Сценарий конкурсно- игровой программы для детей «День русских забав»
Данная методическая разработка мероприятия предназначена для работы с детьми школьного возраста.
Цель – активизация детей к совместной деятельности.
В зале всех встречают скоморохи:
Заходи, честной народ,
В зал, где много игр вас ждёт!
В день забав повеселимся,
Поиграем, порезвимся!
Будем вместе забавляться,
Танцевать и развлекаться!
Скоморох 1: Здравствуйте гости дорогие, маленькие и большие!
Скоморох 2: Здравствуйте гости, милости просим!
Скоморох 1:
Не хотите ль поиграть,
Свою удаль показать?
Скоморох 2:
Отчего ж не поиграть?
Всегда мы играм рады!
А будут ли награды?
Скоморох 1:
А наградой будет смех
Задорный и веселый!
Ведущая:
Времена теперь другие,
Как и мысли и дела –
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
Умный, сильный наш народ,
Далеко гляди вперед.
Но приданья старины
Забывать мы не должны.
- Ребята, как вы думаете, как развлекались и отдыхали от работы люди на Руси в старые давние времена, когда не было ни телевизоров, ни компьютеров..? (ответы детей)
- Да, люди играли. А весело играть получается не в одиночку, а когда много участников игры!
- Для начала наши скоморохи загадают вам «Богатырские загадки», ведь в народе русском всегда любимы сказки о богатырях. А мы с жюри (представление жюри) проверим вашу смекалку.
Игра «Богатырские загадки» (загадки имеют богатырскую специфику. Сначала предлагаются несложные и забавные задания).
Богатырская цифра (три);
Не один в поле (воин);
Ведьмолёт (помело);
Отчество Змея (Горыныч);
- Ну, а теперь пойдут загадки посложнее- старинные! Справитесь?
5. Чёрное семя руками сеют, ртом собирают (буквы);
6. Зубов много, а ничего не ест (гребень);
7. Потайная кладовая со всей обновкой: тут и спички, и табак, и медный пятак (карман);
8. В лесу родился, в лесу вырос, в дом пришёл, всех вокруг себя собрал (стол);
9. Не крылата, а перната, как летит, так и свистит, а сидит, так молчит (стрела);
10. Сидит Пахом на коне верхом, грамоты не знает, а читает (очки).
- Молодцы! Справились достойно!
Далее ведущий вызывает желающих участвовать в состязаниях. Делит желающих на 2 команды (количество участвующих в каждой команде должно быть чётным).
-Давайте вспомним ещё раз о богатырях. Без кого не может богатырь отправиться в далёкие края на исполнение благих дел? (ответы детей). Правильно, у богатыря обязательно должен быть хороший конь, который тоже должен быть крепким и сильным, готовым к любым испытаниям.
Эстафета «Переездной конь»
Все участники делятся на две команды: одни – "кони", другие – "наездники". "Наездники" садятся на "коней" и образуют круг. Одному из "наездников" вручается мяч. "Наездники" передают мяч по кругу в ту или иную сторону, например, вправо. И нужно, чтобы мяч прошел несколько кругов, по договоренности до игры. После чего команды меняются местами, но, как правило, игра складывается иначе. Если во время переброски мяча он оказывается на земле, то команды моментально меняются местами: "кони" становятся "наездниками", а "наездники" – "лошадками".
- Вот мы и посмотрели каковы наездники и кони бывают в бою. А теперь проверим вашу ловкость и быстроту!
Эстафета «Бег в калошах»
Для эстафеты используются калоши 45-го размера. Игрокам необходимо добежать до указанного места и, вернувшись обратно, передать эстафету следующему участнику.
Скоморохи: Теперь бой скороговорок разрешите нам начать. Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.
Слушайте, запоминайте,
Да складно, быстро повторяйте.
*Три сороки-тараторки
Тараторили на горке.
*Дали Клаше каши с простоквашей.
Ела Клаша кашу с простоквашей.
- Следующее состязание нам покажет силу и ловкость участников.
«Бой петухов»
Игроки, прыгая на одной ноге, закладывают руки за спину и толкаются не ладошками, а плечо в плечо. Побеждает игрок, которому удастся вытолкнуть соперника за пределы круга или же если соперник встанет на обе ноги. Побеждает команда, набравшая большее количество индивидуальных побед.
Ведущий: А теперь отгадайте такую загадку:
В этом доме печь стоит,
Да не каждый день дымит.
Есть и веник, вот беда-
Не метёт он никогда.
Уважают в доме жар,
А хозяин в доме – пар.
(Баня)
Конкурс «Русская баня»
Кто попариться желает
Кто парную уважает,
Приходи скорей-
Есть и веник, и вода,
Веник в руки и, как встарь,
Сам соперника попарь.
Побеждает только тот,
Кто веник быстро обобьёт!
(По два человека «парятся» вениками из газеты)
Конкурс проходит под музыкальное сопровождение- песня «Русская баня»
Игра «Перетягивание каната»
Скоморох: Всех ребят, парней, девчат
Вызываю на канат.
Десять слева, десять справа
Только мускулы трещат!
(Дети встают по обе стороны каната, по сигналу начинают тянуть в разные стороны. Выигрывает та команда, которой удастся перетянуть канат через черту).
Игра со всем залом.
-Я вас по очереди буду говорить начало пословицы, а вы мне будете отвечать ее окончание.
1. Семь раз отмерь. (один раз отрежь).
2. Без труда. (не вытащишь рыбку из пруда).
3. Дареному коню. (в зубы не смотрят).
4. Один в поле. (не воин).
5. С кем поведешься,. (от того и наберешься).
6. Слово не воробей. (вылетит не поймаешь).
7. Лучше синица в руках,. (Чем журавль в небе).
8. Не имей сто рублей,. (а имей сто друзей).
9. Любишь кататься,. (люби и саночки возить).
10. Поспешишь. (людей насмешишь).
- Продолжаем наше состязание. Следующий конкурс- русская народная игра «Прыжки».
Для игры нужно наметить линию, это будет линия старта. Игроки по очереди прыгают с места в длину. Представитель первой команды прыгает от линии старта, место, куда он приземлиться, отмечается. Представитель второй команды должен прыгать от линии отметки в противоположную сторону. И так пока не прыгнут все игроки. Чья команда победит зависит от прыжка последнего игрока. Если игрок приземлится за линией старта, то команда, которой принадлежит этот игрок, выигрывает, если же игрок не допрыгнет до линии старта и приземлится перед ней, то его команда проигрывает.
-А теперь ответьте мне: какая обувь является визитной карточкой Руси? (лапти). Правильно!
Конкурс «Лапти».
Участники снимают с одной ноги обувь и относят в указанное место. Далее все выстраиваются в колонны, а ведущий перемешивает обувь. По сигналу старта каждый из участников должен подбежать к этой куче, обуться в свою обувь и в обуви добежать до своей команды, передав эстафету следующему. Выигрывают умеющие быстро обуваться!
Эстафета «У Салохи»
Конкурс по мотивам известного произведения Н. В. Гоголя. Салоха «упаковывает» всех своих поклонников в мешки так, чтобы мешок доходил до пояса, а одна рука его придерживала. Участники должны по очереди доскакать до указанного места и, вернувшись обратно, передать эстафету следующему.
«Брось предмет в цель»
Это достаточно старая игра, в ней используется по традиции предмет, который дети, возможно, раньше никогда не видели.
Прищепку для белья можно заменить монетой, конфетой или другим небольшим предметом.
Дети по очереди становятся но колени на стул и пытаются забросить небольшой предмет (который вы выберите для игры) в коробку или корзину.
Тот, кто смог забросить большее количество предметов в корзину, победил.
Если в игре используются конфеты, ребенок в конце игры забирает все, что попало в корзину, в качестве приза.
Игра с залом «Пол, нос, потолок»
Эта игра также является хорошей проверкой внимательности. Она очень проста, ее правила легко объяснить.
Правой рукой покажите на пол и назовите: «Пол».
Затем покажите на нос (лучше будет, если вы его коснетесь), скажите: «Нос», а потом поднимите руку вверх и произнесите: «Потолок».
Делайте это не торопясь.
Пусть ребята показывают с вами, а называть будете вы.
Ваша цель запутать ребят. Скажите: «Нос», а сами покажите в это время на потолок. Ребята должны внимательно слушать и показывать правильно.
Хорошо, если вы весело прокомментируете происходящее: «Я вижу, у кого-то нос упал на пол и там лежит. Давайте поможем найти отвалившийся нос».
Игра может повторяться много раз с убыстрением темпа.
В конце игры можно торжественно пригласить на сцену обладателя «самого высокого в мире носа».
Конкурс капитанов: Борьба «вручную»
Игроки становятся напротив друг друга, ноги на ширине плеч, правая нога одного участника находится рядом с правой ногой второго участника.
Затем они сжимают правые руки и по сигналу начинают толкать или тянуть друг друга, пытаясь заставить другого потерять равновесие.
Кто первый сдвинулся с первоначальной позиции – проиграл.
Конкурс «Достань яблоко»
Для игры необходим большой таз с водой.
В таз бросают несколько яблок, а затем игрок встает на колени перед тазом, держа руки за спиной, и пытается зубами поймать яблоко и достать его из воды.
Жюри подводит итоги.
- Пока жюри подводит итоги, я приглашаю всех желающих поиграть в русскую народную игру «Ручеёк»
Эту игру знали и любили еще наши прабабушки и прадедушки, и дошла она до нас почти в неизменном виде. В ней нет необходимости быть сильным, ловким или быстрым. Эта игра иного рода — эмоциональная, она создает настроение, веселое и жизнерадостное. Правила просты. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется — чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить под музыку.
Ни один праздник в старые времена не обходился у молодых людей без этой игры. Тут вам и борьба за любимую, и ревность, и испытание чувств, и волшебное прикосновение к руке избранной. Игра замечательная, мудрая и крайне многозначительная.
Озвучивание жюри результатов состязания.
Скоморох 1:
Отдохнули мы на славу,
Победили все по праву.
Порезвились, наигрались,
С настроеньем все остались!
Литература:
1 «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»-О. Л. Князева, М. Д. Маханева.Учебно-методическое пособие 2006г.
2 « Детские подвижные игры народов СССР» под редакцией Т.И.Осокиной 1988 г.
3 «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста»-составители: Н.П.Ильчук, В.В.Гербова, Л.Н.Елисеева, Н.П.Бабурова. 1998г.
4 «Музыкальная палитра»-№7. 2010г.