Конкурсная работа Викторина «Дело о пропавшем здоровье Шерлок Холмс против Вредных Привычек» (1 курс СПО)

Конкурсная работа: Викторина «Дело о пропавшем здоровье: Шерлок Холмс против Вредных Привычек» (1 курс СПО)
Проблема профилактики вредных привычек среди молодежи остается одной из наиболее острых в современном обществе. Раннее приобщение к курению, вейпингу, алкоголю и наркотикам приводит к серьезным проблемам со здоровьем, социальной дезадаптации и снижению качества жизни. В связи с этим, необходимо разрабатывать и внедрять эффективные и интересные формы профилактической работы, способные привлечь внимание молодежи и сформировать у них осознанное негативное отношение к вредным привычкам.
Цель: Формирование у студентов устойчивого негативного отношения к вредным привычкам и повышение мотивации к ведению здорового образа жизни.
Задачи:
Образовательные:
• Актуализировать знания о вреде курения, вейпинга, кальянов, алкоголя и наркотиков для физического и психического здоровья.
• Расширить представление о заболеваниях, ассоциированных с вредными привычками.
• Ознакомить с современными трендами и мифами, связанными с употреблением табака, алкоголя и наркотиков.
Развивающие:
• Развивать навыки критического мышления и умения анализировать информацию.
• Развивать умение работать в команде и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
• Формировать навыки принятия осознанных решений в ситуациях, связанных с предложением вредных привычек.
Воспитательные:
• Формировать чувство ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.
• Противодействовать распространению вредных привычек в молодежной среде.
• Повышать интерес к ведению здорового образа жизни.
Предмет: биология.
Целевая аудитория: Студенты 1 курса СПО.
Форма проведения: Командная викторина в стиле детективного расследования (Шерлок Холмс).
Ожидаемые результаты:
• Повышение уровня знаний студентов о вредных привычках и их последствиях.
• Формирование критического отношения к курению, вейпингу, алкоголю и наркотикам.
• Укрепление мотивации к ведению здорового образа жизни.
• Развитие навыков работы в команде, анализа информации и принятия осознанных решений.
Источники информации:
•Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ): (https://www.who.int/ru))
•Министерство здравоохранения Российской Федерации: ((https://minzdrav.gov.ru/))
Правила викторины:
В викторине принимают участие студенты 1 курса. студенты работают в группе 4-6 человек – «Детективные агентства». Ведущий викторины зачитывает задания викторины, за правильный ответ команда получает определенное количество баллов. Если команда в свой ход не может выполнить задание, то команда-соперник получает возможность ответить и заработать дополнительный балл.
Цель участников: собрать как можно больше баллов за правильные ответы.
Побеждает та команда, которая ответила правильно на наибольшее количество вопросов.
Ход викторины:
(Начало викторины. Звучит классическая музыка. На экране – заставка с названием викторины и изображением Шерлока Холмса.)
В: Добрый вечер, джентльмены и леди! Я, Шерлок Холмс, приветствую вас на этом необычном собрании! Туман над Лондоном сегодня гуще обычного, и это не только из-за погодных условий…
ПВ: (Доктор Ватсон выходит вперед) Да, мой дорогой Холмс, в последнее время в нашем славном городе наблюдается тревожная тенденция: участились случаи странных заболеваний и плохого самочувствия среди молодых людей.
В: Верно, Ватсон. И я подозреваю, что за этим стоят коварные преступники, имя которым – Вредные Привычки! Мы должны остановить их, прежде чем они причинят еще больше вреда!
ПВ: Сегодня вы, уважаемые студенты, станете нашими помощниками, нашими лучшими детективами! Каждая команда – это независимое детективное агентство, готовое приложить все усилия, чтобы раскрыть это дело и вернуть здоровье жителям Лондона!
В: Итак, приступим!
Раунд 1: «Анатомия преступления» (Общие вопросы о заболеваниях – 1 балл за вопрос)
На экране – стилизованное изображение анатомического атласа
В: Прежде чем приступить к сбору улик, нам необходимо освежить знания об анатомии и физиологии, ведь наши враги поражают именно человеческий организм! Ответьте на мои вопросы быстро и четко!
• Вопросы:
1. Какие органы наиболее сильно страдают от курения? (Ответ: Легкие, сердце, сосуды)
2. Какие заболевания печени могут быть вызваны злоупотреблением алкоголем? (Ответ: Гепатит, цирроз)
3. Как наркотики влияют на работу головного мозга? (Ответ: Нарушают передачу нервных импульсов, вызывают привыкание и зависимость)
4. Что такое ХОБЛ и какая вредная привычка является основной причиной этого заболевания? (Ответ: Хроническая обструктивная болезнь легких, курение)
5. Какие заболевания передаются через общие иглы при употреблении наркотиков? (Ответ: ВИЧ, гепатит В и С)
6. Как алкоголь влияет на репродуктивную функцию человека? (Ответ: Снижает фертильность, повышает риск рождения детей с отклонениями)
7. Какие заболевания сердечно-сосудистой системы могут быть вызваны курением, алкоголем и наркотиками? (Ответ: Инфаркт, инсульт, аритмия, гипертония)
(Команды подсчитывает баллы и объявляет результаты раунда. На экране появляется таблица с результатами.)
Раунд 2: «Следы на месте преступления: Современные курительные девайсы» (Вопросы о вейпах, кальянах, ингаляторах – 2 балла за вопрос)
(На экране – коллаж с изображениями вейпов, кальянов, электронных сигарет и пр.)
У: Преступники постоянно совершенствуют свои орудия! Нам необходимо знать все о новейших устройствах для доставки яда в организм!
• Вопросы:
1. Что такое «вейп» и какие основные компоненты входят в состав жидкости для вейпинга? (Ответ: Электронное устройство для курения, компоненты: пропиленгликоль, глицерин, никотин (или его отсутствие), ароматизаторы)
2. Почему ароматизированные вейпы особенно опасны для подростков? (Ответ: Привлекают внимание молодежи, создают иллюзию безопасности, ароматизаторы могут быть токсичными)
3. Какие вредные вещества образуются при нагревании жидкости в вейпе, помимо никотина? (Ответ: Формальдегид, акролеин, тяжелые металлы)
4. В чем опасность «безникотиновых» вейпов? (Ответ: Содержат вредные вещества, вызывают привыкание к процессу курения, могут стать "воротами" к курению обычных сигарет)
5. Каковы основные риски при курении кальяна (даже если используется безникотиновая смесь)? (Ответ: Отравление угарным газом, передача инфекций, воздействие канцерогенных веществ)
6. Что такое «снюс» и чем он опасен? (Ответ: Бездымный табачный продукт (жевательный табак), вызывает сильную никотиновую зависимость, повышает риск развития рака полости рта)
7. Правда ли, что ингаляторы с ментолом помогают бросить курить? (Ответ: Нет, ингаляторы могут создавать иллюзию облегчения, но не устраняют никотиновую зависимость, а иногда даже усугубляют ее)
(ПВ подсчитывает баллы и объявляет результаты раунда.)
Раунд 3: «Опрос свидетелей: Ситуационные задачи» (3 балла за правильное решение)
(На экране – фотографии «свидетелей» с разными проблемами)
У: Мы опросили несколько свидетелей, столкнувшихся с искушением. Помогите им найти выход из сложной ситуации!
• Задачи:
1. Ваш друг говорит, что ему нужно «снять стресс» после сложной сессии с помощью алкоголя. Что вы ему посоветуете? (Ответ: Предложить альтернативные способы релаксации: спорт, хобби, общение с друзьями, консультация с психологом)
2. Вам предлагают попробовать вейп «за компанию». Как вежливо отказаться, не испортив отношения с друзьями? (Ответ: Уверенно сказать «нет», объяснить свою позицию (забота о здоровье), предложить альтернативные варианты проведения времени)
3. Вы узнали, что ваш одногруппник употребляет наркотики. Что вы будете делать? (Ответ: Поговорить с ним, выразить свою обеспокоенность, предложить помощь в обращении к специалистам, сообщить о ситуации доверенному взрослому (родителям, преподавателю, психологу))
(Команды обсуждают ситуации и предлагают свои решения. ПВ оценивает ответы и начисляет баллы.)
Раунд 4: «Практикум доктора Ватсона: Первая помощь» (4 балла за правильный алгоритм действий)
(На экране – стилизованное изображение кабинета врача)
У: К сожалению, не всегда удается предотвратить беду… Доктор Ватсон готов оказать первую помощь пострадавшим, но ему нужна ваша консультация!
ПВ: Опишите, как действовать в следующих ситуациях. Ваша точность и оперативность могут спасти жизнь!
• Задание:
1. Первая помощь при остром отравлении алкоголем (Ответ: Вызвать скорую, обеспечить проходимость дыхательных путей (повернуть на бок), не оставлять без присмотра)
2. Первая помощь при передозировке наркотиками (Ответ: Вызвать скорую, оценить состояние (дыхание, пульс), при необходимости – проводить сердечно-легочную реанимацию до прибытия медиков)
(ПВ оценивает ответы команд.)
Раунд 5. «Анализ улик с места преступления» (Визуальный анализ – 3 балла)
Примеры «Места преступления»:
• Комната подростка: Беспорядок, разбросанные вещи, на столе - остатки еды, газировка, компьютер, наушники. Среди вещей можно спрятать:
* Окурки сигарет (спрятанные в пепельнице или банке).
* Вейп-ручку (под книгой или подушкой).
* Пустую бутылку из-под энергетического напитка.
* Скомканную упаковку от снюса.
* Блистер от таблеток (например, снотворного или успокоительного).
• Заброшенный переулок: Темное и грязное место, плохо освещенное. Можно разместить:
* Пустые бутылки из-под пива и крепкого алкоголя.
* Использованные шприцы (осторожно, на изображении не должны быть слишком реалистичными).
* Фольгу (используется для курения некоторых наркотиков).
* Пакеты с остатками порошка (белого или цветного).
* Окурки самокруток.
• Дискотека, клуб: Стилизованное изображение танцпола, барной стойки, столиков. На изображении:
* Бокалы с недопитыми коктейлями.
* Таблетки, рассыпанные на столе.
* Сигареты в пепельнице.
* Снюс или электронные сигареты, валяющиеся на полу.
Правила для участников:
1. В течение 5 минут команда должна внимательно изучить изображение и перечислить все улики, указывающие на употребление вредных веществ (табак, алкоголь, наркотики).
2. Улики должны быть четко идентифицированы и описаны
3. Каждая команда должна предоставить только один список улик.
Критерии оценки:
• Каждая правильно идентифицированная и описанная улика – 0,5 балла.
• Максимальное количество баллов за раунд – 3 балла.
• Организаторы оставляют за собой право не засчитывать улики, которые не соответствуют тематике викторины или недостаточно четко идентифицированы.
Сценарий раунда:
(Ведущий (В) – в роли Шерлока Холмса):
В: Итак, уважаемые коллеги, мы прибыли на место очередного преступления! Как видите, здесь царит хаос и запустение... Но не стоит отчаиваться! Нам нужно проявить всю свою внимательность и дедукцию, чтобы найти улики, которые помогут нам выйти на след преступников!
(Помощник ведущего (ПВ) – в роли доктора Ватсона): Холмс, здесь так много деталей! Боюсь, нам потребуется вся помощь наших талантливых детективов, чтобы не упустить ничего важного!
(Ведущий раздает командам изображения «места преступления» и бланки для ответов):
В: Ваша задача – внимательно изучить изображение и перечислить все улики, указывающие на употребление вредных веществ. Не упустите ни одной детали! У вас есть всего 5 минут.
В: Время тикает, господа! Не забывайте про свою дедукцию! Каждая мелочь может иметь значение!
(По истечении 5 минут Ведущий объявляет об окончании раунда):
В: Время вышло! Сдавайте свои отчеты! Сейчас мы узнаем, какие улики вам удалось обнаружить.
Раунд 6. «Перехват телеграммы от доктора Мориарти» (Логическая задача с шифром – 4 балла)
(Ведущий (В) – в роли Шерлока Холмса входит в комнату, держа в руках сложенный лист бумаги):
В: Ватсон, у меня отличные новости! Нам удалось перехватить телеграмму, отправленную самим профессором Мориарти! Судя по всему, он разрабатывает новый план по отравлению умов нашей молодежи…
(Помощник ведущего (ПВ) – в роли доктора Ватсона с интересом подходит к Холмсу):
ПВ: Неужели, Холмс? Что же в ней написано?
В: К сожалению, телеграмма зашифрована. Мориарти не доверяет своим агентам и использует сложный шифр для передачи информации. Но я уверен, что наши молодые детективы смогут разгадать этот секрет!
(В раздает командам распечатанные телеграммы и инструкции по расшифровке шифра (если необходимо).)
В: Ваша задача – расшифровать телеграмму и ответить на вопросы, касающиеся планов Мориарти. У вас есть 10 минут. Время пошло! Пример телеграммы (зашифровано):
В данном примере используется простой шифр замены каждой буквы на следующую в алфавите (шифр Цезаря со сдвигом 1).
Пример телеграммы:
«ОУФУЮЩЙ ФРМБОЙЖЙ ПЮЭРЧЧКГ ЩНШК, ЮП ЗФЙЖПО ФБЛ ФКДЮБЮ ЬИФЩ ЪЩЗЭЖЪЮ, ФП ФБЛЖЙ РЮЭРЧЧЩ ЗФРМПЗЧБЮФ. ХФЭЙРФШ ЙЛЮЧЩЛЖ ТБЬС, ЙЧБЖТЩИ ЛЧБКЖУУФЧИ ФЛПЖГШЩ ЩТЧЛЩЗМЙ ЩД ФБЛЖЙ ГБЧЩЪЙД»
Подсказка: Все буквы смещены на одну позицию вперед.
Перевод: ПРОИЗВОДИТЕЛИ ЭСИГАРЕТ УВЕРЯЮТ, ЧТО ВЕЙПИНГ ЯВЛЯЕТСЯ БЕЗОПАСНЫМ, НО ЭТО ЛИШЬ СПОСОБ ПРИВЛЕЧЬ ВАС В ЛОВУШКУ. ИСПОЛЬЗУЙТЕ ЯРКИЕ ВКУСЫ, ОБИЛИЕ КРАСИТЕЛЕЙ И ПРОЧИЕ УЛОВКИ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ЗАВЛЕЧЬ МОЛОДЕЖЬ.
Вопросы к расшифрованной телеграмме:
1. (2 балла) О чем говорится в телеграмме? (Ответ: О стратегии производителей электронных сигарет по привлечению молодежи)
2. (2 балла) Какой маркетинговый ход используют производители, чтобы убедить людей в безопасности вейпинга? (Ответ: Утверждают, что вейпинг – это безопасно)
3. (3 балла) Какие конкретные уловки и приемы, согласно телеграмме, используют производители вейпов для привлечения молодежи? (Ответ: Яркие вкусы, обилие красителей и прочие уловки)
4. (3 балла) Почему производители вейпов так активно стремятся привлечь молодежь? (Ответ: Создать зависимость с раннего возраста, обеспечить себе постоянных клиентов на будущее, использовать молодежь для распространения информации о своей продукции)
5. (4 балла) Как вы думаете, какие «прочие уловки», упомянутые в телеграмме, могут использовать производители вейпов? Приведите не менее трех примеров. (Ответ: Реклама в социальных сетях, спонсорство мероприятий для молодежи, использование знаменитостей для продвижения продукции, создание модных и стильных устройств, продажа вейпов по доступным ценам, распространение мифов о безопасности вейпинга)
В: Превосходно! Вы блестяще справились с заданием! Теперь мы знаем, какие коварные планы вынашивает профессор Мориарти… Но мы не позволим ему осуществить свои злодейские замыслы! Продолжаем расследование!
Раунд 7. «Анализ медицинских карт пациентов доктора Ватсона
В: Ватсон, у меня есть нечто важное! Это медицинские карты пациентов, которые привлекли внимание моего старого друга, доктора… (смотрит на Ватсона)
(Помощник ведущего (ПВ) – в роли доктора Ватсона выходит вперед): Да, Холмс, я очень обеспокоен их состоянием. В этих картах содержатся признаки злоупотребления различными вредными веществами. Но мне нужна ваша помощь в анализе этих данных.
(В раздает командам распечатанные медицинские карты и бланки для ответов):
В: Ваша задача – внимательно изучить каждую карту, поставить предварительный диагноз и ответить на вопросы, касающиеся состояния здоровья пациентов и последствий их вредных привычек. Используйте свою дедукцию и знания медицины!
(Команды начинают работать с медицинскими картами. В и ПВ наблюдают за процессом и оказывают помощь при необходимости.)
(По истечении времени объявляет об окончании раунда):
Карта №1: Мистер Чарльз Бэббидж, 22 года
• Жалобы: Одышка, кашель (особенно по утрам), быстрая утомляемость, частые простудные заболевания.
• Анамнез: Курит с 16 лет, в среднем по пачке сигарет в день. Работает клерком в банке, ведет малоподвижный образ жизни.
• Объективный осмотр: Кожа бледная, дыхание жесткое, выслушиваются сухие хрипы в легких.
• Вредные привычки: Курение табака (сигареты).
• Предположительный диагноз: (Ожидаемый ответ: Хронический бронхит курильщика, начальная стадия ХОБЛ)
• Вопросы:
1. (2 балла) Какие вещества, содержащиеся в табачном дыме, оказывают наиболее негативное воздействие на легкие? (Ответ: Никотин, смолы, угарный газ, канцерогены)
2. (3 балла) Какие долгосрочные последствия для здоровья могут возникнуть у мистера Бэббиджа, если он не бросит курить? (Ответ: ХОБЛ, рак легких, сердечно-сосудистые заболевания)
3. (3 балла) Какие рекомендации вы бы дали мистеру Бэббиджу для улучшения его состояния? (Ответ: Бросить курить, заниматься физическими упражнениями, правильно питаться, избегать переохлаждения и контакта с больными людьми)
Карта №2: Мисс Эмили Дикинсон, 19 лет
• Жалобы: Перепады настроения, тревожность, бессонница, раздражительность, снижение аппетита.
• Анамнез: В последнее время начала активно использовать электронные сигареты, утверждает, что это помогает ей "расслабиться" после занятий в колледже. Предпочитает жидкости с фруктовыми ароматами.
• Объективный осмотр: Пульс учащенный, зрачки расширены.
• Вредные привычки: Вейпинг (электронные сигареты).
• Предположительный диагноз: (Ожидаемый ответ: Никотиновая зависимость, тревожное расстройство, связанное с употреблением электронных сигарет)
• Вопросы:
1. (2 балла) Почему мисс Дикинсон испытывает перепады настроения и тревожность? (Ответ: Из-за воздействия никотина на нервную систему и развития синдрома отмены)
2. (3 балла) Какие вредные вещества, содержащиеся в жидкостях для электронных сигарет (помимо никотина), могут негативно влиять на здоровье мисс Дикинсон? (Ответ: Пропиленгликоль, глицерин, ароматизаторы, тяжелые металлы)
3. (3 балла) Какие альтернативные способы релаксации вы могли бы предложить мисс Дикинсон, чтобы она отказалась от вейпинга? (Ответ: Занятия спортом, йогой, медитацией, прогулки на свежем воздухе, общение с друзьями, хобби)
Карта №3: Мистер Томас Лиггетт, 25 лет
• Жалобы: Нарушение координации движений, невнятная речь, покраснение лица, агрессивное поведение.
• Анамнез: Частый посетитель пабов, употребляет алкоголь в больших количествах.
• Объективный осмотр: Запах алкоголя изо рта, нарушение ориентации в пространстве и времени.
• Вредные привычки: Злоупотребление алкоголем.
• Предположительный диагноз:
(Ожидаемый ответ: Алкогольное опьянение средней степени, риск развития алкогольной зависимости
• Вопросы:
1. (2 балла) Какие органы наиболее уязвимы к воздействию алкоголя при регулярном употреблении? (Ответ: Печень, мозг, сердце)
2. (3 балла) Какие долгосрочные последствия для здоровья могут возникнуть у мистера Лиггетта, если он продолжит злоупотреблять алкоголем? (Ответ: Цирроз печени, алкогольная энцефалопатия, сердечная недостаточность, психические расстройства)
3. (3 балла) Какие меры можно предпринять, чтобы помочь мистеру Лиггетту избавиться от вредной привычки? (Ответ: Обращение к врачу-наркологу, психотерапия, поддержка семьи и друзей, участие в группах анонимных алкоголиков)
Время истекло, господа! Сдавайте ваши ответы! Надеюсь, вы смогли разгадать медицинские тайны этих несчастных пациентов.
(ПВ собирает ответы, а В объявляет правильные ответы и результаты раунда):
В: Отлично! Ваши навыки дедукции и знания медицины оказались весьма полезными. Мы узнали больше о том, как вредные привычки разрушают здоровье людей. Теперь мы можем лучше бороться с этим злом!
Раунд 6: «Предотвратить преступление: Разработка профилактической программы» (Творческое задание – до 7 баллов)
На экране – изображение Лондона, нуждающегося в защите
У: Итак, коллеги, мы собрали достаточно улик и знаем все о коварных планах врагов. Но наша главная задача – не только наказать виновных, но и предотвратить новые преступления! Предложите программу профилактики вредных привычек среди молодежи, чтобы защитить наш город от надвигающейся угрозы!
• Задание: Разработайте программу профилактики вредных привычек для студентов колледжа (формат: краткая презентация – 3-5 минут). Программа должна включать конкретные мероприятия, целевую аудиторию, ожидаемые результаты и способы оценки эффективности.
• Критерии оценки:
• Реалистичность и практическая применимость предложенных мероприятий.
• Креативность и оригинальность подхода.
• Обоснованность выбора целевой аудитории и методов воздействия.
• Понятность и убедительность презентации.
Подведение итогов:
(Шерлок Холмс подводит итоги расследования)
У: Поздравляю вас, коллеги! Вы блестяще справились с поставленной задачей! Благодаря вашей работе, мы раскрыли коварные планы Вредных Привычек и теперь знаем, как им противостоять!
(Объявление победителей и вручение призов)
У: Помните, здоровье – это самое ценное, что у нас есть! Берегите себя и своих близких! До новых встреч на страже здоровья!