Конкурсная работа Викторина «Дело о пропавшем здоровье Шерлок Холмс против Вредных Привычек» (1 курс СПО)

7
0
Материал опубликован 7 February в группе

Конкурсная работа: Викторина «Дело о пропавшем здоровье: Шерлок Холмс против Вредных Привычек» (1 курс СПО)

Проблема профилактики вредных привычек среди молодежи остается одной из наиболее острых в современном обществе. Раннее приобщение к курению, вейпингу, алкоголю и наркотикам приводит к серьезным проблемам со здоровьем, социальной дезадаптации и снижению качества жизни. В связи с этим, необходимо разрабатывать и внедрять эффективные и интересные формы профилактической работы, способные привлечь внимание молодежи и сформировать у них осознанное негативное отношение к вредным привычкам.

Цель: Формирование у студентов устойчивого негативного отношения к вредным привычкам и повышение мотивации к ведению здорового образа жизни.

Задачи:

Образовательные:

Актуализировать знания о вреде курения, вейпинга, кальянов, алкоголя и наркотиков для физического и психического здоровья.

Расширить представление о заболеваниях, ассоциированных с вредными привычками.

Ознакомить с современными трендами и мифами, связанными с употреблением табака, алкоголя и наркотиков.

Развивающие:

Развивать навыки критического мышления и умения анализировать информацию.

Развивать умение работать в команде и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Формировать навыки принятия осознанных решений в ситуациях, связанных с предложением вредных привычек.

Воспитательные:

Формировать чувство ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.

Противодействовать распространению вредных привычек в молодежной среде.

Повышать интерес к ведению здорового образа жизни.

Предмет: биология.

Целевая аудитория: Студенты 1 курса СПО.

Форма проведения: Командная викторина в стиле детективного расследования (Шерлок Холмс).

Ожидаемые результаты:

Повышение уровня знаний студентов о вредных привычках и их последствиях.

Формирование критического отношения к курению, вейпингу, алкоголю и наркотикам.

Укрепление мотивации к ведению здорового образа жизни.

Развитие навыков работы в команде, анализа информации и принятия осознанных решений.


Источники информации:

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ): (https://www.who.int/ru))

Министерство здравоохранения Российской Федерации: ((https://minzdrav.gov.ru/))

Правила викторины:

В викторине принимают участие студенты 1 курса. студенты работают в группе 4-6 человек – «Детективные агентства». Ведущий викторины зачитывает задания викторины, за правильный ответ команда получает определенное количество баллов. Если команда в свой ход не может выполнить задание, то команда-соперник получает возможность ответить и заработать дополнительный балл.

Цель участников: собрать как можно больше баллов за правильные ответы.

Побеждает та команда, которая ответила правильно на наибольшее количество вопросов.

Ход викторины:

(Начало викторины. Звучит классическая музыка. На экране – заставка с названием викторины и изображением Шерлока Холмса.)

В: Добрый вечер, джентльмены и леди! Я, Шерлок Холмс, приветствую вас на этом необычном собрании! Туман над Лондоном сегодня гуще обычного, и это не только из-за погодных условий…

ПВ: (Доктор Ватсон выходит вперед) Да, мой дорогой Холмс, в последнее время в нашем славном городе наблюдается тревожная тенденция: участились случаи странных заболеваний и плохого самочувствия среди молодых людей.

В: Верно, Ватсон. И я подозреваю, что за этим стоят коварные преступники, имя которым – Вредные Привычки! Мы должны остановить их, прежде чем они причинят еще больше вреда!

ПВ: Сегодня вы, уважаемые студенты, станете нашими помощниками, нашими лучшими детективами! Каждая команда – это независимое детективное агентство, готовое приложить все усилия, чтобы раскрыть это дело и вернуть здоровье жителям Лондона!

В: Итак, приступим!

Раунд 1: «Анатомия преступления» (Общие вопросы о заболеваниях – 1 балл за вопрос)

На экране – стилизованное изображение анатомического атласа

В: Прежде чем приступить к сбору улик, нам необходимо освежить знания об анатомии и физиологии, ведь наши враги поражают именно человеческий организм! Ответьте на мои вопросы быстро и четко!

Вопросы:

1. Какие органы наиболее сильно страдают от курения? (Ответ: Легкие, сердце, сосуды)

2. Какие заболевания печени могут быть вызваны злоупотреблением алкоголем? (Ответ: Гепатит, цирроз)

3. Как наркотики влияют на работу головного мозга? (Ответ: Нарушают передачу нервных импульсов, вызывают привыкание и зависимость)

4. Что такое ХОБЛ и какая вредная привычка является основной причиной этого заболевания? (Ответ: Хроническая обструктивная болезнь легких, курение)

5. Какие заболевания передаются через общие иглы при употреблении наркотиков? (Ответ: ВИЧ, гепатит В и С)

6. Как алкоголь влияет на репродуктивную функцию человека? (Ответ: Снижает фертильность, повышает риск рождения детей с отклонениями)

7. Какие заболевания сердечно-сосудистой системы могут быть вызваны курением, алкоголем и наркотиками? (Ответ: Инфаркт, инсульт, аритмия, гипертония)

(Команды подсчитывает баллы и объявляет результаты раунда. На экране появляется таблица с результатами.)

Раунд 2: «Следы на месте преступления: Современные курительные девайсы» (Вопросы о вейпах, кальянах, ингаляторах – 2 балла за вопрос)

(На экране – коллаж с изображениями вейпов, кальянов, электронных сигарет и пр.)

У: Преступники постоянно совершенствуют свои орудия! Нам необходимо знать все о новейших устройствах для доставки яда в организм!

Вопросы:

1. Что такое «вейп» и какие основные компоненты входят в состав жидкости для вейпинга? (Ответ: Электронное устройство для курения, компоненты: пропиленгликоль, глицерин, никотин (или его отсутствие), ароматизаторы)

2. Почему ароматизированные вейпы особенно опасны для подростков? (Ответ: Привлекают внимание молодежи, создают иллюзию безопасности, ароматизаторы могут быть токсичными)

3. Какие вредные вещества образуются при нагревании жидкости в вейпе, помимо никотина? (Ответ: Формальдегид, акролеин, тяжелые металлы)

4. В чем опасность «безникотиновых» вейпов? (Ответ: Содержат вредные вещества, вызывают привыкание к процессу курения, могут стать "воротами" к курению обычных сигарет)

5. Каковы основные риски при курении кальяна (даже если используется безникотиновая смесь)? (Ответ: Отравление угарным газом, передача инфекций, воздействие канцерогенных веществ)

6. Что такое «снюс» и чем он опасен? (Ответ: Бездымный табачный продукт (жевательный табак), вызывает сильную никотиновую зависимость, повышает риск развития рака полости рта)

7. Правда ли, что ингаляторы с ментолом помогают бросить курить? (Ответ: Нет, ингаляторы могут создавать иллюзию облегчения, но не устраняют никотиновую зависимость, а иногда даже усугубляют ее)

(ПВ подсчитывает баллы и объявляет результаты раунда.)

Раунд 3: «Опрос свидетелей: Ситуационные задачи» (3 балла за правильное решение)

(На экране – фотографии «свидетелей» с разными проблемами)

У: Мы опросили несколько свидетелей, столкнувшихся с искушением. Помогите им найти выход из сложной ситуации!

Задачи:

1. Ваш друг говорит, что ему нужно «снять стресс» после сложной сессии с помощью алкоголя. Что вы ему посоветуете? (Ответ: Предложить альтернативные способы релаксации: спорт, хобби, общение с друзьями, консультация с психологом)

2. Вам предлагают попробовать вейп «за компанию». Как вежливо отказаться, не испортив отношения с друзьями? (Ответ: Уверенно сказать «нет», объяснить свою позицию (забота о здоровье), предложить альтернативные варианты проведения времени)

3. Вы узнали, что ваш одногруппник употребляет наркотики. Что вы будете делать? (Ответ: Поговорить с ним, выразить свою обеспокоенность, предложить помощь в обращении к специалистам, сообщить о ситуации доверенному взрослому (родителям, преподавателю, психологу))

(Команды обсуждают ситуации и предлагают свои решения. ПВ оценивает ответы и начисляет баллы.)

Раунд 4: «Практикум доктора Ватсона: Первая помощь» (4 балла за правильный алгоритм действий)

(На экране – стилизованное изображение кабинета врача)

У: К сожалению, не всегда удается предотвратить беду… Доктор Ватсон готов оказать первую помощь пострадавшим, но ему нужна ваша консультация!

ПВ: Опишите, как действовать в следующих ситуациях. Ваша точность и оперативность могут спасти жизнь!

Задание:

1. Первая помощь при остром отравлении алкоголем (Ответ: Вызвать скорую, обеспечить проходимость дыхательных путей (повернуть на бок), не оставлять без присмотра)

2. Первая помощь при передозировке наркотиками (Ответ: Вызвать скорую, оценить состояние (дыхание, пульс), при необходимости – проводить сердечно-легочную реанимацию до прибытия медиков)

(ПВ оценивает ответы команд.)

Раунд 5. «Анализ улик с места преступления» (Визуальный анализ – 3 балла)

Примеры «Места преступления»:


Комната подростка: Беспорядок, разбросанные вещи, на столе - остатки еды, газировка, компьютер, наушники. Среди вещей можно спрятать:

* Окурки сигарет (спрятанные в пепельнице или банке).

* Вейп-ручку (под книгой или подушкой).

* Пустую бутылку из-под энергетического напитка.

* Скомканную упаковку от снюса.

* Блистер от таблеток (например, снотворного или успокоительного).

Заброшенный переулок: Темное и грязное место, плохо освещенное. Можно разместить:

* Пустые бутылки из-под пива и крепкого алкоголя.

* Использованные шприцы (осторожно, на изображении не должны быть слишком реалистичными).

* Фольгу (используется для курения некоторых наркотиков).

* Пакеты с остатками порошка (белого или цветного).

* Окурки самокруток.

Дискотека, клуб: Стилизованное изображение танцпола, барной стойки, столиков. На изображении:

* Бокалы с недопитыми коктейлями.

* Таблетки, рассыпанные на столе.

* Сигареты в пепельнице.

* Снюс или электронные сигареты, валяющиеся на полу.

Правила для участников:

1. В течение 5 минут команда должна внимательно изучить изображение и перечислить все улики, указывающие на употребление вредных веществ (табак, алкоголь, наркотики).

2. Улики должны быть четко идентифицированы и описаны

3. Каждая команда должна предоставить только один список улик.

Критерии оценки:

Каждая правильно идентифицированная и описанная улика – 0,5 балла.

Максимальное количество баллов за раунд – 3 балла.

Организаторы оставляют за собой право не засчитывать улики, которые не соответствуют тематике викторины или недостаточно четко идентифицированы.

Сценарий раунда:

(Ведущий (В) – в роли Шерлока Холмса):

В: Итак, уважаемые коллеги, мы прибыли на место очередного преступления! Как видите, здесь царит хаос и запустение... Но не стоит отчаиваться! Нам нужно проявить всю свою внимательность и дедукцию, чтобы найти улики, которые помогут нам выйти на след преступников!

(Помощник ведущего (ПВ) – в роли доктора Ватсона): Холмс, здесь так много деталей! Боюсь, нам потребуется вся помощь наших талантливых детективов, чтобы не упустить ничего важного!

(Ведущий раздает командам изображения «места преступления» и бланки для ответов):

В: Ваша задача – внимательно изучить изображение и перечислить все улики, указывающие на употребление вредных веществ. Не упустите ни одной детали! У вас есть всего 5 минут.

В: Время тикает, господа! Не забывайте про свою дедукцию! Каждая мелочь может иметь значение!

(По истечении 5 минут Ведущий объявляет об окончании раунда):

В: Время вышло! Сдавайте свои отчеты! Сейчас мы узнаем, какие улики вам удалось обнаружить.

Раунд 6. «Перехват телеграммы от доктора Мориарти» (Логическая задача с шифром – 4 балла)

(Ведущий (В) – в роли Шерлока Холмса входит в комнату, держа в руках сложенный лист бумаги):

В: Ватсон, у меня отличные новости! Нам удалось перехватить телеграмму, отправленную самим профессором Мориарти! Судя по всему, он разрабатывает новый план по отравлению умов нашей молодежи…

(Помощник ведущего (ПВ) – в роли доктора Ватсона с интересом подходит к Холмсу):

ПВ: Неужели, Холмс? Что же в ней написано?

В: К сожалению, телеграмма зашифрована. Мориарти не доверяет своим агентам и использует сложный шифр для передачи информации. Но я уверен, что наши молодые детективы смогут разгадать этот секрет!

(В раздает командам распечатанные телеграммы и инструкции по расшифровке шифра (если необходимо).)

В: Ваша задача – расшифровать телеграмму и ответить на вопросы, касающиеся планов Мориарти. У вас есть 10 минут. Время пошло! Пример телеграммы (зашифровано):

В данном примере используется простой шифр замены каждой буквы на следующую в алфавите (шифр Цезаря со сдвигом 1).

Пример телеграммы:

«ОУФУЮЩЙ ФРМБОЙЖЙ ПЮЭРЧЧКГ ЩНШК, ЮП ЗФЙЖПО ФБЛ ФКДЮБЮ ЬИФЩ ЪЩЗЭЖЪЮ, ФП ФБЛЖЙ РЮЭРЧЧЩ ЗФРМПЗЧБЮФ. ХФЭЙРФШ ЙЛЮЧЩЛЖ ТБЬС, ЙЧБЖТЩИ ЛЧБКЖУУФЧИ ФЛПЖГШЩ ЩТЧЛЩЗМЙ ЩД ФБЛЖЙ ГБЧЩЪЙД»

Подсказка: Все буквы смещены на одну позицию вперед.

Перевод: ПРОИЗВОДИТЕЛИ ЭСИГАРЕТ УВЕРЯЮТ, ЧТО ВЕЙПИНГ ЯВЛЯЕТСЯ БЕЗОПАСНЫМ, НО ЭТО ЛИШЬ СПОСОБ ПРИВЛЕЧЬ ВАС В ЛОВУШКУ. ИСПОЛЬЗУЙТЕ ЯРКИЕ ВКУСЫ, ОБИЛИЕ КРАСИТЕЛЕЙ И ПРОЧИЕ УЛОВКИ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ЗАВЛЕЧЬ МОЛОДЕЖЬ.

Вопросы к расшифрованной телеграмме:

1. (2 балла) О чем говорится в телеграмме? (Ответ: О стратегии производителей электронных сигарет по привлечению молодежи)

2. (2 балла) Какой маркетинговый ход используют производители, чтобы убедить людей в безопасности вейпинга? (Ответ: Утверждают, что вейпинг – это безопасно)

3. (3 балла) Какие конкретные уловки и приемы, согласно телеграмме, используют производители вейпов для привлечения молодежи? (Ответ: Яркие вкусы, обилие красителей и прочие уловки)

4. (3 балла) Почему производители вейпов так активно стремятся привлечь молодежь? (Ответ: Создать зависимость с раннего возраста, обеспечить себе постоянных клиентов на будущее, использовать молодежь для распространения информации о своей продукции)

5. (4 балла) Как вы думаете, какие «прочие уловки», упомянутые в телеграмме, могут использовать производители вейпов? Приведите не менее трех примеров. (Ответ: Реклама в социальных сетях, спонсорство мероприятий для молодежи, использование знаменитостей для продвижения продукции, создание модных и стильных устройств, продажа вейпов по доступным ценам, распространение мифов о безопасности вейпинга)

В: Превосходно! Вы блестяще справились с заданием! Теперь мы знаем, какие коварные планы вынашивает профессор Мориарти… Но мы не позволим ему осуществить свои злодейские замыслы! Продолжаем расследование!

Раунд 7. «Анализ медицинских карт пациентов доктора Ватсона

В: Ватсон, у меня есть нечто важное! Это медицинские карты пациентов, которые привлекли внимание моего старого друга, доктора… (смотрит на Ватсона)

(Помощник ведущего (ПВ) – в роли доктора Ватсона выходит вперед): Да, Холмс, я очень обеспокоен их состоянием. В этих картах содержатся признаки злоупотребления различными вредными веществами. Но мне нужна ваша помощь в анализе этих данных.

(В раздает командам распечатанные медицинские карты и бланки для ответов):

В: Ваша задача – внимательно изучить каждую карту, поставить предварительный диагноз и ответить на вопросы, касающиеся состояния здоровья пациентов и последствий их вредных привычек. Используйте свою дедукцию и знания медицины!

(Команды начинают работать с медицинскими картами. В и ПВ наблюдают за процессом и оказывают помощь при необходимости.)

(По истечении времени объявляет об окончании раунда):

Карта №1: Мистер Чарльз Бэббидж, 22 года

Жалобы: Одышка, кашель (особенно по утрам), быстрая утомляемость, частые простудные заболевания.

Анамнез: Курит с 16 лет, в среднем по пачке сигарет в день. Работает клерком в банке, ведет малоподвижный образ жизни.

Объективный осмотр: Кожа бледная, дыхание жесткое, выслушиваются сухие хрипы в легких.

Вредные привычки: Курение табака (сигареты).

Предположительный диагноз: (Ожидаемый ответ: Хронический бронхит курильщика, начальная стадия ХОБЛ)

Вопросы:

1. (2 балла) Какие вещества, содержащиеся в табачном дыме, оказывают наиболее негативное воздействие на легкие? (Ответ: Никотин, смолы, угарный газ, канцерогены)

2. (3 балла) Какие долгосрочные последствия для здоровья могут возникнуть у мистера Бэббиджа, если он не бросит курить? (Ответ: ХОБЛ, рак легких, сердечно-сосудистые заболевания)

3. (3 балла) Какие рекомендации вы бы дали мистеру Бэббиджу для улучшения его состояния? (Ответ: Бросить курить, заниматься физическими упражнениями, правильно питаться, избегать переохлаждения и контакта с больными людьми)

Карта №2: Мисс Эмили Дикинсон, 19 лет

Жалобы: Перепады настроения, тревожность, бессонница, раздражительность, снижение аппетита.

Анамнез: В последнее время начала активно использовать электронные сигареты, утверждает, что это помогает ей "расслабиться" после занятий в колледже. Предпочитает жидкости с фруктовыми ароматами.

Объективный осмотр: Пульс учащенный, зрачки расширены.

Вредные привычки: Вейпинг (электронные сигареты).

Предположительный диагноз: (Ожидаемый ответ: Никотиновая зависимость, тревожное расстройство, связанное с употреблением электронных сигарет)

Вопросы:

1. (2 балла) Почему мисс Дикинсон испытывает перепады настроения и тревожность? (Ответ: Из-за воздействия никотина на нервную систему и развития синдрома отмены)

2. (3 балла) Какие вредные вещества, содержащиеся в жидкостях для электронных сигарет (помимо никотина), могут негативно влиять на здоровье мисс Дикинсон? (Ответ: Пропиленгликоль, глицерин, ароматизаторы, тяжелые металлы)

3. (3 балла) Какие альтернативные способы релаксации вы могли бы предложить мисс Дикинсон, чтобы она отказалась от вейпинга? (Ответ: Занятия спортом, йогой, медитацией, прогулки на свежем воздухе, общение с друзьями, хобби)

Карта №3: Мистер Томас Лиггетт, 25 лет

Жалобы: Нарушение координации движений, невнятная речь, покраснение лица, агрессивное поведение.

Анамнез: Частый посетитель пабов, употребляет алкоголь в больших количествах.

Объективный осмотр: Запах алкоголя изо рта, нарушение ориентации в пространстве и времени.

Вредные привычки: Злоупотребление алкоголем.

Предположительный диагноз:

(Ожидаемый ответ: Алкогольное опьянение средней степени, риск развития алкогольной зависимости

Вопросы:

1. (2 балла) Какие органы наиболее уязвимы к воздействию алкоголя при регулярном употреблении? (Ответ: Печень, мозг, сердце)

2. (3 балла) Какие долгосрочные последствия для здоровья могут возникнуть у мистера Лиггетта, если он продолжит злоупотреблять алкоголем? (Ответ: Цирроз печени, алкогольная энцефалопатия, сердечная недостаточность, психические расстройства)

3. (3 балла) Какие меры можно предпринять, чтобы помочь мистеру Лиггетту избавиться от вредной привычки? (Ответ: Обращение к врачу-наркологу, психотерапия, поддержка семьи и друзей, участие в группах анонимных алкоголиков)

Время истекло, господа! Сдавайте ваши ответы! Надеюсь, вы смогли разгадать медицинские тайны этих несчастных пациентов.

(ПВ собирает ответы, а В объявляет правильные ответы и результаты раунда):

В: Отлично! Ваши навыки дедукции и знания медицины оказались весьма полезными. Мы узнали больше о том, как вредные привычки разрушают здоровье людей. Теперь мы можем лучше бороться с этим злом!

Раунд 6: «Предотвратить преступление: Разработка профилактической программы» (Творческое задание – до 7 баллов)

На экране – изображение Лондона, нуждающегося в защите

У: Итак, коллеги, мы собрали достаточно улик и знаем все о коварных планах врагов. Но наша главная задача – не только наказать виновных, но и предотвратить новые преступления! Предложите программу профилактики вредных привычек среди молодежи, чтобы защитить наш город от надвигающейся угрозы!

Задание: Разработайте программу профилактики вредных привычек для студентов колледжа (формат: краткая презентация – 3-5 минут). Программа должна включать конкретные мероприятия, целевую аудиторию, ожидаемые результаты и способы оценки эффективности.

Критерии оценки:

Реалистичность и практическая применимость предложенных мероприятий.

Креативность и оригинальность подхода.

Обоснованность выбора целевой аудитории и методов воздействия.

Понятность и убедительность презентации.

Подведение итогов:

(Шерлок Холмс подводит итоги расследования)

У: Поздравляю вас, коллеги! Вы блестяще справились с поставленной задачей! Благодаря вашей работе, мы раскрыли коварные планы Вредных Привычек и теперь знаем, как им противостоять!

(Объявление победителей и вручение призов)

У: Помните, здоровье – это самое ценное, что у нас есть! Берегите себя и своих близких! До новых встреч на страже здоровья!



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.