Статья «Конфронтация или сотрудничество? Возможен ли конструктивный диалог и решение конфликта?»
Особое место в школьной жизни имеет организация общения учителей-предметников и родителей. Возникнет ли конфронтация или же общение будет развиваться конструктивно — это во многом зависит от тактики классного руководителя. Из опыта многих учителей, можно придти к выводу, что роль посредника или третейского судьи классный руководитель принимает только тогда, когда конфликт уже разразился или вот-вот грянет. Существуют ли пути решения данных ситуаций и какие они?
Для того чтобы ответить на данный вопрос, нам всем нужно понимать, что в основе успеха лежит совместная деятельность, при которой каждый из участников следует своей роли и выполняет свои функции.
Родителей необходимо рассматривать как полноценных и полноправных участников педагогического процесса. На плечи классного руководителя ложится огромный груз, и это забота об организации сотрудничества родителей и учителей-предметников в решении важных задач обучения и воспитания.
Каждому классному руководителю необходимо :
Продумать, организовать и наладить механизм прямой связи родителей и учителей.
Регулярно, а не изредка развивать и улучшать процесс взаимодействия с учителями-предметниками.
Постоянно задействовать родителей в жизнь класса.
Полезным мне кажется и наличие определенных рекомендаций учителям.
Знать, что в момент конфликта эмоции превалируют над разумом;
Применять всевозможные подходы к решению проблемы;
Проанализировать конфликт, определить и выделить ,что является его центром, обдумать это, предположить все возможные варианты событий, если ситуация не разрешится, руководствуясь целью решения проблемы, а не эмоциями;
Как бы проблематично и тяжело это не было, необходимо снизить внутреннее напряжение.
К сожалению, не все родители готовы помогать учителям.
Руководствуясь личным опытом, чаще всего вижу родителей, сразу идущих на конфликт и не готовых к сотрудчеству. Они сразу идут к директору, пишут жалобу в прокуратуру, в департамент образования, министерство образования. Некоторые идут разговаривать — но кроме агрессии и злобы, ничего не выносят из этих разговоров.
Конфликты чаще всего возникают, потому что стороны не понимают друг друга. Если высказывать свои позиции максимально ясно и вежливо, скорее всего, мы добьетесь цели.
Мы все должны помнить одну простую вещь. Конфликт не является ни плохим, ни хорошим. Конфликт как социальное явление нейтрален, как нейтральны явления природы. «Плохим» или «хорошим» конфликт делают последствия, к которым он приводит.
Сохранение добрых отношений в решении конфликтов всегда нужно ставить на первое место.
Многие утверждают и убеждены, что преодоление конфликтной ситуации выводит взаимоотношения между учителями и родителями на новый уровень. Необходимо учиться решать конфликты и налаживать коммуникацию.