«Кому на Руси жить хорошо»: история создания, жанр и проблематика поэмы- эпопеи».

4
2
Материал опубликован 29 May

Технологическая карта урока

Класс: 10

Предмет:Литература

Учебник:Литература (в 2 частях), 10 класс/ Коровин В.И., Вершинина Н.Л., Капитанова Л.А. и другие; под редакцией Коровина В.И.,

«Издательство «Просвещение»

Учитель:Шремзер Е.М.

Место работы: МОБУ «Муринская СОШ №5»

Тема: «Кому на Руси жить хорошо»: история создания, жанр и проблематика поэмы- эпопеи».

Тип урока: УНЗ

Форма урока: Урок- практикум с использованием технологии сингапурских обучающих структур (работа в группах фиксированного состава)

Оборудование: проектор, экран, оценочные листы, стикеры по количеству учащихся, презентация

Цель урока: познакомиться с историей создания, определить круг проблем и жанровые особенностью поэмы-эпопеи, развитие читательских качеств и устойчивого интереса к чтению.

Задачи:

создать условия для развития культуры восприятия и понимания литературных текстов на примере поэмы Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»;

создать условия для формирования самостоятельного истолкования прочитанного;

создать условия для повышения уровня самостоятельного анализа и интерпретации теоретического материала;

создать условия для проведения продуктивной деятельности в рамках урока.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

знание содержания, понимание ключевых проблем и осознание историко-культурной и нравственной ценности произведений русской классической литературы,

способность выявлять в произведениях художественной литературы темы, идеи, проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных высказываниях;

понимание и осмысленное использование терминологического аппарата современного литературоведения, устойчивые навыки устной речи в процессе чтения и обсуждения.

Личностные:

осознание духовных ценностей российского народа;

совершенствование языковой и читательской культуры;

планирование и осуществление действий в окружающей среде в рамках групповой работы;

Метапредметные:

определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

самостоятельно формулировать и актуализировать проблемы, заложенные в художественном произведении;

обладать разными видами деятельности для получения нового знания по литературе, его интерпретации, преобразования и применения в различных учебных ситуациях;

оценивать приобретённый опыт;

Регулятивные УУД:

давать оценку новым ситуациям, в том числе изображённым в художественной литературе;

оценивать приобретённый опыт;

развивать способность понимать мир с позиции другого человека.


Структура урока усвоения новых знаний


Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

Система Оценки

1.Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся. Задача первого этапа состоит в том, чтобы заинтересовать учащихся новой формой работы на уроке

1.Структура КОНЭРС – «углы» - структура, в которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта.

Задание: В углах кабинета 4 таблички с названием стран (Япония, Франция, Испания, Россия). Выбрать страну для комфортного проживания. После короткого размышления (10 секунд) подойти к выбранному углу.

2.Беседа с каждым «углом» (1-2 человека).

3. На этом этапе, для уроков с использованием групповой форм работы, расставлены парты для свободного взаимодействия учащихся лицом к лицу. Такая совместная деятельность стимулирует их заинтересованность и одновременно готовит к нетрадиционным формам обучения. Парты должны отходить лучами от учительского стола для того, чтобы никто не сидел спиной к учителю. Таким образом, у каждого ученика есть “shoulder partner” ("партнер по плечу") и “face partner” ("партнер, который сидит напротив"). Каждый ребенок имеет свой номер в команде, исходя из двустороннего ламинированного А-4 коврика-управления (Manage Mat).

1.Учащиеся подходят к выбранному углу, находят партнера не из своей команды, делятся своим решением (по 30 секунд для взаимообщения), после беседы расходятся на свои места, слушают инструктаж по работе в группе.

Самостоятельно делать свой выбор, осуществлять действие в окружающей среде в ситуации нестандартного выбора решения (П).

Это этап приучения учеников к определенным условиям работы:

взаимодействовать в группе с любым партнером или партнерами;

вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;

испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса;

полностью осознавать, что совместная работа в группах – это серьезный и ответственный труд;

не нарушать правило «Трех ″нельзя″».

Психологическая оценка сознательного отношения к решению

2.Постановка цели и задач урока (стадия вызова)

1)Выход на проблемную ситуацию:

-Рыба ищет, где глубже, а человек- где лучше. Как говорится, когда вокруг все хорошо, тогда и внутри спокойно. Есть книги, название которых стали нарицательными: «Кто виноват?», «Что делать?». Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» без вопроса, значит ли это, что автор нашел ответ, а не задается вопросом?

2)Объявление темы урока, выход на цель.

Задание определить цель урока.


1)Участвуют в мини – дискуссии, формулируют цель урока

Определять цель деятельности, осуществлять позитивное поведение, формирование языковой культуры(П).

Педагогическая оценка динамики учебных действий по формированию целей, выражению своих мыслей в устной речи

3.Актуализация знаний (стадия осмысления)

История создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

1.Структура «Эй ар гайд» («До и после»). Обучающая структура, в которой сравниваются знания и точки зрения учеников по теме до и после выполнения «упражнения – раздражителя» для активации мышления. Учитель подбирает видеоматериал по теме урока, составляет утверждения, которые могут быть как правильными, так и неправильными.

2. Просмотрите видеоролики.

4. По завершению просмотра видео ещё

раз прочтите все утверждения.

5. В столбике «ПОСЛЕ» поставьте «+», если вы

согласны с утверждением, или «–», если вы не

согласны с утверждением.

Знакомятся с утверждениями, делают свой выбор, ни с кем, не вступая в общение (отмечают знаком «+» согласие и знаком «- «несогласие с утверждением.

Смотрят видеофрагмент, делают повторно выбор. Своим выбором перед классом делится партнер №1

Осуществлять позитивное поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным и креативным; уметь предполагать решение (К); совершенствование языковой и читательской культуры (Л)

Самооценка остаточных предметных знаний (проверка домашнего задания) в понимании текста утверждения. Педагогическая оценка динамики учебных действий.

4.Первичное освоение новых знаний (стадия осмысления)

Проблематика произведения «Кому на Руси жить хорошо»


Структура «Тик-тэк -тоу» («Крестики – нолики»).

Структура, используемая для развития критического и креативного мышления, в которой участники составляют предложения, используя три слова, расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали и диагонали.

(на столах наборы карточек). Время для выполнения – 3 минуты

Каждый участник на своем листочке бумаги и выполняет шаги:


1) придумывают 3 предложения из ключевых слов, взятых по диагонали, вертикали, горизонтали;


2) проговаривают громко свои предложения, начиная с партнера №1 по часовой стрелке. Предложения, которые повторяются, вычеркиваются.


Из оставшихся предложений выбирают 3 лучших, с которыми выступает партнер №2

Определять цели своей деятельности (П), креативно мыслить, развернуто и логично излагать в процессе коллективной работы, а также во время презентации ответа перед классом (К); совершенствование языковой и читательской культуры (Л)

Взаимооценка

выполняемых действий по созданию речевого продукта.

5.Первичная проверка понимания

Жанр произведения «Кому на Руси жить хорошо»


Структура «Модель фрейер», помогающая учащимся глубоко понять и осознать изучаемое литературоведческое понятие «эпопея» для развития критического и креативного мышления.

Ученики должны выписать обязательные характеристики понятия, необязательные характеристики,

привести примеры и антипримеры (противоположные). Время на выполнение всей работы -5 минут


Учащиеся

изготавливают модель и заполняют ее примерами и антипримерами, высказываются вслух и уточняют запись, если произошло повторение. В результате итоговый продукт должен содержать самые точные ассоциации и примеры, характеризующие понятие. С отчетом выступает партнер №3.

Совершенствование языковой и

читательской культуры (Л),

способность выражать своё отношение к идеям, образам в развёрнутых аргументированных устных высказываниях (Л), (К), умение интерпретации понятия(П), оценивать

приобретённый опыт с учётом литературных знаний(Р).

Самооценка выполняемых действий. Взаимооценка действий по созданию учебного продукта.

Педагогическая оценка динамики учебных действий.

6.Первичное закрепление с элементами рефлексии

Подведение к выводу:

- С какой целью Н. Некрасов создал поэму- эпопею?


Структура

МИКС ФРИЗ ГРУП, в ходе которой участники смешиваются под музыку, замирают, когда музыка прекращается, внимательно слушают вопрос.

Стоящие рядом становятся партнерами на время и слушают вопрос. Условие: в течение 30 секунд партнеры обмениваются своими ответами на поставленный вопрос и возвращаются в группы. По часовой стрелке в группе идет обмен мнений, выбирается лучший вариант ответа. С отчетом выступает партнер №4

Оценивать

приобретённый опыт, в том числе

читательский(П), (Р), (Л); развивать здоровые привычки;

ценить эстетику (Л).

Педагогическая оценка метапредметных достижений при выполнении учебных действий.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Учитель предлагает ученикам освоить формат критика и оформить ответы домашнего задания в письменном виде

Необходимо составить мини- конспект из ответов на вопросы

Развивать способность понимать мир с позиции другого человека, используя знания по литературе (Р), способность выявлять в произведениях художественной литературы второй половины XIX века образы, идеи, проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных письменных высказываниях(П), совершенствование языковой и

читательской культуры

Педагогическая и психологическая оценка динамики учебных действий, метапредметных результатов.

8.Заключи

тельный этап урока.

Рефлексия. Подведение итогов.

1.Заполнение оценочных листов: каждый участник группы ставит оценку себе, партнеру по лицу, партнеру по плечу и за работу всей группы.

2. Прием «Билетик на выход»


Каждый член команды выставляет оценку за урок себе, партнеру по лицу, партнеру по плечу, команде, оставляя место для оценки учителя. Средний балл является итоговой оценкой ученика.

2.

Звучит музыка, обучающиеся покидают кабинет, оставляя стикер на классной доске (стикер содержит предложения по улучшению урока, слова благодарности, критические замечания по занятию).

давать оценку себе и другим(П), выражать требования и замечания.

Музыкальный фон сохраняет позитивный настрой.


Приложение №1




Презентация к уроку


https://disk.yandex.ru/i/FZ2SEMjVH1mDsQ



Приложение №2


t1748507317aa.gif

t1748507317ab.gif

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересно придуман урок! спасибо!

1
30 May

Спасибо за материал и творчество!

1
1 June