12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фоменко Алеся Ивановна41
В 2008 году закончила Северный государственный медицинский университет г. Архангельска по специальности клиническая психология. С 2008 года работаю в ГБОУ АО "СКОШ № 5" г. Новодвинска по специальности педагог - психолог.
Россия, Архангельская обл., город Новодвинск
3

Конспект занятия «Конфликты и способы выхода из конфликтных ситуаций»

Методическая разработка занятия.

Психологический практикум.

Тема: «Конфликты и способы выхода из конфликтных ситуаций»

Цель: способствовать пониманию подростками собственных стратегий поведения в конфликтных ситуациях и формированию эффективных навыков общения.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с различными путями реагирования в конфликтных ситуациях, с навыками конструктивного разрешения конфликта.

Коррекционно – развивающие: развивать умение логически излагать свои мысли во время диалога с учителем и учащимися. Развивать формы и навыки межличностного общения, способы взаимопонимания при общении со сверстниками во время работы в группах. Развивать умение анализировать и систематизировать информацию, способствовать развитию логического мышления в ходе упражнений «Ассоциации», «Ящик недоразумений», во время рефлексии. Развитие положительной мотивации и навыков межличностного взаимодействия во время упражнений «Упрямое зеркало», «Корабль и ветер».

Воспитательные: воспитывать нравственные качества (сдержанность, терпеливость, чувство уважения и понимания друг к другу, чувство общности с другими людьми) и прививать навыки бесконфликтного общения.

Ход занятия.

Приветствие.

Психолог: «Ребята, добрый день. Сегодня мы встретились, чтобы вместе поговорить про конфликты и способы выхода из конфликтных ситуаций. Почему мы выбрали эту тему? Эта тема очень актуальна в вашем возрасте, когда почти все поступки вы совершаете под влиянием эмоций. Мы с вами попытаемся сегодня во время беседы, различных упражнений, по - возможности, откровенных высказываний понять, что такое конфликт, как и почему он возникает, как вести себя в конфликтной ситуации.

Основная часть. Беседа на тему «Что такое конфликт».

Психолог: «Все мы разные: у каждого свои взгляды, привычки, мечты, а это значит, что наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной возникновения конфликтов (барьеров в общении). Слово «конфликт» в дословном переводе с латинского означает «столкновение».

Конфликт – это столкновение противоположных взглядов, интересов, точек зрения, форм поведения, где каждая из сторон преследует свои цели, интересы и позиции, не совместимые с другой стороной.

Упражнение «Ассоциации или скажи, что чувствуешь?»

Цель: осознание участниками понятия «конфликт», создание его метафорического образа.

Инструкция: «Конфликт, когда мы говорим это слово, у каждого человека возникает ряд ассоциаций и чувств. Мы слышали о конфликте, знаем, как он проявляется в поведении людей. Давайте подумаем:

Если конфликт – это мебель, то какая? (Ответы детей: старый рваный диван, твёрдый стул, тяжёлый шкаф и т.д.)

Если конфликт – это посуда, то какая? (Ответы детей: грязная кастрюля, стакан, вилки, ножи и т. д.)

Если конфликт – это одежда, то какая? (Ответы детей: рваная, испачканная, потрёпанная и т. д.)

Если конфликт – это растение, то какое? (Ответы детей: кактус, колючее, горькое, ядовитое и т. д.)

Если конфликт – это техника, то какая? (Ответы детей: испорченная, сломанная, мясорубка и т. д.)

Упражнение «Упрямое зеркало».

Цель: учить детей взаимодействовать в группе сверстников, воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, развивать умение управлять своими эмоциями, развитие воображения и снятие эмоционального напряжения.

Инструкция: «Представьте, просыпаетесь вы утром, заходите в ванную комнату, смотритесь в зеркало, а оно повторяет все ваши движения, но наоборот: вы поднимаете руку, а оно опускает, вы поворачиваете голову налево, а оно – направо, вы закрываете один глаз, а оно – другой. Давайте поиграем в такие зеркала. Разбейтесь на пары. Пусть один из вас будет «человеком», а другой – «упрямым зеркалом». Разделитесь на пары и распределите роли. Потом поменяетесь ролями».

Обсуждение: учащиеся делятся своими эмоциями, ощущениями, впечатлениями о проделанном упражнении, о трудностях, которые им пришлось испытать и т.д. В результате делается вывод, о том, что не каждый человек сможет повторить действия и движения другого человека, тем более «на ходу» перестроиться и сделать всё наоборот. Но как иногда важно уметь подстроиться под другого человека, наперекор своим эмоциям и чувствам.

Мозговой штурм «Причины возникновения конфликтов»

Психолог: «А сейчас поднимите руки, кому приходилось когда - либо участвовать в конфликтной ситуации? Давайте вспомним, отчего она могла возникнуть? Что было причиной конкретного конфликта?»

Причины конфликта - это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определённых условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его.

Психолог: «Ребята, а как вы думаете, каковы причины возникновения конфликта? (После ответов учащихся делается вывод, что это:

неумение контролировать своё эмоциональное состояние;

скрытность; 

недопонимание;

агрессивность;

различие целей, интересов;

неумение общаться;

неумение сотрудничать и др.

Информационный блок «Виды конфликтов»

Психолог: «Виды конфликтов разнообразны, выделяют:

Внутриличностный, где участниками конфликта выступают не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства. Это так называемое неумение «жить в ладу с самим собой».

Межличностный это самый распространённый вид конфликта. Он представлен двумя сторонами. Чаще всего – это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т.д. Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не другой.

Межгрупповой конфликт. Участниками являются различные группы, между которыми могут возникать конфликты. Например, между руководством и исполнителями.

Между личностью и группой. Группа устанавливает свои нормы поведения и общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой.

Социальный конфликт – это ситуация, когда стороны (субъекты) взаимодействия преследуют какие - то свои цели, которые противоречат или взаимно исключают друг друга.

Стратегия поведения в конфликтной ситуации – это направление и особенности действия конфликтующей стороны, выдерживаемые до завершения конфликта.

Определяют пять основных стратегий поведения:

1) сотрудничество;

2) компромисс;

3) избегание;

4) приспособление;

5) соперничество.

Упражнение «Корабль и ветер»

Цель: снятие мышечного напряжения, взаимодействие и сотрудничество в группе сверстников.

Инструкция: «Представьте себе, что по волнам плывёт наш парусник, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щёки ... А теперь шумно выдохните через рот воздух, пусть вырвется на волю ветер, который подгоняет корабль. Давайте попробуем ещё раз. Я хочу услышать, как шумит ветер! (Упражнение можно повторить трижды).

Работа в группах «Стратегия и стиль поведения в конфликтах».

Учащиеся делятся на 5 групп по 2 - 3 человека в каждой и располагаются за столами, где уже лежат карточки с названием стратегий поведения (потом появятся карточки с изображением животных). (Приложение 1).

Психолог: «Чтобы нам было лучше запомнить и представить себе варианты поведения в конфликтных ситуациях, мы будем соотносить их со стилем поведения определённых животных. Давайте на них посмотрим».

В результате, учащиеся в группах размышляют и пытаются определить, какое животное соответствует конкретной стратегии поведения.

Тип I «Черепаха» – уход под панцирь, отказ от достижения целей и от участия во взаимоотношениях с другими участниками, один из вариантов самодостаточности (избегание).

«Черепаха» (избегание). «Черепахи» убегают и прячутся в свой панцирь, чтобы избежать конфликта. Они отказываются от собственных целей и держатся в стороне как от спорных вопросов, из - за которых возникает конфликт, так и от людей, причастных к спору. Они считают, что решать конфликт - дело безнадёжное. Им легче убежать (физически или психологически) от конфликта, чем встретиться с ним.

Тип II «Акула» – силовая стратегия цели, конфликт решается выигрышем только для себя (доминирование).

«Акула» (конкуренция - соперничество). «Акулы» пытаются убедить оппонентов, силой заставить их решать конфликт. Для «акул» главное собственные цели, а отношения с человеком для них второстепенны. Они любой ценой готовы добиваться своего. Их мало волнует, что они кому-то нравятся. «Акулы» убеждены, что конфликты решаются тогда, когда кто-то побеждает. Они пытаются одержать победу, поражая соперников, нападая внезапно, а также запугивая или угрожая им с позиции силы.

Тип III «Медвежонок» – сглаживание углов: такие люди любят, чтобы их понимали и ценили, ради чего жертвуют успехом (уступчивость).

«Плюшевый мишка» (приспособление). Для «мишек» главное - хорошие отношения, а собственные цели не имеют для них большое значение. Они стремятся всем нравиться, чтобы все их любили и ценили.

Тип IV «Лиса» – стратегия хитроумного компромисса, при хороших взаимоотношениях добивается осуществления своих целей (компромисс).

«Лиса» (компромисс). «Лисы» неприхотливы как в своих целях, так и в отношениях с людьми. «Лисы» ищут компромисс. Они жертвуют частью своих притязаний во время конфликта и убеждают другого уступить тоже какой - то частью своих целей. Они ищут такого решения, чтобы обе стороны получили «золотую середину».

Тип V «Сова» – мудрая птица, ценит и цели, и взаимоотношения, открыто определяет позиции и пути выхода в совместной работе по достижению целей, стремится найти решения, удовлетворяющие всех участников (сотрудничество).

«Сова» (сотрудничество). «Совы» очень высоко ценят собственные цели и отношения. Они рассматривают конфликт как проблему, которую надо решить, и ищут такое решение, которое бы удовлетворило и их собственные цели, и цели своей стороны. «Совы» воспринимают конфликты как средство улучшения отношений путём ослабления напряжённости между двумя людьми. «Совы» не успокоятся, пока не будет найдено решение, которое бы удовлетворило и их самих, и другого.

Обсуждение: как вы думаете, какая стратегия самая лучшая? На самом деле, всё зависит от ситуации, в которой вы оказались.

Упражнение «Ящик недоразумений»

Цель: формирование навыков успешного разрешения конфликтов.
Инструкция: «Один участник из каждой команды извлекает из «ящика недоразумений» описание определённой ситуации (Приложение 2). Каждая ситуация - это ситуация зарождения своеобразного конфликта. Найдите правильный выход из ситуации, не спровоцировав конфликт».

Обсуждение: по итогам работы в группах учащиеся приходят к выводу, что среди привычек, которые порождают конфликты между людьми, особенно распространёнными являются чрезмерная эмоциональность, агрессивность, требовательность, невнимание к нуждам и интересам других, неумение выслушать других.

Деструктивным способом является решение своих проблем и конфликтов путем насилия и агрессии. Деструктивно мыслить - значит работать в направлении самоуничтожения, а не самосовершенствования. Если вы хотите для себя мира и любви, то ваш путь - это сознательный контроль негативных мыслей и поступков.

Саморефлексия «Мои возможности».

Цель: актуализация качеств и умений, необходимых для успешного разрешения конфликта.

Инструкция: «Каждый из вас сейчас получит ладошку (Приложение 3). В центре ладони напишите самую главную причину, которая мешает вам конструктивно вести себя в конфликтных ситуациях. В контуре каждого из пальцев напишите то, что может вам пригодиться для решения возможных конфликтов, например, качества, которые помогут вам успешно разрешить конфликт.

(Учащиеся в течение 5 – 7 минут выполняют предложенное задание. После этого желающие озвучивают свои ответы).

Подведение итогов «Памятки».

В завершении занятия психолог предлагает учащимся запомнить «Правила бесконфликтного общения»: 

Не употребляйте конфликтогены: это слова, действия (или бездействие), которые могут привести к конфликту;

Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген;

Проявляйте эмпатию (эмоциональную восприимчивость) к собеседнику;

Делайте как можно больше благожелательных посылов.

И предлагает использовать «Эффективные способы разрешения конфликта»: 

Нельзя откладывать решение назревшего конфликта;

Если конфликт неизбежен, сами выступайте его инициатором;

Стремитесь искренне и серьёзно понять точку зрения другого;

Свою ошибку, неверный шаг признавайте быстро, опережайте возможную критику;

Удерживайте за собой инициативу, диктуя эмоции, в первую очередь – спокойствие;

Прощание.

Психолог: «Подводя итоги нашего занятия, благодарю вас за активную работу. И помните, что в любой ситуации использование конструктивных путей решения конфликта поможет вам сохранить друзей».

222

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Стили поведения

(на примере животных)

 

Стратегии поведения

 

t1632779201aa.png

 

 

ИЗБЕГАНИЕ

t1632779201ab.gif

 

 

СОПЕРНИЧЕСТВО

(КОНКУРЕНЦИЯ)

 

t1632779201ac.gif

 

 

 

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ

(УСТУПЧИВОСТЬ)

 

t1632779201ad.png

 

 

КОМПРОМИСС

 

 

t1632779201ae.png

 

 

 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 

 

Приложение 2.

Ситуация 1.

Один ученик говорит другому: «Я никогда не буду сидеть с тобой за одной партой: разляжешься, как слон, а мне неудобно писать!»

- Как бы вы отреагировали на такие слова в ваш адрес?

- Каким образом ещё можно было сделать замечание?

Ситуация 2.

Идёт урок, учащиеся выполняют задания. Вдруг один ученик начинает стучать ручкой по парте. Учитель делает замечание: «Сергей, не стучи, пожалуйста, по парте, выполняй задания». Сергей отвечает: «Почему опять я? Опять крайний! Вы что, видели?»

- Какова реакция учителя на слова Сергея?

- Как бы вы поступили в этой ситуации?

Ситуация 3.

Мама пришла с работы и говорит дочери: «Сколько можно говорить? Убери за собой, разбросала всё, словно смерч пронёсся в квартире! Не девочка, а несчастье какое - то! Говоришь, а ей, как об стену горохом!»

- Какова реакция девушки?

- Как бы вы поступили на месте мамы?

Ситуация 4.

Учитель проверяет домашнее задание. Дошла очередь и до Олега. Андрей Иванович, проверяя работу ученика, сказал: «Да что же это такое? Этот бездарь опять не сделал, как следует, написал в тетради так, что ничего не разберешь!»

- Какова реакция ученика?

- Как бы вы поступили на месте учителя?

Ситуация 5.

Мама решила проверить школьный дневник дочери. Когда она взяла дневник в руки, из него выпал сложенный в несколько раз листок. Мама развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки её застала дочь, вернувшаяся от подруги. Девочка вырвала записку из рук матери. Та накричала на дочь. Девочка хлопнула дверью и закрылась в комнате.

- Кто виноват в конфликте?

- Каковы позиции участников конфликта? Как бы вы поступили?

 

Приложение 3.

 

t1632779201af.jpgt1632779201af.jpg
 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 


 


 


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.