Конспект и презентация урока краеведения в 5 классе «Кто живет, тот и названия дает»
Пояснительная записка к презентации
Конспект урока краеведения в 5 классе по книге «Мой Пермский край»
Часовских Л.Л., учитель истории и обществознания МАОУ «Гуринская СОШ» Пермского края
Тема урока: «Кто живет, тот и названия дает» Пояснительная записка.Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
- Познавательная – познакомить с историей географических названий, исследовать историю своих родных сёл, деревень, рек.
- Развивающая – развитие учебно-информационных умений и навыков для последующей информационной, исследовательской деятельности.
- Воспитательная - воспитывать любовь к истории своего родного края.
Методы обучения: частично – поисковый, исследовательский методы.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Учебно-методический комплект: Н.П.Горбацевич, Д.М.Софьин, О.В.Власова, Д.А.Кормилин «Мой Пермский край. Странички далеких и близких времен».
Оборудование:
- Фраг менты документальных текстов.
- Презентация к уроку.
- Фотографии.
Урок проводится по технологии развития критического мышления.
Структура урока по данной технологии:
1 этап «Вызов»:
- актуализация знаний;
- пробуждений познавательного интереса;
2 этап «Осмысление»
Активное восприятие информации. Слушая учителя или читая текст, учащиеся отбирают ту информацию, которая им необходима для удовлетворения своих познавательных запросов. Это обуславливает активность при восприятии материала.
3 этап Рефлексия (размышления)
- обобщение и систематизация материала;
- определение направлений для дальнейшего изучения темы;
В ходе работы по данной технологии будут использоваться следующие приемы:
- Кластер
- Слушание и чтение с пометками
- Встреча со старожилами
Предварительная подготовка к уроку. Учащимся дается задание:
- Выписать назва ния деревень, сел, рек, где вы живете.
- Выписать названия каких-то особых, знаменательных мест. Поспрашивать у старожилов, почему эти места так называются.
- Предположите сами, почему ваши деревни так называются.
- Подготовить встре чу со старожилами исчезнувших деревень. Подготовить вопросы для гостей.
Ход урока:
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Оргмомент |
Приветствует учащихся. Обращает внимание на гостей. |
Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. |
Целеполагание и мотивация |
Организует работу с терминами «топонимика, пермь», используя кластер. Определяем роль «топонимики» для истории, географии. |
Учащиеся определяют тему и цель урока и готовы к активной учебной деятельности. |
1 этап – «Вызов» /актуализация знаний/ 2 этап – «Осмысление» /приобретение новых знаний и их первичное закрепление/ |
Что вы узнали дома про названия ваших деревень? ( по материалам предварительной подготовки к уроку). Что можно определить по названиям населенных пунктов, рек, местностей? Определяем тему нашего урока. Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? Поставим цель, сформулируем его. 1) Презентация к уроку ( презентация показывается по ходу урока) 2)Встреча со старожилами. У нас сегодня гости. Они нам много интересного расскажут про старые деревни, их названия. 3) Работа с текстами в группах. Изучаем информацию из текстов. 4) Работа по учебнику. Чтение с пометками: что вы узнали нового, что вас удивило? (стр.27-28) 5) Работа с картами Коми-пермяцкого округа, Пермского края, стр.26 учебника. 6) Учитель подводит к выводу по блоку нового материала. |
Отвечают на поставленные вопросы. 1) Слушая информацию учителя из презентации, делают записи в тетради, обсуждают. 2) Задают вопросы, интересуются, делают пометки, отвечают на вопросы, отмечают непонятное для них. 3) Читая и слушая новую информацию, делают пометки, записи в тетрадях. 4) Учащиеся исследуют новые слова, что они обозначают, из какого языка они пришли. Обобщают ответы, делают вывод. 5) Выписываются названия, которые произошли из коми-пермяцкого языка. Сравниваются разные карты. 6) Учащиеся делают выводы. |
Рефлексия /обобщение и систематизация знаний/ |
Учитель предлагает сравнить знания в начале урока и в конце урока. Что знали и что знаем сейчас. Вопросы: что бы вы хотели еще узнать? Хотели бы вы исследовать другие географические названия, откуда они произошли? – заполняется «Хочу узнать»:… |
Ученики сравнивают, отвечают на вопросы: что бы вы хотели еще узнать? |
Информация о домашнем задании и инструктаж учащихся по его выполнению. |
Предлагает два варианта домашнего задания: 1 вариант: составить кроссворд из названий деревень; 2 вариант: создать энциклопедическую статью о названии вашего населенного пункта, реки, на которой стоит населенный пункт. 3 вариант: разгадать кроссворд на стр.29. |
Учащиеся выбирают вариант задания, записывают. |
Оценивание работы на уроке |
Благодарит за работу. |
Приклеивают смайлики на оценочный лист |
На следующий урок предлагается экскурсия в музей школы или в Окружной краеведческий музей г. Кудымкар.
Учебно-методическое обеспечение.
Н.П. Горбацевич, Д.М.Софьин, О.В.Власова, Д.А.Кормилов изд-во «Книжный мир», «Мой Пермский край»(Странички далеких и близких времен), -2015.
Список литературы.
1. А.М. Белавин, Н.Н. Агафонова, Н.Б. Крылысова, М.Г. Нечаев, А.Б. Суслов «Страницы истории Земли Пермской», Пермь «Книжный мир», 1997 г.
2. Н.В. Иванова, А.А. Неулыбина, Е.А. Черных «География Пермской области» Пермское книжное издательство, 1984 г.
3. «Твое Прикамье», Пермь книжное издательство, 2002 г.
4. Чагин «Народы и культура Прикамья в 19- 20 веках»
5. «Прикамье: страницы далёких и близких времён».
6. Интернет сайт: http://www. .perm1.ru
Презентация к уроку "Кто живет , тот и названия дает"
PPT / 2.42 Мб