Технологическая карта занятия «Автоматизация звука [Ц]. Словесное ударение»
Пояснительная записка к презентации
Государственное общеобразовательное учреждение
«Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир»
I ступень (начальная школа)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ
по учебному предмету «Развитие слухового восприятия и обучение произношению»
(2 занятия по 20 мин.)
1. Обучение произношению. Тема: Автоматизация звука [Ц]. Словесное ударение.
2. Развитие слухового восприятия. Тема: Природа. Живая и неживая природа. Текст «Солнце».
Составила:
Приходько Ольга Сергеевна,
учитель-дефектолог.
Чита, 2017 г.
Аннотация к технологической карте
Технологическая карта индивидуального занятия разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, программы для начальных классов специальных (коррекционных учреждений) для слабослышащих и позднооглохших детей, требованиями ГОУ «Центр специального образования», на основании примерной программы по учебным предметам «Начальная школа».
Технологическая карта разработана по учебному предмету «Развитие слухового восприятия и обучение произношению», предназначена для индивидуальных занятий с учащимися 3 класса с нарушением слуха.
Тема занятия:
«Автоматизация звука [Ц]. Словесное ударение» (Обучение произношению),
«Природа. Живая и неживая природа. Текст «Солнце» (Развитие слухового восприятия).
Тема занятия соответствует календарно-тематическому планированию, составленному на основе рабочей программы курса «Развитие слухового восприятия и обучение произношению» (II отделение), индивидуальные занятия.
Речевой материал занятия составлен с учетом возрастных и индивидуальных возможностей, имеющегося опыта ученика с нарушением слуха.
В ходе занятия наблюдаются межпредметные связи: с русским языком – тема «Имя существительное», с математикой – тема «Геометрические фигуры», с ООМ – тема «Природа: живая и неживая», «Солнце и звезды».
Цели и задачи занятия построены с учетом диагноза, структуры дефекта, компенсаторных возможностей ребенка, зоны его актуального и ближайшего развития, личностно-ориентированного подхода.
Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий речевого развития – фонетики, лексики, грамматики, связной речи – и обеспечивает интеграцию речевого и познавательного развития ребенка. Реализация этой установки обеспечивается гибким применением технологий на разных этапах занятия: проблемно-диалогических, информационно-коммуникативных, деятельностного подхода в обучении, развивающего обучения, игровых, здоровьесберегающих (Использование фонетической ритмика, дыхательная гимнастика, смена динамических поз, физкультминутки, упражнения для снятия зрительного напряжения). Использование методов обучения: частично-поисковых; информационно-рецептивных, использования ИКТ и наглядности способствует созданию интереса у учащегося к теме занятия; наглядности представления материала; оперативности контроля при выполнении заданий.
Структура занятия и методика проведения соответствует программным требованиям проведения индивидуальных занятия по РСВ и ОП.
I. Обучение произношению.
Основной целью обучению произношению является закрепление в устной речи учащегося произносительных навыков, их совершенствование и предупреждение распада.
Виды работ:
1. Упражнения для голоса, губ, языка.
Задачей этих упражнений является подготовка артикуляционного аппарата учащегося к произношению определенного речевого материала.
2. Упражнение по выработке слуховых дифференцировок.
Задачей упражнений является выяснение возможностей восприятия данного звука на слух, возможностей использования слуха в процессе постановки и коррекции звука.
3. Работа со схематическим профилем звука.
Задачей этого вида работы является формирование у учащегося зрительного представления о правильном положении органов артикуляции в момент произношения звука с целью осознания расположения органов артикуляции и приведения их в соответствующее положение.
4. Упражнения по выработке артикуляционных дифференцировок.
Задачей этих упражнений является овладение учащимся произношением звука и введением его в речь.
5. Упражнения по закреплению произношения звуков без опоры на звукоусиливающую аппаратуру.
II. Развитие слухового восприятия
Цель работы – это формирование речевого слуха, создание межанализаторных условно-рефлекторных связей восприятия устной речи.
Речевой материал условно разбит на разделы:
- Речевой материал обиходно-разговорного характера, относящийся к организации учебной деятельности;
- Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов;
- Тексты.
В процессе занятия ученик овладеет следующими УУД:
«Академический компонент»
Личностными результатами изучения темы станут умения: осознавать роль языка и речи в жизни людей; понимать особенности устных высказываний (интонацию, темп, тон речи; выбор слов).
Метапредметными результатами изучения темы станут умения:
Регулятивные универсальные учебные действия (УУД): определять и формулировать темы, цели деятельности на занятии с помощью учителя; уметь высказывать своё предположение; уметь работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в иллюстрациях, тексте; делать выводы в результате совместной работы с учителем; преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь учителя; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему, ключевые слова; выразительно читать текст.
Предметными результатами изучения темы станет сформированность следующих умений:
воспринимать на слух, слухо-зрительно материал разговорно-обиходного характера, общеобразовательных дисциплин, тексты в исполнении учителя; осознанно, правильно, выразительно читать.
Компонент «Жизненная компетенция»
Личностные УУД
Ученик научится: проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителя.
Регулятивные УУД
Ученик научится: адекватно воспринимать предложения и оценку учителя; различать способ и результат действия.
Коммуникативные УУД
Ученик научится: формулировать собственное мнение и позицию; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Технологическая карта индивидуального занятия содержит полное описание каждого этапа работы на занятии, в которых представлены определенные вопросы, задания, предлагаемые ученику, предполагаемые действия учащегося, способы взаимодействия учителя и ученика, а также ход использования презентации и наглядных пособий.
Технологическая карта занятия является современной формой планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика, дающая возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия всех участников учебного процесса.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА индивидуального занятия
Ф.И.О. учителя |
Приходько Ольга Сергеевна |
|
Место работы |
ГОУ «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир» |
|
Должность |
Учитель-дефектолог |
|
Класс |
3 |
|
Ученик |
Анастасия З. Диагноз: двусторонняя сенсоневральная тугоухость II - III ст. |
|
Предмет |
Развитие слухового восприятия и обучение произношению. |
|
Межпредметные связи: |
Русский язык, ознакомление с окружающим миром, математика. |
|
Форма работы |
Индивидуальная. |
|
Тема |
1. Обучение произношению. Тема: Автоматизация звука [Ц]. Словесное ударение. 2. Развитие слухового восприятия. Тема: Природа. Живая и неживая природа. Текст «Солнце». |
|
Тип |
закрепление знаний |
|
Цель |
Автоматизировать навык правильного произношения звука [Ц] в слогах, словах, фразах. Развивать слуховое восприятие на речевом материале с уроков окружающего мира, русского языка, текста. |
|
Задачи |
||
Предметные ( образовательные) |
- Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [ц]; - Продолжать учить, правильно произносить звук [ц] в слогах и словах. - Формировать ЗУНы воспроизводить слова с соблюдением их звукового состава, с выделением словесного ударения и соблюдением правил орфоэпии ; - Формировать умение воспринимать на слух фразы разговорно-обиходного характера; - Закрепить навыки восприятия речевого материала с уроков окружающего мира, русского языка, текста на слух; работать с разрезным текстом. |
|
Личностные ( воспитательные) |
- воспитывать стремление говорить правильно, четко проговаривая звуки родного языка; - воспитывать самоконтроль, взаимоконтроль; - воспитывать положительную мотивацию к учению. |
|
Метапредметные ( развивающие) |
Познавательные: |
|
Коррекционные |
Формировать слуховые представления, способствовать накоплению и пополнению слухового словаря. Формировать навык восприятия и понимания обращённой речи на слух. Усилить слуховой компонент в слухо-зрительном восприятии речи. Формировать умения воспринимать речевой материал со слуховым аппаратом и без него на всё увеличивающемся расстояние. Формировать коммуникативную функцию речи. Развивать и совершенствовать психические функции слабослышащего ребёнка. |
|
Оборудование урока Учебно-методический комплекс: Печатные пособия: Технические средства обучения: |
Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. - М., Просвещение, 1989 Автоматизация звуков в игровых упражнениях. Альбом/Л.А.Комарова.-М.Издатальство ГНОМ и Д,2008. Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе по развитию слухового восприятия и обучению произношению. Профили звуков. С. Картинки, иллюстрации, таблички по темам занятия. Презентация «Звук [Ц]», «Солнце». |
|
Технологии, методы и приемы |
Технология деятельностного подхода в обучении. Технология развивающего обучения. Игровая технология. Технология здоровьесбережения. Методы обучения: частично-поисковый или эвристический; объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный: рассказ, объяснение. |
|
Организационная структура индивидуального занятия |
||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащегося |
|
I. Мотивационно-целевой ( организационный) этап (1-2 мин). Цель: Создание эмоционального положительного фона занятия. Слайд 1. Приветствие: День наступает,| природа оживает | Солнышко встаёт,| нам свет даёт!|| Слайд 2. |
||
Учитель приветствует учащегося Задает организационные вопросы. Спрашивает. - [Поздоровайся!] - [Аппарат работает?] .- [Как ты слышишь?] - [Что ты будешь делать на занятии?] - Внимательно слушай меня и правильно говори звуки в словах. |
Ученик приветствуют учителя, отвечает на поставленные вопросы. - Можно войти в слуховой кабинет? - Доброе утро! - Да, аппарат работает - Я слышу хорошо. - Я буду слушать и говорить. |
|
II. Обучение произношению (18 мин.). |
||
Голосовые и дыхательные упражнения (4-5 мин.). |
||
(Слайд 3). Говори гласные звуки протяжно А__О__У__И__Ы__Э__ Говори гласные звуки кратко АО У И ЫЭ ( под счёт, маршируя) Говори громко, тихо, шёпотом А______ А______ О____У_____ А_____О_____У_____И____Ы______ - Будем работать над дыханием. -Сделай длинный вдох через рот, а выдох через нос. -Сделай вдох ртом, а выдох через нос. (Слайд 4). Прочитай предложение на одном выдохе. Солнце- самая близкая к Земле звезда. Солнце- Солнце- звезда. Солнце- самая близкая звезда. Солнце- самая близкая к Земле звезда. - Что мы делали? |
А___О____У_____И____Ы____Э___ АОУИЫЭ А ______ А______ О_______ У_______ А______О______У_____И_____Ы_______ |
|
Работа над звуком Ц (13-15 мин.). |
||
Закрой, глаза и попробуй отгадать, над каким звуком мы сегодня будем работать. -Какой звук? -Правильно, сегодня мы будем работать над звуком ц. |
На основе тактильных ощущений ученица должна отгадать звук Ц. |
|
Артикуляционная гимнастика (Слайд 5). |
||
-Будем делать артикуляционные упражнения. Рассмотри картинки, вспомни, как называются упражнения для язычка, выполни их перед зеркалом. |
«Месим тесто», «Блинчик», «Качели», «Чистим зубки», «Киска сердится». |
|
Уточнение профиля произношения Характеристика звука (Слайд 6). Чтение слогов, слов, предложений. |
||
- Посмотри на профиль звука Ц и ответь на вопросы. - Кончик языка вверху или внизу? - При произнесении звука Ц есть (нет) голос? -Дай характеристику звуку. - Послушай и повтори слоги: (с элементами фонетической ритмики) Слайды 7-9. ац ац—уц—оц цац цац—цуц—цыц оц уц—иц—ац цоц цоц—цыц—цуц уц оц—ац—иц цуц цуц—цоц—цац иц иц—оц—уц цыц цыц—цац—цоц - Дополни предложения. Прочитай слова. Продаёт перец... Поёт на концерте... Плавает на соревнованиях... Занимается борьбой... Живёт в скворечнике... Хитрит всё время... Танцует на концерте... Работает в полиции... -Что ты делала? |
- Кончик языка внизу - Голоса нет. Ц –всегда твёрдый глухой согласный.
Ребёнок повторяет Ученик дополняет предложения словами и читает. Я правильно говорила звук ц. Читала слова, предложения. |
|
Работа над словесным ударением (Слайд 10). |
||
- Из чего состоят слова? - Какие бывают слоги? -Как мы говорим ударные слоги? -Как мы говорим безударные слоги? Отхлопаем ритм. татататата татататата татататата татататата татататата татататата -Прочитай стихотворение с ударением. соблюдай паузы. |
Слова состоят из слогов. Слоги бывают ударные и безударные. Ударные слоги мы говорим громче и протяжней. Безударные слоги мы говорим тихо и кратко. Тучка прячется за лес, Смотрит солнышко с небес. И такое чистое, Доброе, лучистое. Если б мы его достали, Мы б его расцеловали. |
|
III. Динамическая пауза (1-2 мин.). Слайд 11. Цель: снятие наступающего переутомления, восстановление работоспособности, повышение эффективности занятия. |
||
Физкультминутка выполняется под музыкальное сопровождение. Вот как солнышко встает, Выше, выше, выше. К ночи солнышко зайдет Ниже, ниже, ниже. Хорошо, хорошо, Солнышко смеется. А под солнышком нам Весело живется. |
Поднять руки вверх. Потянуться. Присесть на корточки. Руки опустить на пол. Хлопать в ладоши. Улыбаться. |
|
IV. Развитие слухового восприятия (20 мин.). |
||
I.Речевой материал разговорно-обиходного характера (1-2 мин.). Цель: проверка знаний учащегося фактического материала и основных понятий |
||
Какое сейчас время года? Было? Будет? Какие изменения произошли в природе? |
Отвечает на вопросы, корректирует свое произношение с помощью учителя |
|
II. Речевой материал общеобразовательных дисциплин (5-7 мин.). Цель: совершенствование умений самостоятельно добывать и систематизировать знания. |
||
Русский язык. Слайд 12. |
||
Послушай и ответь на вопросы: - Какая часть речи отвечает на вопросы кто? что? -На вопрос, КТО? отвечают, какие предметы? -На вопрос, ЧТО? отвечают, какие предметы? На слайде будет появляться картинка, тебе надо определить в какой домик ты её поселишь? (Слайд 6) -Внимательно смотри на экран и думай |
Выполняет задание, отвечает на вопросы, корректирует свое произношение с помощью учителя - Имя существительное. -Живые предметы. -Неживые предметы. |
|
Математика Слайд 13 - 14. |
||
Послушай и ответь на вопросы: Цель: развивать логическое мышление, смекалку, находчивость, сообразительность, умение делать осознанный выбор и принимать самостоятельные решения Назови фигуры, которые ты видишь на рисунке. (Рисунок с изображением домика состоящего из: крыша-треугольник, сам домик-прямоугольник, окно в домике-квадрат.) У какой фигуры нет начала и конца? Крышка стола имеет четыре угла. Один из них отпилен. Сколько углов стало? |
Выполняет задание, отвечает на вопросы, корректирует свое произношение с помощью учителя Прямоугольник, квадрат, треугольник. Круг 5 |
|
Текст (10 мин.). Слайды 15-17. |
||
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) Цель применения проблемного задания – это усвоение учеником знаний об основных этапах решения проблемы, их содержание и последовательности выполнения. Создает проблемную ситуацию. Организует учащегося по исследованию проблемной ситуации. |
||
Работа по закрытой картинке. -Что такое природа? -Какая бывает природа? -Назови «живую», «неживую» природу. - Как ты думаешь, о чём мы сегодня будем говорить? - Я приготовила для тебя картинку. Твоя задача отгадать, что на ней изображено. - Ты можешь задавать мне вопросы. - На картинке изображён объект неживой природы. - Он жёлтого цвета. - Он находится на небе. -Это изображение солнца. - На занятии мы будем говорить о солнце |
Природа - это всё то, что нас окружает. Природой нельзя назвать то, что создано руками человека. Природа бывает «живая», «неживая». Растения, животные, человек - это живая природа. Солнце, небо, облака, земля, камни, вода, дождь, снег- это неживая природа.
-Что изображено на картинке? -Какого он цвета? -Где в природе находится этот объект? Мне кажется, что это…. Я думаю, что…. |
|
Послушай текст и скажи, что ты услышала. Солнце. Солнце-это звезда, раскалённое небесное тело. Оно излучает свет. Этот свет очень яркий, он слепит глаза. Поэтому смотреть на Солнце незащищёнными глазами нельзя. Солнце - это самая близкая к Земле звезда. Поэтому оно кажется таким большим, а все другие звёзды- маленькие. За Солнцем хорошо наблюдать в ясную погоду, когда небо голубое, а на нём небольшие белые облака. - Что ты услышал? - Сейчас мы будем складывать текст, слушай внимательно. - Будем отвечать на вопросы. - Что такое солнце? -Почему нельзя смотреть на солнце незащищёнными глазами? - Как надо оберегать глаза от солнечного света? Зарядка для глаз «Солнышко и тучка» (1-2 мин.) Слайд 19. Цель: профилактика, направленная на сохранение остроты зрения и снятие напряжения уставших глаз. - Почему солнце кажется больше, чем другие звёзды? -Когда лучше всего наблюдать за солнцем? -Что даёт нам солнце? -Подбери прилагательные к слову солнце? Дополни предложение: Солнце …… свет. Солнце - самая близкая…… За Солнцем хорошо наблюдать... (Слайд 20) |
Слушает учителя. Отвечает на вопросы. Корректирует свое произношение с помощью учителя. Выполняет задание, корректирует свое произношение с помощью учителя.
Отвечает на вопросы. Выполняет задание, корректирует свое произношение с помощью учителя. |
|
IV. Восприятие материала без слухового аппарата (1-2 мин.) |
||
Даёт установку на восприятие материала занятия без аппарата. - Сними аппараты. - Послушай и повтори: Окружающий мир, живая природа, неживая природа, небесное тело, слепит глаза, хорошо наблюдать, спасибо за работу. |
Выполняет задание, корректирует свое произношение с помощью учителя. |
|
V. Рефлексия деятельности (1-2 мин.). Цель: формулирование полученных результатов, определение цели дальнейшей работы, скорректирование своих последующих действий. |
||
Слайды 21-22. Задает вопрос: - Что ты делала на занятии?
Оценивает работу ученика. - Оцени свою работу с помощью трех цветов: - Мне хочется поблагодарить тебя за активность, инициативность. Послушай, какую оценку, я поставила за занятие. За экраном. - Ты слушала внимательно, старалась правильно говорить. Ты молодец! Пять: |
Отвечает на вопрос. - Мы говорили звук ц, отвечали на вопросы, повторили что такое ударный и безударный слог, прочитали про солнце. Оценивает свою деятельность. -Я молодец. |
Нургалиева Ляля Равильевна
Приходько Ольга Сергеевна
Олег Владимирович
Приходько Ольга Сергеевна
Сергей Владимирович
Приходько Ольга Сергеевна