12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Марина Тимофеева17

Час обсуждений «Конфликты и пути их решения»


Цели: сформировать конфликтную компетентность и способность толерантного поведения; способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия; побуждать обучающихся к сотрудничеству, взаимопониманию.

Задачи:

- Определить понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация».

- Рассмотреть функции конфликта в обществе и его структуру.

- Рассмотреть способы предупреждения конфликтов в теории и на практике.

Ход мероприятия:

Здравствуйте, всем! По-моему, все согласятся с тем, что общение важно для человека. Также важно уметь общаться, зная  правила взаимоотношений. Для того чтобы определить, о чём мы будем сегодня говорить, давайте посмотрим один ролик (Бараны по С.Михалкову)

Обращение к студентам:- Что произошло? Кто может определить, как называется подобное столкновение людей?(Конфликты). Что самое главное не смогли сделать бараны? (договориться, понять друг друга, уступить) Что несут с собой такого рода столкновения? (Душевные страдания или физические увечья). Вот к чему может привести неуступчивость и упрямство. 

2 слайд. Слово «конфликт» в переводе с латинского языка означает разногласие, спор, противоречие, несовпадение. Конфликт можно трактовать как борьбу двух противоположных сторон, активно защищающих свои интересы. Но в психологии единого понятия «конфликт» не существует. Например, в психологическом словаре А.В. Петровского конфликт определяется как «столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия».

3 слайд. Одним из оснований для типологии конфликтов является принадлежность конфликтующей стороны к тому или иному субъекту конфликтного действия. В связи с этим выделяются следующие типы конфликтов: внутриличностные конфликты, межличностные конфликты, межгрупповые конфликты и личностно- групповой.

Далее с каждым из видов ознакомимся поподробнее.

4 слайд. Внутриличностные конфликты.

Внутриличностные конфликты представляют собой столкновение двух противоположно направленных целей (потребностей, мотивов, интересов) у одного и того же человека.

5 слайд. Межличностные конфликты.

Для них характерны ситуации противоречия, разногласия, столкновения между людьми. Межличностные конфликты могут охватывать все сферы человеческих отношений.

6 слайд. Межгрупповые конфликты.

Межгрупповые конфликты менее распространены между людьми, но они тяжелы по своим последствиям.

7 слайд. Личностно-групповой конфликт.

Конфликты между личностью и группой возникают в среде групповых взаимоотношений и отличаются некоторыми особенностями, которые следует учитывать в управлении этими конфликтами.

Обращение к студентам: Как вы считаете какой вред приносит конфликт?

Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.

Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук.

В-третьих, страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды.

Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других.

Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Сейчас мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации.

Для предупреждения конфликтных ситуаций существует множество способов. Мы рассмотрим два самых распространённых.

Ситуация 1. Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит учебников и пользуется вашими. Разыграйте ситуацию (чтение по ролям):

- Привет, Дима!

- Привет. Ты опять пришел на урок без учебника?

- Я забыл их дома.

- Мне не хочется ссориться, но мне не нравится, когда моими вещами пользуются другие. Это мои учебники, и мне одному удобнее ими пользоваться.  

- Ладно, понял. Постараюсь больше не забывать учебники дома.

Ситуация 2: 

Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Разыграйте ситуацию (чтение по ролям):

- Привет, Дима!

- Привет. Ты опять пришел на урок без учебника?

- Ну да, просто они такие тяжелые и вообще я не знал, что сегодня история.

- Я понимаю, что тяжело носить в школу полный портфель учебников. Но мне кажется несправедливым то, что я один ношу учебники, давай будем это делать по очереди?

- Классно! Давай.

Обращение к студентам:: Чем отличаются возражения ученика?

В первой ситуации мягко намекают, а во второй предлагают компромисс

Первый способ предупреждения конфликтов - мягкое противостояние.

Мягкое противостояние - это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека.

Второй способ называется "конструктивное предложение" Это попытка найти компромисс, т.е. выход, который мог бы устроить всех.

8 слайд. Способы разрешения конфликтов.

На слайде вы можете наблюдать несколько (самых действенных) из существующих видов разрешения конфликтов.

Компромисс – решение проблемы через взаимные уступки сторон.

Переговоры – попытка найти решение удовлетворяющее обе стороны.

Посредничество – обращение к третьей стороне для решения конфликта.

9 слайд. Рассмотрим этапы разрешения конфликта.

создать атмосферу сотрудничества;

стремиться к ясности отношений и общения;

признать наличие конфликта;

договориться о процедуре (где, когда и как начнется работа по его преодолению);

очертить конфликт, т.е. определить его в терминах обоюдной проблемы, подлежащей урегулированию;

добиться соглашения;

установить срок решения;

воплотить план в жизнь;

оценить принятое решение.

10 слайд Практикум

Предлагаю вашему вниманию 3 определения: ВЕРНО, НЕВЕРНО, СПОРНО, и высказывания на слайде. Давайте рассмотрим каждое высказывание и попробуем определить, верно оно, неверно или спорно и почему. Обоснуйте своё мнение.

1. – В конфликтной ситуации нужно отстаивать свою правоту любыми

способами.

2. – Конфликт всегда можно предотвратить.

3. – Умение предотвратить конфликт зависит от нравственного

воспитания человека.

4. – Во всём надо знать меру.

5. – В споре рождается истина.

6. – Жизнь в обществе невозможна без взаимных уступок. (Д. Самюэль).

7. – Ничего не делай во гневе! Глуп тот, кто во время бури садится на корабль. (И. Гауг).

8. – Нужно учиться вовремя распознавать зарождающийся конфликт.

10 слайд ВЫВОД: В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Что бы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.

Подведение итогов (рефлексия)

Какое впечатление оставил наш час обсуждений? Прибавилось ли уверенности в своих силах? Появилось ли желание воспользоваться способами предотвращения и погашения конфликтов?


Сценарий мероприятия построен в форме часа обсуждений, использованы разнообразные методики (беседа, незаконченное предложение, проблемная ситуация, дискуссия).


5


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.