Конспект урока по истории в 7 классе на тему «Царствование Бориса Годунова»
Конспект урока истории «Царствование Бориса Годунова»
( для учащихся 7 класса)
Автор-составитель:
учитель истории Никитина Ю.Н.,
МБОУ «Коробинская ООШ»
д. Малое Коробино,Тверской области
2015 г.
Класс: 7
Тема: Царствование Бориса Годунова
Цель урока: исследование внутренней политики Б.Годунова
Оборудование: портрет Б.Годунова, таблица царствования Б.Годунова «плюсы» и «минусы», магнитофон, музыкальное оформление творческих выступлений учащихся.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя, постановка целей и задач урока.
Учитель: На предыдущем уроке мы с вами познакомились с событиями, произошедшими в России в конце 16 начале 17 в. Сегодня, продолжая изучение данного материала, мы построим наш урок в виде урока-исследования жизненного пути Б.Годунова, надолго поразившего воображение современников и потомков, рассмотрим его удивительный взлет и трагический конец.
Эпиграфами нашего урока станут слова великого русского поэта А.С. Пушкина и знаменитого русского историка В.О. Ключевского
Венец за ним! Он царь! Он согласился!
Борис наш царь! Да здравствует Борис! ( Пушкин А.С.)
…Рабоцарь… представлялся загадочной смесью добра и зла, игроком, у которого чашки на весах совести постоянно колебались.
( В.О.Ключевский)
Соотношение научного и художественного методов в русской культуре необычно. Но именно научное и художественное поможет сегодня нам объективно понять и оценить личность и царствование Бориса Годунова: труды русских историков 19 века А.С. Пушкин и его поэма « Борис Годунов»
Насколько интересна эта личность, которая не оставляет к себе равнодушной, подтверждается многими фактами. Талантливые художники и поэты, композиторы и историки посвятили не один труд Б. Годунову.
II. Сообщение 2 учащихся об отражении личности Б. Годунова в искусстве.
III. Слово учителя
А сейчас я предлагаю вам совершить путешествие во времени. Из современности попасть в прошлое, в 1598 год, год смерти Федора Ивановича. 1 сентября 1598 года Земский собор избирает Бориса царем.
А мы с вами начинаем оценивать личность и царствование Бориса Годунова.
IV. Работа с учащимися
Обращение учителя к 1 цитате:
А он умел и страхом, и любовью,
И славою народ очаровать.
Постановка вопроса учителем, работа с учащимися с привлечением выполненного ими творческого домашнего задания.
Вопрос учащимся: Так же чем он очаровал всех, и всех ли?
Учитель. А ответить на эти вопросы я предлагаю вам в ходе проверки задания, которое вы получили на предыдущем уроке. Ваша задача была: выполнить зарисовку портрет Б.Годунова: Борис Годунов глазами различных слоев населения России конца 17 века; Показать отношение к нему и его политике.
1 гр. – «портретная зарисовка» от лица духовного, возможно, от самого Иова, получившего патриарший сан благодаря Борису.
2 гр. – выступление представителей бояр Шуйских, Воротынских, Романовых – « природных князей», « природных и Рюриковой крови», которые могли после смерти Федора Ивановича наследовать престол.
3 гр. – от лица посадских людей.
Обращение учителя ко 2 цитате и вопрос к учащимся, выводы.
Вопрос учащимся. Насколько верно подметил А.С. Пушкин
…. Какая честь для нас, для всей Руси!
Вчерашний раб, татарин, зять Малюты,
Зять палача и сам в душе палач,
Возьмет венец и бармы Мономаха.
Обращение учителя к 3 цитате и постановка вопроса и задания учащимся: оформление 1 колонки таблицы – положительное в правлении царя:
… О праведник! О мой отец державный!
… ниспошли…священное на власть благословенье.
Да правлю я во славе свой народ,
Да буду благ и праведен, как ты!
Учитель. Казалось бы, как в конце 16 века в России все складывалось весьма для нового царя, так и в первые его годы царствования. И данное слово он выполнял. Так ли это? Чтобы не быть голословными, дома, работая с трудами русских историков 19 века – Платонова, Карамзина, Ключевского, - вы должны были найти факты, подтверждающие значительные деяния царя.
По ходу урока мы будем работать по заполнению таблицы « плюсы» и « минусы» в политике Б. Годунова в годы царствования. Сейчас мы оформим 1 колонку нашей таблицы « плюсы» ( 1 чел. У доски – все остальные в тетради)
Обращение учителя к 4 цитате и постановка вопроса и задания учащимся: оформление 2 колонки таблицы – отрицательное в годы правления царя.
Учитель. Достаточно успешное начало царствования Б. Годунова, но положение нового монарха было шатким: многие знатные бояре недовольны его избранием, считая себя обойденными.
…Уверены ли мы в бедной жизни нашей?
Нас каждый день опала ожидает,
Тюрьма, Сибирь, клобук иль кандалы,
….Знатнейшие меж нами роды где?
Вопрос учащимся. Что же произошло 2 года спустя?
Учитель. Мы продолжаем работу. Привлекая труды историков по выявлению « минусов» в политике Б.Годунова, оформляем 2 колонку таблицы ( 1 чел. У доски – все остальные в тетради)
Постановка вопроса учителя к учащимся, обращение к 5 цитате.
Учитель. В народе все более укреплялась мысль о карте Божией. Поговаривали, что царствование Бориса не благословляется Богом, потому что оно беззаконно, достигнуто неправдой, хитростью.
Вопрос учащимся. А какие события мы могли бы провести, подтверждая это?
…Дмитрий я иль нет – что им за дело?
Но я предлог раздоров и войны.
Постановка вопроса учителем.
Учитель. Новая угроза нависла над Годуновым, угроза от « прирожденного» государя?!
Вопрос учащимся. В чем была сила самозванца?
Обращение к 6 цитате, постановка вопросов и обращение к творческому заданию.
Учитель. В разгар самозванщины неожиданная смерть постигла Б. Годунова.
И не уйдешь ты от суда мирского,
Как не уйдешь от божьего суда. (А.С. Пушкин)
Но мы сегодня не только обращаемся к цитатам из поэмы А.С. Пушкина « Б. Годунов»; я предлагаю вам еще немного пофантазировать и представить, что сам великий поэт пришел к нам на урок и не только он, но и знаменитый русский историк Н.М. Карамзин. Я предоставляю слово историку и поэту о времени и о царе.
V. Подведение итогов.
Вопросы учащимся. Чей монолог вам ближе и почему? Какой вы увидели личность Б. Годунова?
Отметка за урок.
Задание на дом: русские историки 19 века о Лжедмитрии 1 §1.
Использованная литература:
1. Карамзин н.м. об истории государства России
2. История России 16-18 вв., учебник Юрганов А.Л., Кацва Л.В., 1997.
3. Платонов С.Ф. Борис Годунов. Петроград. 1921.
Координатор конкурсов
Администрация сайта «УРОК.РФ»