12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Петрушенко Наталья Николаевна1489
Я работаю учителем русского языка и литературы в филиале МБОУ СОШ с. Тербуны в д.Васильевка Липецкой области Тербунского района. В 1983 году окончила Елецкий Государственный педагогический институт по специальности "Русский язык и литература".
Россия, Липецкая обл., Тербунский район, д.Васильевка

Одной из биологических потребностей человека является принадлежность к какой-либо общности – семейной, родовой, этнической. Важнейшее место в этом ряду принадлежит общности этнической.  Этническая принадлежность является наиболее доступной формой самоидентификации: человек должен быть представителем определенного этноса. 

Что же такое этнос?

Этнос - исторически возникшая устойчивая социальная группа людей, представленная племенем, народностью, нацией. Основным условием возникновения этноса является общность самосознания, территории, языка, культуры. Дополнительными условиями могут быть общность религии и близость в расовом отношении.

Наряду с понятием «этноса» для характеристики отношений между народами широко используется понятие «нация». Нация - тип этноса, исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни, культуры и характера, развития национального самосознания.

Современное человечество представляет собой довольно сложную этническую систему, включающую в себя более 5000 различного рода этнических общностей (наций, народностей, племен, этнических групп), которые объединились и составили более 200, в основном, полиэтнических государств. Эта пестрота этнической структуры, собранная на одной территории, как правило, в пределах одного государства, порожда­ет различного рода проблемы, противоречия, напряженность, которые, в итоге, порождают конфликты в отношениях между этническими группами.

Природа любого этнонационального конфликта всегда сложна и противоречива, поскольку имеет целый комплекс причин и факторов. В конфликтологии существует два подхода к определению причин этнонационального конфликта: сущностный и функциональный. Сторонники

сущностного подхода считают, что причиной конфликтов являются  этнические различия. А сторонники функционального подхода придерживаются мнения, что этничность выступает формой проявления конфликтов. По существу конфликт - это способ разрешения противоречий. Значит, нужно смотреть именно на эти противоречия. Мировой опыт показывает, что возникновение этнонациональных конфликтов обусловлено несовместимостью интересов и конкуренцией в деятельности этнических групп.

Любой этнонациональный конфликт начинается с этнической на­пряженности, которая приводит к возрастанию напряженности коммуникативных процессов между представителями различных этнических общностей. В результате возникает конфликтная ситуация, затрудняется ин­формационное общение и усиливается убежденность партнеров во взаимной несовместимости. В этих условиях любое действие одной стороны вызывает резкую ответную реакцию другой стороны и в итоге завершается общим противоборством ее участников – этнонациональным конфликтом.

Этнонациональный кон­фликт - это организованные политические действия, массовые беспорядки, сепаратистские выступления и даже гражданские войны, в которых противостояние проходит по линии этнической общности. 

Древние письменные источники оставили нам немало свидетельств о крупнейших этнонациональных конфликтах: депортация еврейского народа( VI в. до н.э. ), изгнание арабов из Европы, вытеснение калмыков со своей исторической родины в Северо-Западном Китае, захват чужеплеменников и продажи их в рабство на Северном Кавказе.

На протяжении второй половины ХХ века в мире было отмечено более 300 этнонациональных конфликтов, которые периодически переходили в стадию насилия.

Предмет этнонационального конфликта – это конкретная проблема, вокруг которой складывается конфликтное взаимодействие этнических групп. Однако нередко первопричина конфликта теряется в ходе его динамики в силу своей комплексности или же оттесняется другими причинами на второй план. Предмет данного конфликта непосредственно связан с основным противоречием в отношениях между этносами.

Механизм этнонационального конфликта лежит в сфере обыденной этнопсихологии и связан с формированием и укоренением в психике представителей той или иной социальной общности противопоставления «мы – они», то есть осознание себя как некоей особой группы «мы» через противопоставление представителям другой группы – «они». 

Субъектами этнонациональных конфликтов  выступают: этносы; национальные общности и составляющие их коренные народы и национальные меньшинства; многонациональные образования, национальные группы; национальные государства; национальные элиты; национальные движения и др. 

По своим пространственным масштабам этнонациональные конфликты могут быть локальными, субрегиональными, региональными и глобальными. По уровню национальных противоречий они подразделяются на внутриличностные, межличностные, межгрупповые и межгосударственные. 

Причины этнических конфликтов на планете многообразны. Но, по мнению Президента Казахстана Н.Назарбаева, в основе большинства из них лежат три главные проблемы: во-первых, в результате превращения мира в единую коммуникационную систему многие люди боятся утратить свои исторические корни – национальную идентичность, язык, культурные и религиозные традиции; во-вторых, через государственные границы, ставшие более прозрачными, в общество могут проникать не только блага цивилизации, но и многие общемировые угрозы; в-третьих, нерешённость социально-экономических проблем.

Проведенный учеными – конфликтологами сравнительный анализ межнациональной напряженности во многих странах свидетельствует о главной роли политики во всех конфликтных ситуациях. Роль политического фактора явилась во многом преобладающей как при их возникновении и развитии, так и в процессе урегулирования.

Этнонациональный конфликт - специфическая форма проявления социального конфликта, где стороны (или одна из сторон) мобилизуются, действуют или притесняются по этническому признаку. Многие ученые обращают внимание на различные аспекты причин этих конфликтов. Так Л. М. Дробижева подчеркивает, что основа этнонационального конфликта - это социальные проблемы, возникающие на этнической основе. А. Н. Ямсков определяет такой конфликт как коллективные действия, основа которых - ущемление своих интересов со стороны представителей другой этнической группы. В.А. Тишков же, говоря об этнонациональном конфликте, определяет его как гражданскую, политическую или вооруженную форму противоборства, в котором одна из сторон страдает по признаку этнических различий. По его мнению, другого определения дать невозможно, потому что этнонациональный конфликт в «чистом виде» вычленить нельзя. Такой же точки зрения придерживаются и некоторые западные ученые.

В широком смысле причинами этнических конфликтов являются углубление и неурегулированность противоречий в отношениях между социальными группами, фиксируемыми в категориях этнических отношений. Анализ этнонациональных конфликтов показывает, что в их основе лежит целая группа причин: тер­риториальные споры; этнодемографические, социально-экономические и культурно-языковые разногласия; миграции и перемещения; историческая па­мять; стремление к самоопределению; борьба за материальные ресурсы или их перераспределение; претензии на власть нацио­нальных элит; конкуренция между этносами в сфере разделения труда. Рассмотрим некоторые из них.

Территориальные споры связаны с воссоединением раздробленных в прошлом этносов или размежеванием различных этносов, проживающих на одной территории в одном государстве (Нагорный Карабах, Южная Осетия, Абхазия). Одна из главных причин таких споров -  требование изменения границ между национально-государственными образованиями. Конечной целью территориальных конфликтов является либо получение автономии, либо завоевание полной политической независимости.

Борьба за ресурсы, собственность и экологию - это борьба этносов за землю и недра. Каждая из конфликтующих сторон стремит­ся обосновать свое «естественное» право на использование земли и природных ресурсов. Но подобные «ресурсные» кон­фликты имеют тупиковый характер, потому что передел собствен­ности и ресурсов противоречит интересам местных этнических элит и федеральных центров (столкновения в 90-х годах ХХ века между киргизскими и таджикскими скотоводами из-за тер­риториального дележа пастбищ и источников воды).

Стремление к изменению статуса местных элит ведёт к статусным конфликтам, цель которых - изменение политического статуса и объема властных полномочий автономии и правящей в ней элиты. Это приводит к конкуренции между титульными и основными этносами. Такие этнонациональные конфликты возникают в переходных обществах, в условиях которых они представляют собой эффективный способ отвода социального взрыва в русло межэтнической борьбы (например, конфликт в Чечне).

Изменение системы разделения труда между этническими группами тоже является причиной конфликта. Поскольку различные сферы приложения труда дают разные доходы, то между ними складывается негласная конкуренция, пристрастное сопоставление трудового вклада и вознаграждения за него. Ко­гда же существует определенная зависимость между сферами труда и этническими общностями, эта конкуренция переносится и на сами этнические группы, в результате чего возникает на­пряжение в межэтнических отношениях. А это первый признак назре­вающего конфликта.

Историческая память тоже может быть  фак­тором этнонациональных конфликтов, если она сохранила следы насильственных действий в об­ласти национальной политики: произвольное изменение национальных границ, искусственное расчленение этнических общ­ностей, несправедливое национальное устройство, вынужденное переселение «рабочей силы», депортация народов (конфликт между Арменией и Турцией по поводу трагических событий 1915 г., когда безвинно погибло более 200 000 тысяч армян).

Проведенный конфликтологами анализ современных этнонациональных конфликтов показывает, что их основные особенности таковы: комплексный, сложносоставной характер; накал эмоций, страстей, проявление иррациональных сторон человеческой природы; глубокие исторические корни; высокая мобилизация; отсутствие окончательного разрешения, ибо этнические отношения весьма подвижны.

Развертывание этнонациональных конфликтов происходит по общей схеме: пострадавший этнос требует восстановления справедливости, а гарантия ее установления – собственная государственность в той или иной форме.

На практике любой этнонациональный конфликт имеет поэтапное возрастание степени напряженности. Выделяют четыре фазы: латентный период, проявление конфликта, ак­тивное течение конфликта, последствия конфликта. 

Латентный период - период зарождения конфликтной ситуации, во время которого увеличивается социокультурная дистанция: стремление к этнически однородным бракам, к моноэтническому общению, к минимизации контактов с иноэтнической средой. Необходимо отметить, что латентный период конфликта иногда так и остается латентным и не переходит в следующую стадию своего развития (карачаевцы и черкесы в Карачаево-Черкесии, грузины и азербайджанцы в Квемо-Картли).

На стадии  проявление конфликта происходит созревание конфликтной ситуации путем нарастания этнической напряженности: усиление взаимных обвинений в злонамеренности; появление сообщений о зверствах, чинимых какой-либо этнической группой; требования чрезвычай­ных мер для защиты угнетаемых этнических групп или этнических меньшинств; начало этнической миграции. По мере развития конфликтной ситуации состояние отчужде­ния перерастает в состояние этнической неприязни. Стадия очень длительная, многолетняя, но не всегда переходит в его активное течение. Так, целый ряд этнонациональных конфликтов начала 1990-х годов в Дагестане сопровождался насилием, однако, эти столкновения не переросли в активную фазу и к концу 90-х годов ХХ века перешли в разряд латентных.

Во время ак­тивного течения конфликта этническая группа прибегает к сило­вым действиям. Но это происходит далеко не всегда. Необходимым условием здесь служит нестабильность высокостатусного этноса (конфликты между осетинами и ингушами, азербайджанцами и армянами, грузинами и

абхазами).

Последствия конфликта или результативность процесса урегулирования конфликта является показателем того, в какой мере приведены в действие демократические и гуманистические способы его урегулирования и разрешения.

Анализ литературы позволяет сделать вывод, что типологизация этнонациональных конфликтов – сложно реализуемая методологическая задача, потому что их возникновение, предмет, процесс протекания определяются многими факторами.

Так, исходя из характера действий конфликтующих сторон, Э.Л.Паин и А.А.Попов разделили этнонациональные конфликты на три категории:  конфликты стереотипов (этнические группы еще не четко осознают причины противоречий: армяно-азербай­джанский конфликт),  конфликты идей (наличие выдвижения тех или иных притязаний: Эстония, Литва, Грузия, Татарстан и другие республики СССР);  конфликты действий (митинги, демонстрации, пикеты, от­крытые столкновения со своими оппонентами и органами власти).

Другой тип классификации этнонациональных конфликтов – по основным целям, выдвигаемым конфликтующими сторонамистатусно-институциональный  (стремление этнической общности повысить свой статус в федеральной системе: союзных республик СССР), этнотерриториальный (за право проживать на той или иной территории: немцы Поволжья, крымские татары), социально-экономический (требование выравнивания уров­ня жизни у представителей разных этносов:), межгрупповой (между этнической группой и государством ( Абхазия и Южная Осетия) и  между этническими группами: конфликт между киргизами и узбека­ми в Ошской области Киргизии), культурно-языковой (требова­ние оказать содействие усилиям по сохранению или возрождению языка и культуры этнического меньшинства в частной или обще­ственной жизни).

Есть и другие способы классификации – по способам применения силы: вооруженный или невооруженный.

Вооруженные конфликты делятся на: региональные войны – вооруженные

столкновения с участием регулярных войск и использованием тяжелого вооружения (Карабахский, Абхазский, Таджикский, Южноосетинский, Приднестровский, Чеченский конфликты); краткосрочные вооруженные столкновения – продолжаются несколько дней и сопровождающиеся жертвами (столкновения в Фергане, Оше, Осетино-Ингушское противоборство).

Невооруженные конфликты бывают следующих видов: институциональные – в противоречие входят нормы конституций, законодательства, реализующие идеологемы конфликтующих сторон (Татарстан середины 90-х годов ХХ века); манифестирующие – митинги, демонстрации, голодовки, акции гражданского неповиновения.

Если взять за основание классификации терри­торию проживания, наличие или отсутствие государственных или административных границ, то можно выделить следующие типы этнонациональных конфликтов: межгосударственные (внешние)региональныеконфликт между Центром и регионом; местные.

Конечно, приведенные типологии, как и все другие, имеют достаточно услов­ный характер, поскольку любой этнонациональный конфликт одновре­менно соединяет в себе несколько причин, целей и форм. Поэтому для его точной оценки следует не только устанавливать основные его причины, но и определять все многообразие составляющих его факторов. 

С целью недопущения и урегулирования этнонациональных конфликтов во многих странах мира уже многие десятилетия суще­ствуют специальные службы. Урегу­лирование этнонациональных конфликтов требует создания приемлемого для всех конфликтующих сторон баланса взаимноудовлетворяющих их интересов. По мнению конфликтологов, для достижения этого баланса необходимо выполнение трех обязательных условий. 

Во-первых, каждая из сторон конфликта должна признать на­личие конфликтной ситуации.

Во-вторых, чем лучше стороны организованы, тем легче достигнуть договоренности и добиться исполнения условий договора.

В-третьих, конфликтующие стороны должны принять твердо установленные

правила игры, которые должны предоставлять равенство возможностей каждой из сторон обеспечивать некоторый баланс в их взаимоотношениях.

Основные действия по нейтрализации конфронтационных устремлений участников этнонациональных конфликтов укладываются в рамки некоторых общих правил, выведенных конфликтологами из имеющегося опыта разрешения таких конфликтов.  В их числе: легитимация конфликта (официальное признание существующими властными структурами и конфликтующими сторонами наличия проблемы, нуждающейся в обсуждении и разрешении); институциализация конфликта (выработка признаваемых обеими сторонами правил, норм, регламента цивилизованного конфликтного поведения); перевод конфликта в юридическую плоскость; введение института посредничества при организации переговорного процесса; информационное обеспечение урегулирования конфликта (т.е. открытость, «прозрачность» переговоров, доступность и объективность информации о ходе развития конфликта для всех заинтересованных граждан).

Практика урегулирования этнонациональных конфликтов показывает, что конечные результаты их урегулирования можно объединить в три группы: полная победа одной стороны над другой (Турция-Армения), взаимное поражение конфликтующих сторон (Нагорный Карабах); взаимный выигрыш сторон в виде достижения согласия по ос­новным вопросам и установления конструктивного взаимодейст­вия (Чеченская республика).

Урегулирование и прекращение этнонациональных конфликтов являются жизненно важной необходимостью существования лю­бого полиэтнического сообщества. Конфликтные межэтнические отношения, характер и тенденции их развития всегда негативно влияют на основные процессы социально-экономического, куль­турного и политического развития любого государства. Они не просто задерживают и нарушают ход общественного развития, но и способны изменить всю его ориентацию, породить новые негативные тенденции, заложить основу для будущих конфликтов других поколений. Поэтому нужно придерживаться основных направлений профилактики этнонациональных конфликтов:

недопущение сильные различий в уровне жизни между представителями разных этносов;

создание культурной инфраструктуры консенсуса (национальные общества, центры, двуязычие, национально-культурная автономия, объединение общества на принципе единого гражданства);

соблюдение принципа паритетности при назначении в органы управления людей разных национальностей;

отсутствие льгот и привилегий по этническому признаку, дискриминации различных наций.


 

Литература

  1. Авксентьев В.А. Этническая конфликтология. Ставрополь, 1994. Ч. 2. С. 110.
  2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999.
  3. Бабосов Е.М. Конфликтология: Учебное пособие для студентов вузов. Мн. ТетраСистемс, 2002. — С. 218.
  4. Гулиев М.А., Коротец И.Д., Чернобровкин И.П. Этноконфликтология. М., 2007. С. 28-55.
  5. Дмитриев А.В. Конфликтология: учебное пособие. М., 2000. С. 61-62.
  6. Дробижева Л.М. Этнополитические конфликты. Причины и типологии (конец 80-х - начало 90-х гг.) // Россия сегодня... Трудные поиски свободы. 1993.С.227.
  7. Крысько В.Г. Этническая психология. – М., 2002. – С.226–227
  8. Паин Э.А., Попов А.А. Межнациональные конфликты в СССР// Советская этнография. 1990. №1.
  9. Садохин А. Этнология. М., 2002. Гл. 3. С. 78-93.
  10. Соколов С.В. Социальная конфликтология. М., ЮНИТИ, 2001.
  11. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. – М., 1997
  12. Тишков В.А. О природе этнического конфликта // Свободная мысль. 1993. № 4. С. 4-15.
  13. Ямсков А.Н. Этнический конфликт: проблемы дефиниции и типологии//Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М. 1997. С. 270
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.