12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Юлия Николаевна4035
учитель истории стаж более 10 лет имею высшее образование закончила ТГУ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ. Учитель 1 категория полученная в 2015 году.
Россия, Тверская обл., д. Малое Коробино
3

Конспект урока по теме: " Царствование Бориса Годунова"

Конспект  урока истории «Царствование Бориса Годунова»

( для учащихся 7 класса)

 

Автор-составитель:

учитель истории Никитина Ю.Н.,

МБОУ «Коробинская ООШ»

д. Малое Коробино,Тверской области

 

 

 

 

 

 

 

2015 г.

Класс: 7

Тема: Царствование Бориса Годунова

Цель урока: исследование внутренней политики Б.Годунова

Оборудование: портрет Б.Годунова, таблица царствования Б.Годунова «плюсы» и «минусы», магнитофон, музыкальное оформление творческих  выступлений учащихся.

Ход урока

I.                  Вступительное слово учителя, постановка целей и задач урока.

Учитель: На предыдущем уроке мы с вами познакомились с событиями, произошедшими в России в конце 16 начале 17 в. Сегодня, продолжая изучение данного материала, мы построим наш урок в виде урока-исследования жизненного пути Б.Годунова, надолго поразившего воображение современников и потомков, рассмотрим его удивительный взлет и трагический конец.

Эпиграфами нашего урока станут слова великого русского поэта А.С. Пушкина и знаменитого русского историка В.О. Ключевского

Венец за ним! Он царь! Он согласился!

Борис наш царь! Да здравствует Борис! ( Пушкин А.С.)

…Рабоцарь… представлялся загадочной смесью добра и зла, игроком, у которого чашки на весах совести постоянно колебались.

 ( В.О.Ключевский)

Соотношение научного и художественного методов в русской культуре необычно. Но именно научное и художественное поможет сегодня нам объективно понять и оценить личность и царствование Бориса Годунова: труды русских историков 19 века А.С. Пушкин и его поэма « Борис Годунов»

Насколько интересна эта личность, которая не оставляет к себе равнодушной, подтверждается многими фактами. Талантливые художники и поэты, композиторы и историки посвятили не один труд Б. Годунову.

II.               Сообщение 2 учащихся об отражении личности Б. Годунова в искусстве.

III.           Слово учителя

А сейчас я предлагаю вам совершить путешествие во времени. Из современности попасть в прошлое, в 1598 год, год смерти Федора Ивановича. 1 сентября 1598 года Земский собор избирает Бориса царем.

А мы с вами начинаем оценивать личность и царствование Бориса Годунова.

IV.            Работа с учащимися

Обращение учителя к 1 цитате:

А он умел и страхом, и любовью,

И славою народ очаровать.

Постановка вопроса учителем, работа с учащимися с привлечением выполненного ими творческого домашнего задания.

Вопрос учащимся: Так же чем он очаровал всех, и всех ли?

Учитель. А ответить на эти вопросы я предлагаю вам в ходе проверки задания, которое вы получили на предыдущем уроке. Ваша задача была: выполнить зарисовку портрет Б.Годунова: Борис Годунов глазами различных слоев населения России конца 17 века; Показать отношение к нему и его политике.

1 гр. – «портретная зарисовка» от лица духовного, возможно, от самого Иова, получившего патриарший сан благодаря Борису.

2 гр. – выступление представителей бояр Шуйских, Воротынских, Романовых – « природных князей», « природных и Рюриковой крови», которые могли после смерти Федора Ивановича наследовать престол.

3 гр. – от лица посадских людей.

Обращение учителя ко 2 цитате и вопрос к учащимся, выводы.

Вопрос учащимся. Насколько верно подметил А.С. Пушкин

…. Какая честь для нас, для всей Руси!

Вчерашний раб, татарин, зять Малюты,

Зять палача и сам в душе палач,

Возьмет венец и бармы Мономаха.

Обращение учителя к 3 цитате и постановка вопроса и задания учащимся: оформление 1 колонки таблицы – положительное в правлении царя:

… О праведник! О мой отец державный!

… ниспошли…священное на власть благословенье.

Да правлю я во славе свой народ,

Да буду благ и праведен, как ты!

Учитель.  Казалось бы, как в конце 16 века в России все складывалось весьма для нового царя,  так и в первые его годы царствования. И данное слово он выполнял. Так ли это? Чтобы не быть голословными, дома, работая с трудами русских историков 19 века – Платонова, Карамзина, Ключевского, - вы должны были найти факты, подтверждающие значительные деяния царя.

 

По ходу урока мы будем работать по заполнению таблицы « плюсы» и « минусы» в политике Б. Годунова в годы царствования. Сейчас мы оформим 1 колонку нашей таблицы « плюсы» ( 1 чел. У доски – все остальные в тетради)

Обращение учителя к 4 цитате и постановка вопроса и задания учащимся: оформление 2 колонки таблицы – отрицательное в годы правления царя.

Учитель. Достаточно успешное начало царствования Б. Годунова, но положение нового монарха было шатким: многие знатные бояре недовольны его избранием, считая себя обойденными.

…Уверены ли мы в бедной жизни нашей?

Нас каждый день опала ожидает,

Тюрьма, Сибирь, клобук иль кандалы,

….Знатнейшие меж нами роды где?

Вопрос учащимся. Что же произошло 2 года спустя?

Учитель. Мы продолжаем работу. Привлекая труды историков по выявлению « минусов» в политике Б.Годунова, оформляем 2 колонку таблицы ( 1 чел. У доски – все остальные в тетради)

Постановка вопроса учителя к учащимся, обращение к 5 цитате.

Учитель. В народе все более укреплялась мысль о карте Божией. Поговаривали, что царствование Бориса не благословляется Богом, потому что оно беззаконно, достигнуто неправдой, хитростью.

Вопрос учащимся. А какие события мы могли бы провести, подтверждая это?

…Дмитрий я иль нет – что им за дело?

Но я предлог раздоров и войны.

Постановка вопроса учителем.

Учитель. Новая угроза нависла над Годуновым, угроза от « прирожденного» государя?!

Вопрос учащимся. В чем была сила самозванца?

Обращение к 6 цитате, постановка вопросов и обращение к творческому заданию.

Учитель. В разгар самозванщины неожиданная смерть постигла Б. Годунова.

И не уйдешь ты от суда мирского,

Как не уйдешь от божьего суда. (А.С. Пушкин)

Но мы сегодня не только обращаемся к цитатам из поэмы А.С. Пушкина « Б. Годунов»; я предлагаю вам еще немного  пофантазировать и представить, что сам  великий поэт пришел к нам на урок и не только он, но и знаменитый русский историк Н.М. Карамзин. Я предоставляю слово историку и поэту о времени и о царе.

V.               Подведение итогов.

Вопросы учащимся. Чей монолог вам ближе и почему? Какой вы увидели личность Б. Годунова?

Отметка за урок.

Задание на дом: русские историки 19 века о Лжедмитрии 1 §1.

Использованная литература:

1.     Карамзин н.м. об истории государства России

2.     История России 16-18 вв., учебник Юрганов А.Л., Кацва Л.В., 1997.

3.     Платонов С.Ф.  Борис Годунов. Петроград. 1921.

Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.