12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Комарова Елена Акимовна45

Тема: Звук и буква «Ц».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: познакомить с новым звуком и буквой «Ц». Формировать навык чтения прямых и обратных слогов, слов с буквой «Ц».

Задачи:

Образовательные:

уточнить знания детей о гласных и согласных звуках;

учить правильно произносить звук «Ц», соотносить с буквой «Ц», распознавать в словах;

формировать навык слияния слогов.

Коррекционно-развивающие:

развивать артикуляционный аппарат обучающихся;

развивать фонематический слух на основе звукобуквенного анализа;

коррегировать зрительное, слуховое восприятие через использование коррекционных упражнений на запоминание и узнавание звука и буквы.

Воспитательные:

воспитывать положительное отношение к чтению как виду речевой деятельности;

учить слушать одноклассников и учителя, задавать вопросы;

Методы и приемы:

Словесные: фонетическая зарядка, беседа, рассказ, игра, чтение слогов и предложений.

Наглядные: иллюстрации, наборное полотно.

Практические: моделирование букв.

Оборудование: картинка Пети, презентация, разрезная азбука, наборное полотно, карточки для индивидуальной работы, пластилин, человечки для рефлексии.

Ход урока

Организационный момент.

-Ребята, встаньте красиво, подравняйтесь. Проверьте, у вас на парте должен быть букварь, пластилин, пр.карандаш, касса букв и конверт.

Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться

Слушаем внимательно, работаем старательно.

-Садитесь.

Подготовка к восприятию нового материала.

Слоги заблудились.

-К нам на урок пришел Петя. Посмотрите, что он принес? (Слоги).

-Прочитайте их. (рок, У).

-Помогите их расставить так, чтобы получилось слово. (Ученик выполняет задание около доски).

-Причитайте слово хором.

- Как называется наш урок? (Обучение грамоте).

-Чем мы занимаемся на уроке обучения грамоте? (Учимся читать).

-Чтобы уметь читать, что нужно знать? (Буквы).

Упражнение «Угадай букву».

Цель: Сейчас мы проверим хорошо ли вы знаете буквы.

-Ребята, достаньте из конвертика карточку. Положите ее перед собой. Возьмите простой карандаш. Допишите буквы.

1,2-я группа: дописывают буквы д,е,и,н,п,ш,.

3-я группа: д,е,и,н,п.

4-я группа: д,е,и,н,п с опорой на образец.

-Сравните работу с образцом. (Дети смотрят на экран).

-Назовите буквы. (Каждая группа дополняет буквы).

-На какие 2 группы мы их можем разделить? (гласные и согласные).

-Назовите гласные (е,и), согласные (д,н,п,ш)

-Что вы знаете о гласных? (мы их поем)

-Что вы знаете о согласных? (звонкие, глухие, твердые, мягкие).

Молодцы, хорошо знаете буквы и звуки.

Целевая установка.

-Ребята, сегодня мы познакомимся с новым звуком, узнаем как он обозначается, будим читать слоги, слова и составлять предложения с новой буквой.

Артикуляционная гимнастика.

-Ребята, а чтобы правильно произносить все звуки подготовим наш язык к работе.

«Горка» (улыбнулись, рот приоткрыт, выгнули язычок, уперлись кончиком язычка в нижние зубы). Повторить 3 раза.

«Часики» (улыбнулись, открыли рот, кончик языка переводим из одного уголка рта в другой). Повторить 3 раза.

«Качели» (улыбнулись, открыли рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы). Повторить 3 раза.

Улыбнулись, «произнесите звуки т-с…».

-Итак, зачем мы делали эти упражнения? (Чтобы правильно произносить звуки).

Изучение нового материала.

- Для нас Петя приготовил загадку. Отгадайте, о ком идет речь.

На одной ноге стоит

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

(Показ картинки цапли).

-Что вы знаете о цапле? (Перелетная птица).

-Почему она прилетела к болоту? (Цапли живут на болотах).

-Чем она питается? (питается лягушками и рыбой).

Выделение нового звука.

Цель: Сейчас мы будем учиться выделять новый звук.

Учитель произносит слово «цапля».

-произнесите его хором. (Цапля).

-Разделите слово на слоги (цап-ля).

-Сколько слогов в слове? (2).

-Назовите первый слог (цап), второй слог (ля).

-Произнесите только первый слог и послушайте какой первый звук мы слышим. (цап).

-Какой первый звук вы услышали? (Ц).

-Посмотрите, как я произношу звук «Ц». Губки улыбаются, зубки сближены, но не закрыты. Язычок внизу.

-Произнесите звук «ц» хором, по одному.

-Произнесем еще раз звук «Ц» и понаблюдаем, свободно выходит воздух или нет.

- Какой звук «Ц»? (согласный).

-Каким цветом его обозначим? (синим).

- Давайте определим звонкий или глухой? ( Дети прикладывают ладошку к горлу).

- Ребята, еще звук «Ц» всегда твердый.

- Охарактеризуйте звук «Ц». (согласный, глухой, твердый).

-Какой новый звук мы учились слышать и произносить? (Звук «Ц»).

Вывод: Звук «Ц» согласный, глухой, всегда твердый.

Игра «Хлопочки». (стоя)

Цель: А сейчас мы будем учиться слышать звук «Ц» в словах. Для этого Петя предлагает поиграть в игру «Хлопочки».

- Я вам буду называть слова. Если вы услышите звук «Ц», нужно хлопнуть в ладоши над головой.

(ЗАЯЦ, ВРАЧ, ЦЫПЛЕНОК, УДОЧКА, ПАЛЕЦ, ЧАЙ, ЦВЕТОК).

- Какой звук мы учились слышать? («Ц»).

Определение места звука в слове. Игра «Лото».

Цель: Сейчас мы определим, где может стоять звук «Ц» в слове.

-Достаньте из конверта игровое поле и картинки.

-Возьмите карточку №1. Кто на ней изображен? (Заяц).

-Произнесем слово хором и послушаем, где стоит звук «Ц». (в конце). Сверьте с образцом. И т.д.

-Сверьте с образцом.

Вывод: Звук «Ц» может находиться в начале, конце и середине слова.

Знакомство с буквой «Ц».

Цель: А теперь мы узнаем как выглядит буква «Ц» и будем учиться находить ее среди других букв.

Вот какая буква Ц:

С коготочком на конце.

Коготок – царапка –

Как кошачья лапка.

- С чем сравнивают букву? (С кошачьей лапкой).

-Это большая буква «Ц». Она пишится в начале предложения и именах людей. Это маленькая буква «Ц».

- Из каких элементов состоит буква «Ц»? Какой элемент необычен? (хвостик на конце).

- Найдите эту букву в «кассе букв». Покажите. (Один ученик выполняет у доски).

Конструирование буквы «Ц».

Дети лепят ее из пластилина.

4-я группа - выкладывание буквы по трафарету.

Цель: А сейчас мы с вами немного отдохнем.

Физминутка

«Цапля».

Очень трудно нам стоять

Ножку на пол не спускать.

И не падать, не качаться,

За соседей не держаться.

(Повторить упражнение два раза, сначала на одной ноге, потом на другой).

Чтение слогов с изученным звуком.

Цель: Сейчас мы будем читать слоги с буквой «Ц». (Слоги написаны на доске).

АЦ ЕЦ ЯЦ ЦА ЦЫ ЦО ИЦ ОЦ

Хоровое чтение слогов;

Индивидуальное чтение (сильный ученик, слабый ученик).

Чтение слогов цепочкой.

Первичное закрепление материала.

Цель: Мы прочитали слоги, а теперь будем читать слова.

Работа с учебником (стр. 118)

-Откройте букварь по закладке. Перелистните, найдите нашу новую букву.

Чтение столбиков слов (сильные ученики, затем слабые).

- Что заметили? (Все слова оканчиваются на букву «Ц»).

Чтение по эстафете.

-Какое слово вам не понятно? (Кузнец).

Словарная работа.

Кузнец - это человек, который кует из железа различные предметы. Это профессия очень тяжелая, но очень уважаемая и почетная. Она существует и в наше время.

-Составьте предложения со словами: заяц, отец, огурец, палец, молодец, кузнец.

Итог урока.

- С каким новым звуком и буквой мы познакомились?

- Дайте характеристику звуку «Ц».

Рефлексия.

-Оцените свою работу на уроке. Если вы все задания выполняли и не отвлекались, поставьте своего человечка на верхнюю ступеньку, а если не все задания выполнили – на нижнюю.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.