Тренинг для педагогов ДОО на тему «Педагогические технологии, способствующие успешному управлению формированием связной речи дошкольников с ОНР»
Педагогический тренинг для педагогов ДОО на тему: «Педагогические технологии, способствующие успешному управлению формированием связной речи дошкольников с ОНР».
Цель: создание условий в учреждении и в коллективе для успешного применения педагогических технологий для формирования связной речи у дошкольников с ОНР.
Задачи:
Создание положительной обстановки в сотрудников;
повысить уровень знаний педагогов в области применения педагогических технологий;
обосновать значимость процесса управления формированием связной речи у дошкольников с ОНР;
способствовать развитию творческих способностей коллектива ДОО.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады видеть вас на нашем мастер- классе.
В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением ФГОС, традиционные подходы к развитию речи дошкольника претерпевают значительные изменения, как по форме, так и по содержанию. Новые подходы к организации работы с детьми позволили изменить характер взаимодействия педагога с детьми.
Поэтому нами были внедрены в работу с дошкольниками старшего возраста современные образовательные технологии (ТРИЗ-РТВ, ТОЛЗ, синквейн) для создания оптимальных условий по развитию связной речи. И мы хотим показать, как можно использовать развивающие технологии (ТОЛЗ, ТРИЗ, синквейн) в образовательной деятельности с детьми.
Технология ТОЛЗ или технология обогащения словарного запаса. Проектирование образовательной работы по обогащению лексического запаса детей семантическими полями слов в процессе освоения отношений между словами в семантическом поле, сгруппированными вокруг центральной единицы – «доминанты», которая своими значениями пронизывает все другие слова, входящие в это поле.
1. Знакомство детей со словом-доминантой и его понятийным содержанием (значением) по любой лексической теме. Например, по лексической теме «Домашние животные», берем слово «Подворье». Воспитатель дает словесную характеристику слова «подворье». Подворье – это дом с хозяйственными постройками.
2. Знакомство детей с семантическим полем на основе одного вида отношений доминанты (обогащаем лексику детей словами существительными связанными со словом доминантой). Используется объемное дидактическое пособие «Скотный двор», воспитатель приглашает детей прогуляться по подворью.
- Давайте погуляем по нашему подворью. Что вы видите на подворье?
- Дом, сараи, колодец, мостик, пруд, конуру и т.д.
Д/и «Кто, где живет?»
- Если в хлеву жили телята, то это…
- Если в хлеву жили коровы, то это…
- А если свиньи …
- А если лошади …
- А если куры?
3. Моделирование детьми семантического поля (составление семантических полей на основе разных видов отношений доминанты).на третьем этапе мы обогащаем лексику детей словами признаками, словами действиями, синонимами и антонимами. Воспитатель предлагает игру «Какой, какая, какие?», «Подбери действия», «Назови по-другому», «Наоборот»
- Подворье какое? (по размерам; по громкости)
- Большое, маленькое, шумное, тихое.
- А что еще можно о нем сказать? Если хозяева убираются, заботятся, то оно какое?...
- Если на подворье много животных и птиц, и они приносят много пользы, то подворье какое?...
- Если подворье недавно построено, то оно какое?...
- (Грязное, чистое, аккуратное, богатое, бедное, новое, старое).
- Как может изменяться подворье в размерах? Если что-то пристроили, то оно…, а если что-то сломалось…
- Оно может расширяться, расти, уменьшатся, увеличиваться.
- Какими словами еще можно назвать подворье?
- Двор, ферма, хозяйство.
- А еще раньше подворье называли усадьбой.
4. Овладение детьми смысловой стороной слова-доминанты. Воспитатель организует дидактическую игру «Волшебный цветок».
- Придумайте однокоренные слова к слову подворье?
- Двор, дворик, дворняга, задворки, выдворять, придворный, дворник.
- Кто живет в частных домах, назовите, что есть у вас на подворье?
- У нас во дворе стоит дом, сарай, свинарник, баня, гараж.
- У нас во дворе стоит дом, баня, курятник, сарай.
5. Во второй половине дня можно нарисовать рисунок или построить из конструктора.
Таким образом, с помощью технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) у ребенка формируется умение использовать слово-доминанту и слова семантического поля в соответствии с контекстом речевой ситуации и контекстом художественного слова, у ребенка активизируются необходимые знания и обследовательские действия для создания системы смысловых связей, формируется умение самостоятельно моделировать семантическое поле с заданной доминантой.
Технология «Синквейн» Елочка – о цыпленке.
Синквейн технология способствует развитию творческого самовыражения ребёнка, обогащению словарного запаса, подготовки к краткому пересказу, владение понятиями: слово-предмет (живой—неживой, слово-действие, слово-признак умение выделять главную мысль, формулировать идею, подбирать синонимы, правильно понимать и задавать вопросы, согласовывать слова в предложении.
Знакомство детей с синквейном начинается с повторения и закрепления ряда игр: «Какой, какая, какие?», «Подбери признаки», «Назови действия», «Объяснялки» (работа с метафорой). Затем знакомим детей со схемой синквейна, используя на первом этапе предметные картинки.
План-схема.
1. Объект.
2. Признаки объекта.
3. Действия, совершаемые объектом.
4. Составление предложения об объекте с указанием признаков и действий.
5. Высказывание ребенка о сущности объекта.
Используется технология синквейн к любой лексической теме недели
ТРИЗ «Системный оператор» - цыпленок.
А сейчас мы познакомим вас с технологией ТРИЗ-РТВ, на примере игры «Системный оператор» (Волшебный экран). С помощью стихотворения в игровой форме коллективно составляем рассказ о цыпленке.
Если мы рассмотрим что-то, (это цыпленок)
Это что-то для чего-то…. (для того, чтобы вырасти в курицу или петуха)
Это что-то часть чего-то… (часть домашних птицов)
Это что-то из чего-то… (у цыпленка есть маленькая круглая голова, короткая шея, овальное туловище, маленькие короткие крылья, тоненькие оранжевые лапки, короткий хвостик. Тело покрыто мягкими перышками.)
Чем-то было это что-то… (он был яйцом)
Кем-то будет этот кто-то… (Будет петухом или курицей)
Что-то ты сейчас возьми,
На экране рассмотри…
Затем мы предлагаем одному ребенку самостоятельно составить весь рассказ с опорой на картинки «Системного оператора».
- Во что ещё может превратится яйцо? (В черепашку…, в крокодила, в змею, в омлет …, в салат).
- Утка снесла яйцо. Кто вылупиться курица или петух? (Утенок)
-Утенок или цыпленок пошли купаться на речку. Кто быстрее переплывет на другой берег? (Цыпленок не умеет плавать).
Цель данной игры: активизация словаря, развитие мышления, воображения и связной речи. (Составление описательных рассказов)
ТРИЗ «Теремок».
Еще одна важная мыслительная операция, необходимая для развития речи, это умение сравнивать, видеть общие и отличительные признаки объектов. В этом нам помогает игра «Теремок».
Каждому игроку раздаются карточки с изображениями различных предметов. Один из игроков назначается хозяином условного теремка (коврик или детский домик и т. п., а другие (или другой) подходят к теремку и просятся к нему в домик (на примере сказки):
-Тук, тук, кто в теремочке живёт?
-Я петух. А ты кто?
-А я-будильник. Пусти меня в теремок?
-Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.
Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и петух и будильник будят нас по утрам. После этого гость заходит в теремок или просто помещает в домик карточку, и вступает в игру следующий участник игры, или тот же участник берёт другую карточку. И так пока все карточки не окажутся в теремке. Можно играть немного по-другому - всё время меняя хозяина теремка.
ТРИЗ «Маша-растеряша»
Одна из полюбившихся нами и детьми игр. Для развития мышления, воображения и связной речи, где дети находят выход из проблемной ситуации. Даже нестандартный.
Для игры понадобятся карточки с изображением различных предметов. Выбирается "Маша". Она вытягивает карточку и говорит: "Ой!" Один из игроков задает ей вопрос: "Что с тобой?" Она смотрит на изображение на карточке и отвечает: "Я потеряла то, что изображено (например, ножницы). Как же я теперь буду аппликацию делать?" Остальные должны предложить
разные варианты выхода из этой ситуации. "Маша-растеряша" выбирает лучший ответ и дает фишку. В конце игры подсчитывается количество фишек и определяется победитель.
Ситуация: Маша потеряла ведро. Как же теперь ей напоить животных и птиц?
ТРИЗ «Запоминайка»
Для игры подбираются предметные картинки разные по содержанию. Воспитатель перетасовывает картинки и выкладывает их попарно перед игроками. Двум участникам игры предстоит запомнить и назвать от пяти до двадцати пар картинок. Воспитатель предварительно объясняет детям, что сделать это совсем не сложно, если «связывать» пары логически. Причем, чем забавнее и образнее эта связь, тем она надежнее.
Например: лошадь- велосипед; лошадь едет на велосипеде и т. д.
После того, как первый игрок вслух «свяжет» предложениями картинки, воспитатель предлагает второму игроку вспомнить, что лежит под каждой картинкой. Второй игрок отвечает, например: под велосипедом – лошадь и т. д. Проверяя правильность ответов, воспитатель показывает картинки каждой пары и меняет их местами. Теперь первому игроку нужно восстановить в памяти пары картинок в обратном порядке: под лошадью – велосипед и т. д.
Итог. Благодаря играм и упражнениям, описанным выше, у детей повышается интерес к занятиям, увеличивается словарный запас, формируется грамматический строй речи, развиваются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение и развивается связная речь. Поэтому адаптированное использование методов и приёмов технологии ТРИЗ с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии, является неоспоримым.
ТРИЗ «Лестница» - рефлексия о мастер-классе. (слайд)
Данный мастер класс для вас был каким?
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.
Горбачёва Марина Юрьевна