Конспект урока биологии в 7 классе по теме «Класс Земноводные»
Технологическая карта урока по теме «Класс Земноводные»
Педагог: Красильникова Е.Н.
Предмет: биология
Класс: 7
Базовый учебник: Тихонова Е.Т, Романова Н.И. Биология. 7 класс – М.: ООО "Русское слово", 2014
Тема урока: Класс земноводные
Цель урока: формирование познавательного интереса к изучению предмета через развитие личностных универсальных учебных действий посредством знакомства учащихся с общей характеристикой класса земноводные, с их многообразием.
Задачи урока:
Личностные: уметь осознанное, уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку, его мнению; быть готовым и способным вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Метапредметные: уметь самостоятельно определять цели своего обучения; уметь осуществлять контроль свое деятельности в процессе достижения результата; уметь устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и умозаключения, делать выводы; уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; уметь работать в группе, находить общее решение, формулировать своё мнение.
Предметные: уметь самостоятельно определять цель и задачи урока, знать основные отличительные признаки класса земноводные; объяснять их приспособленность к жизни в двух средах; освоить понятия «среда обитания», «адаптация»; осознавать необходимость действий по сохранению биологического разнообразия земноводных при изучении их значения многообразия.
Тип урока: комбинированный
Необходимое оборудование: таблица «Внутреннее строение лягушки», видео «Размножение лягушки», презентация «Земноводные», задания для работы в группах.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
1 |
Организа ционный момент |
Приветствие учащихся, проверка рабочих мест, готовности к уроку |
Подготовка ученика к работе. |
Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2 |
Актуализа ция знаний |
Выявляет уровень знаний по раннее изученной теме (проводит тест по теме класс «Рыбы»). Организует взаимопроверку и взаимооценивание работ, знакомит детей с критериями оценки. Определяет типичные недостатки. |
Выполняет тест по теме «Рыбы». Тест «Рыбы» 1) Рыбы относятся к типу: 2) К классу хрящевых рыб относится: а) карп б) скат в) окунь г) скумбрия 3) Кровеносная система у рыб: 4) Сердце у рыб состоит: 5) К отряду сельдеобразных не относится: а) килька каспийская б) шпрот черноморский в) сардин г) горбуша морская 6) Основная функция плавательного пузыря рыб: 7) У рыб органы боковой линии выполняют функции: Проверяет работу соседа по парте и оценивает её выполнение по заранее заявленным критериям. Анализирует результаты своей работы, качество и уровень усвоения темы. |
регулятивные: прогнозирование, предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; оценка результатов работы, качества и уровня освоения. познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, структурирование знаний коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, управление повелением партнёра, оценка его действий. |
3 |
Постановка цели урока
|
Активизирует знания учащихся. Предлагает прочитать стихотворение, выделить ключевые слова. Предлагает обозначить тему, цель и задачи урока |
Выделяет ключевые слова, отмечает проблемы, с которыми столкнулись земноводные при выходе на сушу; Что ж обидела, и многим нас природа-мать. Формулирует тему урока, ставит цели и задачи урока |
регулятивные: целеполагание; планирование познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. |
4 |
Первичное восприятие и усвоение учебного материала
|
Организует деятельность учащихся по созданию и решению проблемной ситуации. Учитель организует работу в группах по выполнению разноуровневых заданий. Устанавливает регламент времени. Контролирует соблюдение групповых норм, при необходимости включается в работу группы. |
Составляет план изучения темы урока, предлагает варианты наиболее оптимальной и продуктивной работы. Работает в составе группы по одному из предложенных заданий: 1) С какие проблемами должны были столкнуться позвоночные животные при выходе на сушу? 3) Заполните схему «Многообразие земноводных». В схеме укажите названия отрядов, численность каждого отряда и характерных представителей. 4) Заполните таблицу «Сравнительная характеристика головастика земноводных и лягушки». От какой группы позвоночных животных произошли земноводные? На основе каких данных таблицы вы сделали такое заключение? 5) Найдите в словаре значение слов «среда обитания», «приспособления», «адаптация». 6) В чём особенности размножения земноводных? Составьте схему жизненного цикла земноводных. Приложение 1. |
регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; логические – анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно-следственых связей, доказательство. коммуникативные – планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске информации, управление поведением партнёра, контроль и коррекция его действий. |
5 |
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач |
Организует деятельность учащихся по представлению результатов своей работы. Задаёт дополнительные вопросы. Головастик, превращаясь в лягушку, ничего не ест. Идёт глубокая перестройка пищеварительной системы. Откуда тогда головастик получает энергию, необходимую для его превращения в лягушку? Почему говорят, что лягушки – первые «слюнтяи» планеты? Растут ли лягушки зимой? Почему? Мигают ли лягушки? Почему? Почему жабы, в отличие от лягушек, могут жить в сухих местах? |
Представляет результаты работы группы. Формулирует выводы по своему вопросу. Отвечает на дополнительные вопросы. |
регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные - структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера |
6 |
Динамичес кая пауза |
Физкультминутка (упражнения для глаз) |
Выполняет упражнения для глаз (электронная физминутка) |
регулятивные: саморегуляция; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
7 |
Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний, умений, навыков и УУД |
Предлагает учащимся в парах поработать с текстом, в котором необходимо вставить пропущенные слова. Организует проверку выполненного задания. |
Работая в паре, вставляет в текст пропущенные слова Проверяет правильность выполненного задания, делает вывод о качестве усвоения нового материала. |
личностные: смыслообразование регулятивные: контроль, коррекция, осознание качества и уровня усвоения; познавательные: рефлексия; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, управление поведением партнёра, оценка его действий |
8 |
Рефлексия деятельнос ти |
Организует рефлексию. |
Осуществляет оценку собственной учебной деятельности и работы группы. Соотносит цель урока с полученными результатами. |
личностные: смыслообразование регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; познавательные: рефлексия; коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; |
Контроль за процессом и результа том учебной деятельности школьни ков |
Предлагает домашнее задание нескольких вариантов. Пересказ параграфа Составить кроссворд по теме «Класс Земноводные» Ответить на вопрос: Где и за что поставлены памятники земноводным? |
Записывает домашнее задание |
личностные: самоопределение регулятивные: планирование, саморегуляция коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем |
Самоанализ урока по теме «Класс земноводные»
Урок по теме «Класс земноводные» - это восьмой урок в системе уроков по теме тип хордовые. Он опирается на знания учащихся, полученные при изучении темы «Класс Хрящевые и Костные рыбы». Содержание данного урока даёт возможности для формирования и развития всех видов универсальных учебных действий.
Цель урока: формирование познавательного интереса к изучению предмета через развитие личностных универсальных учебных действий посредством знакомства учащихся с общей характеристикой класса земноводные, с их многообразием.
Тип урока: комбинированный
В рамках данного урока универсальные учебные действия формируются на различных его этапах.
Так личностные УУД формируются при проверке домашнего задания и постановке проблемы (смыслообразование). Морально-этическая ориентация осуществляется при обсуждении итогов урока. Для формирования личностных универсальных учебных действий предлагаются следующие виды заданий: подведение итогов урока; творческие задания; самооценка события. Познавательные УУД формируются при добывании новых знаний (работа с новой информацией из учебника); при постановке проблемы, подведении итогов работы в группах, итогов урока (выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения и т.д.) Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий: составление схем, работа с разного вида таблицами. Регулятивные УУД формируются на этапах деления на микрогруппы, выборе выступающего, подведении итогов урока, рефлексии (управление своей деятельностью, проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция). Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: поиск информации в предложенных источниках, взаимоконтроль и самоконтроль. Коммуникативные УУД - речевая деятельность, навыки сотрудничества формируются в процессе всего урока, на всех его этапах. Особенно эффективно развиваются навыки сотрудничества при ведении диалога. Одной из форм формирования коммуникативных универсальных учебных действий работа учеников в группе она помогает созданию учебной мотивации, пробуждению в учениках познавательного интереса, стремления к успеху и одобрению, способности к самостоятельной оценке своей работы, формированию умения общаться и взаимодействовать с другими детьми.
Результаты урока:
Личностные: уметь осознанное, уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку, его мнению; быть готовым и способным вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Метапредметные: уметь самостоятельно определять цели своего обучения; уметь осуществлять контроль свое деятельности в процессе достижения результата; уметь устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и умозаключения, делать выводы; уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; уметь работать в группе, находить общее решение, формулировать своё мнение.
Предметные: уметь самостоятельно определять цель и задачи урока, знать основные отличительные признаки класса земноводные; объяснять их приспособленность к жизни в двух средах; освоить понятия «среда обитания», «адаптация»; осознавать необходимость действий по сохранению биологического разнообразия земноводных при изучении их значения многообразия.
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС, были использованы информационно-коммуникативные технологии. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. Цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации. На уроке применялся системно-деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и применить их в новой ситуации. Так, информацию об особенностях строения рыб детям необходимо было применить при рассмотрении вопросов размножения и происхождения земноводных. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. При составлении плана урока было чётко распределено время между его этапами. Больший временной промежуток отделён на изучении нового материала. Все этапы имели логическую последовательность. При постановке вопросов и определении заданий для групповой работы были учтены индивидуальные особенности учеников. Так, все дети были разбиты на 6 групп и выполняли посильные для них задания. Результаты деятельности детей оценивалась только положительно, что стимулировало учеников и повышало их активность на уроке.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников седьмого класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей. Умелое чередование данных форм и методов обучения позволило уменьшить утомляемость школьников - они были активны на протяжении всего урока. Домашнее задание, кроме обязательного прочтения параграфа включало и творческое задание.
Приложение 1.
Результаты работы групп
Примерные ответы учеников после групповой работы
Группа 1. С какие проблемами должны были столкнуться позвоночные животные при выходе на сушу?
1. Дыхание кислородом воздуха
2. Проблема высыхания.
3. Изменение характера передвижения.
4. Размножение на суше (оплодотворение, защита икры от высыхания).
5. Проблемы восприятия окружающей среды при помощи органов чувств.
6. Перенесение неблагоприятных условий среды (например, понижение температуры в осеннее и зимнее время)
7. Поиск и добыча пищи
У нас есть группа, которая выяснит, каким образом земноводные решают поставленные проблемы.
Однако, сумев освоить сушу, земноводные все же не порвали до конца связь с водой.
Группа 2. Сохранили ли земноводные связь с водой, выйдя на сушу? Аргументируйте свою точку зрения, используя информацию об особенностях строения лягушки.
После обсуждения формулируются выводы:
1. Земноводные научились дышать с помощью легких, куда атмосферный воздух поступает через ноздри.
2. Тонкая нежная кожа земноводных нуждается в постоянном увлажнении, поэтому амфибии живут в сырых местах обитания и часто навещают водоемы.
3. Амфибии первыми из позвоночных «встали на ноги».
4. Земноводные первыми начали мигать – чтобы защитить глаза от повреждения и высыхания, у них появились подвижные веки.
5. Чтобы лучше слышать в воздушной среде, у амфибий появился новый орган – среднее ухо, закрытое барабанной перепонкой.
6. На суше активны в ночное время суток, в воде и днем и ночью. При понижении температуры впадают в оцепенение.
Приспособления к водной среде.
1. У многих лягушек для передвижения в воде пальцы на задних лапах соединены плавательной перепонкой.
2. Через влажную тонкую кожу легко осуществляется газообмен. Многие земноводные поглощают больше кислорода через кожу, чем через легкие, и могут долгое время оставаться под водой, не всплывая за новой порцией воздуха.
3. Икра земноводных не может противостоять высыханию, и размножение большей части амфибий происходит в воде.
Группа 3. Заполните схему «Многообразие земноводных». В схеме укажите названия отрядов, численность каждого отряда и характерных представителей.
Отряды земноводных
Безхвостые Червяги Хвостатые
3000 56 280
цейлонский рыбозмей Тритон Травяная лягушка
Начало формы
Группа 4. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика головастика земноводных и лягушки». От какой группы позвоночных животных произошли земноводные? На основе каких данных таблицы вы сделали такое заключение?
Признаки |
Лягушка |
Головастик |
Место обитания |
Вода и суша |
Вода |
Способ передвижения |
Плавание, прыжки |
Плавание |
Части тела |
Голова, туловище, конечности |
Голова, туловище, хвост |
Способ питания |
Захват при помощи языка наземных беспозвоночных |
Соскабливание пищи с водных растений |
Орган дыхания |
Легкие, кожа |
Жабры |
Строение сердца |
Трёхкамерное |
Двухкамерное |
Круги кровообращения |
Два |
Один |
Боковая линия |
Нет |
Есть |
Хорда |
Нет |
Есть |
Группа 5. Найдите в словаре значение слов «среда обитания», «приспособления», «адаптация».
СРЕДА ОБИТАНИЯ – комплекс окружающих условий (факторов среды), влияющих жизнедеятельность организмов.
ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ (АДАПТАЦИЯ) – совокупность тех особенностей строения организмов, которые обеспечивают им возможность жизни в этих условиях
Группа 6. В чём особенности размножения земноводных? Составьте схему жизненного цикла земноводных.