12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Юлия14
Россия, Саратовская обл., Вольск



Методическая разработка

занятия с подростками

«Конфликт, компромисс или сотрудничество?»


Цель: развитие навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.

Форма проведения: групповая дискуссия в кругу.

Оборудование:

    Карточки «СПОР», «КОНФЛИКТ».

    Рабочий лист форматом А-4, фломастеры.

    Памятки для участников

Рассмотрим один из наиболее распространенных в учебной деятельности конфликт между учениками.Наиболее распространены среди учащихся конфликты ли­дерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их г руппировок за первенство в классе. В средних классах часто конфликтуют группа мальчиков и группа девочек. Может обо­значиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или вспыхнуть конфликтное противостояние одного школьни­ка и класса. По наблюдениям психологов (О. Ситковская, О. Михайлова) путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности. Детская жестокость — явление общеизвестное. Один из парадоксов мировой педагогики заключается в том, что ребенок гораздо больше взрослого подвержен соблазну стадно­сти, немотивированной жестокости, травли себе подобных. Генезис агрессивного поведения школьников связан с дефек­тами социализации личности. Так, обнаружена положительная связь между количеством агрессивных действий у дошкольников и частотой их наказания, применяемого родителями (Р. Сире). Кроме того, было подтверждено, что конфликтные мальчики воспитывались, как правило, родителями, применявшими по от­ношению к ним физическое насилие (А. Бандура). Поэтому ряд исследователей считают наказание моделью конфликтного пове­дения личности (Л. Джавинен, С. Ларсенс). На ранних этапах социализации агрессия может возникать и случайно, но при успешном достижении цели агрессивным спо­собом может появиться стремление вновь использовать ее для выхода из различных трудных ситуаций. При наличии соответст­вующей личностей основы важным становится не агрессия — способ достижения, а агрессия — самоцель, она становится само­стоятельным мотивом поведения, обусловливая враждебность по отношению к другим при низком уровне самоконтроля. Кроме того, конфликты подростка в отношениях с одно­классниками обусловлены важной особенностью возраста — формированием морально-этических критериев оценки сверст­ника и связанных с этим требований к его поведению (В. Лозоцева).

3. Предупреждение конфликтного пове­дения школьников

Полностью изжить конфликты подростков в средней школе практически невозможно. В зависимости от того, сколь успешно осуществляется в школе социализация личности ребенка, в первую очередь усвоение духовных, нравст­венных ценностей, изменяется интенсивность конфликтов между школьниками. Духовность во многом определяет деятель­ность и поведение людей. Заметную роль в предотвращении конфликтов играет дис­циплина — умение обеспечить ребенку необходимую для его полноценного развития свободу в рамках разумного подчине­ния порядку. Большое влияние на конфликтное поведение школьников оказывает личность учителя. Ее воздействие может проявляться в различных аспектах.

    Во-первых, стиль взаимодействия учителя с другими учени­ками служит примером для воспроизводства во взаимоотношени­ях со сверстниками. Личност­ный стиль общения и педагогическая тактика «сотрудничества» обусловливают наиболее бесконфликтные взаимоотношения детей. Учителя начальных классов с выраженным функциональным стилем общения придержи­ваются одной из тактик («диктат» или «опека»), которые усилива­ют напряженность межличностных отношений в классе. Большое количество конфликтов характеризует отношения в классах «авторитарных» учителей и в старшем школьном возрасте.

    Во-вторых, учитель совместно со специалистами социально-психологической службы обязан вмешиваться в конфликты учени­ков, регулировать их. Это, конечно, не означает их подавление. Положительное влияние оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров класса, и т.д.

Итак, приведем несколько упражнений, которые помогут сформировать навыки конструктивного разрешения конфликтов.


    Вводная часть.


Упражнение 1. «Прошепчи на ушко…»

Ребята, сидя в кругу, поочередно шепчут на ухо своему соседу слово – приветствие, а тот,кому прошептали, произносит это слово вслух.

Упражнение 2. «Путаница»

Двое желающих выходят за дверь и ждут, когда их пригласят. Группа становиться в круг, все берутся за руки и, не расцепляя рук, стараются запутаться, как можно дольше. Приглашаются те, кто выходил за дверь. Их задача – распутать группу, отдавая только устные указания. Задача группы – четко следовать указаниям водящих.

Далее все встают в круг, включая водящих. Задание группе – запутаться, не размыкая рук и распутаться, но уже без водящих, а самостоятельно.

Рефлексия:

- В каком случае распутывание происходит быстрее?

- Почему отличается скорость выполнения задания в первом и во втором случаях?

- Какое отношение данное упражнение имеет к жизни, к знакомым по учебе, родственникам и родителям?

Вывод: посторонние люди имеют небольшой шанс разрешить наши проблемы. Сами же мы можем сделать это значительно быстрее и эффективнее, поскольку знаем проблему «изнутри».

    Теоретическая часть.

Человек не одинок. Вокруг каждого из нас есть другие люди: родственники, друзья, знакомые, коллеги, люди на улице и т.д. Ежедневно нам приходиться взаимодействовать с большим количеством самых разных людей. В процессе многочисленных контактов происходят как приятные, так и не очень приятные встречи и разговоры. Порой мы не можем договориться с другим человеком из-за разных взглядов на одну и ту же проблему, что может привести к недопониманию, противостоянию, спору или конфликту.

В жизни мы часто спорим. А что такое спор?

Спор (конспирированный конфликт) – это расхождение во взглядах, мнениях двух или более спорящих сторон; - это неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений. Нельзя сказать, что споры бесполезны, ведь недаром говорят «В споре рождается истина». Общество без споров возможно только при полной утрате индивидуальности и свободы.

Спор не затрагивает личности спорящих сторон. Но как только в споре, решая проблемы, стороны перешли к оценке интеллектуальных, профессиональных качеств, характеризующих личность другого, тогда возникают ссоры (деструктивный конфликт).

- Что в нашей жизни чаще всего происходит: спор или ссора? Почему?

Вывод: в жизни чаще спор перерастает в ссору из-за неумения людей аргументировано отстаивать свое личное мнение, легче оскорбить и унизить другого.

Упражнение 3. «Бумажная игра»

Все участники закрывают глаза. Ведущий дает всем участникам по одинаковому листу бумаги в руки, затем просит свернуть лист пополам, после чего правой рукой оторвать правый нижний угол. Опять свернуть лист пополам и левой рукой оторвать левый верхний угол. В течение всего упражнения участники не задают вопросов и не подсматривают.

Рефлексия:

- Какие выводы можно сделать после выполнения данного упражнения?

Вывод: каждый следовал инструкциям правильно, но результаты получились у всех различные. Так и в реальной жизни, даже самые простые инструкции могут пониматься и выполняться по – разному. Каждый человек понимает их по-своему. И часто нужно время, чтобы договориться о чем-либо.

Упражнение 4. «Мои конфликты»

Группа разбивается на тройки, каждая из которых прописывает на листе:

- с кем чаще они конфликтуют

- из-за чего (предмет конфликта)

- что чувствовали

- что делали.

Общие результаты выписываются на доске.

Вывод: Поскольку все мы разные, и мнения у нас разные, поэтому и возникают в нашей жизни конфликты «от головы» (споры), жизнь в этом состоит. Но чаще всего у нас конфликты возникают «от сердца», от боли (из-за эмоциональной несдержанности, неумение контролировать свои чувства).

В голове каждого человека есть мысль – утверждение «Никто не может такое мне говорить, или так разговаривать так со мной». Данная мысль и провоцирует ссоры (конфликты от сердца). Мы чаще запрещаем другим «так обращаться со мной», хотя со своей стороны мы позволяем подобное отношение к другим.

Упражнение 5. «Рисунок в два этапа»

Участники разбиваются на пары. Каждая пара получает по одному листу бумаги и два фломастера. Задание: положите лист бумаги перед собой, поставьте фломастеры в центр листка и, не отрывая рук, закройте глаза. Далее за две минуты вам необходимо молча пропутешествовать фломастером по всей поверхности листа. Рисуйте во все стороны, пока вам не покажется, что вы побывали во всех уголках листка. А теперь, откройте глаза и из того, что вы видите на своем листке, необходимо сделать картинку. Вы можете разговаривать друг с другом.

Рефлексия:

- возникали ли проблемы, когда вы рисовали с закрытыми глазами?

- как вы их решали?

- довольны ли вы тем рисунком, что получился?

- кто ведущий, а кто ведомый в вашей паре? Твоя ли эта роль в жизни?

Вывод: данное упражнение позволило проследить наше поведение в конфликтной ситуации, умение находить выход из неё различными способами, характерными для каждого.

Все многообразие человеческих поведенческих реакций в сложных ситуациях психологи сводят к пяти основным способам поведения людей в конфликтах.

1.Сотрудничество-это форма поведения, не допускающая возникновение конфликта и даже противоречия.

Стороны, между которыми появляется противоречие, активно приступают к его устранению, к поиску совместного решения, которое устроило бы всех и не прекращают своих действий пока такое решение не будет найдено. 

2.Компромис – способ поведения, при котором быстро находится нужное решение, в основном устраивающее обе стороны, но за счет некоторых уступок.

3.Избегание – уход от конфликтогенных ситуаций.

4.Соперничество – прямая конфронтация, при которой каждая сторона отстаивает свою точку зрения во чтобы-то ни стало, часто любым путем, любыми средствами.

5.Уступка – отказ от борьбы, от своих интересов в пользу другого лица.

Из пяти способов реагирования на конфликт только один принято считать конструктивным. Это форма сотрудничества. Остальные четыре стратегии поведения относят к деструктивным формам реагирования. Необходимо отметить, что некоторые специалисты говорят о двух конструктивных подходах – это сотрудничество и компромисс.

    Заключительная часть.

Упражнение 6. «Обратная связь».

- Что для меня было новым, интересным и полезным на данном занятии?


Прощание. Всем ребятам раздаются памятки по разрешению конфликтов.


Памятка по разрешению конфликтов.


В заключение приводим памятку по использованию некоторых приемов разрешения конфликтов. На наш взгляд, она может помочь ученикам, их родителям и учителям в сложных ситуациях.

Хочу ли я разрешить этот конфликт?

(Будь готов решить проблему)

Вижу ли я всю картину или только свой уголок?

(Смотрите шире)

Каковы нужды и опасения других?

(Опишите их объективно)

Каким может быть справедливое решение?

(Давайте поговорим об этом)

Варианты решения.

(Придумайте их как можно больше. Отберите те, которые наиболее соответствуют нуждам всех участников).

Можем ли мы решить их вместе?

(Давайте вести дело на равных).

Что я чувствую?

(Я чересчур эмоционален? Могу ли я: а) посмотреть на факты; б) дать остыть эмоциям; в) поделиться своими чувствами.)

Что я хочу изменить?

(нападай не на личность, а на проблему).

Какие новые возможности открываются передо мной?

(Смотри на плюсы, а не на минусы)

Как бы я чувствовал себя в их шкуре?

(Дай знать, что ты понимаешь их).

Нужен ли нам нейтральный посредник?

(Поможет ли нам это лучше понять друг друга и прийти к обоюдному решению).

Как мы оба можем выиграть?

(Ищите решения, учитывающие нужды участников).






































































Опубликовано


Комментарии (1)

Панагушина Елена Аркадьевна, 11.09.19 в 14:19 0 Ответить Пожаловаться
Рекомендации по улучшению. Оформление нуждается в доработке. Присутствуют большие пробелы в публикации. Отсутствуют источники информации.

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.