Конспект бинарного урока биологии и ОСЖ 7 класс "Яблони в цвету, весны творенье"

6
0
Материал опубликован 17 June



Областное казенное общеобразовательное учреждение

«Льговская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»









Бинарный урок по биологии и ОСЖ в 7 классе
«Яблони в цвету, весны творенье».



t1718615070aa.png





Подготовили: Чужмарова А.А.

Минченко Н.Ю.









Цель урока: Познакомить с особенностями строения яблони, ее полезными свойствами, значением в жизни человека, научить готовить простой десерт из яблок


Задачи:

Коррекционно - образовательные:

-познакомить обучающихся с плодово – ягодным розоцветным растением – яблоней, ее строением, способом размножения, уходом за ней и ее пользе для человека;

-расширять словарный запас учащихся, речевые умения и навыки;

-активизировать познавательную деятельность через использование различных форм работы.

-знакомить учащихся с технологией приготовления запечёных яблок в , через объяснение нового материала, просмотр презентации;

- научить учащихся готовить десерт «Яблоко печёное», через практическую работу.

- закреплять знания по ТБ при приготовлении десерта.


 Коррекционно-развивающие:

-развитие познавательной активности учащихся, умения реализовать имеющиеся знания путем активизации логического мышления в различных ситуациях;

 Воспитательные:

-воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

-воспитывать любознательность, интерес к поисковой работе, интерес к учёбе;

-способствовать воспитанию любви к природе и бережного отношения к ней.

-прививать правила этикета за столом.


Планируемые результаты:

Предметные: сформирование представления о плодово-ягодных розоцветных растениях: яблоне, характерных особенностях, полезных свойствах и значением в жизни человека; получить навык приготовления десерта из яблок.


Личностные: проявление доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, чувства взаимопомощи.

Оборудование: мультимедийный комплекс, презентация, учебник, карточки для групповой и индивидуальной работы, картинки с изображением плодовых деревьев, рабочие тетради; технологическая карта приготовления десерта «Яблоко печёное», электрическая духовка, полотенца, доска разделочная, тарелки, миска для яблок и отходов,  нож, ложка чайная (на каждого обучающегося), .



Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся



1.Мотивационно-ориентировочный этап

- Здравствуйте, ребята.

- Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал.

Так что время не теряем,

И работать начинаем!

-Ребята, мы продолжаем изучать плодово-ягодные розоцветные. Название дерева, которому посвящен сегодняшний урок, вы узнаете, выполнив задание. Я буду читать названия растений, а вы из первых букв слов составите название нужного нам растения. Каждую последующую букву записывайте на листке. (Слайд №2).

Ягель - я

Берёза - б

Ландыш - л

Одуванчик - о

Нарцисс - н

Ясень - я

-Итак, что же у вас получилось?

Яблоня. (Слайд №3).

2. Постановка учебной задачи.

-Сегодня на уроке мы познакомимся с плодово-ягодным розоцветным деревом - яблоней, ее строением, способом размножения, уходом за ней и поговорим какую пользу она приносит человеку.

-А теперь откройте тетради, запишите число, тему нашего урока.

3.Изучение нового материала. (Слайд №4 -7).



Яблоня – это многолетнее светолюбивое дерево. Требования к температуре воздуха и почвы у разных сортов яблонь различны. Многие яблони зимостойкие, их выращивают в средней полосе и даже в северных районах нашей страны. В Сибири выращивают особые яблони: они как бы стелются по земле. Их так и называют – стелющиеся (словарная работа). Зимой их засыпают толстым слоем снега, и тогда им не страшны суровые сибирские морозы. Другие яблони довольно теплолюбивы, их выращивают только в южных районах. Корневая система яблони стержневая. У яблони корни уходят на 5 метров в глубину и широко расходятся в стороны. Место, где корень переходит в стебель, называется корневой шейкой. Стебель прямостоячий, от него идут многочисленные ветви. Стебель и отходящие от него ветви образуют крону. Часть стебля от корневой шейки до кроны называется штамбом. У яблони ветки от стебля растут в стороны. Плод яблони называется яблоко. Яблоки бывают различной формы, размеров, окраски. Они обладают высокими вкусовыми качествами, содержат немало очень ценных для организма человека веществ, в том числе и разнообразные витамины. Поэтому употребление яблок в свежем виде укрепляет организм, повышает его сопротивляемость разным болезням. Яблоки широко используются и в переработанном виде. Из них готовят компоты, варенье, джем, повидло, сок, мармелад; их сушат, маринуют, мочат.

4. Работа по теме урока, закрепление изученного материала 1.Работа с учебником. (Слайд №8).

Откройте учебник на стр. 151, прочитайте текст и заполните таблицу по описанию яблони. (Приложение №1).

Часть растения

Признаки

Корневая система

Стержневая

Стебель

Прямостоячий

Листья

Простые

Соцветие

Одиночные цветки

Цветок

5 чашелистиков, 5 лепестков, много тычинок, 1 пестик

Плоды

Сочные

Семя

2 семядоли



Работа в парах: заполнение таблицы.

(взаимопроверка: пары проверяют друг друга).

2.Физминутка.

И.п. стоя, руки вдоль туловища. Учитель проговаривает названия розоцветных и пасленовых, если произносится название розоцветного, то учащиеся делают хлопок над головой и опускают руки, если пасленового – делают наклон вправо — наклон влево (шиповник, баклажан, картофель, яблоня, перец, томат).

3. Чтение текста учебника.

Яблони различаются по срокам созревания плодов. У одних сортов плоды созревают уже летом – это летние сорта яблок, они долго не хранятся. У других – в конце лета и начале осени, у третьих – осенью. Как правило, поздно созревающие плоды яблони хранятся долго, некоторые до апреля.

Размножают яблони семенами. Но выросшие из семян растения не всегда дают плоды с хорошим вкусом. Поэтому на них прививают веточки или почки культурных яблонь. Такой способ размножения называется прививка. (Слайд №9).

При посадке деревьев следят, чтобы корневая шейка была на уровне почвы. Если она будет засыпана почвой, растение расти не будет, не даст урожай. Если корневая шейка будет высоко, то зимой дерево замерзнет. К зиме корневую шейку присыпают почвой. Это уберегает деревья от мороза. Весной же корневую шейку надо освободить от земли.

Люди высоко ценят яблоню не только за полезные и вкусные плоды, но и за ценную древесину, которая используется в кулинарии для копчения, изготовления поделок: игрушек, шкатулок, сувениров.


4. Дидактическая игра Верно «+», неверно «-»:

-Я сейчас вам раздам карточки ( Приложение №2), где вы должны будете прочитать утверждение и напротив него поставить "+" если согласны, " -" если не согласны. (Слайд № 10).

Критерий оценивания:

5- нет ошибок,

4-1-2 ошибки,

3- 3 ошибки,

2- более 3 ошибок.



1.

Яблоня относиться к семейству розоцветных

+

2.

Яблоня однолетнее дерево

-

3.

У яблони стержневая корневая система

+

4.

У яблони листья сложные

-

5.

Цветки белые или розовые

+

6.

В цветке яблони 5 тычинок

+

7.

Яблоко содержит много витаминов

+



5. Закрепление изученного.

-Теперь давайте подытожим все, что узнали о яблоне, выполним задание в ваших листах, которые я сейчас вам раздам.

Дан текст. Ключевые слова пропущены, дополните текст.

(Слайд №11).

Яблоня – плодово-ягодное древесное растение. Это ценная плодовая культура. Корневая система стержневая. В ее цветках 5 чашелистиков, 5 лепестков венчика, много тычинок, пестик. Стебель прямостоячий. У яблони плод — яблоко. Размножаются семенами и прививками.

6. Изучение материала по теме урока ОСЖ.

6.1. Актуализация знаний.

- А теперь давайте перейдем непосредственно к уроку ОСЖ и вспомним, какой раздел мы начали проходить.

-Правильно! (словарное слово десерты).

(Слайд №12)

- А что такое десерт?

-Молодцы!

-Давайте немного поиграем и проверим, а знаете вы, что относится к десертам. Для этого я буду читать вам стихотворение, когда вы услышите название десерта вы хлопаете, иначе сидите молча!

Очень часто говорят:

Дети любят мармелад,

Шоколадные конфеты,

Мясо, рыбу, винегреты,

Торты, слойки и печенье,

Крем, домашнее варенье

Суп, котлеты, пастилу

Булочки, ватрушки,

Овощи и фрукты,

Вкусные продукты!

6.2. Изучение нового материала

-На прошлых уроках мы уже готовили такие десерты как компот, кисель.

- А, сегодня, мы научимся готовить десерт «Яблоко печёное». Десерт этот не только вкусный, но и очень полезный. (Слайд №13)

Яблоко печеное — такой же источник витаминов, как сырое, но в таком варианте оно мягче, вкуснее и нежнее. При этом поедание большого количества сырых не рекомендовано детям, пожилым и людям с заболеваниями пищеварительного тракта из-за повышенного содержания кислоты. А вот запеченное яблочко не имеет ограничений,

Подвергаясь тепловой обработке, фрукт сохраняет все полезные свойства. В яблоке сохраняется то же количество клетчатки, а вот пектина вырабатывается больше. Поэтому оно еще лучше выводит токсины и вредные микроэлементы. Если запекать, добавив корицу и мед, то получится отличное защитное средство в период холодов и вспышек простудных заболеваний.

6.3. Работа с технологической картой.

- Как вы думаете- что нам нужно для приготовления этого десерта?

-Назовите этапы работы по запеканию яблок, используя технологическую карту. (Приложение 3). (Слайд №14)



6.4. Практическая работа, закрепление материала.

- Подготовим противень и духовой шкаф к работе.

-Приступаем к выполнению практической работы.

Работа выполняется самостоятельно и под контролем в зависимости от индивидуальных возможностей обучающихся.


6.5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

- Расскажите, что вы делали и как? (Слайд №15)

Назовите этапы приготовления десерта «Яблоко печёное».

- Когда вы можете приготовить запечённые яблоки? Для кого?



7.Итог урока.

- Сегодня на уроке мы познакомились с плодово – ягодным розоцветным растением – яблоней, ее строением, способом размножения, уходом за ней и ее пользе для человека.


Потрудились вы на славу,

Вас оценками хвалю.

За активную работу

Я вас всех благодарю.

-А теперь вы можете попробовать десерт, который приготовили сами

Выставление оценок.



8.Рефлексия. (Приложение №4). (Слайд №16).

- Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево - яблоня, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.

Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки.

Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – прикрепите цветы.

А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый лист.


9. Объяснение и запись домашнего задания: стр.153-156, отвечать на вопросы.







Включаются в деловой ритм урока. Настраиваются на успешную работу в процессе занятия.































Отвечают на вопросы.













Записывают число, тему урока.













































































Заполняют таблицу и проверяют друг друга.



Выполняют упражнения.











Читают текст учебника.

























Индивидуальная работа по карточкам.

Взаимопроверка.



































Выполняют задание.

























Отвечают на вопросы

Выполняют упражнения.





























































Отвечают на вопросы, работают с технологической картой





Выполняют практическую работу.













Отвечают на вопросы


















Приложение №1




Часть растения

Признаки

Корневая система


Стебель


Листья


Соцветие


Цветок


Плоды


Семя




Приложение №2



1.

Яблоня относиться к семейству розоцветных


2.

Яблоня однолетнее дерево


3.

У яблони стержневая корневая система


4.

У яблони листья сложные


5.

Цветки белые или розовые


6.

В цветке яблони 5 тычинок


7.

Яблоко содержит много витаминов














Приложение №3



Технологическая карта кулинарного блюда


Наименование кулинарного изделия (блюда): ЯБЛОКИ ПЕЧЕНЫЕ

Номер рецептуры: 491

Наименование сборника рецептур: (сборник технологических нормативов, рецептур блюд и кулинарных изделий под редакцией А.Я. Перевалова № 491


Наименование сырья

Расход сырья и полуфабрикатов

1 порция

Брутто, г

Брутто, г

Яблоки

156

156

Сахар

10

10

ВЫХОД:

140


Химический состав данного блюда

Пищевые вещества

Энерг. ценность, ккал

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

0,6

0,6

29,6

126,0


Ca (мг)

Мg (мг)

Fe (мг)

С (мг)

1,8

7

1,7

1,8


Технология приготовления:


Из яблок, не очищая от кожицы, удаляют семенные гнезда: образовавшееся отверстие заполняют сахаром. Затем их кладут на противень, подливают небольшое количество воды и пекут в жарочном шкафу 15-20 минут (в зависимости от сорта яблок). Отпускают горячими или холодными.


Требования к качеству:

Внешний вид: яблоки сохраняют свою форму, на поверхности румяная корочка

Консистенция: мягкая, сочная

Цвет: золотистый

Вкус: кисло-сладкий

Запах: печеных яблок












Приложение 4.

t1718615070ab.png



t1718615070ac.jpg t1718615070ad.png t1718615070ae.jpg

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.
Комментарии на этой странице отключены автором.

Сборник методических разработок и педагогических идей