Конспект фронтального занятия по автоматизации звука «Звук [Ш]. Буква Ш. Северный полюс»
Конспект фронтального занятия по автоматизации звука.
Тема: «Звук [Ш]. Буква Ш. Северный полюс».
Цель: Автоматизация звука [Ш] на материале лексической темы «Северный полюс».
Задачи:
- образовательные: формирование знаний о механизмах организации звука [Ш]; формирование знаний характеристики звука; закрепление понятий звук, слог; закрепление представлений об отличительных признаках звука и буквы; формирование навыков написания буквы Ш; активизация словарного запаса на речевом материале лексической темы «Северный полюс».
- развивающие: совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата; развитие кинестетических ощущений на данный артикуляционный уклад; развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза; развитие навыков звуко-буквенного анализа с использованием графической схемы; развитие логического мышления; развитие воображения;
- воспитательные: воспитание интереса к занятию; формирование усидчивости; воспитание положительной мотивации к обучению;
- коррекционные: закрепление правильного артикуляционного уклада звука [Ш]; закрепление правильного произношения звука [Ш]; закрепление оптического образа буквы Ш.
Оборудование: зеркала, картинный материал по теме «Северный полюс», графические схемы звуков, слогов; буква Ш.
Ход занятия
Этап |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
1. Организационный момент |
Здравствуйте, ребята, проходите.
Ребята, посмотрите, у каждого есть карточка, вы должны назвать, кто там нарисован, посчитать слоги и поставить карточку к подходящей схеме. Посмотрите, здесь (указывает на схему) один слог, два слога, три слога. Например, это альбатрос (показывает карточку), аль-бат-рос – в этом слове 3 слога (ставит карточку к подходящей схеме). Ребята, морж, тюлень, медведь – это кто? Почему их называют «северные»? На Севере очень холодно, что же им помогает выжить? |
Дети проходят в группу, у каждого по карточке, на которой нарисованы животные Севера.
Дети называют животное, которое изображено на карточке, отхлопывают слоги, соотносят со схемой. Дети отвечают. Дети отвечают. Дети отвечают. |
2. Сообщение темы занятия. |
Ребята, а ведь люди тоже живут на Севере, но у нас нет толстой кожи, теплого густого меха. Как же человек спасается от холода? (Направить мысль детей к одежде). Давайте сейчас выберем ту одежду, которая защитит человека от холода! Ребята, послушайте внимательно: ш-ш-шуба, ш-ш-шапка, ш-ш-шарф. Что общего в этих словах? Умнички! Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком и буквой Ш, а помогут нам в этом северные животные! |
Дети отвечают.
Дети выбирают: шуба, шапка, шарф. В этих словах слышится один и тот же звук – [Ш]. |
3. Артикуляционная гимнастика. |
Они нам прислали карту, план, а мы должны научить их выполнять гимнастику для губок и язычка. «Окошко», «Чашечка», «Саночки», «Качели (широкие)». |
Дети выполняют артикуляционную гимнастику. |
4. Анализ артикуляции. |
Итак, посмотрим, кто же первым нам поможет раскрыть тайну звука [Ш]. Педагог зачитывает первое задание плана. За треской и за селедкой Он ныряет очень ловко, Может плавать целый день Этот северный… (тюлень) Педагог показывает картинку-ответ. Задание от тюленя: Наши губы, язычок Все время занимаются. Знать им нужно как Звуки получаются! Сейчас мы и узнаем как же получается звук [Ш]. Возьмите зеркала, произнесите звук [Ш]. Губы открыты или закрыты при произношении звука Ш? А теперь посмотрите в зеркало и скажите, губы окошечком или в улыбке? А зубы открыты или закрыты? Кончик языка находится вверху или внизу? Язычок чашечкой или солдатиком? Поднесите ладошку ко рту и произнесите звук Ш. Какая воздушная струя: теплая или холодная, длинная или короткая? А теперь приложите ладошку к шее и произнесите звук Ш. Дрожат или не дрожат голосовые складки? |
Дети отгадывают.
Дети отвечают, выбирают соответствующие карточки. |
5. Характеристика звука. |
Не летает эта птица, В Антарктиде между льдин Ходит важно и гордится Мореплаватель… (пингвин) Педагог показывает картинку-ответ. Задание от пингвина: Бывают звуки разные: Гласные, согласные, Твердые и мягкие, Звонкие, глухие – Все для нас родные! Ребята, сейчас-то мы и узнаем, какой это звук гласный или согласный. Когда произносим этот звук воздух свободно выходит или встречает преграду?
Звук [Ш] звонкий или глухой?
Звук [Ш] мягкий или твердый? Этот звук всегда твердый, у него нет младшего братика мягкого звука. |
При произношении звука воздушная струя встречает преграду – язычок. Звук [Ш] – глухой, т.к. голосовые складки не дрожат. Звук [Ш] твердый. |
6. Изолированное произношение. |
Вот теперь-то мы знаем, как этот звук образуется! Давайте все вместе произнесем этот звук. Теперь закройте глазки и произнесите еще раз этот звук. На что похоже звучание этого звука? |
Дети произносят. Дети выполняют.
Варианты ответов детей. |
7. Физкультминутка. |
Ребята, выходите, сейчас мы поиграем! Педагог произносит звук, выполняет соответствующие движения. Шумят деревья. Шипит гусь. Шипит змея. Надуваем шарик. |
Дети выполняют. |
8. Развитие фонематического звука. |
Следующая остановка: Летает бесшумно Кругом голова! Полярная белая Птица… (сова) Педагог показывает картинку-ответ. Задание от совы: Шум леса, шарик, Гусь шипел, Ты звук поймать успел? Ребята, нам сейчас надо навострить ушки, стать внимательными, как сова. Как только услышим шум, шуршание, хлопнем в ладоши. Нам надо поймать звук [Ш]. Педагог произносит звуки, затем слоги. Итак, пятая остановка: Неуклюжий и большой, Только в море он герой, С клыками острыми как нож, Любитель рыбы толстый… (морж) Задание от моржа: Звук любит в прятки поиграть: Есть в слове морж (морш), Но нет – моржи, Скорей его ты отыщи! Ребята, звук захотел поиграть в прятки, он спрятался в словах, а вот в каких, это вы должны найти. Педагог демонстрирует карточки, на которых нарисована одежда, дети определяют наличие звука в словах. |
Дети выполняют.
Дети выполняют. |
9. Связь звука и буквы. |
Он на Севере живет. Снежный наст копытом бьет, Из-под снега корм добудет, Воду соленую очень он любит! (олень) Задание от оленя: Что увидеть нам удастся? Прочитать, да в тетрадке написать? О чем это? Что же мы можем увидеть, написать и прочитать? Чем же отличается звук и буква?
Сейчас мы познакомимся с буквой! Это буква Ш. Посмотрите внимательно и скажите, из скольких палочек состоит буква? А вот еще одна задачка от оленя: найдите букву! Теперь попробуем написать букву! Для того, чтобы правильно написать букву, мы должны знать как она пишется. Педагог демонстрирует этапность написания буквы. Теперь самостоятельно напишите букву на бархатной бумаге, в тетради. |
Это буквы!
Звуки произносим и слышим, а буквы – читаем, видим и пишем. Буква состоит из четырех палочек.
Дети выполняют задание.
Дети пишут букву на бархатной бумаге, в тетради. |
10. Закрепление звука в слогах. |
Живет он там, где холода, И ловит рыбку из-под льда. Он в шубе белой щеголяет, Умеет плавать и ныряет. (белый медведь) Задание от белого медведя: Звуки, буквы тоже ведь общаются, Рядом встанут в слоги превращаются. Что же такое слог? Когда звуки или буквы вместе соединяются, они превращаются в слоги. Давайте попробуем звуки превратить в слоги! Что получится, если сначала я произнесу А, а потом Ш? О+Ш=? У+Ш=? Ш+А=? Ш+О=? Ш+У=? Теперь поиграем в игру наоборот! Я произнесу слог ША! Какой фишкой обозначаем слог? Сколько звуков вы слышите? Назовите первый звук. Назовите второй звук. Звук [Ш] согласный или гласный? Твердый или мягкий? Какой фишкой обозначим? Запишите букву. Звук [А] гласный или согласный? Какой фишкой обозначим? Запишите букву. |
Дети отвечают.
Дети выполняют анализ слога. |
11. Итог. |
С каким звуком познакомились? Согласный или гласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий? Посмотрите на карту, эти животные (перечисляет) помогли нам раскрыть тайну звука, а эти (перечисляет) – тайну буквы. Что получилось (на карте вырисовывается буква ш)? |
Дети отвечают. |
12. Оценка. |
Педагог дает оценку деятельности детей. |