Конспект экологического часа «День заповедников и национальных парков»
Конспект экологического часа «День заповедников и национальных парков»
Цель: Формирование представления о заповедных местах, в том числе родного края.
Задачи: 1. Расширение представлений детей о заповедниках России, флоре и фауне.
2.Активизация речевой деятельности, обогащение словарного запаса.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, желание принимать участие в ее охране и защите.
Ребята, я сегодня хочу рассказать вам о таком экологическом празднике как «День заповедников и национальных парков»
Ежегодно 11 января в России отмечается День заповедников и национальных парков.
Ребята, а как вы думаете, что такое заповедник? Что обозначает это слово?
Еще с давних пор добрые люди заметили, что некоторых растений и животных становится меньше, погибают леса, мелеют и становятся грязными реки. И продумав над бедами, которые нависли над матушкой Природой, они решили ей помочь. Для этого они стали создавать заповедники. Это такие большие или маленькие участки леса, тундры, степи с озерами, реками, болотами. Там охраняется природа от бед и катастроф, от злых и глупых людей. В заповеднике охраняются животные и растения, которых стало очень мало на Земле, потому что злые и глупые люди их уничтожили, и если не помочь редким животным и растениям, то они исчезнут навсегда.
В заповеднике нельзя охотиться и ловить рыбу, собирать грибы и ягоды. Посторонних людей, которые охотятся или рыбачат в заповеднике, называют браконьерами. Для охраны от браконьеров в заповеднике работают люди, которых называют инспекторами по охране заповедника. Живут инспектора на кордонах – в маленьких избушках, прямо на территории заповедника.
Здесь не нужно всех ловить. (взяться за руки)
Топать, хлопать, палкой бить. (имитационные движения)
Здесь дружок, ты только гость. (наклон вперед)
Здесь хозяин – дуб и лось. (руки на пояс, ладони подставить к голове В виде рог лося)
Их покой побереги, (указательный палец поднести ко рту)
Ведь они нам – не враги! (взяться за руки)
Испокон веков на Руси были заповедные рощи, культовые места, заказники, предназначенные для охоты князей, царей, знати.
11 января для этого события выбрано не случайно — в этот день в 1917 году в России был образован первый государственный заповедник — Баргузинский. Его целью стало сохранение популяции баргузинского соболя и других животных на Байкале
В нашем городе есть Ильменский заповедник Челябинской области — крупнейшее в мире месторождение уникальных минералов, горных пород и копей. Является национальным достоянием и претендует на статус Всемирного наследия ЮНЕСКО. Горные отложения, ценные недра, созданные природой, исчисляются миллионами лет и сохранились для потомков. Помимо природоохранной деятельности, более 100 лет в заповеднике проводятся научные исследования.
Наш заповедник основали в 1920г. 14 мая, по решению В.И. Ленина, Ильменские горы вошли в состав заповедных земель, территория которых сегодня занимает центральную часть Челябинской области. С 2002 года Ильменский заповедник по охвату площади находится на 34 месте среди других особо охраняемых природных территорий России.
Большая часть возвышенностей покрыты лесами.
На степь и луга приходится лишь небольшая часть территории.
На вершинах гор расположились смешанные леса с преобладанием сосны обыкновенной.
Северные участки разбавляют лиственничные породы, встречаются чистые насаждения берёзы повислой.
Южные и западные склоны Ильменских гор покрыты сосновыми лесами.
А каких животных можно встретить у нас в заповеднике мы попробуем отгадать!
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
(медведь)
Лежала под елками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала
Да побежала.
(ёж)
И по соснам, и по елям
Быстро бегает она,
Видит, шишки где поспели,
Где грибная целина.
(белка)
Работящие зверьки
Строят дом среди реки.
Если в гости кто придет,
Знайте, что из речки вход!
(бобры)
Молодцы ребята, все загадки отгадали. Послушайте какие еще животные есть в заповеднике.
Здесь можно увидеть как белку, так и медведя. В общей сложности в Ильменском заповеднике обитают 57 видов животных. Из мелких млекопитающих в лесах встречаются хорьки и пушные звери — горностай и колонок. В середине XIX века на территории заповедника выпустили американскую норку.
Животный мир представлен такими хищниками, как волк и рысь. С восточных земель заходит медведь. Среди травоядных животных распространены два вида зайца — русак и беляк. Встречаются косули, лоси, бобр, кабан, барсук, и пятнистый олень.
Среди пернатых распространены виды тетеревиных: рябчик, глухарь, серая куропатка, тетерев-косач. В лесных массивах слышно пение соловья и звуки присутствия дятла, кукушки, скворца. На территории охранной зоны встречаются редкие птицы: сапсан, орлан-белохвост, стрепет, скопа и могильник.
Мы сегодня не скучали,
В заповеднике гуляли, (идут друг за другом по кругу)
Травку трогали руками (присаживаются на корточки и «гладят» травку)
Любовались облаками. (встают и смотрят вверх)
Нам деревья песни пели,
На ветру листвой шумели. (поднимают руки вверх и качаются в стороны)
Птицы часто подлетали,
Все кружились, ворковали. («машут крыльями» и кружатся)
Рыба в озере играла,
Молча хвостиком виляла. (ладони рук сомкнуты и вытянуты перед собой, делают волнообразные движения)
Звери шли не слышным шагом, (идут по кругу друг за другом на носочках)
И скакали по оврагам. (прыгают на двух ногах друг за другом по кругу)
Мы скакали, мы играли
Наши ноженьки устали. (идут друг за другом по кругу, останавливаются и гладят ноги)
На прогулке мы с утра
Возвращаться нам пора. (ходьба на месте, лицом в круг).