Конспект фронтального занятия по автоматизации звука «Звук [Ц]. Буква Ц. Птицы»
Пояснительная записка к презентации
Конспект фронтального занятия по автоматизации звука.
Тема: «Звук [Ц]. Буква Ц. Птицы».
Цель: Автоматизация звука [Ц] на материале лексической темы «Птицы».
Задачи:
- образовательные: формирование знаний о механизмах организации звука [Ц]; формирование знаний характеристики звука; закрепление понятий звук, слог; закрепление представлений об отличительных признаках звука и буквы; формирование навыков написания буквы Ц; активизация словарного запаса на речевом материале лексической темы «Птицы».
- развивающие: совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата; развитие кинестетических ощущений на данный артикуляционный уклад; развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза; развитие логического мышления; развитие воображения;
- воспитательные: воспитание интереса к занятию; формирование усидчивости; воспитание положительной мотивации к обучению;
- коррекционные: закрепление правильного артикуляционного уклада звука [Ц]; закрепление правильного произношения звука [Ц]; закрепление оптического образа буквы Ц.
Оборудование: зеркала, картинный материал по теме «Птицы», буква Ц.
Ход занятия
Этап |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
I. Вводная часть: Орг. момент Вводная беседа |
Здравствуйте, гости, здравствуйте ребята. Чтобы тайны все узнать, Все загадки разгадать, Слушайте внимательно, Будьте любознательны! Раздается звонок. Весна (слайды на каждую примету весны): Долго я борьбу с зимой вела, Победила, наступила, я пришла! Растопила я снега седые, Льдины по реке плывут худые. Журчат ручьи, капели звон, Озарен звездою небосклон. Почки сонные надулись И подснежники проснулись. Не слышно только птичьих трелей, В лесу по-прежнему метут метели! Звонок неожиданно прерывается. Звонок так неожиданно прервался. О чем говорила весна?
Что же произошло?
На самом-то деле, зима заколдовала птиц, вместо их пения мы слышим метель! Какая же весна без птичьих голосов? Что мы можем сделать?
Ребята, нам надо отправиться в лес! Ребята, послушайте внимательно, вы слышите пение птиц? Где же птицы? Птицы, что случилось? Ребята, они не могут петь. Может быть, они где-нибудь оставили письмо?
Ребята, посмотрите, в дупле что-то есть. Педагог достает записку. Слушайте внимательно: «Поет скворе, зиме коне!» Такое ощущение, что чего-то не хватает… Ребята, послушайте: «Поет скворе, зиме КОНЕ!» Не придет зиме конеЦ, она у птиЦ украла звук [Ц], поэтому они не могут петь. Что же делать? Мы знакомы с этим звуком? буквой? Что делать? Мы все узнаем про звук и букву Ц, вернем их птицам, они снова начнут петь и тогда весна спасена. |
Дети приветствуют гостей, садятся на стулья.
Дети вспоминают приметы. Дети выдвигают свои гипотезы.
Дети выдвигают свои гипотезы. Дети «собираются» в лес. Дети указывают на дерево.
Дети ищут письмо.
Нет звука [Ц].
Дети отвечают. Необходимо познакомиться со звуком и буквой Ц. |
II. Основная часть: Анализ артикуляции
Характеристика звука
Изолированное произношение звука
Развитие фонематического слуха
Связь звука с буквой |
С чего же мы начнем? Что же сделаем самым первым? Ребята, птицы тоже учат звуки в лесу. Под деревом доска с заданием. Наши губы, язычок Все время занимаются. Знать им нужно как Звуки получаются! Сейчас мы и узнаем как же получается звук [Ц]. Возьмите зеркала, произнесите звук [Ц]. Губы открыты или закрыты при произношении звука Ц? А зубы открыты или закрыты? Кончик языка находится вверху или внизу? А спинка язычка? Поднесите ладошку ко рту и произнесите звук Ц. Какая воздушная струя: теплая или холодная, длинная или короткая? А теперь приложите ладошку к шее и произнесите звук Ц. Дрожат или не дрожат голосовые складки? Ребята, воздушная струя встречает преграду?
Звук [Ц] звонкий или глухой?
Звук [Ц] мягкий или твердый? Этот звук всегда твердый, у него нет младшего братика мягкого звука. Ребята, теперь мы знаем, как образуется звук, мы можем его произнести, как скворчата. Вокруг себя повернитесь и в скворчат превратитесь. Молодцы, скворчата, теперь могу я вас отпустить полетать по лесу, послушать, как другие птицы щебечут. Но будьте осторожны, в лесу много хищников! Если услышите звук [Ц], остановитесь и ни в коем случае не шевелитесь, так вас хищнике и не заметят. Педагог поочередно называет звуки, слоги. Вокруг себя повернитесь и в ребят превратитесь. Птицы по лесу летали И немножечко устали. Ребята, посмотрите птицы сели на ветви дерева отдохнуть. Давайте осторожно подойдем и посмотрим. Посмотрите на нижнюю ветку дерева, кто здесь? СКВОРЕЦ, ВОРОБЕЙ, ВОРОНА, КУКУШКА – певчая птица. ЦАПЛЯ, ГОЛУБЬ, ДЯТЕЛ, ЛАСТОЧКА – хищная птица. ЖАР-ПТИЦА, ПИНГВИН, ПОПУГАЙ, ФЛАМИНГО – сказочная птица. СИНИЦА, ДИКИЙ ГУСЬ, ДИКАЯ УТКА, ЛЕБЕДЬ – не перелетная птица, не водоплавающая. Скворец, цапля, жар-птица, синица – какие разные все птицы. А есть ли у них что-то общее? Где же теперь птицы будут жить? Ребята, поможем птичкам заселиться в домик. В первом скворечнике будут жить птицы в названиях которых звук [Ц] в начале и т.д. Слова: скворец, цапля, синица, жар-птица. С первым заданием справились! Все узнали о звуке. Теперь второе. Что увидеть нам удастся? Прочитать, да в тетрадке написать? О чем это? Что же мы можем увидеть, написать и прочитать? Чем же отличается звук и буква?
Сейчас мы познакомимся с буквой! Это буква Ц. Буква Ц – внизу крючок, Будто с краником бачок.
Ребята, посмотрите у буквы Ц есть крючок, хвостик. Из скольки палочек состоит буква Ц? Все ли палочки одинаковые по длине? (покажите одинаковые, самую длинную, самую короткую).
Как же написать букву Ц? СЛАЙД! Один – средняя палочка, два – длинная палочка, три – средняя, оставляем маленький хвостик, четыре – короткая.
Теперь мы знакомы с буквой Ц, мы можем ее вернуть на место! Педагог разворачивает плакат. Включается аудиозапись голоса птиц. |
Дети отвечают.
При произношении звука воздушная струя встречает преграду – язычок. Звук [Ц] – глухой, т.к. голосовые складки не дрожат. Звук [Ц] твердый.
Дети произносят звук.
Дети играют в игру.
Дети называют.
Звук [Ц].
Это буквы! Звуки произносим и слышим, а буквы – читаем, видим и пишем.
Буква Ц состоит из четырех палочек. Палочки по длине разные.
Дети дописывают букву. |
III. Заключительная часть: Итог Оценка |
Ребята, вы слышите птичье щебетание? Что же это значит? Мы вернули Ц, птицы снова стали петь, мы помогли весне! Что же мы для этого сделали? Что было самым трудным? Что же вам больше всего запомнилось в путешествии? Похвалить детей. |
спасли птиц! |