторные изображения;

продемонстрировать основные возможности графических редакторов;

- развивающие

уметь определять вид компьютерной графики и мотивировать его выбор для решения информационных задач;

развивать логическое мышление, память, умения выделять главное в изучаемом материале;

развивать умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать: и т.д.

- воспитательные

воспитывать культуру речи учащихся;

информационную культуру школьника;

познавательную потребность, интерес к предмету.

Тип урока: урок изучения нового материала с использованием ЭОР

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная

Методы: наглядный, исследовательский, практический (компьютерные технологии)

Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс с организованной локальной сетью, автоматизированное рабочее место учителя: компьютер, проектор, экран

Программное обеспечение: Libre Office Impresse, flash-плеер

Структура и ход урока

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

Организационный момент

«Рисование» - Сопровождение

Презентация 1. «Компьютерная графика и области её применения»( слайд1)

Приветствует учеников, проверяет готовность учеников и класса к уроку, отмечает отсутствующих.

Учитель: Одним из первых умений, которое приобретает человек в своей жизни, порой ещё даже не научившись говорить, является умение рисовать. Мы рисуем на бумаге, на асфальте, на холсте, на доске. Но в последнее время желающих рисовать всё больше привлекает компьютер. Мир компьютерной графики необъятен. Это и несколько миллионов цветов в палитре, это и возможность “оживить” картинку, это и различные эффекты, применить которые на обычной бумаге достаточно сложно или невозможно вообще. Где, как не на компьютере можно дополнить понравившуюся картину великого художника своими персонажами, да ещё и заставить их двигаться? И всё это можно сделать, не имея специального образования!..

Итак, как вы поняли ребята, мы начинаем изучать новый раздел информатики «Компьютерная графика». Запишем тему урока в тетради: «Компьютерная графика и области её применения. Понятие растровой и векторной графики"

Приветствуют учителя.

Слушают учителя.

Записывают тему в тетрадь

2 мин

2

Постановка целей урока

 

Формулирует цель урока

Учитель: На сегодняшнем уроке мы узнаем:

что такое компьютерная графика, изучим понятия растр, пиксель

познакомимся с историей развития компьютерной графики;

узнаем, какие существуют типы графики;

выясним, где применяется компьютерная графика;

научимся характеризовать и сравнивать растровые и векторные изображения

научимся редактировать изображение в растровом графическом редакторе Paint

Воспринимают информацию

1

4

Содержательная часть (экскурсия по виртуальному музею компьютерной графики)

Презентация1. «Компьютерная графика и области её применения» (слайд2-7)

ЭОР № 3 Этапы развития средств компьютерной графики Слайд (интерактивный).Демонстрация к лекции.

ЭОР №4 Художественная и рекламная графика. Слайд (интерактивный). Демонстрация к лекции.

ЭОР №5 Области применения компьютерной графики. Слайд (интерактивный). Демонстрация к лекции.

ЭОР №6 Статические графические объекты. Слайд (интерактивный) Демонстрация к лекции

ЭОР №7 Анимированные графические объекты. Слайд (интерактивный) Демонстрация к лекции.

Демонстрирует

Учитель: Ребята, как вы думаете, что такое компьютерная графика? Запишем определение в тетрадь

Раздел информатики, предметом которого является создание и обработка графических изображений на компьютере называется компьютерной графикой.

А чтобы лучше познакомится с этим разделом информатики, мы с вами посетим виртуальный музей компьютерной графики.

1 зал «История развития компьютерной графики"

2 зал «Типы компьютерной графики»

Познакомимся с различными областями применения компьютерной графики… в 3 зале

Давайте посетим последний четвертый зал «Примеры графических изображений»

Отвечают на поставленный вопрос.

Фиксируют понятие компьютерной графики в тетрадь.

Рассказывают подготовленные сообщения

15

 

ФИЗМИНУТКА

Демонстрация видео-физминутки

Смотрят на интерактивную доску и повторяют упражнения

1 мин

Объяснение и первичное закрепление нового материала

Презентация 2 «Растровые и векторные изображения»

Учитель: (слайд1) По каким параметрам, на ваш взгляд, можно сравнивать изображения?

(ответы учащихся)

- способ получения этих рисунков

- качество, фотореалистичность

Так вот, ребята существуют два подхода к представлению изображения на компьютере: растровый и векторный.

Какой из них лучше, а какой хуже вы должны будете определить сами. У вас на столах таблица (слайд2) «Сравнительная характеристика растровой и векторной графики». В течении урока, вы должны будете, заполнить табличку информацией исходя из моего объяснения.

(слайд3) Посмотрите на эти изображения, смогли бы вы сразу определить векторное или растровое изображение.

(слайд4)Найдите в чем отличие? Сделаем вывод растровое изображение фотореалестично!

(слай5-7)Растровое изображение хранится с помощью точек разного цвета (пикселей), которые образуют строки и столбцы.

(слайд8-10)Векторное изображение формируется из объектов (точка, линия, окружность, прямоугольник и т.п.), которые хранятся в памяти компьютера в виде графических примитивов и описывающих их математических формул.

(слайд 11-13) Давайте систематизируем наши знания. И до конца заполним наши таблицы.

Растровая графика. Растровое изображение хранится с помощью точек различного цвета (пикселей), которые образуют строки и столбцы. Каждый пиксель имеет определенное положение и цвет. Хранение каждого пикселя требует определенного количества битов информации, которое зависит от количества цветов в изображении.

Пиксель - минимальный участок изображения, цвет которого можно задать независимым образом.

Качество растрового изображения зависит от размера изображения – пространственного разрешения (количества пикселей по горизонтали и вертикали) и количества цветов, которые можно задать для каждого пикселя.

Растровые изображения очень чувствительны к масштабированию (увеличению или уменьшению). При уменьшении растрового изображения несколько соседних точек преобразуются в одну, поэтому теряется различимость мелких деталей изображения. При увеличении изображения увеличивается размер каждой точки и появляется ступенчатый эффект, который можно увидеть невооруженным глазом.

Векторная графика. Если в растровой графике базовым элементом изображения является точка, то в векторной графике – линия. Линия описывается математически как единый объект, и потому объем данных для отображения объекта средствами векторной графики существенно меньше, чем в растровой графике. Линия – элементарный объект векторной графики.

Компьютер хранит элементы изображения (линии, кривые, фигуры) в виде математических формул. При открытии файла программа прорисовывает элементы изображения по их математическим формулам (уравнениям).

Векторное изображение масштабируется без потери качества: масштабирование изображения происходит при помощи математических операций: параметры примитивов просто умножаются на коэффициент масштабирования.

Изображение может быть преобразовано в любой размер  
(от логотипа на визитной карточке до стенда на улице) и при этом его качество не изменится.

Векторные файлы имеют сравнительно небольшой размер, т.к. компьютер запоминает только начальные и конечные координаты элементов изображения -этого достаточно для описания элементов в виде математических формул. Размер файла как правило не зависит от размера изображаемых объектов, но зависит от сложности изображения: количества объектов на одном рисунке  Понятие «разрешение» не применимо к векторным изображениям.

    Векторные файлы имеют сравнительно небольшой размер, чем растровые изображения, «не фотографичны».  

Для обработки изображений на компьютере используются специальные программы — графические редакторы.

Графический редактор — это программа создания, редактирования и просмотра графических изображений.

Графические редакторы также можно разделить на две категории: растровые и векторные.

Растровые графические редакторы являются наилучшим средством обработки фотографий и рисунков, поскольку растровые изображения обеспечивают высокую точность передачи градаций цветов и полутонов.

Среди растровых графических редакторов есть простые, например стандартное приложение Paint, и мощные профессиональные графические системы, например Adobe Photoshop.

К векторным графическим редакторам относятся графический редактор, встроенный в текстовый редактор Word. Среди профессиональных векторных графических систем наиболее распространена CorelDRAW. Сюда также можно добавить Macromedia Flash MX.

Программы для работы с векторной графикой:

Corel Draw

Adobe Illustrator

Fractal Design Expression

Macromedia Freehand

И все-таки, какое изображение лучше? (Ответы детей с доказательствами своего мнения).

Учитель: Впереди у нас будет ещё достаточно занятий, чтобы разобраться во всех плюсах и минусах обоих типов. И все же, мне кажется, оба типа важны и нужны, так как применяются в различных областях. Векторная графика для хранения высокоточных изображений (графиков, схем), а растровая графика для художественного творчества и редактирования фотографий.

Предлагают ответы, воспринимают информацию, формулируют выводы

10 мин

6

Индивидуальная практическая работа

Online демонстрация презентации «Знакомство с интерфейсом и инструментами графического редактора Paint»

Практическая работа –

Приложение 1.

Учитель: Знаете ли вы, как называются программы, в которых мы работаем с графикой? (ответы учащихся) И сейчас хочу познакомить вас и предложить вам практическую работу в одном из растровых графических редакторов, который называется Paint. Это стандартное приложение Windows. Давайте познакомимся с интерфейсом программы.

Выполняют указания учителя, выполняю практическую работу

10 мин

7

Подведение итогов

 

Учитель подводит итоги:

Давайте проверим заполнение таблицы и посмотрим, кто из вас справился с этим заданием лучше.

(Проверка заполнения таблицы.)

- А теперь давайте проверим, что вы усвоили за урок. Для этого ответьте, пожалуйста, на вопросы.

Вопросы:

1. Перечислите виды графики, о которых мы сегодня говорили? (растровая, векторная)

2. В чем преимущества растровой графики? (при выводе изображений на экран достигается их высокое качество)

3. В чем недостатки растровой графики? (изображение имеет большой размер, изображение нельзя расчленить)

4. В чем преимущества векторной графики? (изображение можно расчленить на части, имеет небольшой размер, масштабируется без потери качества)

- Итак, сегодня мы с вами познакомились с видами компьютерной графики, теперь вы умеете их различать и знаете их достоинства и недостатки.

- А теперь давайте запишем домашнее задание.

Воспринимают информацию.

1

8

Выдача домашнего задания

 

Формулирует домашнее задание:

Подготовиться к тестированию, используя опорный конспект и дополнительные материалы.

Записывают домашнее задание в дневники

1

Приложение 1

Практическая работа «Работа в растровом и векторном редакторе»

В данной практической работе я предлагаю вам самостоятельно апробировать растровый (Paint) и векторный (Word) графические редакторы.

Запустите программу Paint ( нажмите кнопу Пуск, выберите команды Программа – Стандартный – Paint). После запуска откроется окно (рис.1), изучите его.

Рис.1 Интерфейс программы Paint и интсрументы для работы

Воспользовавшись панелью Фигуры (рис.2) нарисуйте гусеницу с помощью таких инструментов как: эллипс, линейка и заливка (цвета для заливки вы можете выбрать свои).

Рис.2- панель «Фигуры»

Создайте папку на рабочем столе (в качестве названия папки напишите свою фамилию и имя, класс) и сохраните рисунок в формате JPEG в свою папку под именем Гусеница.

Запустите текстовый редактор Word. Командой Вставка- Фигуры-Новое полотно(рис.3).

Рис.3 – панель для вставки фигур редактора Word

Нарисуйте туже гусеницу с помощью автофигур Word.

Сгруппируйте рисунок: Выделите все составные части рисунка с помощью точно также как и в Paint.

Теперь щелчком правой клавиши мыши выберите - Группировать - Группировка. Теперь ваш рисунок - это совокупность не разделимых частей.

8.Попробуйте теперь растянуть или сжать рисунок в Word, что происходит? Что поменялось и не поменялось? Откройте сохраненный рисунок Гусеница из вашей папки и проделайте с ним тоже самое.

Дайте устную характеристику обоим рисункам: Как изменились рисунки при уменьшении масштаба и при увеличении?

Использованная литература:

1.     Конспект урока «Компьютерная графика и области её применения. Понятие растровой и векторной графики» учителя информатики МОУ Куркинская СОШ №1 Куркинского района Тульской области Жаворонковой Т.Л.

2.     Урок по теме «Растровая и векторная графика. Растровые графические редакторы»  - http://festival.1september.ru/articles/612212/

3.     Урок «Растровая и векторная графика. Растровые и векторные графические редакторы» -http://festival.1september.ru/articles/526891/

4.     Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru/

5.     Телевизионное объединение «Продюсерский центр «ШКОЛА» - информационный источник сложной структуры- Курс элементарной компьютерной грамотности- номер ЦОР 00150- название «Рисование»

6.     Сайт посвященный графическому редактору Paint - http://pen2000.ru/instruments.php?id=1

7.     Школа-Windows-https://windows-school.ru/publ/winfaq/ptdz/rabota_s_programmoj_paint_risovanie_i_redaktirovanie_izobrazhenij/10-1-0-184

 

8.     Инструменты графического редактора Paint - https://studopedia.ru/8_147532_instrumenti-graficheskogo-redaktora-Paint.html

 

 

 

 

 

  1. /data/files/b1508573084.docx (Таблица)

  2. ЭОР
    SWF / 306.76 Кб

    ЭОР
    SWF / 414.45 Кб

    ЭОР
    SWF / 591.16 Кб

    ЭОР
    SWF / 524.58 Кб

    ЭОР
    SWF / 508.8 Кб

    ЭОР
    EXE / 8.49 Мб

    2) «Компьютерная графика и области её применения».Виртуальны
    PPTX / 3.43 Мб

    3) «Растровые и векторные изображения»
    PPT / 2.65 Мб

    4) Знакомство с графическим редактором Paint
    PPT / 767.5 Кб

  3.  
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за разработку. Очень полезный и нужный материал. Добавила в избранное.

2 January

Похожие публикации